Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

МОДЕЛИ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЕЩАНИЯ В РАЗВИТЫХ РЫНОЧНЫХ ДЕМОКРАТИЯХ




В большинстве стран Западной Европы финансирование общественного ТВ основывается на существовании абонентской платы за пользование телевизорами и радиоприемниками. В некоторых странах сохраняется и взнос в случае покупки домашней аппаратуры. Исторически абонентская плата рассматривалась вещательными монополиями как средство гарантирования институциональной независимости и укрепления автономной роли общественного вещания.

Однако современное состояние медиарынка делает этот метод финансирования все менее привлекательным. Важнейшей причиной этого становится возрастание стоимости производства телепрограмм в условиях растущей конкуренции с коммерческими каналами, не требующими от зрителей прямого финансирования. Естественной реакцией общественных вещателей на такое экономическое давление традиционно являлось повышение абонентской платы, которое давало эффект только в условиях монополии. Сегодня же, в условиях сокращения рыночной доли общественного ТВ и сокращения зрительского интереса, повышение абонентской платы не может дать желательного эффекта.

Следствием растущих трудностей становится переход общественных вещательных компаний к частичной трансляции рекламы. Данные табл. 24 подтверждают, что «чистых» общественных вещателей, то есть финансируемых только за счет абонентской платы, в Западной Европе значительно меньше, чем компаний со смешанным финансированием. Однако даже в тех случаях, когда реклама является допустимой формой финансирования, она подвергается значительным ограничениям. Последние варьируются от страны к стране, но общим для всех западноевропейских вещателей моментом остается запрет на использование рекламы в программах новостей.

Конкретные формы реализации концепции общественного вещания в национальных контекстах показывают, что его реальные модели значительно отличаются друг от друга. Поэтому и сама концепция в зависимости от национальной специфики может существовать в разных формах – от «чистого» общественного вещания, изначально действующего в условиях конкуренции с коммерческими телеканалами (хотя прямо сопоставлять ВВС в Великобритании и Yleisradio в Финляндии сложно), до общественно-государственного (France Television во Франции) или публично-правового (ARD и ZDF вГермании).

Важнейшей общей чертой деятельности общественных вещателей в Западной Европе сегодня стало сосуществование общественного и коммерческого телевидения. Для экономики общественного ТВ такая ситуация имеет по крайней мере два очевидных последствия. Во-первых, число зрителей, готовых платить абонентскую плату, сокращается, что напрямую бьет по бюджету общественных вещателей. Во-вторых, для последних конкуренция с высокозатратными развлекательными программами коммерческих каналов становится все более тяжелым экономическим бременем. Увеличивая затраты на те программы, которые призваны выполнять только одну из трех обязательных функций общественного ТВ – развлечения, компании вынуждены сокращать средства, идущие на производство политических, образовательных, документальных передач. Снижая качественный уровень передач для небольших специализированных аудиторий, общественные телеканалы, хотя и сохраняют свои рейтинги на определенном уровне, в целом сужают универсальность и широту программной политики.

Общественное телевидение в развитых странах Северной Америки, Западной Европы и Азии переживает непростые времена, но оно продолжает сохранять политическую актуальность и культурное значение и для обществ, и для политиков, и для индивидуальных зрителей. Рассмотрим подробнее состояние рынка общественного ТВ в отдельных странах Западной Европы.

США: общественное вещание как маргинальная альтернатива. Общественная вещательная система, PBS (Пи-би-эс, Public Broadcasting System) – американский вариант общественного вещания, возникший как альтернатива коммерческим сетям с их откровенно выраженной ориентацией на развлекательные высокорейтинговые программы. Именно потому, что реальные проблемы американской жизни оставались весьма далекими от телевизионной «картинки», американские законодатели приняли в 1967 г. почти революционный для телеиндустрии закон об общественном вещании. На основании этого документа и было в 1969 году создано PBS, сформированное из 349 некоммерческих образовательных телестанций в 50 штатах США. Система финансирования американского общественного вещания опиралась на два важнейших источника – государственное финансирование (выделяемое на основе решения конгресса США, властей штатов и местных властей) и спонсорские средства (табл. 25).

Таблица 25










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 211.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...