Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Надрегиональные газеты Германии (1997 г.)




Название газеты Тираж Тип Место издания
Bild 4957600 Массовая Гамбург
Süddeutsche Zeitung 404500 Качественная Мюнхен
Frankfurter Allgemeine Zeitung 400400 Качественная Франкфурт-на-Майне
Welt 216800 Качественная Берлин
Frankfurter Rundschau 189300 Качественная Франкфурт-на-Майне
Tageszeitung 62200 Промежуточная Берлин

 

Составлено по: Вороненкова Г.Ф. Путь длиною в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества. М.: Языки русской культуры, 1999. С. 477; The German Media Landscape. European Journalism Centre. 2000. Available at: 1. Именно поэтому финские ежедневные газеты остаются главным рекламоносителем: более 50% финской рекламы уходит в газеты, что обеспечивает весьма высокую долю оборота прессы – 30% – в обороте всей медиаиндустрии. Сходная ситуация сохраняется в Швеции и Норвегии.

Но и в этих внешне благополучных странах на рубеже столетий в рамках общей тенденции укрупнения медиапредприятий число газет на региональных географических рынках медленно, но неуклонно уменьшалось. В Швеции и Норвегии активно происходит процесс слияния региональных газет. В Финляндии растет число изданий, находящихся в собственности газетных цепей: сейчас 24 цепи в общей сложности издают 40 ежедневных и 90 неежедневных малотиражных газет. Хотя сами цепи и невелики (только три из них издают более 10 газет), финский газетный рынок характеризуется все той же общей тенденцией укрупнения газетных компаний. В настоящее время на долю четырех ведущих финских газетных концернов приходится 52% совокупного национального тиража (в 1980 г. – 31%).

Тенденция к укрупнению газетных рынков в странах Северной Европы имеет объективный характер. Небольшая читательская аудитория и ограниченный рекламный рынок еще в 1960-х годах привели к созданию системы государственных дотаций прессе, что рассматривалось в регионе как важнейший элемент демократии «северной модели». Целью подобной системы было сохранение максимального разнообразия в прессе и по числу изданий, и по количеству их политических пристрастий. Своего пика дотации прессе в странах Северной Европы достигли на рубеже 1980–1990-х, после чего их объемы в силу многих причин начали сокращаться. Однако и до настоящего времени в регионе система дотаций сохраняет ряд особенностей. В Финляндии дотации разделены на три основные категории: целевые субсидии, предоставляемые правительством, дотации партийным изданиям и дотации «газетам мнений».

В Норвегии государственная помощь прессе существует в настоящий момент в нескольких видах:

• освобождение от налога на добавленную стоимость;

• прямые дотации на производство, выдаваемые прежде всего «вторым» газетам на рынке, на эту статью выделяется до 85% общей суммы;

• специальные субсидии партийным газетам, находящимся под угрозой закрытия (это касается больше всего газет лейбористской и аграрной партий).

В Швеции система субсидий экономически неблагополучным изданиям традиционно направлена на поддержание «вторых», небольших изданий, выходящих на все еще конкурентных географических рынках. Традиционно поддерживая газеты с небольшими тиражами, шведское правительство, тем не менее, удерживает объемы дотаций на довольном низком уровне. К началу 2000 г. доля дотационных средств составляла не более 3% от общего оборота газетной индустрии. По мнению экспертов, для газет с низкой периодичностью, прежде всего местных и региональных, этот источник средств оказывается существенной подпоркой, хотя от полного краха он в силу своей ограниченности спасти не может.

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ

Становление экономики газетной индустрии тесно связано с развитием массового производства, порождаемого им рынка рекламы и технологическим прогрессом печатного дела. Стремление газет к созданию массовой аудитории стало одной из причин формирования газетной типологии. На современном этапе газетная индустрия характеризуется четырьмя особенностями, которые оказывают непосредственное влияние на достижение эффекта масштаба производства (economy of scale). Эти же особенности объясняют причины высокого уровня концентрации в газетной индустрии и превращения газет в монополии на своих географических рынках, что стало основной тенденций развития газетной экономики в XX в.

На современное состояние газетных рынков в развитых странах большое влияние оказывают их возрастающая конкуренция с аудиовизуальными СМИ, демографическая ситуация в обществе, социальные преобразования. Для того чтобы ответить на вызовы времени, газетные компании вынуждены разрабатывать оригинальные рыночные стратегии. Однако популярность газет и стабильность их экономического положения определяются не только общими законами рыночного хозяйства, но и особенностями национальных экономик и культур.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Какие факторы оказали влияние на становление экономики газетного дела?

2. Назовите важнейшие волны коммерциализации газетной индустрии.

3. Какие процессы характеризовали развитие газетной индустрии в XX в.?

4. Перечислите экономические особенности газетной индустрии.

5. Как вы понимаете выражение «продукт с высокой стоимостью первой копии»?

6. Назовите важнейшие статьи доходов и расходов газеты в США и странах Западной Европы.

7. Что такое «двойная роль рекламы» в газетах?

8. Какие типы рыночных структур наиболее характерны для современных газетных рынков развитых стран?

9. Как вы понимаете выражение «спираль тиража»?

10. Что такое излишний тираж?

11. На каких рынках газеты вступают в ценовую конкуренцию? Поясните.

12. Что такое «таблоидизация» прессы?

13. Приведите примеры современных тенденций развития газетных рынков.

14. Чем объясняется экономический успех газеты «Метро»?

15. Каковы экономические особенности журнальной индустрии?

16. Какие общие черты характерны для газетной индустрии на рынках информационно богатых стран?

17. На чем основана классификация стран на газетные, телевизионные и газетно-телевизионные?

18. Какие факторы влияют на уровень потребления печатных СМИ?

Охарактеризуйте основные механизмы государственного вмешательства в экономику прессы.

20. Какими чертами характеризуется газетный рынок США?

21. Газетный рынок какой страны выстроен по вертикали? Почему?

22. В какой стране кооперация газет приводит к отделению местных газет от публицистических единиц? В чем экономический смысл этого явления?

23. Какие экономические особенности отличают газетный рынок Франции?

24. На каких рынках концентрация носит объективный характер? Приведите примеры.

1 Media Trends 2001 in Denmark, Finland, Iceland, Norway and Sweden. Statistics and Analysis. Ed. by U. Carlsson and E. Harrie. NORDICOM, Götenborg University, 2001. P. 220.

 

Раздел IV. Экономика телевидения

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 257.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...