Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Влияние способа доставки на популярность ежедневных газет в странах Западной Европы




Страна Доля доставки на дом в распространении газет (%) Число газет на 1000 чел.
Швейцария 90 377
Люксембург 90 289
Финляндия 87 455
Дания 79 300
Швеция 77 430
Норвегия 75 588
Германия 71 303
Нидерланды 67 290
Франция (региональные газеты) 52 145 (для всех газет)
Бельгия 42 158
Великобритания 41 317
Франция (общенациональные газеты) 33 145 (для всех газет)
Ирландия 16 154
Италия 8 104
Испания 8 106
Португалия 5 72
Греция 3 64

Источник: World Press Trends. WAN. 2000 Edition.

Данная статистика подтверждает, что в целом страны, имеющие эффективные системы доставки прессы на дом, характеризуются более высоким уровнем потребления прессы. И хотя таблица не позволяет говорить о прямой зависимости уровня развития газетного рынка от преобладающей формы распространения, очевидно, что популярность прессы в северном регионе Европы частично объясняется иной системой доставки. Однако экономическое обеспечение такой системы существенно дороже, следовательно, цена доставки прессы на дом должна быть компенсирована, что ведет к появлению дополнительных механизмов внутри газетных компаний. В странах Скандинавии и Финляндии государственные субсидии прессе частично компенсируют средства, которые газетные компании тратят на систему доставки.

Вторая половина XX в. поставила перед газетной индустрией развитых стран много экономических проблем, связанных с оттоком рекламы в электронные СМИ, а также снижением читательского интереса к печатной прессе. В этих условиях традиционные представления западных демократий о роли прессы в практической реализации плюрализма и многообразия взглядов и идей оказались в прямой конфронтации с реалиями рыночной экономики.

В 1960-х годах многие страны создали специальные комиссии для изучения структуры и объемов национальных газетных рынков. Выводы оказались неутешительными: XX в. практически везде мог быть охарактеризован массовым закрытием газетных компаний, что заставило медиаэкономистов назвать его вторую половину временем «высокой газетной смертности». Так, в США число ежедневных газет сократилось с 2042 в 1920 г. до 1749, причем главной тенденцией внутри этого явления стало резкое уменьшение числа городов, в которых издавались конкурирующие издания. Во Франции число общенациональных газет сократилось с 60 в 1914 г. до 14 в 1966 г. В этот же период количество региональных изданий уменьшилось на 151 газету (с 242 до 91). В Дании, типичной с точки зрения данной тенденции северной стране, число ежедневных газет в период с конца 1940-х до начала 1960-х годов сократилось с 130 до 48, в Нидерландах в этот же период уменьшилось число газет на 21 издание (со 124 до 103).

Как видим, тенденция носила универсальный характер, что заставило медиаэкспертов и законодателей во многих странах проанализировать негативные изменения и оценить степень необходимости государственного вмешательства. В результате в разных странах были созданы системы прямых и/или непрямых дотаций, которые позволили государственным органам до некоторой степени замедлить процесс газетной смертности. Обобщая опыт США и развитых стран Западной Европы, можно выделить следующие основные формы государственного вмешательства в газетный бизнес (табл. 13).

Таблица 13

Формы государственной поддержки газетного бизнеса

Прямые общие субсидии

Прямые целевые субсидии

Непрямые субсидии

Тип издания Страна Цель субсидии Страна Вид государственной поддержки Страна
Новые газеты (для преодоления входных барьеров) Швеция (1976–1987 гг.) Дотации на распространение «вторым» газетам Швеция (с 1970г.), Норвегия (1978–1994 гг.) Освобождение от НДС на продажи или сниженные тарифы Большинство стран ЕС, большинство штатов США
«Вторые издания» на конкурентных рынках (избирательно) Норвегия (с 1969г.), Швеция (с 1972 г.), Австрия (с 1985 г.) Финансирование журналистского образования (стипендии, курсы повышения квалификации) Австрия, Дания, Нидерланды, Норвегия Сниженные тарифы на почтовое распространение Австрия, Нидерланды, страны Северной Европы, Франция
Газеты политических партий, представленных в парламенте Финляндия (с 1967 г.), Исландия (с начала 1970-х годов) Дотации информационным агентствам Франция, Финляндия   Сниженные тарифы на перевозку железными дорогами и самолетами Большинство стран ЕС
Ежедневные газеты с низкими доходами от рекламы Франция (для общенациональных – с 1972 г., для региональных – с 1989 г.) Дотации на исследовательскую деятельность Австрия, Дания, Нидерланды Сниженные тарифы на телефонную связь Нидерланды, Франция (с последующей государственной компенсацией France Télécom и железным дорогам)
Все ежедневные газеты (пропорционально НДС) Австрия (с 1975 г.)

Беспроцентные или низкопроцентные займы и дотации на технологические инновации

Дания,

Нидерланды,

США

Государственная реклама Австрия, Франция, Исландия США
Целевые дотации на распространение «вторым» газетам Швеция, Норвегия Покупка государственными компаниями акций газетных фирм  
Специализированные издания (газеты мнений, на языках меньшинств, для инвалидов, иммигрантов) Финляндия, Нидерланды, Норвегия Специальные законы, облегчающие антимонопольное регулирование США (Закон о сохранении газет 1976 г.)

 

Важная закономерность, объединяющая различные типы государственных дотаций, связана с тем, что они направляются главным образом на снижение переменных, а не постоянных издержек. Однако именно постоянные издержки в газетном бизнесе представляют ту часть газетного производства, из которой проистекает большая часть экономических проблем.

Последствия государственных дотаций для экономики прессы в тех странах, где они существуют, оцениваются неоднозначно. Специальные комитеты в странах Северной Европы постоянно занимаются мониторингом финансового положения дотируемых газет. Известно, что в условиях сокращения объема газетной рекламы на региональных рынках для многих небольших газет субсидии стали средством выживания. Однако одни только субсидии недостаточны для успешного ведения бизнеса. Медиаэкономисты соглашаются с тем, что предоставление газетным компаниям дополнительных средств или снижение затрат на производство не освобождает их от обязанности действовать эффективно в условиях рынка, производить качественное содержание.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ГАЗЕТНЫЕ РЫНКИ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

США: приоритет местных рынков. В США газетная индустрия – одна из старейших и, следовательно, одна из наиболее зрелых и экономически стабильных медиаиндустрий. Традиционно ее доля в валовом национальном продукте США составляла около 0,8%. Правда, в последние десятилетия XX в. этот показатель сократился до 0,5%, поскольку число газет и общий объем рекламы в них постоянно уменьшались. Однако газетная индустрия в США по-прежнему остается важным источником рабочих мест, поскольку в ней в общей сложности занято более 500000 человек. Прибыльность американских газетных компаний колеблется в пределах от 15,1% у концерна Ганнета до 5,5% у группы Холлиджера. Средняя норма прибыли газетных компаний США в 1997 г. составляла 11,4%, что было выше прибыльности пищевой, химической, телекоммуникационной и других отраслей.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 273.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...