Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Раздел I Общие аспекты значения питания населения




Государственноебюджетноеобразовательное

Учреждениевысшегопрофессиональногообразования

«Тихоокеанскийгосударственныймедицинский

Университет»Министерстваздравоохранения

РоссийскойФедерации

(ГБОУВПОТГМУМинздраваРоссии)

В.А.Петров

Методология

Изучения питания

Различных групп

Населения

Учебноепособие

Владивосток

МедицинаДВ

2015


УДК613.2005

ББК51.23

П305

Изданопорекомендацииредакционно-издательскогоотдела

Тихоокеанскогогосударственногомедицинскогоуниверситета

Рецензенты:

Перевалов Александр Яковлевич, доктор медицинских наук, профессор,

заведующий кафедрой гигиены питания и гигиены детей и подростков

ГБОУ ВПО «Пермская медицинская академия им. акад. Е.А. Вагнера»

Министерства здравоохранения Российской Федерации,

Заслуженный работник высшей школы РФ, академик РАЕН.

Макаров Олег Александрович, доктор медицинских наук, профессор

кафедры общей гигиены ГБОУ ВПО «Иркутский государственный

медицинский университет» Министерства здравоохранения

П305
 
Российской Федерации.


ПетровВ.А.

Методология изучения питания различных групп населения:учебноепособие /В.А.Петров.–Владивосток:МедицинаДВ,2015.–287с. Табл.57.Илл.17. Библиогр.:15наимен.

Учебное пособие представляет дидактический материал для освоения студентами важного блока Федерального государственного образовательного стандарта по специальности Медико-профилактическоедело с учётом соответствующих компетенций, которыми должны владеть будущие специалисты. Этот материал раскрывает современные методические подходык изучению питания различных групп населения.

В качестве базиса в учебном пособии использованы современные информационные ресурсы, в том числе нормативные, методические и распорядительные документы Министерства здравоохранения Российской Федерации и Роспотребнадзора. При подготовке представляемого методического издания использован многолетний опыт его составителя в преподавании соответствующего раздела учебных программ для студентов указанной выше специальности.

Учебное пособие предназначено для обучающихся по программам высшего профессионального образования по специальности Медико-профилактическое дело для обеспечения учебных дисциплин «Общая гигиена» и «Гигиена питания» с соответствующей координацией и междициплинарной интеграцией учебного процесса.

Издаётся впервые.

УДК 613.2005

ББК 51.23

©ПетровВ.А.,2015

©МедицинаДВ,2015



Содержание

Принятыевучебномпособииаббревиатуры……………………………….. 5
Введение………………………………………………………………………. 6
Раздел I Общие аспекты значения питания населенияв формировании здоровья населения……………………………………………………………. 9
1.1 Питание и здоровье населения России………………………………….. 9
1.2Последствия нерационального питания в России и основные пути его оптимизации…………………………………………………………………… 11
Раздел II Основные аспекты нормирования в области питания…………… 18
Раздел IIIМетодология изучения состояния питания различных групп населения……………………………………………………………………… 22
3.1 Цели изучения состояния питания и некоторые возможные контингенты наблюдений……………………………………………………. 22
3.2 Общий алгоритм изучения питания различных групп населения и его основные этапы……………………………………………………………….. 22
3.3 Методы изучения энерготрат и потребности человека в пищевых веществах……………………………………………………………………… 24
3.4 Регламенты работы с таблицами химического состава пищевых продуктов (Справочником)…………………………………………………… 53
3.5 Методы изучения состояния фактического питания различных групп населения………………………………………………………………. 58
3.6Методология изучения состояния здоровья населения в связи с питанием………………………………………………………………………. 72
3.7 Методология определения и оценки пищевого статуса………………… 81
Раздел IV Некоторые аспекты представления и анализа результатов изучения питания……………………………………………………………… 125
Заданиядлясамоконтроляподготовки………………………………………. 144
Контрольныевопросы………………………………………………………… 144
Тестовыезадания…………………………………………….……………….. 145
Ситуационные задачи…………………………………………………………. 158
Ответыктестовымзаданиям…………………………………………………. 167
Ответы к ситуационным задачам……………………………………………. 167
Рекомендуемаялитература…………………………………………………… 187
Приложение1.Основнойпонятийныйаппарат(понятияитермины в области методологии гигиенической оценки питания населения)……..…. 188
Приложение2.Указательтаблицучебногопособия………………………. 212
Приложение3.Указательрисунковучебногопособия……………………. 215
Приложение4. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации: МР 2.3.1.2432-08………………………………………………… 216
Приложение 5.Таблицы Харриса-Бенедикта для определения величины основного обмена (ВОО) человека……………………………....................... 242

 

Приложение 6. Статистическая форма № 1 Федерального государственного статистического наблюдения «Бюджет домашнего хозяйства» (извлечение)……………………………………………………… 244
Приложение 7. Альбом порций продуктов и блюд(извлечение)…………. 248
Приложение8.Формы расчёта продуктового набора среднесуточного рациона при реализации двух методов изучения состояния фактического питания…………………………………………………………………………. 254
Приложение 9. Методические рекомендации по оценке потребляемой пищи методом 24-часового (суточного) воспроизведения питания (извлечение)……………………………………………………………………. 256
Приложение 10. Примеры представления результатов изучения питания в виде диаграмм……………………………………………………………….. 262
Приложение 11. Некоторые примеры оценки результатов статистической обработкирезультатов изучения питания…………………………………… 269
Приложение 12.Варианты описательных характеристикклинических показателей, характеризующих пищевой статус……………….................... 271



Принятыевучебномпособииаббревиатуры

БАВ - биологически активные вещества;
БАД - биологически активные добавки к пище;
БЭН - белково-энергетическая недостаточность;
Госсанэпиднадзор - Государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
ДНК - дезоксирибонуклеиновая кислота;
ЖКТ -желудочно-кишечныйтракт;
ВОЗ - Всемирная организация здравоохранения;
ЖК - жирная кислота;
ЗВУТ - заболеваемость с временной утратой трудоспособности;
ИБС - ишемическая болезнь сердца;
КФА - коэффициент физической активности;
ЛПВП - липопротеиды высокой плотности;
ЛПНП - липопротеиды низкой плотности;
ЛПО -лечебно-профилактическаяорганизация;
МТ - масса тела;
НЖК - насыщенные жирные кислоты;
ОХС - общий холестерин;
ПНЖК - полиненасыщенные жирные кислоты;
ПЭВМ - персональная электронно-вычислительная машина;
Р -Руководство;
РАМН - Российская академия медицинских наук;
Роспотребнадзор -Федеральнаяслужбапонадзорувсферезащитыправпотребителейиблагополучиячеловека;
СанПиН -санитарно-эпидемиологическиеправилаинормативы;
СК - сыворотка крови;
ФГОС -Федеральныйгосударственныйобразовательныйстандарт;
ЦНС -центральнаянервнаясистема;
ЧСС - частота сердечных сокращений.
ЭЦ - энергетическая ценность.


Введение

Необходимость разработки данной версии методического обеспечения практической подготовки студентов, обучающихся по специальности Медико-профилактическое дело, обусловлена следующими формальными и неформальными положениями.

Новые требования к содержанию и задачам подготовки специалистов по указанной выше специальности, предъявляемые соответствующим ФГОС, в частности, определяемые компетенциями, которыми должен владеть будущий специалист профилактической медицины.

Признание мировым медицинским сообществом алиментарного фактора в качестве приоритетного в формировании уровня общественного здоровья, в распространении и структуре заболеваний населения.

3) Высокая актуальность результатов изучения питания различных групп населения, являющихся необходимым базисом для реализации мероприятий по оптимизации питания населения.

4) Развитие новых разделов науки о питании, вносящих существенные коррективы в методологию изучения и анализа состояния питания населения (нутригеномика, нутригенетика, нутриметаболомика, протеомика и др.), а также методологии оценки пищевого статуса (биоимпендансометрия и др.).

5)Отсутствие в методическом обеспечении подготовки студентов по специальности Медико-профилактическое делополноценного дидактического материала, который бы способствовал усвоению спектра методических приёмов изучения различных показателей,характеризующих состояние питания населения на групповом и индивидуальном уровнях с использованием современной методологии.

6) В имеющиеся учебные информационные источники не включены материалы, отражающие сущность ряда важных методических документов по различным аспектам изучения питания населения.

7) Отсутствие в имеющихся дидактических материалах должной системности в их представлении, разнородная информационная база по одним и тем же методам и методикам изучения состояния питания населения.

При подготовке учебного пособия составитель стремился к тому, чтобы информацию, имеющуюся по методологии изучения питания различных групп населения, представить, как можно более кратко, без детализации, так как многолетний опыт показывает, что перегрузка дидактического материала информацией, как правило, приводит к снижению усвоения этого материала студентами.

Конкретные методологические аспекты изучения питания населениябазируются на некоторых теоретических и классификационных положениях. В связи с этим, в учебном пособии приводятся отдельные материалы, с современных позиций отражающие указанные положения. В частности, в разделе, в котором представлены методические приёмы изучения связи заболеваний и нарушений с характером питания, приводится современная классификация заболеваний и нарушений, ассоциируемых с алиментарным фактором.

Не менее важным в методологии изучения питания населения является нормирование химического состава и энергетической ценности рационов питания, которому в методическом документе уделено большое внимание.

Значительное место в учебном пособии уделяется методическим приёмам определения и оценки пищевого статуса, что обусловлено распространённой ошибкой при изучения питания населения, состоящей в том, что заключение о состоянии питания индивидуума или группы населения формируется исключительно на основе результатов изучения состояния фактического питания. Между тем, только сведения о пищевом статусе вкупе с данными, характеризующими фактическое питание, могут обеспечить полную объективность заключения.

Для освоения темы учебного пособия необходима определённая подготовка студентов по ряду предшествующих учебных дисциплин – биохимии, физиологии человека и некоторых других. Эта подготовка в полной мере обеспечивается рациональным алгоритмом следования отдельных дисциплин, их преемственностью, представленным в ФГОС. Без указанной базисной подготовки, освоение темы не только затруднительно, но и практически невозможно.

Представляемое учебное пособие является в основном самодостаточным. То есть, для освоения основного содержания темы отсутствует необходимостьв дополнительных (вспомогательных) материалах и каких-либо источников. Однако имеют место исключения:

- для учебных расчётов пищевой ценности рационов питания в процессе решения ситуационных задач необходимы «Таблицы химического состава и калорийности российских продуктов питания: справочник» издания 2011 года (объём этих таблиц не позволяет включить их в учебное пособие даже в качестве приложений, а для работы необходимо всё издание);

- в плане технического обеспечения учебных занятий необходима компьютерная версия калькулятора с возможностью переключения его на инженерный вид, или специальный калькулятор с необходимыми для расчётов функциями; необходимость данной версии калькулятора обусловлена, во-первых, отсутствием у большинства студентов этой версии калькулятора в мобильных телефонах, а во-вторых, с необходимостью возведения чисел в дробную степень при решении отдельных ситуационных задач учебного пособия.

Следует указать, что в учебном пособии представлены типовые задачи с эталонами их решения. Для эффективной учебной аудиторной и внеаудиторной работы студентов на основе этих типовых задач представляется возможность создания необходимого количества вариантов.

При формировании содержания учебного пособия учитывался тот факт, что понятийный аппарат или базис является основой основ изучения любого раздела гигиенической науки и практики. Речь идет, прежде всего, о терминологии, знание которой представляет собой основу для усвоения дидактического материала. Методические аспекты изучения состояния питания различных групп населения в данном плане – не исключение. В связи с этим, в приложении 1 представлен краткий понятийный аппарат (основныепонятияи терминыв области методологии гигиенической оценки питания населения).

Для удобства пользователей в приложениях 2 и 3приводятсяуказатели таблиц и рисунков.

Таким образом, учебное пособие подготовлено с целью повышения уровня профессиональной подготовки будущих специалистов профилактической медицины по актуальной проблеме обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Оно призвано обеспечить студентов основным дидактическим базисом для освоенияважных компетенций соответствующего ФГОС.



Раздел I Общие аспекты значения питания населения










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 245.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...