Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие конкуренции. Законодательное регулирование конкуренции. Недопущение недобросовестной конкуренции. Формы недобросовестной конкуренции




Конкуренция – это состязательность хозяйствующих субъектов, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (ст. 1 Закона).

Юридической предпосылкой возникновения конкуренции является свобода предпринимательской деятельности, закрепленная в ст. 13 Конституции, в которой указано, что «Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности.

Государство способствует развитию конкуренции.

Государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».

Закон о противодействии монополистической деятельности направлен на обеспечение условий для развития добросовестной конкуренции, создания и эффективного функционирования товарных рынков и защиты прав потребителей. Конкурентами, согласно ст. 1 Закона, являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность на одном и том же товарном рынке. 

Существуют основные модели конкуренции: совершенная конкуренция, монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.

Под совершенной конкуренцией принято понимать законодательно гарантированную свободу деятельности субъектов хозяйствования независимо от форм собственности или размеров предприятия. Такая конкуренция соответствует периоду классического капитализма.

При олигополии на рынке преобладают несколько крупных субъектов хозяйствования. Вступление в отрасль новых хозяйствующих субъектов крайне затруднительно, что обеспечивает высокую прибыль нескольким господствующим предпринимателям.

Монополистическая конкуренция предполагает наличие значительного числа хозяйствующих субъектов, которые производят и реализуют дифференцированную продукцию. Каждый из них старается убедить покупателя, что его товар является уникальным и лучшим в данной товарной группе

Конкуренция является одним из существенных звеньев рыночной экономики, ее механизма. Она выступает внешней побудительной силой, заставляющей товаропроизводителя постоянно повышать производительность труда, качество продукции, техническую оснащенность предприятия. В конечном счете, конкуренция ведет к повышению эффективности производства, росту прибыли.  

Однако субъекты хозяйствования не всегда действуют в рамках установленных правил, прибегая к методам недобросовестной конкуренции. 

Действующее законодательство о недобросовестной конкуренции является двухуровневым и состоит из норм главы 68 ГК, содержащей общие положения, и норм Закона, детализирующих эти общие положения. Под недобросовестной конкуренцией понимают любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат Закону, требованиям добросовестности и разумности и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации (ст.1 Закона). Для признания какого-либо действия недобросовестной конкуренцией, необходимо, чтобы в нем одновременно присутствовали следующие условия:

1) направленность действий конкурента на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности;  

2) противоречие действий конкурента требованиям Закона;

3) причинение либо угроза причинения убытков или ущерба деловой репутации хозяйствующего субъекта действием конкурента. 

Недобросовестной конкуренцией в соответствии со ст.1029 ГК Республики Беларусь признаются:

1) все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, товаров, работ, услуг или предпринимательской деятельности конкурентов;

2) ложные утверждения при осуществлении предпринимательской деятельности, способные дискредитировать юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, товары, работы, услуги или предпринимательскую деятельность конкурента;

3) указания или утверждения, использование которых при осуществлении предпринимательской деятельности может ввести в заблуждение относительно характера, свойств, пригодности к применению или количества товаров, работ, услуг конкурента;

4) другие действия, противоречащие требованиям Кодекса и иных актов законодательства о конкуренции, при осуществлении предпринимательской деятельности.

Закон, конкретизируя положения Гражданского кодекса, устанавливает, что формами недобросовестной конкуренции являются:

- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

- введение потребителя в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качеств товара;

- некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

- продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, оказания услуг;

- получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 301.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...