Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Досудебные и судебные процедуры, предотвращающие ликвидацию должника. Досудебное оздоровление. Защитный период. Санация. Мировое соглашение




Указом № 508 введено понятие досудебного оздоровления, которое понимается как меры, принимаемые руководителями организаций, собственником имущества унитарного предприятия, учредителями (участниками) юридического лица, индивидуальными предпринимателями, государственными органами и иными организациями по обеспечению стабильной и эффективной хозяйственной (экономической) деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также по восстановлению их платежеспособности.

Таким образом, должник может реализовать разработанные им самим меры по восстановлению своей платежеспособности как самостоятельно, так и при обращении с заявлением в уполномоченные органы, которые принимают решение о досудебном оздоровлении и разрабатывают план мероприятий по предупреждению экономической несостоятельности.

Для этого Указом № 508 предусмотрено создание при государственных органах комиссий по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) в целях:

1) разработки и внесения в государственный орган предложений о принятии мер по досудебному оздоровлению (наряду с лицами, которые в соответствии с Указом № 508, иными актами законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве) обязаны принимать меры по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства);

2) подбора, организации подготовки наряду с органом государственного управления по делам о банкротстве, а также аккредитации лиц на осуществление деятельности временного (антикризисного) управляющего;

3) подготовки предложений по проектам мировых соглашений, планов завершения досудебного оздоровления в защитном периоде, планов санации и планов ликвидации юридических лиц, прекращения деятельности индивидуальных предпринимателей;

4) проведения анализа эффективности досудебного оздоровления, выполнения планов санации и ликвидации юридических лиц, прекращения деятельности индивидуальных предпринимателей и подготовки предложений по результатам проведения данного анализа.

Предложения комиссии рассматриваются государственным органом, после чего он не позднее десяти рабочих дней со дня проведения заседания комиссии, на котором были разработаны предложения, выносит соответствующее решение.

В состав комиссии включаются представители государственных органов, органа государственного управления по делам о банкротстве, иных организаций, имеющие высшее преимущественно юридическое и (или) экономическое образование. На период принятия мер по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) в состав комиссии включаются также собственник имущества унитарного предприятия, учредители (участники) юридических лиц либо их представители, индивидуальные предприниматели, в отношении которых принято решение о проведении досудебного оздоровления.

Членами комиссии не могут быть лица, имеющие судимость. Кандидатуры, представленные к включению в состав комиссии, подлежат обязательной проверке правоохранительными и другими органами в соответствии с законодательством.

Финансирование обеспечения деятельности комиссии осуществляется в пределах средств, предусмотренных на содержание государственных органов.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 февраля 2004 г. № 126 (в ред. от 07.03.2008 г.) утверждено Типовое положение о комиссии по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства), которым определен порядок ее формирования, состав, цели деятельности и основные задачи, права и регламент.

На основании Указа Президента Республики Беларусь от 06.04.2009 г. № 178 за комиссиями по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства), создаваемыми при органах государственного управления, концернах, местных исполнительных и распорядительных органах, закрепляется обязанность проведения анализа эффективности досудебного оздоровления, выполнения планов по санации (ликвидации) предприятий. Подобная мера позволит усилить ответственность министерств, концернов и исполкомов за проведение досудебного оздоровления и процедур экономической несостоятельности (банкротства) в отношении подведомственных организаций (см. www.ba№krot.by).

Кроме того, хозяйственные суды при установлении факта невозможности дальнейшего осуществления хозяйственной (экономической) деятельности при взыскании суммы долга с юридического лица, индивидуального предпринимателя выносят и направляют в адрес этого юридического лица, собственника имущества унитарного предприятия, учредителей (участников) юридического лица, индивидуального предпринимателя, государственного органа, в подчинении (составе) которого находится должник или осуществляющего управление принадлежащими Республике Беларусь либо находящимися в коммунальной собственности акциями (долями в уставном фонде) должника, частное определение, обязывающее в установленный хозяйственным судом срок принять меры по проведению досудебного оздоровления.

Меры по досудебному оздоровлению должника могут проводиться как до возбуждения производства по делу о банкротстве, так и после него.

Если досудебное оздоровление не завершено до возбуждения дела о банкротстве, перечень необходимых мер по восстановлению платежеспособности должника, предлагаемых собственником имущества должника – унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, местными исполнительными и распорядительными органами, республиканскими органами государственного управления, государственными органами и организациями, включается в план завершения досудебного оздоровления в защитном периоде, который утверждается хозяйственным судом.

При установлении на стадии возбуждения производства по делу, что принятое уполномоченными органами решение о проведении досудебного оздоровления носит формальный характер или определенные планом досудебного оздоровления меры оказались неэффективными, хозяйственный суд указывает в определении на данные обстоятельства и устанавливает защитный период продолжительностью не более трех месяцев (п. 10 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 2 декабря 2005 г. № 30 «О некоторых вопросах практики применения законодательства, регулирующего вопросы экономической несостоятельности (банкротства)»).

При рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:

защитный период  (не применяется в отношении индивидуального предпринимателя);

конкурсное производство (включает санацию и ликвидационное производство). Ликвидационное производство не применяется, если иное не предусмотрено Президентом, в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих обязательства на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд и (или) обязанных совершить сделки, исполнение обязательств по которым обеспечено имуществом Республики Беларусь либо ее административно-территориальной единицы, в том числе обеспеченных гарантией Республики Беларусь или Правительства, а также имеющих обязательства по выполнению (обеспечению исполнения) иностранных и международных оборонных заказов, контрактов и внешнеэкономических сделок в иной форме, имеющих международный характер, выполнение которых должна обеспечить Республика Беларусь в соответствии с ее международными обязательствами (далее - юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие государственные и международные заказы);

мировое соглашение;

иные процедуры банкротства, предусмотренные Законом о банкротстве.

К судебным процедурам, предотвращающим банкротство должника, относятся:

- защитный период;

- санация;

- мировое соглашение.

Защитный период вводится хозяйственным судом по ходатайству должника, органов, принявших решение о проведении досудебного оздоровления, сроком до трех лет в целях завершения досудебного оздоровления. На срок введения защитного периода хозяйственным судом назначается временный управляющий.

Введение защитного периода не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления от исполнения их функций, однако они вправе совершать сделки и исполнять платежные обязательства только с письменного согласия временного управляющего, который действует под контролем хозяйственного суда.

В процессе защитного периода проводится анализ финансового состояния и платежеспособности должника в целях определения наличия оснований для возбуждения конкурсного производства.

Анализ финансового состояния и платежеспособности должника в процессе конкурсного производства проводится в целях определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, а также мер по восстановлению платежеспособности должника, если имеется возможность ее восстановления.

Анализ финансового состояния и платежеспособности должника проводится после установления управляющим (временным управляющим) достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения управляющему.

Помимо отчетности, представляемой в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве), временный управляющий не реже одного раза в месяц должен представлять в хозяйственный суд, орган государственного управления по делам о банкротстве, государственный орган, представивший его кандидатуру, отчеты о своей деятельности, а в процедурах защитного периода, конкурсного производства – также о хозяйственной (экономической) деятельности должника.

По окончании защитного периода хозяйственный суд рассматривает заявление (заявления) о банкротстве должника, а также отчет временного управляющего.

Хозяйственный суд возбуждает конкурсное производство:

- если неплатежеспособность должника имеет устойчивый характер;

- при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что должник будет не в состоянии исполнить платежные обязательства и (или) произвести выплаты по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, в установленный срок ввиду своей неплатежеспособности, приобретающей устойчивый характер (в предвидении банкротства).

Момент возбуждения производства по делу о банкротстве влечет определенные правовые последствия. В частности, устанавливается специальный порядок предъявления и взыскания имущественных требований с должника.

Удовлетворение требований кредиторов в индивидуальном порядке в процедуре банкротства не допускается с момента вынесения определения о возбуждении производства по делу о банкротстве должника. Взыскание с должника денежных средств и (или) иного имущества не производится, а производство по взысканию приостанавливается по ходатайству указанных в статье лиц. Взыскание может быть возобновлено в случаях, предусмотренных законодательством о банкротстве (например, в случае прекращения производства по делу о банкротстве).

Дело о банкротстве должно быть рассмотрено судом не позднее семи месяцев со дня поступления заявления о банкротстве в хозяйственный суд. Рассмотрение дела о банкротстве в заседании хозяйственного суда может быть отложено на срок не более двух месяцев.

По результатам рассмотрения дела о банкротстве суд принимает одно из следующих решений:

- Решение о банкротстве с санацией должника. Решение о санации должника имеет место, когда хозяйственный суд установил не банкротство, а экономическую несостоятельность должника, то есть его неплатежеспособность, имеющую или приобретающую устойчивый характер. Но состояние этой неплатежеспособности позволяет придти к выводу о возможности ее восстановления.

Утверждение хозяйственным судом отчета управляющего по итогам санации является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве.

- Решение о банкротстве с ликвидацией должника. Решение о банкротстве с ликвидацией должника - юридического лица либо с прекращением деятельности должника - индивидуального предпринимателя принимается хозяйственным судом только в том случае, когда нет возможности восстановить устойчивую платежеспособность должника.

Решение о банкротстве с ликвидацией должника - юридического лица, прекращением деятельности должника - индивидуального предпринимателя и освобождением его от долгов принимается хозяйственным судом, если в соответствии с Законом о банкротстве установлена неплатежеспособность должника, имеющая или приобретающая устойчивый характер, при отсутствии оснований для проведения санации. Например, присутствуют обстоятельства, очевидно свидетельствующие о том, что должник будет не в состоянии исполнить платежные обязательства и (или) произвести выплаты по обязательствам, вытекающим из трудовых или связанных с ними отношений, в установленный срок ввиду своей неплатежеспособности, приобретающей устойчивый характер (в предвидении банкротства).Решения хозяйственного суда о санации и об открытии ликвидационного производства подлежат немедленному исполнению.

- Определение о прекращении производства по делу о банкротстве. Хозяйственный суд прекращает производство по делу о банкротстве в случаях:

1) восстановления платежеспособности должника в процессе санации;

2) заключения мирового соглашения;

3) удовлетворения всех предъявленных требований кредиторов до принятия хозяйственным судом решения по делу о банкротстве;

4) установления ложного банкротства;

5) отсутствия оснований, предусмотренных статьей 41 Закона о банкротстве.

Хозяйственный суд прекращает производство по делу о банкротстве по ходатайству должника, если должник или третье лицо уплатят все долги по соответствующим платежным обязательствам должника и (или) его обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, либо третье лицо выдаст поручительство в полном удовлетворении требований кредиторов (при наличии письменного согласия на это всех кредиторов).

После вынесения хозяйственным судом определения о прекращении производства по делу о банкротстве полномочия руководителей должника и иных органов управления должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия восстанавливаются и снимаются иные ограничения, установленные в связи с производством по делу о банкротстве.

Мировое соглашение в производстве по делу о банкротстве – процедура банкротства в виде соглашения между должником и конкурсными кредиторами об уплате долгов, или уменьшении долгов, или рассрочка их уплаты, а также срок уплаты долгов и т.п.

Мировое соглашение может быть заключено на любой стадии дела о банкротстве после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди (то есть требования физических лиц, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью; расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих у должника по трудовому договору /контракту/, и выплате вознаграждений по авторским договорам).

Мировое соглашение может быть заключено на условиях:

- отсрочки и (или) рассрочки исполнения обязательств должника;

- уступки требования должника;

- исполнения обязательств должника третьими лицами;

- перевода долга;

- обмена требований кредиторов на акции;

- удовлетворения требований кредиторов иными способами, не противоречащими законодательству.

Мировое соглашение должно содержать сведения о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника и (или) о прекращении обязательств должника путем предоставления отступного, новацией обязательств, прощением долга либо иными способами, предусмотренными гражданским законодательством.

Мировое соглашение может содержать:

1) обязательства акционеров должника - открытого акционерного общества передать в установленном законодательством порядке принадлежащие им акции данного общества конкурсным кредиторам в счет погашения требований конкурсных кредиторов к указанному должнику;

2) обязательство должника создать на базе имущества должника открытое акционерное общество и передать его акции конкурсным кредиторам в счет погашения требований конкурсных кредиторов к указанному должнику.

Условия мирового соглашения для конкурсных кредиторов, не принимавших участия в голосовании по вопросу о заключении мирового соглашения или голосовавших против его заключения, не могут быть хуже, чем для конкурсных кредиторов той же очереди, голосовавших за его заключение.

От имени должника мировое соглашение подписывается должником - индивидуальным предпринимателем, руководителем должника или управляющим (временным управляющим). От имени кредиторов мировое соглашение подписывается лицом, уполномоченным собранием кредиторов.

Если в мировом соглашении участвуют третьи лица, мировое соглашение с их стороны подписывается ими или их представителями.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 253.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...