Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Виды профессиональной этики.




Каждому роду человеческой деятельности (научной, педагогической, художественной и т.д.) соответствуют определенные виды профессиональной этики. Основными видами профессиональной этикиявляются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, актера, художника, предпринимателя, инженера и т.д. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические требования в области морали. Так, например, этика ученого предполагает в первую очередь такие моральные качества, как научную добросовестность, личную честность, и конечно же патриотизм. Судебная этика требует честности, справедливости, откровенности, гуманизма (даже к подсудимому при его виновности), верности закону. Профессиональная этика в условиях воинской службы требует четкого выполнения служебного долга, мужества, дисциплинированности, преданности Родине.

Особенности профессиональной этики.

В любой профессии честное и ответственное исполнение своих обязанностей – одно из главнейших правил профессиональной этики. Однако некоторые особенности профессиональной этики могут быть по незнанию или невнимательности упущены начинающим специалистом – тогда такой сотрудник может быть признан непригодным к исполнению своих обязанностей.

Основные нормы и принципы профессиональной этики:

· свою работу следует выполнять профессионально, строго в соответствии с возложенными полномочиями;

· в работе нельзя руководствоваться своими личными симпатиями и антипатиями, следует всегда соблюдать объективность;

· при работе с личными данными клиентов или других лиц, компаний всегда следует соблюдать строжайшую конфиденциальность;

· в своей работе нельзя допускать возникновения внеслужебных отношений с клиентами или коллегами, руководителями или подчиненными;

· следует соблюдать принцип коллегиальности и не обсуждать своих коллег или подчиненных в присутствии клиентов, партнеров или других лиц;

· нельзя допускать срыва уже принятого заказа через отказ от него в пользу другого (более выгодного) заказа;

· недопустима дискриминация клиентов, партнеров, коллег или подчиненных по гендерному, расовому, возрастному или какому-либо еще признаку.

В настоящее время развиваются и совершенствуются профессиональные нормы, изменяются общественные отношения. И в этой новой картине мира как никогда важно умение с уважением относиться к природе и окружающим людям – главное достоинство профессиональной этики представителей любой профессии.

Вежливое, уважительное отношение к окружающим, лежащее в основе этикета, может быть выражено невербальными (несловесными) средствами: жестами, мимикой, позой, движениями, а также речевыми средствами. Поэтому принято выделять речевой этикет.

Речевой этикет – система выработанных в данном языке формул, которые служат для установления контакта между собеседниками и поддержания общения в нужной тональности.

Формулы речевого этикета – типовые готовые конструкции, которые регулярно употребляются при корректном общении. Такие формулы помогают организовать этикетные ситуации (приветствие, прощание, благодарность, извинение, поздравление, утешение, сочувствие, знакомство, просьба и др.) с учетом социальных, возрастных и психологических факторов, а также сферы общения.

Значение речевого этикета.

Все большее распространение в деловых кругах, в последнее время получает деловой этикет, отражающий опыт, нравственные представления и вкусы определенных социальных групп. При любом этикете в первую очередь учитываются особенности речевого этикета. Степень владения  речевым этикетом определяет степень профессиональной пригодности человека. Это прежде всею относится к государственным служащим. Политикам, педагогам, врачам, юристам, журналистам, предпринимателям, работникам сферы обслуживания, т.е. тем, кто по роду деятельности постоянно общается с людьми.

Наиболее важно: неукоснительное следование правилам речевого этикета членам коллектива для поддержания положительной репутации всей организации.

Этикетные формулы знакомства, представления, приветствия и прощания, приглашения, поздравления,   благодарности

– Разреши (те) с вами (с тобой) познакомиться.

– Позволь (те) познакомиться.

– Будем знакомы.

***

– Позвольте (разрешите) представиться.

– Моя фамилия Алиев (а).

– Я Иманбаев (а).

– Мое имя Жанель. Алибек.

– Лаура Токтасыновна. Бакыт Исаевич.

– Баян Серикова. Жан Омаров.

***

– Познакомьтесь (пожалуйста). Гульнара Нурлановна Дулатова. Руслан Канатович Каиров.

– Я хочу (хотел бы) познакомить (представить) вас ...

– Очень приятно (рад) с вами познакомиться!

***

– Доброе утро!

– Добрый день (вечер)!

– Добро пожаловать.

– Всего вам доброго (хорошего)! До свидания!

***

– Позвольте (разрешите) пригласить вас ...

– Приходите на праздник (юбилей, встречу), будем рады.

– Приглашаю вас (тебя)...

– Разрешите (позвольте) поздравить нас с ...

– Примите мои сердечные поздравления ...

 

***

– Позвольте выразить благодарность ...

– Я благодарен вам за то, что ...

– К сожалению должен (вынужден) сделать вам замечание (предупреждение)...

– Разрешите дать вам совет ...

Контрольные вопросы и задания:

1. Дайте определение профессиональной этики. Что она изучает?

2. Назовите виды и особенности профессиональной этики.

3. С какими основными нора мами и принципами проф.этики вы познакомились?

4. Как определяется степень профессиональной пригодности человека?

5. Что такое речевой этикет? Назовите формулы речевого этикета.

Задание 1.

1. Приведите этикетные формулы знакомства, приветствия, прощания. Составьте диалог.

2. Составьте приглашение и поздравление, используя речевой этикет для торжественных ситуаций.

3. Разыграйте ситуацию, применяя деловые этикетные формулы.

Задание 2.

1. Сформулируйте правила общения, рекомендуемые пословицами и поговорками.

2. Приведите пословицы и поговорки на родном (казахском) языке.

Ласковое слово пуще дубины.

Хорошее слово- половина дела.

На языке медок, в сердце ледок.

Спасибо - великое дело.

Гордым быть - глупым слыть.

Недоброе слово что огонь жжет..

Задание 3.Разыграйте ситуацию.

Настройтесь на доброжелательное, спокойное, доверительное общение, чтобы уже первые ваши слова прозвучали в нужной тональности.

Какова роль этикетных формул речи в такой ситуации?

Задание 4.Приведите примеры национальных особенностей речевого этикета народов, проживающих в РК. Какие сходства и различия вами обнаружены?

 

Задания для СРО:

1. Подготовить выступление, используя правила этикета.

Тема 7.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 260.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...