Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Металлических гофрированных труб




С каждым годом все большее распространение по­лучают металлические гофрированные водопропускные трубы.

Устройство основания (естественного или в виде по­душки, в том числе с заменой грунта основания) металли­ческих гофрированных труб должно включать комплекс работ, который необходимо выполнять для обеспечения равномер ного и надежного опирания на грунт, уплотненный до 0,95 максимальной стандартной плотности.

 


 

Работы по подготовке основания включают:

вырезку котлована под подушку бульдозером или экс­каватором (в скальных грунтах — взрывным способом);

транспортировку грунта к месту укладки автотран­спортом;

послойную отсыпку подушки под трубу и уплотнение грунта (или подготовку естественного основания) грунто-уплотняющими машинами;

вырезку ложа под трубу приспособленной для этой цели машиной (например грейдером, оборудованным специаль­ным ножом) или вручную по шаблону.

Грунт подушки или грунт, укладываемый взамен сла­бого грунта основания, следует отсыпать в котлован слоями и уплотнять машиной виброударного действия для стеснен­ных условий на базе бульдозера Д-606 или Д-535. Каждый слой толщиной не более 0,6 м должен быть уплотнен за два прохода по одному следу рабочего органа машины, переме­щающегося со скоростью 400—600 м/ч и обеспечивающего 300—360 ударов в минуту.


В зависимости от местных условий монтировать трубу с болтовыми стыками внахлестку на строительной пло­щадке следует из секций, предварительно собираемых из отдельных элементов на полигонах, или из отдельных элементов..


Во всех случаях, когда возможна доставка секций труб на объект автотранспортом или тракторами и установка их краном, особенно в районах с расчетной минимальной температурой наружного воздуха ниже минус 40 °С, способ монтажа из секций должен быть основным. При этом ре­комендуется производить монтаж труб «с колес», устанав­ливая секции сразу в проектное положение после подъема с транспортных средств.

 


 

Длину секций следует назначать исходя из заданных проектных длин водопропускных труб. В связи с этим на одном сооружении возможно применение секций различ­ной длины. При назначении длин секций труб необходимо учитывать возможности имеющихся транспортных средств для перевозки конструкций на строительную площадку. В промежуточных секциях число звеньев должно быть не­четным. Длину секций рекомендуется принимать не более 10м.

Сборку труб следует осуществлять согласно монтажной схеме,имеющейся в проекте производства работ. Мон тажная схема должна предусматривать: порядок установ­ки гофрированных элементов при сборке и объединении секций, порядок перевозки секций, порядок установки болтов, схему специальных стяжек и подмостей для креп­ления труб диаметром более 2 м в поперечном сечении во время сборки.

При монтаже труб следует использовать комплект ин­струментов: торцевые ключи, ломики, крюки с кольцами, электрические или пневматические гайковерты, молотки.

В комплект поставляемых на строительную площадку болтов должны входить 10 монтажных болтов длиной 75 мм того же диаметра, что и рабочие болты. Эти болты следует применять для временной стяжки гофрированных листов, и они не должны оставаться в конструкции.

Все элементы конструкции трубы, материалы, инстру­менты и оборудование должны быть завезены на строитель-ную площадку до начала сборки трубы. При монтаже труб «с колес» доставляются только отдельные элементы для объединения секции.

2.2.7. Строительство водоотводных сооружений и водосточных коллекторов на аэродромах

Коллектор устраивают для отвода воды за пределы летного поля аэродрома из дождеприемных и тальвежных колодцев, а также дрен и осушителей (или собирателей). Работы по устройству коллектора должны, как правило, опережать по времени земляные и планировочные работы и увязываться с их производством так, чтобы находящиеся в работе участки коллекторов не пересекали путей пере­мещения грунта.

Перед укладкой труб коллектора должны быть законче­ны работы по отрывке и креплению стенок траншеи и устро­ен отвод воды из готовых участков коллектора за пределы летного поля аэродрома.

Работы по устройству коллекторов выполняют в такой технологической последовательности:

— устройство оснований под трубы и колодцы;

— устройство смотровых колодцев;

— укладка труб и заделка стыков, проверка трубопро­
водов на водонепроницаемость;

— снятие креплений стенок;

— засыпка труб в траншеях с послойным уплотнением
грунта;

— устройство оголовков коллектора.

Перед устройством основания под трубы и колодцы про­веряют отметки дна траншеи под коллектор и котлованов (уширений траншеи) под колодцы. При этом недобор грунта срезают вручную, а перебор устраняют путем заполнения пониженных мест песком с последующим тщательным увлажнением и уплотнением или увеличения толщины щебеночной подготовки под колодцы.

Ровность дна траншей и котлованов проверяют рейкой с уровнем и визирами.

При укладке асбоцементных труб устраивают естествен­ное грунтовое спрофилированное основание с углом охвата низа трубы не менее 90°. Для бетонных и железобетонных труб устраивают следующие виды основания: щебеночное, гравийное, сборное из железобетонных блоков, монолитное бетонное или железобетонное.

 


Под смотровые колодцы на всей площади котлована устраивают щебеночную подготовку слоем 15—20 см, ко­торую уплотняют электротрамбовками.

 


 

 

Смотровые колодцы сооружают, как правило, из сбор­ных железобетонных элементов (днищ, средних звеньев, горловин, крышек) в следующей технологической последо­вательности: монтаж днища и стенок нижней части колодца, устройство эластичного примыкания труб, устройство лотка, монтаж сборных элементов стенок верхней части колодца.

 


Днище колодца устанавливают при помощи крана на заранее приготовленное щебеночное или гравийное осно­вание на слой цементного раствора толщиной 2—3 см. На днище размечают положение нижнего звена колодца с от­верстиями для труб и наносят цементный раствор (состав 1:2, толщина 2—3 см), на который устанавливают краном нижнее звено, соблюдая правильность положения отвер­стий для труб в плане и по вертикали. Зазор между при мыкающим звеном трубы коллектора и стенками колодца забивают промасленным пеньковым жгутом, а место при­мыкания трубы к стенке колодца с обеих сторон заделывают асфальтовой мастикой.


Лоток в колодце устраивают после заделки примыкания труб к стенкам колодца. На днище колодца укладывают слой бетона, в котором выделывают углубление лотка при помо­щи шаблона в форме полуокружности высотой 0,6 диаметра трубы коллектора. После окончания схватывания бетона поверхность лотка затирают цементным раствором.

Все последующие звенья колодца устанавливают кра­ном на торцы нижележащих звеньев на слой цементного раствора толщиной 2 см. Соединяют звенья колодца при помощи скоб или накладок. Люк закрывают крышкой или железобетонными балочками прямоугольного сечения. Во­круг крышек колодцев устраивают щебеночную отмостку (ширина 0,8—2 м, толщина 0,2 м) с пропиткой битумом на глубину 6—8 см. Укладку звеньев труб коллектора произ­водят снизу вверх по уклону после достижения бетоном основания прочности не менее 50% проектной, а также после сооружения смотровых колодцев. Звенья труб раскладывают вдоль бровки траншей широкой частью фальца вперед по ходу монтажа коллектора. Укладку звеньев труб производят краном на гусеничном ходу, оборудованным траверсой со специальными захватами для монтажа труб, на деревянные подкладки толщиной 2—3 см.

Убедившись в том, что звенья трубы в горизонтальной и вертикальной плоскостях уложены правильно, их расстро-повываают и производят подливку под них выравнивающего слоя цементного раствора состава 1:4. Через 1—2дня после твердения выравнивающего слоя из-под стыков звеньев труб убирают подкладки и образовавшееся пространство используют для заделки стыков. Оставленные места под стыками звеньев труб заливают цементным раствором по-еле заделки стыков.

Готовые участки коллектора между смежными колод-цами предварительно испытывают на водонепроницаемость до засыпки траншей (окончательно испытывают коллектор

после засыпки траншей). Перед испытанием концы труб в смежных колодцах, а также входы собирателей, перепускных труб из дождеприемных и тальвежных колодцев плотно за­крывают заглушками. Гидростатическое давление создают наполнением водой верхнего колодца или стояка, установ­ленного в верхней точке трубопровода, до уровня не менее глубины заложения труб. Проверяют коллектор до истече­ния 24 ч с момента заполнения его водой.

К обратной засыпке коллектора приступают только по­сле сдачи готовых участков заказчику и составления актов на скрытые работы. Засыпку труб в траншеях выполняют в два приема: сначала трубы засыпают порциями рыхлого грунта (без комков, камней и других твердых включений) слоями толщиной 10—15см на высоту 50 см над верхом трубы с тщательным симметричным уплотнением грунта под стыками труб и в пазухах между трубами и стенками траншей пневматическими, электрическими или ручными трамбовками; после этого дальнейшую засыпку целесо­образно выполнять бульдозером слоями толщиной 15—20 см на всю ширину траншеи с послойным уплотнением (одно­временно удаляют крепление стенок траншей).

Нагорные канавы устраивают для перехвата поверх­ностных вод, поступающих к летному полю с прилегающих территорий, и отвода их в коллектор или в ближайшие во­доемы и естественные пониженные места.

Строительство нагорных канав осуществляют с нагор­ной стороны по отношению к летному полю аэродрома на расстоянии 30 —50 м от внешних границ боковых и концевых полос безопасности ВПП, а также от краев искусственных покрытий других элементов аэродрома. Поперечное сечение канавы создают трапецеидальной формы с шириной по дну 0,4—1,5 м и более. Канавы роют бульдозерами или экскава­торами на глубину более чем на 0,25 м расчетной глубины воды в канаве. Грунт, вынутый из канавы, перемещают и укладывают с низовой стороны (со стороны аэродрома) в виде вала-банкета. На крутых горных склонах из щебени­стых и скальных грунтов вдоль оси нагорных канав грунты разрыхляют с применением ВВ. После разрыхления грунта

взрывами его сдвигают бульдозером для образования ка­навы и банкета. Продольный уклон для нагорных канав устраивают не менее 0,002.

Водоотводные канавы устраивают для отвода воды от устья закрытого магистрального коллектора в водопри­емник. Конструкция водоотводных канав такая же, как и нагорных канав.

Для приема воды, стекающей по лоткам в кромке искус­ственных покрытий, и отвода ее по перепускам в смотровые колодцы коллектора устраивают сборные или монолитные дождеприемные колодцы или воронки с одной, двумя или тремя решетками, которые бетонируются на месте. В плане дождеприемные колодцы устанавливают перпендикуляр­но оси лотка. Для уменьшения массы сборных элементов колодцы с двумя и тремя решетками изготовляют из двух звеньев (верхнего и нижнего).

Устройство сборных дождеприемных колодцев вклю­чает геодезическую разбивку котлована, устройство обно­ски, рытье котлована для колодца и траншеи для перепуска, устройство основания, установку блоков колодца, устрой­ство перепуска, засыпку траншеи грунтом, гидроизоляцию колодца.

Тальвежные колодцы устраивают для приема воды, сте­кающей по грунтовым лоткам, а также во всех замкнутых (бессточных) понижениях рельефа поверхности летного поля и отвода воды по перепускам в смотровые колодцы коллектора.

Тальвежные колодцы устраивают с двумя и тремя ре­шетками. Конструкция сборных тальвежных колодцев, их армирование и технология строительства аналогичны дождеприемным колодцам. При устройстве смотровых, дождеприемных и тальвежных колодцев на аэродромах, строяящихся в районах распространения просадочных и за-соленных грунтов, применяют колодцы мелкого заложения, производят гидроизоляцию колодцев, входов и выходов труб коллекторов и перепусков. Дно и стенки траншей перед укладкой в них труб также гидроизолируют.

Закромочные дрены устраивают вдоль покрытия на расстояние 1—1,5 м от его кромки из керамических, асбоце ментных или пластмассовых (с гладкими или гофрирован­ными стенками) труб диаметром 10 см для сбора избыточной воды в дренирующем слое в основаниях аэродромных по­крытий и отвода ее в смотровые колодцы коллектора.


Работы по устройству закромочного дренажа начина­ют после окончания земляных и планировочных работ на участках грунтового основания под покрытие, устройства водосточного коллектора и дождеприемных колодцев лот­кового ряда с перепусками.

Укладку труб начинают с места примыкания перепу­ска к смотровому колодцу. После укладки труб перепуска и фасонного бетонного камня приступают к укладке дре­нажных труб.

При механизированной укладке пластмассового дре­нажа труба поступает в траншею через трубоукладочное оборудование, установленное на экскаваторе.

 

До начала работы экскаватора на барабан переставляют бухту с пластмассовой трубой. Конец трубы пропускают по желобу трубоукладчика в траншею и, протянув ее с запасом в 50—60 см, заякоривают в устье дрены. По мере продвижения эскаватора труба сматывается с барабана, оборачивается фильтрующим материалом и укладывается в продольный желоб на дне траншеи, при этом она прижимается роли­ком к дну траншеи и присыпается слоем дренирующего грунта(толщиной 20—25 см) при помощи присыпщика. Поссле укладки труб траншею засыпают дренирующим ма-териалом до уровня основания покрытия слоями толщиной 15 25 см.

Первый нижний слой (толщиной 20 см) засыпают вручную при устройстве керамических, асбоцементных и пластмассовых труб и при отсутствии присыпщика. Снача-

да трубу обсыпают с двух сторон песком на высоту трубы, а затем доводят толщину слоя засыпки по всей ширине

траншеи до 22—24 см (с учетом запаса на уплотнение) и туплотняют электротрамбовками. Затем бульдозером производят засыпку траншеи песком с послойным его уплотнением электротрамбовками или площадочными вибраторами.












Вопросы для самоконтроля

1. Какие работы входят в состав подготовительных при
строительстве водопропускных сооружений?

2. Для чего предназначены сооружения и конструктивные
мероприятия системы дорожного водоотвода?

3. Почему водоотводные и другие канавы нарезают, на­
чиная с низовой стороны?

4. В каких случаях и каким образом производят укрепле­
ние водоотводных сооружений?

5. Что такое лотки и водосбросы-быстротоки?

6. Какова последовательность работ при устройстве во­
допропускных труб?

7. Что включают в себя работы по подготовке основания
для металлических гофрированных труб?

8. Как осуществляется сборка металлических гофриро­
ванных труб?








Разбивочные работы

2.3.1. Состав, этапы и исходная документация разбивочных работ

Разбивочные работы при строительстве дорог и искус­ственных сооружений проводят в такой последовательности: подготовительные работы; восстановление трассы и осей сооружений; перенесение на местность основных осей за­проектированных искусственных сооружений; детальные разбивочные работы; геодезическое управление работой строительных машин; геодезический контроль за работами; исполнительные съемки и приемка искусственных соору­жений в эксплуатацию.

Детальной разбивке подлежат все основные элементы земляного полотна, искусственных сооружений, водоотвод­ных сооружений; оснований и покрытий, дорожной одеж­ды, виражей и их отгонов и уширений на кривых, съездов и пересечений и т. д.

Разбивка должна опережать производство земляных работ на 1—2 км. Осуществляют ее от оси трассы. При раз бивке определяют и обозначают на местности плановое и высотное положение границ откосов насыпей и выемок, бровок земляного полотна, резервов, водоотводных канав. Исходными документами для разбивки земляного полотна служат:

1. продольный профиль;

2. план трассы с указанием полосы отвода и полосы
расчистки трассы от леса;

3. типовые и индивидуальные поперечные профили
земляного полотна;

4. рабочие чертежи водоотводных устройств;

5. журнал выносок или схема закрепления трассы;

6. ведомость постоянных и временных реперов;

7. выписка на производство земляных работ.

В каждом поперечнике земляного полотна закрепляют пять основных точек для насыпи и семь точек для выемки: осьземляного полотна, бровки, пересечение откосов насыпи (выемки) с поверхностью земли и ширину кювета поверху.

Разбивочные работы разделяются на несколько эта­пов.

На первом этапе, на основе привязки и закрепления трассы и осей сооружений к опорной сети, восстанавлива­ют и закрепляют знаками положение главных осей соору­жения.

На втором этапе производят детальную разбивку со­оружения с размещением плоскостей, линий и точек от­дельных элементов сооружения, устанавливают и кон­тролируют взаимосвязь между отдельными элементами сооружения.

На третьем этапе осуществляют геодезическое управ­ление работой механизмов в процессе монтажа или строи­тельства элемента сооружения.

На четвертом этапе производят окончательную разбив­ку элементов сооружения для отделочных работ и заверше­ния монтажных работ.

На пятом этапе, завершающем, осуществляют испол­нительную съемку выстроенного сооружения.

2.3.2. Сроки выполнения и элементы детальной разбивки земполотна. Параметры земполотна при его высотной разбивке

При разбивке земляного полотна отмечают его границы, производят их запашку или зачистку для удаления и склади­рования растительного слоя; в пределах строительства зем­ляного полотна и на его границах устанавливают откосники и вехи-визирки с указанием на них высотного положения заданных поверхностей: высоту, ширину подошвы насыпи, ширину выемки, уклоны откосов земляного полотна, при-трассовых резервов. Вначале устанавливают вехи-визирки на первом исходном уровне, положение которого выше или ниже проектного на некоторую величину.

 


Размещение створов и визирных поверхностей ведется из расчета непрерывной их видимости водителем строи­тельной машины. Направление створа движения машины устанавливают двумя и более вехами, постоянно види­мыми водителем со своего места. Направление визирной плоскости, составляемой несколькими горизонтальны­ми планками вех-визирок, установленных на местно­сти, и ходовой визиркой, установленной на рабочем орга­не машины, должно быть приподнято относительно за­данной проектной плоскости на высоту глаза водителя машины.


 


Перед началом работ составляют календарный график (план) производства разбивочных работ с указанием в нем последовательности действий на каждом проектном участ­ке или сооружении. Календарный план должен быть чет­ко увязан со сроками и этапами строительных работ и утвержден главным инженером строительного подразде­ления.

Детальная разбивка земляного полотна производится вдоль восстановленной и закрепленной трассы на осно­ве разместившихся на ней пунктов плановой и высотной основы.

Разбивка ведется в соответствии с существующей проектной документацией (план, продольный профиль, типовые и индивидуальные поперечные профили и др.) и документацией по восстановлению и закреплению трассы (журнал выносок, ведомость закрепления трассы, ведомость

 


реперов И Т. Д.).

 


 


Детальную разбивку земляного полотна ведут в еле-, дующей последовательности: вдоль восстановленной трас­сы выделяют основные проектные участки между смеж­ными переломами, плана и продольного профиля трассы; в характерных переломах профиля земной поверхности восстанавливают поперечники или нормали к кривым и устанавливают границы земляного полотна с выделением его бровок; производят зачистку или пропашку границ от­косов насыпей и выемок, расстановку и закрепление раз-бивочных знаков (вех, вех-визирок, откосников и др.) для производства основных земляных работ; их разбивочные знаки устанавливают раздельно для каждого проектного участка за пределами работ; одновременно устанавливают места размещения приборов (лазеров, механических копи­ров и др.) для геодезического управления работой рабочих органов строительных машин; после достижения в процессе строительства основного очертания поверхности земляного полотна на каждом участке производят детальную разбивку всех его элементов для окончательной планировки поверх­ностей полотна и откосов.


 


 

 

Определение перпендикулярного направления к оси дороги может производиться и при помощи построения прямоугольного треугольника со сторонами 3; 4 и 5 м тесь-мяной рулеткой, лентой или шнуром длиной 12 м. Для этого в направлении оси закрепляется отрезок длиной 4 м (ка­тет АО). Точка В перпендикулярного к оси направления ОВ определится на совмещении концов двух других отрезков натянутой рулетки или шнура длиной 3 м (катет ОВ) и 5 м (гипотенуза АВ).

Разбивка направления OD производится аналогично или провешиванием по направлению линии ВО. Положе­ние отбитых подошв насыпей и бровок выемок указывают запашкой вдоль них борозды или зарезкой границы зем­ляного полотна и ставят вдоль них створные вехи-визирки, определяющие высоту насыпи, и откосники, указывающие направление откосов, насыпей и выемок.

2.3.3. Высотная разбивка насыпей и выемок

Границы насыпи или выемки определяют расчетом. Для этого берут из проекта дороги следующие размеры: ширину

земляного полотна В; Коэффициент заложения откоса т; высоту насыпи и глубину выемки Н; ширину кювета повер­ху К; уклон поверхности местности п.

Пересечение откосов насыпей и выемок с поверхностью земли находят следующими способами.


 

 


Вопросы для самоконтроля

1.Последовательность выполнения детальной разбивки
земляного полотна.

2. Какие элементы земляного полотна обозначают при
детальной разбивке в плане?

3. Какие параметры земляного полотна обозначают при
его высотной разбивке?

 

4. Что служит исходными документами для разбивки
земляного полотна?

5. Простейшее определение перпендикулярного направ-
ления к оси дороги.

 

 


















Разработка, перемещение










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 656.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...