Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Металлических гофрированных труб
С каждым годом все большее распространение получают металлические гофрированные водопропускные трубы. Устройство основания (естественного или в виде подушки, в том числе с заменой грунта основания) металлических гофрированных труб должно включать комплекс работ, который необходимо выполнять для обеспечения равномер ного и надежного опирания на грунт, уплотненный до 0,95 максимальной стандартной плотности.
Работы по подготовке основания включают: вырезку котлована под подушку бульдозером или экскаватором (в скальных грунтах — взрывным способом); транспортировку грунта к месту укладки автотранспортом; послойную отсыпку подушки под трубу и уплотнение грунта (или подготовку естественного основания) грунто-уплотняющими машинами; вырезку ложа под трубу приспособленной для этой цели машиной (например грейдером, оборудованным специальным ножом) или вручную по шаблону. Грунт подушки или грунт, укладываемый взамен слабого грунта основания, следует отсыпать в котлован слоями и уплотнять машиной виброударного действия для стесненных условий на базе бульдозера Д-606 или Д-535. Каждый слой толщиной не более 0,6 м должен быть уплотнен за два прохода по одному следу рабочего органа машины, перемещающегося со скоростью 400—600 м/ч и обеспечивающего 300—360 ударов в минуту. В зависимости от местных условий монтировать трубу с болтовыми стыками внахлестку на строительной площадке следует из секций, предварительно собираемых из отдельных элементов на полигонах, или из отдельных элементов.. Во всех случаях, когда возможна доставка секций труб на объект автотранспортом или тракторами и установка их краном, особенно в районах с расчетной минимальной температурой наружного воздуха ниже минус 40 °С, способ монтажа из секций должен быть основным. При этом рекомендуется производить монтаж труб «с колес», устанавливая секции сразу в проектное положение после подъема с транспортных средств.
Длину секций следует назначать исходя из заданных проектных длин водопропускных труб. В связи с этим на одном сооружении возможно применение секций различной длины. При назначении длин секций труб необходимо учитывать возможности имеющихся транспортных средств для перевозки конструкций на строительную площадку. В промежуточных секциях число звеньев должно быть нечетным. Длину секций рекомендуется принимать не более 10м. Сборку труб следует осуществлять согласно монтажной схеме,имеющейся в проекте производства работ. Мон тажная схема должна предусматривать: порядок установки гофрированных элементов при сборке и объединении секций, порядок перевозки секций, порядок установки болтов, схему специальных стяжек и подмостей для крепления труб диаметром более 2 м в поперечном сечении во время сборки. При монтаже труб следует использовать комплект инструментов: торцевые ключи, ломики, крюки с кольцами, электрические или пневматические гайковерты, молотки. В комплект поставляемых на строительную площадку болтов должны входить 10 монтажных болтов длиной 75 мм того же диаметра, что и рабочие болты. Эти болты следует применять для временной стяжки гофрированных листов, и они не должны оставаться в конструкции. Все элементы конструкции трубы, материалы, инструменты и оборудование должны быть завезены на строитель-ную площадку до начала сборки трубы. При монтаже труб «с колес» доставляются только отдельные элементы для объединения секции. 2.2.7. Строительство водоотводных сооружений и водосточных коллекторов на аэродромах Коллектор устраивают для отвода воды за пределы летного поля аэродрома из дождеприемных и тальвежных колодцев, а также дрен и осушителей (или собирателей). Работы по устройству коллектора должны, как правило, опережать по времени земляные и планировочные работы и увязываться с их производством так, чтобы находящиеся в работе участки коллекторов не пересекали путей перемещения грунта. Перед укладкой труб коллектора должны быть закончены работы по отрывке и креплению стенок траншеи и устроен отвод воды из готовых участков коллектора за пределы летного поля аэродрома. Работы по устройству коллекторов выполняют в такой технологической последовательности: — устройство оснований под трубы и колодцы; — устройство смотровых колодцев; — укладка труб и заделка стыков, проверка трубопро — снятие креплений стенок; — засыпка труб в траншеях с послойным уплотнением — устройство оголовков коллектора. Перед устройством основания под трубы и колодцы проверяют отметки дна траншеи под коллектор и котлованов (уширений траншеи) под колодцы. При этом недобор грунта срезают вручную, а перебор устраняют путем заполнения пониженных мест песком с последующим тщательным увлажнением и уплотнением или увеличения толщины щебеночной подготовки под колодцы. Ровность дна траншей и котлованов проверяют рейкой с уровнем и визирами. При укладке асбоцементных труб устраивают естественное грунтовое спрофилированное основание с углом охвата низа трубы не менее 90°. Для бетонных и железобетонных труб устраивают следующие виды основания: щебеночное, гравийное, сборное из железобетонных блоков, монолитное бетонное или железобетонное.
Под смотровые колодцы на всей площади котлована устраивают щебеночную подготовку слоем 15—20 см, которую уплотняют электротрамбовками.
Смотровые колодцы сооружают, как правило, из сборных железобетонных элементов (днищ, средних звеньев, горловин, крышек) в следующей технологической последовательности: монтаж днища и стенок нижней части колодца, устройство эластичного примыкания труб, устройство лотка, монтаж сборных элементов стенок верхней части колодца.
Днище колодца устанавливают при помощи крана на заранее приготовленное щебеночное или гравийное основание на слой цементного раствора толщиной 2—3 см. На днище размечают положение нижнего звена колодца с отверстиями для труб и наносят цементный раствор (состав 1:2, толщина 2—3 см), на который устанавливают краном нижнее звено, соблюдая правильность положения отверстий для труб в плане и по вертикали. Зазор между при мыкающим звеном трубы коллектора и стенками колодца забивают промасленным пеньковым жгутом, а место примыкания трубы к стенке колодца с обеих сторон заделывают асфальтовой мастикой. Лоток в колодце устраивают после заделки примыкания труб к стенкам колодца. На днище колодца укладывают слой бетона, в котором выделывают углубление лотка при помощи шаблона в форме полуокружности высотой 0,6 диаметра трубы коллектора. После окончания схватывания бетона поверхность лотка затирают цементным раствором. Все последующие звенья колодца устанавливают краном на торцы нижележащих звеньев на слой цементного раствора толщиной 2 см. Соединяют звенья колодца при помощи скоб или накладок. Люк закрывают крышкой или железобетонными балочками прямоугольного сечения. Вокруг крышек колодцев устраивают щебеночную отмостку (ширина 0,8—2 м, толщина 0,2 м) с пропиткой битумом на глубину 6—8 см. Укладку звеньев труб коллектора производят снизу вверх по уклону после достижения бетоном основания прочности не менее 50% проектной, а также после сооружения смотровых колодцев. Звенья труб раскладывают вдоль бровки траншей широкой частью фальца вперед по ходу монтажа коллектора. Укладку звеньев труб производят краном на гусеничном ходу, оборудованным траверсой со специальными захватами для монтажа труб, на деревянные подкладки толщиной 2—3 см. Убедившись в том, что звенья трубы в горизонтальной и вертикальной плоскостях уложены правильно, их расстро-повываают и производят подливку под них выравнивающего слоя цементного раствора состава 1:4. Через 1—2дня после твердения выравнивающего слоя из-под стыков звеньев труб убирают подкладки и образовавшееся пространство используют для заделки стыков. Оставленные места под стыками звеньев труб заливают цементным раствором по-еле заделки стыков. Готовые участки коллектора между смежными колод-цами предварительно испытывают на водонепроницаемость до засыпки траншей (окончательно испытывают коллектор после засыпки траншей). Перед испытанием концы труб в смежных колодцах, а также входы собирателей, перепускных труб из дождеприемных и тальвежных колодцев плотно закрывают заглушками. Гидростатическое давление создают наполнением водой верхнего колодца или стояка, установленного в верхней точке трубопровода, до уровня не менее глубины заложения труб. Проверяют коллектор до истечения 24 ч с момента заполнения его водой. К обратной засыпке коллектора приступают только после сдачи готовых участков заказчику и составления актов на скрытые работы. Засыпку труб в траншеях выполняют в два приема: сначала трубы засыпают порциями рыхлого грунта (без комков, камней и других твердых включений) слоями толщиной 10—15см на высоту 50 см над верхом трубы с тщательным симметричным уплотнением грунта под стыками труб и в пазухах между трубами и стенками траншей пневматическими, электрическими или ручными трамбовками; после этого дальнейшую засыпку целесообразно выполнять бульдозером слоями толщиной 15—20 см на всю ширину траншеи с послойным уплотнением (одновременно удаляют крепление стенок траншей). Нагорные канавы устраивают для перехвата поверхностных вод, поступающих к летному полю с прилегающих территорий, и отвода их в коллектор или в ближайшие водоемы и естественные пониженные места. Строительство нагорных канав осуществляют с нагорной стороны по отношению к летному полю аэродрома на расстоянии 30 —50 м от внешних границ боковых и концевых полос безопасности ВПП, а также от краев искусственных покрытий других элементов аэродрома. Поперечное сечение канавы создают трапецеидальной формы с шириной по дну 0,4—1,5 м и более. Канавы роют бульдозерами или экскаваторами на глубину более чем на 0,25 м расчетной глубины воды в канаве. Грунт, вынутый из канавы, перемещают и укладывают с низовой стороны (со стороны аэродрома) в виде вала-банкета. На крутых горных склонах из щебенистых и скальных грунтов вдоль оси нагорных канав грунты разрыхляют с применением ВВ. После разрыхления грунта взрывами его сдвигают бульдозером для образования канавы и банкета. Продольный уклон для нагорных канав устраивают не менее 0,002. Водоотводные канавы устраивают для отвода воды от устья закрытого магистрального коллектора в водоприемник. Конструкция водоотводных канав такая же, как и нагорных канав. Для приема воды, стекающей по лоткам в кромке искусственных покрытий, и отвода ее по перепускам в смотровые колодцы коллектора устраивают сборные или монолитные дождеприемные колодцы или воронки с одной, двумя или тремя решетками, которые бетонируются на месте. В плане дождеприемные колодцы устанавливают перпендикулярно оси лотка. Для уменьшения массы сборных элементов колодцы с двумя и тремя решетками изготовляют из двух звеньев (верхнего и нижнего). Устройство сборных дождеприемных колодцев включает геодезическую разбивку котлована, устройство обноски, рытье котлована для колодца и траншеи для перепуска, устройство основания, установку блоков колодца, устройство перепуска, засыпку траншеи грунтом, гидроизоляцию колодца. Тальвежные колодцы устраивают для приема воды, стекающей по грунтовым лоткам, а также во всех замкнутых (бессточных) понижениях рельефа поверхности летного поля и отвода воды по перепускам в смотровые колодцы коллектора. Тальвежные колодцы устраивают с двумя и тремя решетками. Конструкция сборных тальвежных колодцев, их армирование и технология строительства аналогичны дождеприемным колодцам. При устройстве смотровых, дождеприемных и тальвежных колодцев на аэродромах, строяящихся в районах распространения просадочных и за-соленных грунтов, применяют колодцы мелкого заложения, производят гидроизоляцию колодцев, входов и выходов труб коллекторов и перепусков. Дно и стенки траншей перед укладкой в них труб также гидроизолируют. Закромочные дрены устраивают вдоль покрытия на расстояние 1—1,5 м от его кромки из керамических, асбоце ментных или пластмассовых (с гладкими или гофрированными стенками) труб диаметром 10 см для сбора избыточной воды в дренирующем слое в основаниях аэродромных покрытий и отвода ее в смотровые колодцы коллектора. Работы по устройству закромочного дренажа начинают после окончания земляных и планировочных работ на участках грунтового основания под покрытие, устройства водосточного коллектора и дождеприемных колодцев лоткового ряда с перепусками. Укладку труб начинают с места примыкания перепуска к смотровому колодцу. После укладки труб перепуска и фасонного бетонного камня приступают к укладке дренажных труб. При механизированной укладке пластмассового дренажа труба поступает в траншею через трубоукладочное оборудование, установленное на экскаваторе.
До начала работы экскаватора на барабан переставляют бухту с пластмассовой трубой. Конец трубы пропускают по желобу трубоукладчика в траншею и, протянув ее с запасом в 50—60 см, заякоривают в устье дрены. По мере продвижения эскаватора труба сматывается с барабана, оборачивается фильтрующим материалом и укладывается в продольный желоб на дне траншеи, при этом она прижимается роликом к дну траншеи и присыпается слоем дренирующего грунта(толщиной 20—25 см) при помощи присыпщика. Поссле укладки труб траншею засыпают дренирующим ма-териалом до уровня основания покрытия слоями толщиной 15 25 см. Первый нижний слой (толщиной 20 см) засыпают вручную при устройстве керамических, асбоцементных и пластмассовых труб и при отсутствии присыпщика. Снача- да трубу обсыпают с двух сторон песком на высоту трубы, а затем доводят толщину слоя засыпки по всей ширине траншеи до 22—24 см (с учетом запаса на уплотнение) и туплотняют электротрамбовками. Затем бульдозером производят засыпку траншеи песком с послойным его уплотнением электротрамбовками или площадочными вибраторами. Вопросы для самоконтроля 1. Какие работы входят в состав подготовительных при 2. Для чего предназначены сооружения и конструктивные 3. Почему водоотводные и другие канавы нарезают, на 4. В каких случаях и каким образом производят укрепле 5. Что такое лотки и водосбросы-быстротоки? 6. Какова последовательность работ при устройстве во 7. Что включают в себя работы по подготовке основания 8. Как осуществляется сборка металлических гофриро Разбивочные работы 2.3.1. Состав, этапы и исходная документация разбивочных работ Разбивочные работы при строительстве дорог и искусственных сооружений проводят в такой последовательности: подготовительные работы; восстановление трассы и осей сооружений; перенесение на местность основных осей запроектированных искусственных сооружений; детальные разбивочные работы; геодезическое управление работой строительных машин; геодезический контроль за работами; исполнительные съемки и приемка искусственных сооружений в эксплуатацию. Детальной разбивке подлежат все основные элементы земляного полотна, искусственных сооружений, водоотводных сооружений; оснований и покрытий, дорожной одежды, виражей и их отгонов и уширений на кривых, съездов и пересечений и т. д. Разбивка должна опережать производство земляных работ на 1—2 км. Осуществляют ее от оси трассы. При раз бивке определяют и обозначают на местности плановое и высотное положение границ откосов насыпей и выемок, бровок земляного полотна, резервов, водоотводных канав. Исходными документами для разбивки земляного полотна служат: 1. продольный профиль; 2. план трассы с указанием полосы отвода и полосы 3. типовые и индивидуальные поперечные профили 4. рабочие чертежи водоотводных устройств; 5. журнал выносок или схема закрепления трассы; 6. ведомость постоянных и временных реперов; 7. выписка на производство земляных работ. В каждом поперечнике земляного полотна закрепляют пять основных точек для насыпи и семь точек для выемки: осьземляного полотна, бровки, пересечение откосов насыпи (выемки) с поверхностью земли и ширину кювета поверху. Разбивочные работы разделяются на несколько этапов. На первом этапе, на основе привязки и закрепления трассы и осей сооружений к опорной сети, восстанавливают и закрепляют знаками положение главных осей сооружения. На втором этапе производят детальную разбивку сооружения с размещением плоскостей, линий и точек отдельных элементов сооружения, устанавливают и контролируют взаимосвязь между отдельными элементами сооружения. На третьем этапе осуществляют геодезическое управление работой механизмов в процессе монтажа или строительства элемента сооружения. На четвертом этапе производят окончательную разбивку элементов сооружения для отделочных работ и завершения монтажных работ. На пятом этапе, завершающем, осуществляют исполнительную съемку выстроенного сооружения. 2.3.2. Сроки выполнения и элементы детальной разбивки земполотна. Параметры земполотна при его высотной разбивке При разбивке земляного полотна отмечают его границы, производят их запашку или зачистку для удаления и складирования растительного слоя; в пределах строительства земляного полотна и на его границах устанавливают откосники и вехи-визирки с указанием на них высотного положения заданных поверхностей: высоту, ширину подошвы насыпи, ширину выемки, уклоны откосов земляного полотна, при-трассовых резервов. Вначале устанавливают вехи-визирки на первом исходном уровне, положение которого выше или ниже проектного на некоторую величину.
Размещение створов и визирных поверхностей ведется из расчета непрерывной их видимости водителем строительной машины. Направление створа движения машины устанавливают двумя и более вехами, постоянно видимыми водителем со своего места. Направление визирной плоскости, составляемой несколькими горизонтальными планками вех-визирок, установленных на местности, и ходовой визиркой, установленной на рабочем органе машины, должно быть приподнято относительно заданной проектной плоскости на высоту глаза водителя машины.
Перед началом работ составляют календарный график (план) производства разбивочных работ с указанием в нем последовательности действий на каждом проектном участке или сооружении. Календарный план должен быть четко увязан со сроками и этапами строительных работ и утвержден главным инженером строительного подразделения. Детальная разбивка земляного полотна производится вдоль восстановленной и закрепленной трассы на основе разместившихся на ней пунктов плановой и высотной основы. Разбивка ведется в соответствии с существующей проектной документацией (план, продольный профиль, типовые и индивидуальные поперечные профили и др.) и документацией по восстановлению и закреплению трассы (журнал выносок, ведомость закрепления трассы, ведомость
реперов И Т. Д.).
Детальную разбивку земляного полотна ведут в еле-, дующей последовательности: вдоль восстановленной трассы выделяют основные проектные участки между смежными переломами, плана и продольного профиля трассы; в характерных переломах профиля земной поверхности восстанавливают поперечники или нормали к кривым и устанавливают границы земляного полотна с выделением его бровок; производят зачистку или пропашку границ откосов насыпей и выемок, расстановку и закрепление раз-бивочных знаков (вех, вех-визирок, откосников и др.) для производства основных земляных работ; их разбивочные знаки устанавливают раздельно для каждого проектного участка за пределами работ; одновременно устанавливают места размещения приборов (лазеров, механических копиров и др.) для геодезического управления работой рабочих органов строительных машин; после достижения в процессе строительства основного очертания поверхности земляного полотна на каждом участке производят детальную разбивку всех его элементов для окончательной планировки поверхностей полотна и откосов.
Определение перпендикулярного направления к оси дороги может производиться и при помощи построения прямоугольного треугольника со сторонами 3; 4 и 5 м тесь-мяной рулеткой, лентой или шнуром длиной 12 м. Для этого в направлении оси закрепляется отрезок длиной 4 м (катет АО). Точка В перпендикулярного к оси направления ОВ определится на совмещении концов двух других отрезков натянутой рулетки или шнура длиной 3 м (катет ОВ) и 5 м (гипотенуза АВ). Разбивка направления OD производится аналогично или провешиванием по направлению линии ВО. Положение отбитых подошв насыпей и бровок выемок указывают запашкой вдоль них борозды или зарезкой границы земляного полотна и ставят вдоль них створные вехи-визирки, определяющие высоту насыпи, и откосники, указывающие направление откосов, насыпей и выемок. 2.3.3. Высотная разбивка насыпей и выемок Границы насыпи или выемки определяют расчетом. Для этого берут из проекта дороги следующие размеры: ширину земляного полотна В; Коэффициент заложения откоса т; высоту насыпи и глубину выемки Н; ширину кювета поверху К; уклон поверхности местности п. Пересечение откосов насыпей и выемок с поверхностью земли находят следующими способами.
Вопросы для самоконтроля 1.Последовательность выполнения детальной разбивки 2. Какие элементы земляного полотна обозначают при 3. Какие параметры земляного полотна обозначают при
4. Что служит исходными документами для разбивки 5. Простейшее определение перпендикулярного направ-
Разработка, перемещение |
|||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 656. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |