Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Пробная укатка. Назначение степени уплотнения




При влажности менее допустимой несвязные и мало­связные грунты рекомендуется увлажнять в отсыпанном слое незадолго перед уплотнением. Связные грунты, в которых перераспределение влаги идет медленнее, лучше увлажнять на месте разработки (в карьере, выемке, резерве) после разрыхления. Для увлажнения грунта можно приме­нять поливомоечные машины, разливая воду в несколько приемов. При поливке на месте верхний увлажненный слой доуплотнения следует перемешать вспахиванием или глу­боким боронованием.

Для определения оптимальной толщины уплотняемого слоя и установления числа проходов (ударов) уплотняющих машин по одному следу, необходимого для достижения требуемой плотности, перед началом работ по устройству насыпи следует производить пробную укатку грунтов.

Результаты пробной укатки включаются в технологиче­ские карты на сооружение земляного полотна и являются обязательными требованиями.

Степень уплотнения грунта назначается в зависимости отдорожно-климатической зоны, типа покрытия и положе-ния слоя грунта по высоте насыпи.

2.5.4. Укатка различными типами катков

В настоящее время наиболее производительный и эко­номичный способ уплотнения земляного полотна — укатка самоходными или прицепными катками.

Слой рыхлого связного грунта, отсыпанного, например, грейдером-элеватором, экскаватором-драглайном и т. п., рекомендуется уплотнять в две стадии. Вначале во избе­жание сдвигов и образования волн грунта перед рабочими органами уплотняющей машины следует сделать прикатку легким катком массой 6—12 т, а затем основную укатку — более тяжелым катком массой 25 т более.

Предварительная прикатка не требуется, когда слой грунта отсыпается с регулированием движения транспорт­ных и землеройно-транспортных машин по всей ширине насыпи. Землевозный транспорт выполняет первую стадию укатки до плотности около 0,9 от ее максимального значения по стандартному уплотнению. В этом случае применяют уплотняющие машины сразу тяжелого типа. Четкая орга­низация совместной работы землеройно-транспортных и грунтоуплотняющих машин позволяет обеспечить полное и равномерное уплотнение грунта по всей ширине земля­ного полотна.

Катки на пневматических шинах — наиболее универ­сальное средства уплотнения грунтов. Постепенное повы­шение удельных давлений — одно из основных требований при уплотнении связных грунтов, обеспечивающее полу чение плотной и прочной структуры грунта по всей тол­щине слоя. Давление в шинах катков на начальном этапе уплотнения связных грунтов не должно превышать 0,2— 0,3 МПа. Давление в шинах на заключительном этапе уплотнения должно соответствовать при уплотнении супеси 0,3—0,4 МПа, суглинков — 0,6—0,8 МПа. При уплотнении песков давление в шинах на всех стадиях уплотнения не должно быть более 0,2—0,3 МПа.


 

 

Для достижения равномерности уплотнения грунта давление во всех шинах колес катка должно быть одина­ковым. Наиболее равномерную плотность уплотняемого слоя насыпи обеспечивают секционные катки, у которых пневматические колеса с отдельными секциями бункера для балласта имеют независимую подвеску.

 

 


Уплотнение кулачковыми катками эффективно для связных грунтов, когда грунты в начале уплотнения доста­точно рыхлы.

Уплотнение грунта прицепными кулачковыми и ре­шетчатыми катками выполняется круговыми проходами по рабочей захватке. Укатка грунта производится от края насы­пи к ее середине с перекрытием полос уплотнения на 0,15— 0,25 м. Для предотвращения обрушения откосов и сползания катков под откос во время работы кромка пальца не должна быть ближе 0,3 м от бровки отсыпаемого слоя.

При укатке верхних слоев насыпи высотой более 1,5 м прицепными катками на пневмоколесном ходу первый и второй проходы следует выполнять на расстоянии 2 м от бровки насыпи, а затем, смещая ходы на '/3 ширины катка в сторону бровки, уплотняют края насыпи. После этого укатку продолжают круговыми проходами от края к сере­дине насыпи.

Приближение рабочих органов уплотняющих машин к бровке насыпи ближе 0,3 м не допускается из условий безопасности при любых методах уплотнения (кроме на­весных трамбовок).

 


Для работы прицепных катков целесообразные разме­ры захватки должны быть не менее 200 м по всей ширине насыпи. Увеличение фронта укатки повышает производи­тельность работы прицепных катков. Однако при увеличе­нии длины участка, подготавливаемого под укатку, следует учитывать, что в сухую и жаркую погоду происходит интен-сивная потеря влажности грунтом.

2.5.5. Трамбование грунта

Трамбование — универсальный метод уплотнения, при­годный для большинства грунтов. Трамбование применя­ют для уплотнения грунтов естественных оснований, при доуплотнении существующих насыпей без их разборки, в стесненных местах. Этим способом можно уплотнять грунт слоями большой толщины за один-два прохода машины. Метод трамбования позволяет получить плотность грунта значительно выше максимальной стандартной, уплотнять грунт при влажности выше и ниже допустимых пределов. Трамбование можно использовать для уплотнения прочных комковых грунтов, в том числе и крупнообломочных.


При выборе уплотняющей машины следует отдавать предпочтение самоходным механизмам непрерывного дей­ствия. Подвесные к экскаватору-крану трамбующие плиты могут быть применены, если отсутствуют другие машины.

При уплотнении слоев большой толщины (1—2 м) для уплотнения грунтов пониженной влажности, а также для достижения плотности грунта выше стандартной макси­мальной плотности используются свободно падающие с высоты от 2—3 до 5—6 м трамбующие плиты массой от 2—3 до 12—15 т, которые подвешиваются к экскаваторам-кранам соответствующей грузоподъемности (для плиты массой 2—3 т необходим экскаватор с вместимостью ковша не ме­нее 0,5—0,7 м3, для плиты 12—15 т — не менее 1,25 м3). При этом толщина уплотняемого слоя грунта равна примерно диаметру подошвы плиты.

Уточнение технологических параметров трамбования производится по данным пробного уплотнения.

С целью снижения динамических нагрузок на экскава­тор и предотвращения преждевременного износа его основ­ных механизмов между трамбующей плитой и подъемным канатом-тросом устанавливают пружинную подвеску.

Рабочая скорость перемещения трамбующей машины со свободно падающими плитами на экскаваторе-кране зависит от вида и влажности грунта, а также толщины уплотняемого слоя. Грунт при оптимальной влажности и толщине слоя, равной примерно диаметру подошвы пли­ты, рекомендуется уплотнять за один проход машины при скорости около 150 м/ч.

При использовании трамбующих плит на экскаваторах-кранах ширину полосы уплотнения следует принимать в пределах не более 1,5 радиуса действия стрелы.

Трамбование рыхлого глинистого грунта ведется в два приема — предварительное и основное уплотнение. Пред­варительное уплотнение целесообразно выполнять с умень­шением в 2 раза массы трамбовки или со снижением высо­ты падения в 4 раза. Предварительное уплотнение грунта, при котором по одному следу наносится не более двух-трех ударов, выполняется одновременно на трех-четырех полосах на всю их ширину. После этого приступают к основному уплотнению тех же трех-четырех полос. Чтобы предотвра­тить появление бугров, грунт трамбуют со смещением следа предыдущего цикла на 0,2—0,3 диаметра подошвы трам­бовки до тех пор, пока на каждой полосе не будет сделано заданное число ударов. Во время трамбования необходимо сохранять постоянную высоту подъема трамбовки в момент сбрасывания. На новую полосу уплотнения можно перехо­дить только после уплотнения предыдущей полосы.

При выборе режима работы трамбующих плит следует отдавать предпочтение сбрасыванию плит большей массы с меньшей высоты. Для экскаваторов с ковшами вместимо­стью 0,5—1 м3 эта высота, как правило, составляет 2—4 м.

По окончании уплотнения верхний слой грунта тол­щиной 10—15 см, разрыхленный трамбованием, следует уплотнять легкими ударами трамбовки с высоты 0,5 м или укаткой катками.

2.5.6. Вибрационное уплотнение

Вибрирование применяют для уплотнения крупно­обломочных, песчаных, несвязных и малосвязных глини­стых грунтов. Одномерные пески эффективно уплотняют только вибрированием.

Прицепными и самоходными виброкатками массой 4— 5 т рекомендуется уплотнять грунт слоями 40—50 см, катка­ми с большей массой можно уплотнять песчаные грунты на глубину 60—80 см и более. Количество проходов машины по одному следу при влажности грунта, близкой к оптималь­ной, принимается равным четырем-пяти.

Для получения оптимальной плотности грунта удель­ные давления вибромашины должны иметь следующие значения:

переувлажненные пески — 30—40 МПа (300—400 кгс/см2);

пески оптимальной влажности — 60—100 МПа (600— 1000 кгс/см2);

супесчаные грунты оптимальной влажности — 150200МПа (1500-2000 кгс/см2);

тяжелые супеси оптимальной влажности — 250—300 МПа (2500-3000 кгс/см2).

 


Вибрационные плиты массой от 100 до 1000 кг целе­сообразны для уплотнения грунта в стесненных условиях (засыпка труб, траншей) слоями от 20 до 60 см.


 


 

Прицепные виброкатки работают, в основном, по кру­говой схеме движения, самоходные виброплиты — челноч­ным способом.

Самоходные вибромашины допускается применять на участках с продольными уклонами земляного полотна не более 100%о и поперечными уклонами не более 50%о.

 


 

 

Повышение эффекта уплотнения несвязных грунтов вибрированием достигается при влажности грунта, равной 1,1—1,2 оптимальной. В этом случае можно увеличить тол­щину уплотняемого слоя на 20—30%. Однако увлажнять грунт до таких пределов рекомендуется только при обеспе­чении хорошего отвода воды с поверхности уплотняемого слоя. При отсутствии стока воды избыточное увлажнение песка недопустимо.

2.5.7. Особенности технологии «Русские качели»

применительно к дорожному строительству

Причина недостаточно качественного уплотнения дорожно-строительных материалов состоит в следующем. Традиционные уплотняющие машины (каток и трамбовка) при работе опираются на тот же материал, который они и уплотняют. При этом известно, что наибольшую плотность в процессе уплотнения дорожно-строительный материал приобретает при достижении предела его прочности. По достижении такого состояния при традиционных способах укатки и трамбования, соответственно, каток или трамбов­ка погрузятся в уплотняемый материал, вызвав разрушение уплотняемого слоя.

По этой причине при укатке или трамбовании следят затем, чтобы воздействие уплотняющей машины на уплот­няемый слой материала не превышало величины, равной 0,95—0,98 предела прочности последнего. Для чего, напри­мер, применяют катки разной массы и многократные прохо­ды по одному месту. При этом сначала производят пробные укатки для определения соответствующих параметров.

Таким образом, заранее закладывается недоуплотнение на некоторое, пусть и небольшое, количество процентов. Однако это то самое недоуплотнение, которое не позволяет придать, например, связным грунтам, преимущественно используемым при строительстве российских дорог, необ­ходимую плотность структуры и, соответственно, избежать морозного пучения дорожного полотна.

Кроме того, для традиционных технологий укатки и трамбования не решены вопросы контроля качества уплот нения в ходе этих процессов и выдерживания заданной толщины уплотняемого слоя.

Преодолеть присущие традиционным технологиям уплотнения недостатки в рамках самих этих технологий принципиально невозможно, так как они предусматри­вают распределение и укладку дорожно-строительного материала одними машинами, а уплотнение уложенного слоя — другими. Только объединив эти операции в единый процесс, можно кардинально избавиться от выявленных недостатков.

Такие способы, взамен укатки и трамбования, заклю­чаются в технологии «Русские качели» («Технология "Русские качели": самоуплотнение порошков в результате индуцированного течения или СПРИТ» Популярное бетоноведение, 2005, № 6 (8). С. 78-83).

В предложенных способах укладка, распределение и уплотнение дорожно-строительного материала осуществля­ются одним действием, в результате которого формируется слой предельно плотной структуры из частиц обрабатывае­мого материала. Для осуществления этого действия при­меняются устройства различной конструкции, названные нагнетателями.

Так как способы основываются на эффекте самоуплот-нения порошков в результате индуцированного течения (СПРИТ), то становится ненужным искать зависимость между контактным давлением, глубиной колеи, шириной и радиусом движущегося катка или весом трамбовки, ее пло­щадью и высотой падения. Причем плотность достигается как бы сама собой. Также не требуется никакой пробной укатки или трамбования, как в традиционных процессах, гаккак при применении «Русских качелей» уплотняется слой заданной толщины. Эта толщина в ходе процесса фик­сируется самим нагнетателем.

Таким образом, «Русскими качелями» можно формиро­вать полосу (полотно) из предельно уплотненного дорожно­строительного материала заданной толщины и ширины всего за один проход.

 


Технология «Русские качели» заменяет собой три традиционные, выполняемые последовательно опера­ции по укладке, распределению и уплотнению дорожно­строительных материалов

Вместе с перемещением рабочего органа (нагнетателя) происходит увеличение длины дорожного полотна. Иными словами, «Русскими качелями» можно непрерывно «выра­щивать» дорогу высокого качества.

Для контроля качества уплотнения в ходе процесса не­обходимо только следить за тем, чтобы перед нагнетателем постоянно выдавливался обрабатываемый материал.

«Русскими качелями» одновременно с уплотнением, например грунта при подготовке земляного полотна, осу­ществляется его планировка. Уплотнение и профилирова­ние осуществляется одним действием и одной машиной. При этом легко выдерживать такие технологические тре­бования, как горизонтальность укладки слоев земляного полотна, так как нагнетатель не опирается на уплотняемый слой, но при этом всегда фиксирует его заданную верхнюю поверхность.

Давление, возникающее на поверхности нагнетателя от взаимодействия с грунтом, всегда равно пределу проч­ности грунта под ним и изменяется само собой от нуля до предела.

Необходимо упомянуть еще об одном немаловажном свойстве технологии. При изготовлении покрытия в местах недостаточного уплотнения в основании дорожного покры­тия (при наличии каких-либо дефектов) не происходит про­садки покрытия, так как эти места в процессе нагнетания самоуплотняются нагнетаемым дорожно-строительным материалом. При этом становится невозможной повсеместно наблюдаемая ныне ситуация, когда, например, после дождя на свежеуложенном покрытии образуются многочисленные лужи различной глубины, проявляющие недостатки нового покрытия.

Дорожно-строительная машина «Русские качели» по­хожа на машины распределения и дозирования смесей при устройстве покрытий дорог. Она должна содержать самоходное шасси, на котором смонтированы емкость для приема материала, транспортер подачи материала в зону уплотнения, механизм нагнетания со стабилизирующим и выглаживающим устройствами, а также кабина оператора. Конструктивно дорожно-строительные машины шириной укладки 800—1200 мм могут быть решены следующим об­разом:

Главный механизм дорожно-строительной машины «Русские качели» — нагнетатель размещен непосредственно в зоне подачи материала перед стабилизирующим и выгла­живающим устройствами.

 


 

Нагнетатель закреплен на машине таким образом, что­бы в процессе устройства дорожной полосы обеспечивалось касание его рабочих поверхностей с верхом укладываемого слоя. Для достижения этого могут быть использованы си­стемы автоматической нивелировки. В процессе работы нагнетатель посредством транспортера должен постоянно снабжаться таким количеством материала, которое необ­ходимо при соответствующей ширине слоя для достижения предельно плотного и равномерного уплотнения.

При подготовке земляного основания или сооружения покрытия из укрепленного грунта материал непрерывно по­дается непосредственно в зону уплотнения, формируемую нагнетателем машины. Грунт может быть как привозной, например самосвалами из карьера, так исрезаемый самой машиной, которая для этой цели может оснащаться фрезами или ножами. Машина может быть оснащена накопительным бункером, в котором скапливается грунт, подаваемый в ма­шину, и из которого по мере необходимости он поступает под нагнетатель.

Особенности технологии позволяют (даже при значи­тельных различиях в продольном и поперечном профилях) достигать равномерного уплотнения укладываемого материа­ла. При смене материала, например грунтоцементных или грунтощебеночных на бетонные смеси, не требуется допол­нительная наладка и регулировка параметров нагнетателя.











Вопросы для самоконтроля

1. Каким показателем характеризуют степень уплотнения
грунта в насыпи?

2. Какие три фактора учитывают при назначении степени
уплотнения грунта в земляном полотне?

3. На уплотнении каких грунтов наиболее эффективны
машины вибрационного действия? ударного действия? ста­
тического действия?

4. Чем вызвана необходимостьуплотнения рыхлых грунтов
с предварительной подкаткой?

5. В чем состоит различие в технологии укатки слоев на­
сыпи, расположенных на высоте до 1,5 м и больше от поверх­
ности земли?

6. Какими уплотняющими средствами можно уплотнять
откосы насыпи?

7. Для чего регулируется давление в шинах катков на
пневматических шинах?

8. В чем суть технологии «Русские качели»?










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 1332.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...