Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Раскрыть достоинства и недостатки различных видов транспорта




 

Технико-экономические характеристики транспортно-логистической системы железно­дорожного транспорта

Основными технико-экономическими особенностями железно­дорожного транспорта являются:

¾неразрывная связь с предприятиями промышленности и сель­ского хозяйства, стройками, торговыми базами, складами и т.д. В настоящее время все крупные предприятия и базы тор­говых организаций имеют железнодорожные подъездные пу­ти, связывающие их с магистральными железными дорогами. На подъездных путях зарождается и погашается до 90% всех грузов, перевозимых по железным дорогам;

¾возможность строительства железнодорожных сообщений практически на любой сухопутной территории страны и обеспечение устойчивых связей между районами;

¾высокая провозная и пропускная способность железных до­рог. Двухпутная железнодорожная линия, оборудованная ав­томатической блокировкой, может обеспечить перевозки более 100 млн. т в каждом направлении в год, а однопутка — 20 млн. т и более в каждом направлении в год. Эти величины могут меняться с изменением общей массы поездов, скоро­стей движения. Использование провозных способностей железных дорог неодинаково по различным регионам страны из-за неравномерности размещения производства и сырьевых ресурсов;

¾возможность осуществления массовых перевозок грузов в сочетании с относительно низкой стоимостью перевозок;

¾возможность бесперебойного и равномерного осуществления перевозок во все времена года и периоды суток;

¾сравнительно высокая скорость движения и сроки доставки грузов и пассажиров. Сроки доставки грузов являются одним из важных качественных показателей, определяющих эффек­тивность использования того или иного вида транспорта для конкретной перевозки. В целом ускорение доставки грузов дает большой экономический эффект.

¾доставка грузов и пассажиров по более короткому пути сле­дования. Как правило, расстояние перевозки по железной до­роге значительно короче, чем по рекам. Необходимо помнить, что более короткий маршрут не всегда является наиболее эффективным. В ряде случаев целесообразно использовать на мощных грузопотоках виды транспорта с низкой себестоимостью по сравнению с более короткими маршрутами;

¾относительно высокие экономические показатели и доста­точно совершенная технология перевозок. Если расход топ­лива в среднем на железнодорожном транспорте принять за единицу, то на автомобильном он составит 4—5 единиц.

К недостаткам следует отнести:

¾значительные капиталовложения при создании новых транспортных путей

¾нарушение сроков доставки

¾низкое качество менеджмента

¾хищение грузов

¾в ряде случаев необоснованно высокая стоимость перевозок (выше чем на автомобильном транспорте)

Основные технико-экономические особенности, характеризующие

специфичность транспортно-логистической системы морского транспорта

По сравнению с другими видами транспорта морские перевозки имеют ряд технико-экономических особенностей, определяющих в отдельных случаях их преимущества:

- возможность обеспечения массовых межконтинентальных перевозок грузов внешнеторгового оборота России. Порядок перевозки внешнеторговых грузов устанавливается специ­альными правилами и положениями;

- сравнительно небольшие капиталовложения. Морские пути не требуют затрат на их сооружение или поддержание в экс­плуатационном состоянии (кроме каналов);

- практически неограниченная пропускная способность. Ограничение пропускной способности происходит главным обра­зом по перерабатывающей способности морских портов и причальных линий, складских емкостей, механизмов для производства погрузочно-разгрузочных работ;

- сравнительно малый расход топлива и энергии. Морские пути горизонтальны, не связаны с рельефом местности и не требуют дополнительных затрат энергии для преодоления подъемов, которые возникают на железных дорогах и автомобильном транспорте. Кроме того, морские линии прямолинейны;

- при перевозках на большие расстояния более низкая, чем на других видах транспорта, себестоимость перевозок. Крупные суда морского транспорта значительно улучшают соотноше­ние полезной грузоподъемности и водоизмещения.

К недостаткам морского транспорта относятся:

- зависимость от естественно-географических и навигацион­ных условий. Этим определяется продолжительность навига­ционного периода и сложность ледового режима: частичное или полное замерзание путей, что вызывает в ряде районов сезонность морских сообщений;

- необходимость строительства на морских побережьях слож­ного портового хозяйства. Морской транспорт экономичнее использовать на больших расстояниях, так как на коротких расстояниях не реализуется одно из важных преимуществ морского транспорта — возможность использования судов большой грузовместимости;

- ограниченное использование морского транспорта в прямых морских сообщениях. Морские пути проходят на окраинах России, поэтому прямые сообщения могут быть организованы только между отдельными предприятиями, расположен­ными в этих районах. Морские перевозки во внутренних со­общениях, как правило, менее эффективны, чем по железным дорогам и речным путям из-за высокой себестоимости.

Технико-экономические характеристики транспортно-

логистической системы речного транспорта

Основными технико-экономическими особенностями, определяющими преимущества речного транспорта, являются:

- большая провозная способность на глубоководных реках;

- сравнительно невысокая себестоимость перевозок. На реках Европейской части России она примерно на 30% меньше, чем на железных дорогах, и в несколько раз меньше по сравне­нию с автомобильным транспортом;

- относительно меньшие капитальные затраты. Затраты на организацию судоходства по естественным магистральным водным путям с пропускной способностью 80— 100 млн. т в год в несколько раз меньше, чем на строительство желез­ной дороги (с подвижным составом) и в 3—4 раза меньше, чем на сооружение автомобильной дороги с твердым покрытием.

К недостаткам использования речного транспорта относятся:

¾ извилистость пути и судового хода, ступенчатость глубин на всем его протяжении, что в ряде случаев затрудняет прохож­дение судов большой грузоподъемности;

¾ ограничение в использовании подвижного состава, связанное с сезонностью работы;

¾ удлинение маршрутов следования грузов;

¾ небольшая по сравнению с другими видами транспорта ско­рость перевозки грузов и пассажиров.

В настоящее время речной транспорт приходит к упадку который обуславливается старением судов и значительной конкуренцией автомобильного и железнодорожного транспорта.

Технико-экономические характеристики транспортно-

логистической системы автомобильного транспорта

Автомобильный транспорт обладает рядом технико-экономи­ческих особенностей, определяющих его преимущества и широкое использование во всех отраслях хозяйства:

- большая маневренность и подвижность. Грузы автомобилями могут перевозиться непосредственно из пункта производства в пункт потребления без перегрузки и промежуточного скла­дирования, то есть «от двери до двери»;

- высокая скорость доставки грузов и пассажиров. По скорости движения автомобильный транспорт уступает лишь воздуш­ному;

-   в ряде случаев более короткий путь движения грузов и пас­сажиров.

Целесообразно доставлять грузы и перевозить пас­сажиров автомобильным транспортом в тех случаях, когда расстояние перевозки по автомобильным дорогам меньше, чем по железным.

 К недостаткам автомобильного транспорта относятся:

- сравнительно высокая себестоимость, которая значительно выше, чем на водном и железнодорожном транспорте. Высо­кий уровень себестоимости — результат малой грузоподъем­ности единицы подвижного состава и достаточной сложности автомобильного подвижного состава;

- относительно большая стоимость материально-технической базы обслуживания автомобилей, несмотря на то, что в ряде случаев эта база развита еще недостаточно;

- недостаточная протяженность и плохое техническое состоя­ние имеющихся автомобильных дорог.

 Технико-экономические характеристики транспортно-

логистической системы авиационного транспорта

Основными преимуществами воздушного транспорта в пассажирских перевозках являются:

- высокая скорость доставки пассажиров, комфортабельность проезда в подвижном составе;

- маневренность в организации пассажирских перевозок. Но­вые воздушные линиимогут создаваться в короткие сроки и с небольшими капиталовложениями. Авиационный транспорт имеет возможность маневрировать подвижным составом (са­молетами, вертолетами) в зависимости от величин пассажи­ропотоков;

- большая беспосадочная дальность полета (до 10 тыс. км). Беспосадочные полеты повышают скорость доставки пасса­жиров;

- кратчайшие расстояния воздушных маршрутов по сравнению с маршрутами на других видах транспорта. Так, на ряде на­правлений путь следования авиационным транспортом коро­че, чем по железным дорогам, на 25%, по морским и речным линиям — почти на 50%. Между некоторыми пунктами рас­стояние перевозки сокращается в 2-3 раза;

- экономия времени пассажиров. Высокие технические скоро­сти самолетов, большая беспосадочная дальность полетов, спрямленные пути следования обеспечивают в сравнении с другими видами транспорта существенное сокращение вре­мени перемещения пассажиров;

- достаточно высокая культура обслуживания пассажиров во время полетов.

К недостаткам воздушного транспорта следует отнести вы­сокую себестоимость перевозок.

Воздушный транспорт является в основном пассажирским транспортом. Грузовые перевозки, выполняемые им, в общем объ­еме грузооборота страны имеют незначительный удельный вес (0,5%), однако особый характер и ценность таких перевозок по ряду спе­цифических грузов делают их экономически эффективными.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 178.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...