Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Раскрыть понятие стратегического анализа хозяйственной деятельности торгового предприятия и методов его осуществления




Разработка стратегических планов и стратегий развития торговых предприятий базируется на результатах стратегического анализа. Стратегический анализ – это процесс изучения влияния факторов внешней и внутренней среды на результаты хозяйственной деятельности с целью выявления особенностей и возможных направлений развития в будущем. Конечным продуктом стратегического анализа является модель стратегической позиции торгового предприятия, которая всесторонне и комплексно характеризует предпосылки и возможности его развития в разрезе каждой из стратегических сфер хозяйственной деятельности.

Осуществлению стратегического анализа предшествует определение основных его объектов, т.е. доминирующие направления стратегического развития предприятия. Каждое из таких направлений должны быть разделены на отдельные сегменты, которые с различных сторон характеризуют особенности и результаты конкретных видов хозяйственной деятельности торгового предприятия в рассматриваемом направлении.

Основу проведения стратегического анализа составляет изучение влияния на хозяйственную деятельность торгового предприятия отдельных факторов и условий среды его функционирования. С учетом содержания направлений и объектов стратегического анализа предметом его изучения является среда функционирования торгового предприятия. Под средой функционирования торгового предприятия понимается система условий и факторов, влияющих на организацию, формы и результаты его хозяйственной деятельности.

В зависимости от характера влияния отдельных условий и факторов, а также возможностей их контроля со стороны торгового предприятия в процессе осуществления хозяйственной деятельности в составе общей среды его функционирования следует выделять отдельные ее виды:

внешнюю среду непрямого влияния;

• внешнюю среду непосредственного влияния;

• внутреннюю среду.

Внешняя среда непрямого влияния характеризует систему проявляемых на макроуровне условий и факторов, воздействующих на организацию, формы и результаты хозяйственной деятельности торгового предприятия в долгосрочном периоде, прямой контроль над которыми оно осуществлять не может. Этот вид внешней среды не носит характера индивидуальных особенностей проявления по отношению к конкретному предприятию. В формировании условий внешней среды непрямого влияния существенную роль играет государственная экономическая политика и государственное регулирование хозяйственной деятельности предприятий.

Внешняя среда непосредственного влияния характеризует систему условий и факторов, воздействующих на организацию, формы и результаты хозяйственной деятельности, которые определяются в процессе формирования экономических отношений торгового предприятия с контрагентами по хозяйственным операциям и сделкам и на которые оно может оказывать влияние в процессе непосредственных коммуникативных связей. Осуществление эффективных экономических отношений с такими контрагентами позволяет торговому предприятию управлять системой соответствующих условий и факторов в благоприятном для него направлении.

Внутренняя среда - это система условий и факторов, определяющих выбор организации и форм хозяйственной деятельности с целью достижения наилучших ее результатов, которые находятся под непосредственным контролем руководителей и специалистов функциональных подразделений торгового предприятия. Она заключает в себе тот экономический потенциал, который позволяет торговому предприятию достигать поставленных целей и задач в стра­тегическом периоде.

Особенностью осуществления стратегического анализа является то, что он является не только ретроспективным (обращенным к прошлому), но и прогнозным, т.е. оценивает перспективное состояние ресурсного потенциала торгового предприятия под воздей­ствием возможных изменений отдельных факторов и ус­ловий. Это определяет необходимость использования спе­циальных методов проведения такого анализа, которые составляют основу его методического аппарата (эти спе­циальные методы при необходимости могут быть допол­нены и традиционными методами аналитического иссле­дования). Система основных методов стратегического анализа торгового предприятия и область их применения:

-SWOT-анализ, используется во всех областях применения;

-PEST-анализ, используется при анализе факторов внешней среды непрямого влияния;

-SNW-анализ, используется при анализе факторов внутренней среды;

-анализ и Сценарный анализ, используются при анализе факторов внешней среды непосредственного влияния и при анализе факторов внутренней среды;

-Экспертный, используется при анализе факторов внешней среды непрямого влияния.

SWOT-анализ – это простой в использовании метод, позволяющий быстро оценить стратегическую позицию торгового предприятия. В процессе анализа факторов внешней среды выявляются внешние благоприятные возможности и угрозы для предстоящего развития торгового предприятия. Перед проведением анализа необходима группировка факторов внешней среды по отдельным признакам.

SWOT—анализ является широко признанным методом, позволяющем провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Он применяется при проведении анализа состояния и рыночных возможностей предприятия. Значение аббревиатуры:

S–(strength) – сила; W – (weakness) – слабость; O – (opportunities) – возможности;

T – (threats) – угрозы.

Анализируемые факторы делятся на две составляющие: в первую группу входят все то, что характеризует состояние и возможности самого предприятия, а во вторую – возможности и угрозы, заключенные во внешней среде.

После определения всех четырех групп факторов устанавливаются связи между ними и составляется матрица SWOT. На пересечении блоков сильных слабых сторон, возможностей и угроз образуются четыре поля: СИВ (сила и возможности); СИУ (сила и угрозы); СЛВ (слабость и возможности); СЛУ (слабость и угрозы). На основе пар с поля СИВ разрабатывают стратегию по использовании сильных сторон предприятия с целью получения отдачи от возможностей, выявленных во внешней среде. Пары на поле СИУ могут помочь устранить угрозы за счет силы предприятия. Для пар на поле СЛВ разработанная стратегия должна помочь преодолеть выявленные слабости за счет появившихся возможностей. Стратегия для пар на поле СЛУ должна позволить избавиться от слабости и предотвратить нависшую над предприятием угрозу.

При проведении данного анализа важно не только уметь вскрывать угрозы и возможности, но и уметь оценивать их с точки зрения важности и степени влияния на стратегию предприятия. Для этого составляются матрицы возможностей и угроз.

PEST –анализ осуществляется только по факторам макроуровня функционирования торгового предприятия:

P – политико-правовая среда;

Е – экономическая среда;

S – социокультурная среда;

Т – технологическая среда.

В политико-правовой среде основное влияние на развитие хозяйственной деятельности в перспективе оказывают: формы и методы государственного регулирования потребительского и финансового рынка, хозяйственной деятельности предприятия, денежного обращения в стране, политика государственной поддержки отдельных сфер деятельности, политика привлечения и защиты иностранных инвестиций и др.

В экономической среде  наиболее ощутимое влияние на развитие торгового предприятия оказывают: темпы экономического развития; соотношение параметров потребления и накопления национального дохода; темпы инфляции; уровень денежных доходов населения; система налогообложения юридических и физических лиц; динамика валютных курсов; динамика учетной ставки национального банка.

В социокультурной среде на развитие хозяйственной деятельности торгового предприятия наибольшее влияние оказывают образовательный и культурный уровень трудоспособного населения; уровень подготовки специалистов; отношение населения к проводимым рыночным реформам.

В технологической среде – акцентируется внимание на инновациях в сфере технических средств управления, торговых технологий и инструментов.

В последнее время активно используется SNW-анализ, в котором по исследуемому фактору:

S-сильнаяпозиция [strength position];

N – нейтральная позиция [neutralposition], соответствует среднеотраслевым значениям, т.е. является критерием минимально необходимого стратегического состояния;

W- слабаяпозиция [weakness position].

При необходимости эти два анализа дополняются использованием портфельного (портфеля кредиторской задолженности, портфеля инвестиций, портфеля финансовых рисков и т.д.), сценарного и экспертного анализа.

Портфельный анализ– это анализ видов деятельности всех товарных рынков торгового предприятия по двум независимым критериям измерения: привлекательности рынка и конкурентной силы предприятия на этом рынке. Портфельный анализ позволяет выработать стратегические решения относительно направлений развития многопрофильного предприятия. Сценарный анализ применяется при сильном влиянии фактора неопределенности, в основу которого обычно кладется разработка сценария. Сценарий – это динамическая модель будущего, в которой шаг за шагом описывается возможный ход событий с указанием вероятности их реализации. Обычно составляется несколько альтернативных вариантов сценария, реализация которых возможна при различных допущениях (о политической, экономической обстановке, о новых возможностях и т. п.). Сценарий заставляет размышлять и обеспечивает: лучшее понимание рыночной ситуации и ее эволюцию; оценку потенциальных угроз, выявление потенциальных возможностей и наиболее целесообразных направлениях деятельности, повышение уровня адаптированности предприятия к изменениям внешней среды.

Экспертный анализосуществляется компетентными в своей сфере знаний специалистами, приглашаемыми для исследования и разрешения вопроса, требующего специальных знаний. Как правило пользуются услугами нескольких экспертов независимо от других. Полученные в письменном виде результаты изучаются и обобщаются.

Стратегический анализ осуществляется в такой после­довательности :

1) проводится анализ внешней среды непрямого влияния.

2) проводится анализ внешней среды непосредственного влияния.

3) проводится анализ внутренней сре­ды.

4) осуществляется комплексная оценка стратегической позиции торгового предприятия.

I. Анализ факторов внешней среды непрямого влияниябазируется на основном методе стратегического анализа —

 

          SWOT-анализе.В процессе анализа факторов среды этого вида выявляются внешние благопри­ятные возможности и угрозы для предстоящего развития торгового предприятия. К благоприятным относятся такие возможности, которые обеспечивают возрастание рыночной стоимости торгового предприятия в процессе его стратегического раз­вития, а к угрозам — соответственно препятствия на пути этого возрастания.Такому анализа предшествует группировка факторов внешней среды не­прямого влияния по отдельным признакам.

2. Анализ факторов внешней среды непосредственного влияниятакже базируется на SWОТ-анализе. Предвари­тельным условием осуществления стратегического анализа по этому виду среды функционирования торгового пред­приятия является группировка субъектов экономических отношений с торговым предприятием, с одной стороны, и выделение основных факторов, влияющих на эффектив­ность этих отношений в стратегическом периоде, с другой.

В процессе стратегического анализа факторов внешней среды непосредственного влияния целесообразно выделять следующие основные группы субъектов экономических от­ношений с торговым предприятием: поставщики товаров и материалов; покупатели товаров; кредиторы предприятия, предоставляющие различ­ные формы финансового кредита; инвесторы — институциональные и индивидуаль­ные; страховщики; финансовые посредники.

Процедура оценки отдельных факторов среды непо­средственного влияния аналогична оценке факторов сре­ды непрямого влияния, рассмотренной ранее. Результаты оценки отдельных факторов рассматриваемой среды мето­дами SWOT-анализа дополняются при необходимости их оценкой методами портфельного (в разрезе портфелей от­дельных операций с контрагентами), сценарного или экс­пертного стратегического анализа. По результатам оценки важнейших факторов внешней среды непосредственного влияния составляется "матрица возможностей и угроз".

3. Анализ факторов внутренней среды призван харак­теризовать не только объем ресурсного потенциала торго­вого предприятия, но и эффективность его использования. Исследование факторов внутренней среды в процессе раз­работки стратегии торгового предприятия традиционно ба­зируется на SWОТ-анализе и SNW-анализе.

Сопоставление SNW-анализа и SWОТ-анализа (по ха­рактеру оценки влияния отдельных факторов внутренней среды торгового предприятия) показывает, что система этой оценки в SNW-анализе дополняется нейтральной по­зицией (сильная и слабая оценка позиции присуща обоим методам). Нейтральная позиция оценки того или иного фактора внутренней среды торгового предприятия соответ­ствует, как правило, среднеотраслевым его значениям по аналогичным торговым предприятиям. Такой подход по­зволяет рассматривать нейтральную позицию того или иного фактора, влияющего на хозяйственную деятельность торгового предприятия, как критерий минимально необходимого стратегического его состояния.

Систему исследуемых факторов внутренней среды каждое торговое предприятие формирует самостоятельно с учетом специфики своей хозяйственной деятельности. Факторы, которые характеризуют отдельные аспекты хозяйственной деятельности торгового предприятия, рассматриваются обычно в комплексе и отражают его политику по тому или иному из этих аспектов.

Характер факторов, определяющих сильные и слабые стороны хозяйственной деятельности торгового предприятия оценивается по пятибалльной системе (оценка нейтральной позиции принимается за нулевую). Результаты оценки отдельных факторов внутренней среды, полученные в процессе SWOT-анализа и SNW-анализа, дополняются при необходимости их оценкой методами портфельного ( портфеля дебиторской задолженности, портфеля кредиторской задолженности, портфеля инвестиций, портфеля финансовых рисков и т.д.) сценарного и экспертного стратегического финансового анализа. По результатам оценки важнейших факторов внутренней среды составляется матрица сильных и слабых сторон хозяйственной деятельности торгового предприятия.

4. Комплексная оценка стратегической позицииторгового предприятия интегрирует результаты анализа всех ви­дов среды функционирования предприятия. Осуществление такой оценки позволяет:      

· четко идентифицировать основные особенности осуществления хозяйственной деятельности на дан­ном торговом предприятии, определить его "ком­мерческое лицо";

· оценить достигнутые результаты управления хозяй­ственной деятельностью торгового предприятия;  выявить проблемные зоны в развитии торгового предприятия и системе управления его хозяйствен­ной деятельностью;

· выявить проблемные зоны в развитии торгового предприятия и системе управления его деятельностью;

· объективно оценить возможности предстоящего развития торгового предприятия с учетом факторов внешней и внутренней среды;

· зафиксировать стартовые позиции стратегических инициатив торгового предприятия.

Модель стратегической позиции торгового предприя­тия базируется на результатах оценки отдельных факторов в процессе SWOТ-анализа и SNW-анализа (с углублени­ем отдельных оценок в процессе использования других методов стратегического анализа). В этой модели должны быть представлены все сегменты каждой из доминирующих сфер (направлений) хозяйственного развития предприятия. Для интеграции оценок по направлению в целом, факторам отдельных сегментов может быть присвоен соответствую­щий "вес". Факторы каждого сегмента располагаются по степени их влияния на предстоящее развитие предприятия.

В модели стратегической позиции по каждому направлению развития торгового предприятия выделяются: Сильная внутренняя позиция, Нейтральная внутренняя позиция, Слабая внутренняя позиция, Благоприятные внешние возможности, Внешние угрозы.

На заключительном этапе стратегического анализа по результатам модели стратегической позиции торгового предприятия устанавливаются взаимосвязи между отдель­ными факторами внешней и внутренней среды. Для уста­новления таких взаимосвязей может быть использована матрица возможных стратегических направле­ний развития торгового предприятия. Комбинации влияния отдельных факторов внешней и внутренней среды дают возможность дифференцировать возможные стратегические направления развития торгового предприятия с учетом его стратегической позиции.

С учетом возможностей стратегической позиции тор­гового предприятия осуществляются формулировка стра­тегических целей и обоснование соответствующих страте­гических решений.

 

Глава9.

Что нового вы узнаете, прочитав эту главу? В данной главе рассматриваются вопросы коммерческой работы в области транспортировки и доставки груза на предприятии различными видами транспорта
Прочитав эту главу, вы получите представление:
Транспортное обеспечение коммерческой деятельности Об особенностях видов транспорта, их преимуществах и недостатках, об основныхтранспортных документах, регламентирующих работу транспорта, оклассификациигрузов по различным свойствам и по способу перевозки, а также о современных технологиях транспортировки грузов в системе международных транспортных коридоров

Вопросы для рассмотрения:

9.1Перечислить основные транспортные документы, используемые при автомобильных перевозках

9.2Перечислить основные транспортные документы, используемые при морских международных перевозках

9.3Раскрыть достоинства и недостатки различных видов транспорта

9.4Описать классификацию грузов. Способы упаковки. Контейнеризацию.

9.5Дать характеристику современным технологиям транспортировки грузов в системе международных транспортных коридоров










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 206.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...