Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Опасно детям слушать злых людей,




Особенно ж девицам,

И стройным, и прекраснолицым».

С о ве р ш е н н о я с н о , ч то Ша рл ь П е р р о и с п ол ь зует у ж е

Существующий художественный образ (знак) для сочинения нового

Варианта, который предназначен выражать совсем другие

Жизненные явления, а именно — вероятно, взволновавший автора

Факт об изнасиловании неосторожной девицы, поверившей лживым

* Все выделения в тексте сделаны М.Т.

229

Словам средневекового ловеласа. Очень интересно, что Шарль Перро

Заканчивает свое сочинение довольно печально. Ему это нужно, чтобы

Напугать неосторожных девиц.

Интересна параллель художественных знаков:

СОЛНЦЕ ТУЧА

КРАСНАЯ ШАПОЧКА ВОЛК

ДЕВИЦЫ ЛОВЕЛАС

В многочисленных вариантах сказки о Красной Шапочке (хотя бы

Сказка братьев Гримм, Е.Шварца) финал изменяется. Многие

Исследователи считают, что Волк — это обрядовое олицетворение зимы,

Которое пытается побороть лето. Поэтому спасение Красной Шапочки

Естественно, т.к. лето всегда торжествует. Появляется вариант с

Дровосеками, которые спасают Красную Шапочку и убивают волка.

Справедливость торжествует.

Творческое воображение создает все новые и новые модели

Человеческих взаимоотношений, используя один и тот же знак (образ

Красной Шапочки), но каждый раз в это повествование вкладывается

Новый смысл.

Во всех этих случаях мы имеем дело с творческим воображением,

Которое одно и тоже явление ловко пересказывает совсем по-другому.

Это точно так же, как с математикой в шутке Гете: «Математики — вроде

Французов: когда говоришь с ними, они переводят твои слова на свой

Язык, и сразу получается что-то совсем другое».

Основная трудность - это перевести факты на

Театральный язык действия и занимательности.

В.Маяковский.

Предисловие к пьесе «Клоп»

Так же, как и во всех остальных видах искусства, первое, без чего не

Может существовать театр, — это творческое воображение. Творческое

Воображение драматурга, актера и режиссера переводит жизненные

События и факты на язык сценический, придает им значение, ранее не

Присущее, обобщает их, выделяет их суть.

Приведем такой пример.

ФАКТ. Когда-то, говорят, в городе Вероне произошло страшное

Происшествие: двое молодых людей, которым родители не разрешали

Пожениться, совершили над собой насилие, покончили жизнь

Самоубийством. Это происшествие, в котором нет ничего красивого,

Взволновало всех вокруг и явилось пищей для нескончаемых рассказов и

Переживаний. Факт был отвратителен по своей бессмысленности и

Неестественности.

Первым, как утверждают источники, это происшествие отразил

Мазуччо в своей новелле, а Да Парто использовал его фабулу и создал

«Историю двух благородных влюбленных».

В первой половине XVI столетия Маттео Банделло пересказал эту

Новеллу (слово «новелла» по-итальянски значит «новость») и написал

Произведение под названием «Всевозможные злоключения и печальная

Смерть двух влюбленных, один умирает, приняв яд, другой — от великого

Горя. Ромео и Джульетта». Происхождение этого литературного

Произведения показывает, что оно явилось от ражением в

Действительности происшедшего факта.

230

Во второй половине XVI столетия (1562 год) английский поэт Артур

Брук пишет поэму под заглавием «Трагическая повесть о Ромео и

Джульетте».

Какую-то пьесу о Ромео и Джульетте, как утверждает шекспировед

М.Морозов, играли в Лондоне еще задолго до Шекспира (пьеса эта до

Нас не дошла). Здесь воображение театрального деятеля уже

Попыталось сотни раз перерассказанное, перепетое и пережитое

Происшествие о двух влюбленных перевести на язык действия.

В 1597 году была напечатана пьеса Вильяма Шекспира под

Заглавием «Превосходно сочиненная трагедия о Ромео и Джульетте».

Напечатана в таком виде, в каком она часто под шумные аплодисменты

Исполнялась на публике.

В 1867 году композитор Ш.Гуно пишет оперу «Ромео и Джульетта»

На либретто П.Ж.Барбье и М.Карре.

В 1938 году, на либретто С.Прокофьева, А.Радлова,

А.Пиотровского, композитор С.Прокофьев пишет балет «Ромео и

Джульетта».

В 1957 году в Нью-Йорке состоялась премьера мюзикла

«Вестсайдская история», написанная композитором Леонардом

Бернстайном.

Только недавно мы смотрели итальянский фильм «Ромео и

Джульетта», снятый режиссером Ф.Дзеффирелли.

Драматург М.Рощин в 1972 году пишет пьесу «Валентин и

Валентина», действие которой происходит в наши дни, но в основе

К ото р о й л еж и т вс е та ж е , т ы с я ч у р аз п е р е с к аз а н н а я ,

Перемонтированная, «переваренная» история несчастных влюбленных

Из Вероны.

Это только часть самых известных переработок, переделок и

Сочинений, которые рождены несчастным случаем (фактом),

Происшедшим в каком-то конкретном городе, может быть, вовсе и не в

Вероне, на конкретной улице, на конкретном кладбище, с конкретными

Людьми, которых творческое воображение превратило в поэтический

Образ.

«Реставрация» этого конкретного происшествия, а вернее,

Воспроизведение его, делалась много раз и всегда разными людьми.

Новый человек-творец — это каждый раз новое отражающее зеркало, и у

Каждого из этих «зеркал» поверхность изогнута в соответствии со

Взглядами на жизнь этого человека, его мировоззрением, качеством

Те мпе р а ме н та , спо с о бн о стью фа н тазир о вать, о бо бщать,

Переосмысливать и т.п. Старая песня переделывается на новый лад, в

Нее вкладывается каждый раз новое содержание, в зависимости от того,

Что хочет поведать автор своим современникам.

Представим это в виде схемы (у писателя):

231

Собирая материалы, автор перерабатывает их и создает с помощью

Творческого воображения модель когда-то происшедшего факта. А в

Театре эта схема превращается в новую модель.

Схема процесса в театре (у режиссера, актера)

Фантазирование, сочинение должно происходить, как уже было

Сказано, на языке данного искусства.

Что такое ПИРАМИДА? Захоронение. Это суть пирамиды, ее

Назначение. Форма пирамиды выражает на языке данного искусства

идею произведения — «Здесь покоится величайший из людей!».

Архитектурная форма — арки, колонны, башни, пирамиды, своды и

Т.п. — есть язык архитектуры, ее код, ее «ноты».

Ничего нельзя сыграть, если нет нот! У каждого искусства свои ноты,

Знаки. У музыки — это нотные знаки, у живописи — цвет, у поэта — слово,

Ритм. С чего же начинается театр, каков его «знак»? Как сыграть на сцене

Сказку о Красной Шапочке?

Жизнь души переведена на язык математичес-

Ких формул, а эти формулы, в свою очередь,

Написаны условными знаками.

А.А. Блок

Сказку, рассказ нельзя играть на сцене. Это литература, ее читают

Или слушают. Театральному искусству нужны свои «ноты».

Театр переводит литературу на язык действия точно так же, как

Композитор переводит литературу на язык музыки. Вспомним хотя бы

оперы «Кармен», «Абе-салом и Этери»*, «Травиата». Посредством нот и

Других условных музыкальных знаков композитор, например, Визе,

Зафиксировал (закодировал) в сочиненных им мелодиях свои мысли,

Чувства, переживания по отношению к каждому факту.

Что принять за знак в театре? Слово? Действие? Чувство? Пластику?

У разных театров разные позиции на этот счет, разные способы создания

Художественного сценического образа. Все говорят и спорят о методах, направ-

Лениях, стилях, но мало кто пытается понять, о чем идет речь. А ведь у каждого

Направления — свой метод, а у каждого метода — свое принципиальное начало.

* «Абесалом и Этери» — опера грузинского композитора-классика З.Палиашвили (его










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 189.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...