Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Конструирует из отдельных деталей невидимые доселе образы и




Небывалые события.

Виды творческого воображения могут быть разными: или это

Мечтания вообще, больше имеющие сходство со сновидениями, или же

Они активны, творчески подчинимы конкретным желаниям и руководимы

Ими, потребностью, идеей. Так же, как математики, художники и поэты

Создают свои произведения гармоничными и точными только в том

Случае, если они составлены из идей.

«Вопрос: Как начинается процесс работы?

Ответ: С темы, маленькой идеи, которая развивается во мне.

Идея следующего фильма, который я собираюсь снимать в Америке,

Пришла ко мне так, что я не могу объяснить, — это значило бы рассказывать

Фильм. Но кто-то рассказал мне абсурдный эпизод. Я пошел домой и начал

Думать об этом, и на маленьком эпизоде начал строить и строить, пока не

Понял, что у меня получилась целая история. Это огромное количество

Материала собирается от наблюдений и замечаний. Лучший мой отдых —

Наблюдение. Вот почему я люблю путешествовать, смотреть на новые

Вещи, на лица. Я могу часами стоять. Смотреть, наблюдать, запоминать.

Знаете, когда я был мальчиком, я забирался на подоконник и смотрел в

Чужие окна. Да, я был сумасшедшим, хотел видеть все,

226

Что происходило за окнами. История, которую ты выдумываешь,

Вырастает инстинктивно из наблюдений, разговоров, созерцаний»

(Микеланджело Антонио-ни. Из интервью).

Каков механизм этого процесса? Как жизненный факт превращается в

Художественный образ?

Возьмем, для примера, одну из самых популярных сказок о Красной

Шапочке. Многие исследователи видят в основе этой сказки

Использование древнейших мифов. Например, видят в Красной Шапочке

Олицетворение зари, а в Волке — олицетворение Солнца,

Поглощающего эту зарю. В других вариантах Волк олицетворяет собой

Темноту и зиму, а Красная Шапочка — лето, солнце, тепло. Некоторые

Формулируют смысл сказки так: «Свет в его движении прегражден

Громадным мрачным облаком или ночью».

Возьмем самый простой вариант: солнце и мрачная туча. Сюда можно

Вывести примитивную схему механизма, который переводит в психике

художника жизненный факт в художественный образ:

Процесс этот происходит примерно таким образом: художник

Сосредотачивает свое внимание на определенном явлении и, тем

Самым, устанавливает к нему определенное эмоциональное отношение.

Мрачная туча закрыла солнце, предвещая грозу, град, ураган и другие

Неприятности.

Но так как человеческое внимание обычно быстро устает, оно

Переходит на рядом находящийся объект, на второй, на третий, потом

Возвращается опять к первому. Все постепенно начинает

Вырисовываться в перспективе от главного объекта, перерабатывается,

И постепенно перед ними предстает вся картина. Художник начинает

Обобщать, создавать образы, сочинять для того, чтобы как можно лучше

Выразить суть увиденного явления. В данном случае, солнце и по-

Жирающее его облако воображение превращает в девочку и волка. Чем

Выше ступень сознания, тем больше сравнений находит отражение в

Психике художника, и тем активнее срабатывает воображение, тем

Точнее обобщение, тем более выразителен сочиненный образ.

СОЛНЦЕ ТУЧА

ДЕВОЧКА ВОЛК

В момент творческого процесса, когда человек сравнивает явление с другими,

Когда он обобщает, осознает, к сознанию подключается подсознание.

В подсознании художника перерабатываются массы запрятанных в его психи-

Ческом аппарате впечатлений, фактов, состояний. Это своеобразный склад,

227

Своеобразная «записная книжка» писателя, которая готовит материал

Для будущих образов. Эти материалы остаются до поры до времени

Скрытыми. Но, когда это необходимо, сознание пользуется своими

Складами, «ползает» по полкам этих укладов и выбирает то, что ему

Нужно в данном конкретном случае, что ему понадобится для работы.

Этот сложный психологический процесс, восприятие впечатлений из

Действительности и их переработка, происходит обычно при большом

Эмоциональном возбуждении, волнении. Чувство является источником

Энергии для мышления. Именно это эмоциональное восприятие

Действительности параллельно в сознании открывает «шлюзы» океана

Подсознания, и в этот момент начинается создание художественного

Образа.

С х е м а :

ЖИЗ-

НЕН-

НЫЙ

ФАКТ

Эмо-

Циона

Льная

Пе-

Рера-

Ботка

Сооб-

Щения

ПОД-

СО-

ЗНА-

НИЕ

Творческое

Воображени

е,

Переводяще

Сообщение

На язык дан-

Ного

Искусства

Произве-

Дение

Искусства,

Художест-

Венный

Символ

Сути факта

А что такое по сути художественный образ? Сочиненный код, которым

Зашифрована суть явления, его модель, иероглиф, знак.

СОЛНЦЕ КРАСНАЯ ШАПОЧКА

ТУЧА ВОЛК

Волк и Красная Шапочка — это знак, образ. Посредством творческого

Воображения художественный образ создан, он теперь уже существует

Самостоятельно и несет определенную мораль — идею. «Для меня

Воображение — синоним способности к открытиям», — говорил Гарсия

Лорка.

Любопытна дальнейшая судьба мифа о Красной Шапочке. Во

Франции, например, в обрядовом действе Волк был заменен молодым

Человеком, преследующим девушку. Этот вариант мы встречаем и в

Сказке Шарля Перро, он является древнейшим из всех известных нам

Записанных вариантов этой сказки (издан в 1697 году). Вот что у него

Получилось.

«Красная Шапочка» Шарля Перро (род. в 1628 г.)

Совсем не диво и не чудо

Попасть волкам на третье блюдо,

Волкам... но ведь не все они

В своей породе откровенны.

Иной приветливый, почтенный,

Не показав когтей своих,

Как будто бы невинен, тих,

А сам за юною девицей

228

До самого крыльца он по пятам стремится.

Но кто ж не ведает и как не взять нам в толк,

Что всех волков опасней льстивый волк.

«Жила-была в одной деревне маленькая девочка. Мать любила ее без

Ума, а бабушка еще больше. Старушка сшила ей красную шапочку,

Которая так хорошо шла девочке, что ее всюду звали Красной Шапочкой.

Вот один раз мать ее спекла пироги и говорит:

— Ну-ка, сходи ты к бабушке, узнай, как она поживает, потому что мне ска-

Зали, что она нездорова; снеси-ка ей пирожок да горшочек с маслом.

Красная Шапочка сейчас же собралась и пошла к своей бабушке,

Которая жила в другой деревне.

Идет она лесом, и встречается ей куманек-волк; ему сейчас же

захотелось ее съесть,* но он не посмел, потому что неподалеку в лесу

Были дровосеки. Он ее и спрашивает, куда это она идет.

Бедная девочка не знала, что очень опасно останавливаться в

лесу и слушать, что говорит волк, и сказала ему:

— Я иду к моей бабушке и несу ей пирожок и горшочек с маслом,

Которые ей матушка посылает.

— А далеко ли она живет? — спросил Волк.

— О, да, — ответила ему Красная Шапочка, — вот за той мельницей,

Видите, в первом домике на деревне».

Дальше все идет по очень знакомой схеме: волк обманным путем

«устраняет» бабушку и ждет неосторожную девицу — Красную Шапочку.

«Волк видит, что она вошла, спрятался под одеяло и говорит:

— Положи-ка пирожок на квашню, да и горшочек поставь и иди ляг со

Мной. Красная Шапочка разделась, пошла ложиться и очень

Удивилась, когда увидела, какова ее бабушка раздетая.

— Бабушка, да какие же у вас большие руки!

— Это, чтобы покрепче обнять тебя, внучка.

— Бабушка, да какие же у вас большие ноги!

— Это, чтобы лучше бегать, деточка!

— Бабушка, да какие же у вас большие уши!

— Это, чтобы лучше слышать, деточка!

— Бабушка, да какие же у вас большие глаза!

— Это, чтобы лучше видеть, деточка.

— Бабушка, да какие же у вас большие зубы!

— А это, чтобы тебя съесть!

И с этими словами злой волк набросился на Красную Шапочку и

Съел ее.

Н р а в о у ч е н и е

Из этой присказки становится ясней:










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 206.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...