Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Только одна Карожна страдает и не знает, как выйти из унизительного




Положения.

МАРТА — «подать» Наталию.

ДАРИСПАН — использовать момент, чтобы Карожна понравилась.

ПЕЛАГЕЯ — помочь дочери.

КАРОЖНА — пересилить себя и выполнить все просьбы отца.

ОСИКО — выбрать, какая из двух девушек лучше.

ОНИСИМЭ — сделать вид, что ничего не замечает.

Эпизод «Дариспан взывает о помощи»

ДАРИСПАН — заставить Марту помочь ему воспользоваться

Возможностью выдать дочь замуж.

МАРТА — отвязаться от Дариспана, чтобы он не мешал ей делать

Свое дело.

ПЕЛАГЕЯ — понять, что затевает Дариспан: не обманывают ли ее?

Эпизод «Мольба»

ПЕЛАГЕЯ — умолить, упросить Марту не изменять своему обещанию.

Эпизод «Начало боя»

МАРТА — заставить Осико восхищаться Наталией.

ДАРИСПАН — начать тайные переговоры с

ОНИСИМЭ, чтобы «обойти» Марту.

ПЕЛАГЕЯ — обезвредить Карожну, помешать ей общаться с Осико.

КАРОЖНА — собрать все силы, чтобы выдержать эту пытку и не

Расплакаться.

ОСИКО — сравнить, кто лучше, Наталия или Карожна.

ОНИСИМЭ — посплетничать про Наталию. Кажется, у Дариспана

Дело сладилось.

НАТАЛИЯ — сдержаться, чтобы не расхохотаться; ей уже надоела эта

Комедия.

Эпизод «Непредвиденное происшествие»

Дариспан просит Карожну подать Онисимэ, с которым он наладил

Дипломатические отношения, стакан чаю. Перепуганная Карожна

Роняет стакан и разбивает его.

ДАРИСПАН — оправдать дочь.

КАРОЖНА — попытаться «слепить» осколки стакана; спрятаться от

Людей; провалиться сквозь землю.

МАРТА — рассеять атмосферу неловкости. Она очень довольна: так и

Надо этому Дариспану, не будет лезть в чужие дела.

ПЕЛАГЕЯ — скрыть радость.

НАТАЛИЯ — сдержать истерический хохот.

83

ОСИКО — поймать взгляд веселой Наталии.

ОНИСИМЭ — воспользоваться шумом и поесть.

Эпизод «Пока»

Пока Дариспан и Марта ликвидируют последствия «катастрофы»,

Осико выпытывает у Онисимэ, какая невеста выгодней.

ОСИКО — понять, какая лучше.

ОНИСИМЭ — предупредить, что здесь ничего не получится.

Эпизод «Рукопашный бой»

Марта придумала устроить танцы и заставляет Наталию и Осико

Танцевать, чтобы сблизить их. Дариспан же выталкивает дочь вперед,

Чтобы хотя бы сейчас взять реванш после неудачи со стаканом. Карожна

плачет, но, подчиняясь воле отца, играет на бузуки* и танцует. Это

Трагический танец Карожны.

МАРТА — распалить Осико близостью Наталии.

ПЕЛАГЕЯ — не дать Дариспану возможности действовать.

ДАРИСПАН — использовать последний шанс и заставить дочь

Танцевать.

ОНИСИМЭ — узнать у Марты насчет Дариспана.

НАТАЛИЯ — поскорей отделаться от приставаний Марты и матери.

КАРОЖНА — провалиться сквозь землю.

ОСИКО — вырваться из рук Марты.

Эпизод «Страшная неприятность»

ДАРИСПАН — выразить свое негодование Марте. Сдержать себя,

Чтобы не сказать лишнего.

МАРТА — излить Дариспану свое к нему отношение, отомстить ему.

КАРОЖНА — скрыться, исчезнуть.

Эпизод «Марта идет ва-банк»

Марта бросается в атаку на Осико. И прямо ставит перед ним вопрос:

Женится ли он на Наталии или нет.

МАРТА — быстро договориться с Осико.

ОСИКО — отделаться от всех.

ДАРИСПАН — понять, что еще придумала Марта.

ПЕЛАГЕЯ — догадаться, хорошо или плохо идут у Марты дела.

ОНИСИМЭ — отделаться от Дариспана.

КАРОЖНА — спрятаться от всех.

НАТАЛИЯ — дождаться ответа от Осико.

Эпизод «Катастрофа»

Вот это удар, неожиданный для всех! Осико одним словом разбил все

надежды! Как, у Осико уже есть нареченная?

МАРТА — понять, что хочет сказать Осико, разобраться в том, что

Произошло.

ОСИКО — удрать отсюда поскорей.

ОНИСИМЭ — помочь Осико выйти из неловкого положения.

ДАРИСПАН — сообразить, что случилось.

ПЕЛАГЕЯ — не упасть, взять себя в руки.

НАТАЛИЯ — сдержаться, чтобы не разорвать всех в клочья, в

Особенности, мать.

КАРОЖНА — не попасть никому под ноги.

* Грузинский духовой инструмент.

84

Эпизод — это молекула сценической жизни. Надо очень подробно

Разобраться, разгадать, что на сердце у человека. Какой поединок

Происходит в эпизоде? Между кем и кем, каким способом, какие у

Действующих лиц стремления, задачи, с помощью каких действенных

Ходов они ведут борьбу. Ведь спектакль, как определяет его

Г.А.Товстоногов, — это «цепь беспрерывных поединков». Каждый эпизод

Состоит из миллионов атомов сценической жизни, каждый — нужно дове-

Сти до конфликта. Не участвующих в борьбе «атомов» тут не бывает, это

Только на первый взгляд кажется, что они есть.

Кажется, что в течение целого эпизода идет разговор, никакого

отношения к действию не имеющий. Не верьте этому! Это ошибка!

Просто вы еще не разобрались в сложностях происходящих событий.

Каждый атом сценической жизни надо подчинять единому сквозному

Действию, все ненужное — отметать.

Мелкие задачи должны поглощаться более крупными и,

Составляясь вместе, превращаться в сквозные действия роли так же, как

Сквозные действия роли, в свою очередь, должны слиться в сквозное

Действие всего спектакля.

Эта схема действует как «обязательная программа» для фигуристов,

Пока они не приступили к «произвольной программе», т.е.

Художественной. Все это обязательно надо решить, определить и знать.

Это скелет. Иначе ничего не получится.

С одной стороны, это схема творчества, с другой — как же творчество

не любит и боится таких схем! Неспособный человек может превратить

Все это в догму, в протокол. Художник — никогда. Ни один талантливый

Режиссер на практике не чертит таких схем. Но всегда может точно

Ответить на любой из вопросов по поводу репетируемой пьесы. Поэтому

Уместно здесь будет вторично привести слова А.Д.Попова, с

Возмущением отметившего в записной книжке: «В области режиссуры

Станиславский, художник могучей фантазии, призывает к протоко-

Лированию фактов и действий. Художник огромной эмоциональности

Ополчается на эмоцию, переживание и «состоянчество», утверждая

Действие и логику поведения. И как ужасно получается, когда эти

Рецепты попадают в руки людей с бедной фантазией или людей,

Лишенных творческого темперамента.

Боже мой, как они рады и в то же время как они скучны и бедны* в

Искусстве. И как не похожи на Станиславского».

Надо всегда это помнить. А поэтому — по «обязательным схемам»

Затем сочинять и сочинять плоть, душу, героев спектакля, сочинять, не

Останавливаясь.

ТРИ ЧАСТИ

Трагедия должна иметь умеренную величину для

Того, чтобы быть легко обозримой и легко

Зап о м и н а ем о й ; р азм е р тр а гед и и д ол ж е н

Определяться самой сущностью дела, так как

Лучшей пьесой по величине следует признать

Такую, которая расширена до полного выяснения

Сюжета... Действие трагедии должно быть четко,

Сжато и целостно... Целостно то, что имеет

начало, середину и конец... *

Аристотель. Поэтика

Это аксиома, не требующая доказательств, т.е. каждое временное

Явление в жизни имеет свое начало и конец, все течет, все изменяется...

Утром встает солнце, а вечером — садится за горизонт. Утро, день,

Вечер. Но каждый день

* Выделено M.T.

85

Встает другое солнце, и уходит оно от нас, не похожее на то, что встало

Из-за горы утром. Вернее, так по-разному видит это солнце человек.

Надо считать неудавшейся ту роль, которая, несмотря на интересную

Внешнюю характеристику, не претерпевает в спектакле никаких

Изменений. Это противопоказано закону драматического искусства. А

Как часто, к сожалению, мы встречаемся на сцене с актерскими

Работами, которые на протяжении спектакля никак не меняются, т.е.

Лишены процесса развития.

Даже в отдельных эпизодах герой спектакля должен претерпевать

Изменения в поведении, состоянии, ритме, эмоциональности Не может










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 194.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...