Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Федора, в пьесе будет миллион дел. Получается действенная роль. В
Какие бы обстоятельства меня эта роль ни поставила, я все время буду Думать о том, чтобы «все согласить и все сгладить». Я буду думать о моей главной задаче*, чтобы все было мирно и спокойно, чтобы все Было тихо... Сквозное действие — это то, чем я в данной роли живу» (И.Москвин. «Беседы с молодежью»). Приведу еще несколько примеров сквозных действий. Б.Нушич, «Доктор философии». Благой — через Живота добиться Персональной пенсии. М.Горький, «Мещане». Бессеменов — не допустить развала Семьи. К.Чапек, «Мать». Мать — удержать детей дома. Э.Де Филиппо, «Неаполь — город миллионеров». Амалия — Выжить, спастись, вывернуться. Все эти сквозные действия очень конкретны, стремительны, Действенны. Сквозное действие всегда определяется глаголом. Оно Должно быть точно сформулировано всего в нескольких конкретных Словах. В 1936 году, во время беседы с учениками, Станиславского спросили: «Вы сами должны сказать актеру сверхзадачу? Вы сами ее определяете До начала работы?» Станиславский ответил: «Я боюсь преждевременно Решать ее окончательно. Какой-то намек должен быть, я знаю, куда иду, — в правую или левую * Выделено М.Т. 79 Сторону. Но я ищу такой прием, чтобы сама логика носом нас толкнула, что вот именно это сверхзадача*, а другой не может быть». Пьеса состоит из многочисленных эпизодов, надо подчинить их все Единой закономерности, заставить служить единой мысли, единому Движению, единому действию. Этот единый знаменатель и есть сквозное Действие и сверхзадача. Надо научиться переосмысливать каждую Сцену, подчиняя ее единому сквозному действию. Очень интересным представляется мне схема Станиславского — Схема подчинения всех отдельных эпизодов одной единой силе, Сквозному действию и сверхзадаче. Это схема творческого подчинения Действия идейно-тематическому замыслу. СХЕМА СТАНИСЛАВСКОГО Сверхзадача спектакля — то, ради чего режиссер берется за постановку Данной пьесы. Это то, что поразило его в жизни. В сверхзадаче он с Максимальной активностью старается выразить то, что его волнует. Сверхзадача должна быть вразумительна (идти от ума), но очень Эмоциональна, должна заражать и возбуждать весь постановочный Коллектив. Сверхзадача спектакля — это позиция режиссера по Отношению к окружающей его действительности, это его идейная Установка, его проповедь гражданственности как он ее понимает и Чувствует. Приведу несколько примеров сверхзадач. 1. Г.Ибсен, «Бранд». Бранд— все или ничего! А.П.Чехов, «Три сестры». Три сестры — мечта о лучшей жизни. «Сверхзадачу можно придумать эффектную, какую угодно, но она Не будет теплой, она меня не будет греть», — писал Станиславский. — Я Думаю, что сверхзадача должна тянуть, звать вперед и вперед, а сквозное действие — это позвонок* всего действия будущего Спектакля, это основа конструкции». КОСТИ ДРАКОНА Раз уж «нарисован» позвонок дракона и его череп, надо прочертить и Весь скелет. Еще раз предупреждаю, используя слова И.Яссера, что «техника в Искусстве способна иной раз как-то притушить искру вдохновения у Посредственного художника, но она же раздувает эту искру в великое Пламя у подлинного мастера». * Выделено M.T. 80 Итак, из чего состоит скелет будущего спектакля? Представим это в виде схемы: Позвонком является сквозное действие и сверхзадача. Это Главное, и все опирается на это главное. Это несущие опоры будущего Спектакля. Но кроме этого необходимо определить еще сверхзадачу и Сквозное действие каждой роли. Без этого вряд ли удастся выстроить В будущем спектакле систему взаимоотношений действующих лиц. Определение сквозного действия и сверхзадачи всех героев — это Момент, когда режиссер расставляет, словно на шахматной доске, своих Героев для будущей битвы. Он каждому из них дает определенное Задание (сверхзадача и сквозное действие) и тем самым заранее Определяет его функцию в процессе борьбы. Он программирует, кто, как, С кем, какими средствами и когда будет сражаться. От того, как будут Определены сверхзадачи и сквозные действия будущего сражения, Зависит его качество и характер. 81 Ничего, что на первый взгляд все это кажется слишком схематичным. Что поделаешь, — все эти вопросы так или иначе надо решать, и будет Лучше, если они будут решаться творчески. Все ведь зависит от меры Таланта. Объясню, что такое сквозное действие спектакля, сквозное Действие актов, сквозные действия и сверхзадачи ролей на Примере пьесы Г.Ибсена «Привидения». Сквозное действие спектакля — начать жизнь сначала Сквозные действия ролей ФРУ АЛЬВИНГ —устранить все последствия прошлого ОСВАЛЬД — обеспечить себе спокойное существование МАНДЕРС — вразумить грешные души, выйти из игры чистым РЕГИНА — стать женой Освальда ЭНГСТРАНД — выжать из знакомства с семьей Альвинг побольше Выгоды Сквозное действие первого акта — покончить с прошлым Сквозные действия ролей ФРУ АЛЬВИНГ — рассеяться и найти решение МАНДЕРС — убедить фру Альвинг в правоте своей морали РЕГИНА — подготовиться к встрече с Освальдом ЭНГСТРАНД — выяснить, может ли он рассчитывать на Регину Сквозное действие второго акта — начать жизнь сначала Сквозные действия ролей ФРУ АЛЬВИНГ — воспрепятствовать намерениям сына ОСВАЛЬД — убедить мать, что Регина ему необходима МАНДЕРС — помочь всем стать на путь истины РЕГИНА —добиться расположения Освальда ЭНГСТРАНД — сделать пастора своим союзником Сквозное действие третьего акта — спастись Сквозные действия ролей ФРУ АЛЬВИНГ — найти в себе силы, чтобы спасти Освальда ОСВАЛЬД — добиться от матери помощи МАНДЕРС — не потерять хорошую репутацию РЕГИНА — сделать Освальда своим ЭНГСТРАНД — выжать из положения побольше выгоды Сверхзадачи ролей ФРУ АЛЬВИНГ — увидеть сына счастливым ОСВАЛЬД — спастись от страха перед катастрофой МАНДЕРС — создать себе незыблемую репутацию праведника РЕГИНА — вырваться из провинции и непременно уехать в Париж ЭНГСТРАНД — открыть шикарное заведение для капитанов и Штурманов У каждого персонажа — твердое намерение довести свой план до Конца, хотя на пути к цели каждому встречаются бесконечные Препятствия, которые и активизируют действие. «Сверхзадача одна, а способ воспроизведения сквозного действия Может быть разный. Надо, чтобы актеры брали ее не формально, а из Жизни своей, из эмоциональной памяти принесли в роль. А откуда взяли Сверхзадачу? Из роли. Значит, происходит слияние актера и роли, как в Каждом творческом процессе» (К.С.Станиславский). 82 Сквозное действие составлено из отдельных событий и эпизодов, Которые должны образовать событийный ряд, позвонок сквозного Действия. Надо определить место каждого события и отдельных эпизодов в Общей линии действия будущего спектакля (начало, середина, Окончание). Каждый эпизод, каждое событие должны быть изучены, Проанализированы, каждому — должно быть найдено действенное (глагол) эмоциональное название. Возьмем несколько эпизодов из пьесы «Невзгоды Дариспана» и Проследим за желаниями и действиями персонажей. Например, в сцене «Смотрины». Эпизод «Начало смотрин» В этом эпизоде Наталия расставляет посуду и угощение, а Пелагея и Марта наблюдают, какое впечатление она произвела на жениха. Её «демонстрируют» молодому человеку. А бедный Дариспан старается Заставить жениха перенести внимание на Карожну. Это соревнование. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 197. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |