Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лексика активная и пассивная. Устаревшие и устаревающие слова. Причины устаревания слов. Типы устаревших слов: историзмы, архаизмы. Классификация историзмов, архаизмов.




Активная и пассивная лексика русского языка.Лексика – наиболее подвижная часть языковой системы, она постоянно развивается. Словарный состав языка конкретной эпохи – неподвижное постоянство, остающееся от прежнего времени, с некоторыми обновлениями. Активная лексика языка – центральная часть лексики, актуальная для современных носителей языкового слова. Сюда относится общеупотребительная лексика. В состав пассивной лексики входят слова, редко употребляемые в повседневном общении и не всегда понятные носителям языка. В ее состав входят устаревшие и новые слова.

Каждый период развития языка характеризуется определенным соотношением активного и пассивного словарного запаса. Границы между пассивной и активной лексикой характеризуются подвижностью, т.к. в процессе развития языка они постоянно меняются. Лексика русского языка органично сочетает в себе консервативность и мобильность.

Устаревшие слова.Устаревшими называются слова, которые вышли из активного употребления, но сохранились в пассивной лексике. Эти слова употребляются носителями языка, но воспринимаются ими как устаревшие.

По степени устарелости выделяются:

1) слова, понятные большинству носителей русского языка (царь, боярин, дьяк, очи);

2) слова, значения которых мало кому понятны без обращения к специальному словарю (скора – шкура, жир – богатство, тук – жир, одрина – спальня).

Устаревшие слова делятся на две группы: историзмы и архаизмы.

Историзмы– слова, обозначающие исчезнувшие из современной жизни предметы, явления, ставшие неактуальными понятия (волость, уезд, армяк, урядник, крепостной, опричник, нэпман, комсомолец). Семантические историзмы – неактуальные в настоящее время значения многозначных слов (таран – стенобитное орудие, щит – часть вооружения). Историзмы не имеют синонимов в современном русском языке, поэтому объяснить их значение можно только прибегнув к энциклопедическому описанию. Состав историзмов русского языка наиболее активно пополняется в периоды коренного перелома общественно-политического уклада страны (Октябрьская революция, распад СССР). Советские историзмы – советизмы (продналог, НЭП, комбед, рабфак). Историзмы с течением времени могут возвращаться в современный языковой состав (генерал, адмирал, мичман, министр, дамы и господа).

Архаизмы(греч. – arrahaious) – в отличие от историзмов это устаревшие названия современных предметов, явлений, вытесненные синонимами из состава активной лексики (сей – этот, ворог – враг, зело – очень, зерцало – зеркало, вежды – веки, выя – шея).

Типы архаизмов:

1 Фонетические архаизмы – слова, имеющие устаревшую звуковую форму (шкап – шкаф, аглицкий, нумер, осемьнадцать).

2 Акцентологические – слова, имеющие старое ударение (эпигра́ф, фундаме́нт, раку́рс).

3 Словообразовательные имели иной состав слова (нервический, рестораций, рыбаль).

4 Грамматические – устаревшие формы слов, не существующие в современном языке (старче, боже, друже, отче, человече; рояль, лебедь (ж.р.), зала, вуаль (м.р.)).

5 Собственно лексические – слова, устаревшие целиком (дабы, десница, шуйца, всуе, ретирада, тать, хлябь).

6 Семантические архаизмы – устаревшие значения тех слов, которые существуют в современном русском языке, но называют другое явление, другой предмет (глагол, позор, присутствие, живот).

Архаизмы используются как средства стилизации старинной речи, создания исторического речевого колорита, а в публицистике могут придавать повествованию торжественный характер.

Отражение устаревшей лексики в толковых словарях. Использование в современных текстах (функции историзмов, архаизмов). Немотивированное использование архаизмов (с примерами).

К устаревшей лексике отнесены языковые единицы, которые в толковых словарях, характеризующих словарный состав современного русского языка, имеют стилистические пометы "устар." и "стар." или специальные графические пометы, а также указания на исторический характер реалии в самой словарной статье.

Функции устаревшей лексики:

- архаизмы и историзмы являются одним из средств стилизации той эпохи, о которой рассказывает автор

- придают речи торжественное, патетическое звучание (помогает автору выразить благоговейное отношение), способствуют приобщению к непостижимому, т.е. выполняют сакральную функцию – выражение благоговения

- выражение авторского отношения к предмету изображения, чаще всего иронии

- помогают сохранить ритмический рисунок и рифму в строфе (версификационные задачи)

- архаизмы несут чисто стилистическую нагрузку

- историзмы выполняют номинативную функцию

Одна из особенностей современных массово-коммуникативных текстов – использование устаревшей лексики – историзмов и архаизмов. Между тем проблема актуализации устаревших единиц языка не исчерпывается одними лексемами. Часто на страницах современных изданий встречаются элементы дореформенной графики, такие, как "ять", "и десятеричное" и др. Они встречаются в рекламных текстах, в названиях коммерческих предприятий и общественных организаций, в заголовках статей, в логотипах газет и журналов. Современные попытки реанимировать старую орфографию, во-первых, натыкаются на непонимание со стороны большей части потребителей печатной продукции и рекламы, а во-вторых, плохо осознаются теми, кто такие предпринимает попытки.

Понятие неологизма. Причины и пути появления неологизмов в языке.

Новые слова.Неологизмы (neos – новый, logos – слово) – сравнительно недавно вошедшие в язык слова, новизна которых ощущается говорящими. В момент своего появления они входят в пассивный словарь и остаются новыми до тех пор, пока не утрачивают оттенок новизны и свежести.

Причины появления неологизмов:

1 Наименование новой реалии, появившейся в нашей жизни (мобильник, супермаркет).

2 Более компактное обозначение двусловного наименования (визажист, дайджест, имидж).

3 Необходимость подчеркнуть частичное изменение предмета в современной жизни (офис, презентация, минимаркет, сауна, сбербанк).

4 Обозначение явлений, существование которых раньше замалчивалось (спец паек, отказник, рэкетир).

5 Мода на иностранные слова (тинэйджер, топ-модель, лейбл, креативный, бигмак).

Виды заимствования:

1 языковые

2 речевые (незафиксированные в словарях):

- индивидуально-авторские слова

- окказионализмы – языковые явления, возникающие под влиянием контекста ситуации для выражения смысла, необходимого в данном случае.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 422.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...