Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Правовая организация трудоустройства




Понятие и формы занятости

Государственная политика в сфере занятости

Правовая организация трудоустройства

Правовой статус безработного

 

Понятие и формы занятости

Нормативно-правовую базу, регулирующую занятость в Украине составляют Конституция, закон «О занятости населения» от 1991 года с изменениями и дополнениями на 01.01.2002 г., а также принятые на их основе ряд Положений.

В настоящее время в Украине наблюдается большое число незанятого населения. По данным Мирового банка более 30% трудоспособного населения нашей страны в настоящее время незанято.

В соответствии со ст.1 Закона, занятость –это деятельность граждан, связанных с удовлетворением личных и общественных потребностей и, как правило, приносящая им доход в денежной или иной форме. В соответствии с Конституцией всем гражданам гарантируется свобода выбора рода деятельности; бесплатное содействие в выборе подходящей работы и трудоустройстве; бесплатное обучение новой профессии, переквалификация; принудительный труд запрещен. К занятому населению относятся:

- все лица, работающие по найму на предприятиях, учреждениях, организациях независимо от их формы собственности;

- граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой;

- граждане, занимающие оплачиваемых должности в органах гос. власти;

- проходящие службу в вооруженных силах;

- проходящие профессиональную подготовку (в т.ч. студенты).

Формы занятости:

-полная – когда человек занят вест рабочий день, всю рабочую неделю;

-неполная (частичная) занятость – работа в условиях неполного рабочего дня или неполной рабочей недели помимо воли работника и по независящим от него обстоятельствам;

-нерегламентированная занятость - это массовая самозанятость, исключенная из сферы цивилизованных социально-трудовых отношений и не использующая соответствующих правовых норм. Т.е., с одной стороны, создается примитивный, неформальный сектор экономики, а с другой – официальная экономика деформируется, происходит ее перелив в «теневую» сферу, этот труд не признается государством и не регламентируется на гос. уровне. Как показывает мировой опыт, при наличии минимальной поддержки и правовой защиты со стороны гос-ва определенные виды нерегламентированной занятости могут охватить большое количество людей (В США, Англии, Франции теневая экономика дает 3-5% ВНП, в Италии – 30%). Характерные черты нерегламентированной занятости – отсутствие социальных гарантий, риск, но относительно высокий доход в течение какого-то времени. Виды нерегламентированной занятости: реализаторы, «кустари», «шабашники», сезонные работники, работа по найму на дому, работа в своем личном хоз-ве; 1,5 – 2 млн. чел. неофициально работают за рубежом. В настоящее время около 38% фактически занятых в экономике людей составляет нерегламентированная занятость. Выход: легализация теневого бизнеса, содействие ему, т.к. здесь создаются рабочие места, производятся товары и услуги, которые в настоящее время не может обеспечить государство.

2.Государственная политика в сфере занятости:

Государство определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, устанавливает гарантии по реализации конституционного права граждан на труд.

Принципы гос.политики в сфере занятости:

1)обеспечение всем гражданам равных возможностей в выборе вида деятельности и трудоустройстве независимо от происхождения, расовой и нац. принадлежности, полит. убеждений, пола и т.п.;

2)добровольность труда

3)бесплатное содействие в выборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве гос. службы занятости

4)защита от необоснованного отказа в приеме на работу и незаконного увольнения

5)содействие эффективной занятости путем создания новых рабочих мест и условий для развития предпринимательства, мелкого бизнеса;

6)координация деятельности в сфере занятости с другими направлениями экономической и социальной политики и региональными программами занятости,

7)сотрудничество предпринимателей (работодателей), профсоюзов, гос.органов в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;

8)международное сотрудничество в решении проблем занятости, включая труд граждан Украины за границей ( и иностранцев в У.) /в рамках международных соглашений за рубежом работает около 30 тыс. граждан У./

9)предоставление работы по специальности на период не менее трех лет молодым специалистам – выпускникам гос.учебных заведений, ранее заявленным предприятиями

10)установление дополнительных гарантий занятости для тех категорий граждан, которые не способны на равных конкурировать на рынке труда, т.е. нуждаются в дополнительной социальной защите. К ним относятся:

 -женщины, имеющие малолетних детей (до 6 лет);

-одинокие матери, имеющие детей до 14 лет или детей-инвалидов

 -молодежь до 18 лет; а также старше этого возраста, которые закончили общеобразовательную школу или проф.обучение; уволились с военной службы, дети-сироты (но не старше 23 лет)

-лица предпенсионного возраста (за 2 года до пенсии),

-лица, освобожденные из мест лишения свободы.

Для этих категорий граждан местные Советы депутатов бронируют на предприятиях, с числом работающих свыше 20 чел., до 5% общего количества мест, куда по направлению службы занятости трудоустраиваются эти лица в пределах установленной брони. /если число работающих до 25 чел. – устанавливается норматив в количестве одного рабочего места/. Данный вопрос регулируется Постановлением о порядке бронирования на предприятиях, в учреждениях и организациях рабочих мест для трудоустройства граждан, нуждающихся в социальной защите: утв.постановлением КМУ от 27.04.98. № 578. Работодатель не вправе в данном случае отказать в приеме на работу / в сл.отказа – штраф за каждый отказ в размере 50-ти необлагаемых минимумов доходов граждан/. Но (!). Если на предприятии происходит сокращение численности работников более, чем на 5%, то бронирование рабочих мест не производится.

Правовая организация трудоустройства

Трудоустройство – это процесс подыскивания подходящей работы, подготовки к ней и устройства на эту работу. Гражданин может подыскивать работу самостоятельно либо обратиться за соответствующей помощью в государственную службу занятости, через которую государство осуществляет свою политику в сфере занятости.

Правовая организация трудоустройства включает в себя:

-установление круга трудоустраивающих органов, определение их компетенции и порядка финансирования

-установление порядка направления на работу или проф.обучения

-регламентацию прав и обязанностей участников отношений по трудоустройству

-установление особенностей трудоустройства для отдельных категорий граждан.

Деятельность гос.службы занятости осуществляется под руководством Мин-ва труда и социальной политики на основании Положения о государственной службе занятости: утв.постновлением КМУ от 24.06.91. с изм. и доп., утв. пост.КМУ от 29.04.93. № 315, и 14.09.98. № 1435.

Права и обязанности гос. службы занятости по своему назначению можно разделить на:

 1) анализ рынка труда (в т.ч. прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу) и информирование о его состоянии;

 2) трудовое посредничество – содействие работодателям в обеспечении их рабочей силой, а граждан – работою (т.е. ведет учет свободных рабочих мест и граждан, ищущих работу, консультирует граждан, оказывает услуги по профориентации и др. При этом служба занятости имеет право на получение информации от предприятий о свободных местах, уволенных работниках);

3) регулирование рынка труда – через трудовое посредничество, через реализацию программ профессиональной подготовки, профориентацию; имеет право разрабатывать и вносить на рассмотрение местных органов власти предложений об установлении на предприятиях квоты приема на работу лиц, которые нуждаются в повышенной социальной защите;

4) материальная помощь безработным, т.е. не только учет безработных, но и назначение им пособий по безработице и других видов материальной помощи.

 Все услуги, связанные с обеспечением занятости населения, предоставляются гос. службой занятости бесплатно.

Деятельность этой службы финансируется из фонда социального страхования на случай безработицы.

Гос. служба занятости принимает участие в организации местными органами власти оплачиваемых общественных работ (за счет средств местного бюджета и фонда социального страхования на случай безработицы). Преимущественное право на участие в этих работах имеют безработные, с ними заключается временный трудовой договор с правом продления /Положение о порядке организации и проведения оплачиваемых общественных работ: утв. постановлением КМУ от 27.04.98 г. № 578 //Праця і зарплата.-1998.-№ 10.-с.14-16/.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 181.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...