Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 3 Источники трудового права.Стр 1 из 6Следующая ⇒
Тема 1. Общая характеристика трудового права России. Предмет, метод, система, трудового права Вопросы: 1.Понятие трудового права. Взаимодействие трудового права с другими отраслями права. Значение неюридических дисциплин при изучении трудового права. 2.Предмет трудового права. Цели и задачи трудового законодательства РФ. 3.Общие черты трудового права с другими юридическими дисциплинами (гражданским, административным и др.) и их отличия. 4.Метод трудового права. Своеобразие правовых приемов, средств, способов регулирования социально-трудовых отношений. 5.Система трудового права: отрасли, законодательства о труде, науки. Задачи и задания: 1. Следует найти в учебно-научной литературе, нормативных актах, судебной практике, где определяются и конкретизируются такие понятия, как: - предмет трудового права; - работодатель; - производственная необходимость; - коллективный договор; - работник; - профсоюз; - система трудового права; - подходящая работа; - понятийный аппарат; - уважительная причина; - моральный вред; - декретный отпуск.
2.Каким образом трудовое право взаимодействует с такими научными дисциплинами, как: - конституционное право; - гражданское право; - уголовное право; - административное право; - гражданский процесс; - психология; - социология; - история. Обоснуйте свой ответ ссылками на конкретные положения законодательства, примерами из учебной и научной литературы.
3.Распространяется ли трудовое законодательство на правоотношения в сфере труда: - государственных служащих; - членов потребительской кооперации; - работников прокуратуры; - сезонных и временных работников; - работников железнодорожного транспорта; - граждан, отбывающих уголовное наказание; - сотрудников налоговой полиции; - муниципальных служащих; - сотрудников органов внутренних дел; - судей. Обоснуйте свой ответ со ссылками на положения нормативных актов.
4.Включаются ли в предмет изучения трудового права отношения, когда: - работник обращается за консультацией к адвокату; - работник переходит на пенсию; - работник похитил имущество работодателя; - гражданину отказали в приеме на работу; - учредитель уволил руководителя организации; - работодатель задержал выдачу трудовой книжки работнику; - работник требует у работодателя продвижение по службе.
5.К компетенции РФ, субъектов РФ, работодателя относится право: - принимать Трудовой кодекс; - изменять размер минимальной оплаты труда; - устанавливать дополнительные основания увольнения работников по инициативе работодателя; - вводить выплату районного коэффициента; - утверждать перечень работ с вредными условиями труда; - уменьшать трудовой стаж для выхода работника на пенсию; - принимать акты о государственных наградах; - определять перечень лиц, с которыми может быть заключен договор о полной материальной ответственности. Обоснуйте свой ответ со ссылкой на положения нормативных актов.
Тема 2 Принципы трудового права. Вопросы: 1.Понятие и значение принципов трудового права. 2.Принятые в мировом сообществе основополагающие принципы труда. 3.Классификация принципов трудового права. 4.Правовое запрещение принудительного труда в России. 5.Запрет дискриминации в сфере труда.
Задачи и задания: 1.Является ли принудительным трудом: - призыв на военную службу; - понижение в классном чине или звании; - направление студентов на уборку помещений учебного заведения; - дисциплинарный перевод; - выполнение работы, не обусловленной трудовым договором; - исправительные работы; - привлечение школьников в летний период на работы в школе. При ответе используйте ссылки на законодательство РФ и международно-правовые акты. Дайте сравнительно-правовой анализ понятия «принудительный труд» по ТК РФ и конвенциям МОТ.
2.Составьте таблицу принципов
3.Фокин, отбывающий наказание в исправительном учреждении, узнал о ратификации Россией в 1998 г. конвенции МОТ № 105 «Об упразднении принудительного труда» (1957) и поэтому отказался выйти на работу. Кроме того, он потребовал от администрации завода, чтобы ему за 6 лет предыдущей работы предоставили оплачиваемый отпуск с возможностью выехать к себе домой. Директор завода, за нарушение порядка отбывания наказания, направил Фокина на две недели в штрафной изолятор. Фокин написал исковое заявление в суд с требованием о защите своих прав. Решите дело.
Тема 3 Источники трудового права. Вопросы: 1. Понятие, виды и особенности источников трудового права России. 2. Конституция РФ в системе источников трудового права. Влияние положений Конституции РФ на развитие трудового законодательства. 3. Единство и дифференциация (общее и специальное) законодательства о труде РФ. 4. Понятие, виды локальных нормативных актов и их значение в регулировании социально-трудовых отношений. 5. Международно-правовые акты о труде как источники трудового права. Характеристика конвенций, рекомендаций МОТ ООН, актов СНГ, международных договоров. 6. Трудовой договор, обычай, судебная практика в системе источников трудового права: проблемы понимания. 7. Действие нормативных актов – источников российского трудового права во времени, в пространстве, по кругу лиц. Задачи и задания:
1.Какие статьи Конституции РФ направлены на регулирование трудовых правоотношений. Приведите нормативные акты, позволяющие обосновать развитие конституционных положений в законодательстве о труде РФ и субъектов РФ.
2.Являются ли источниками трудового права России: - нормативные акты о труде Союза ССР; - Гражданский кодекс РФ; - акты профсоюзных органов; - приказы, распоряжения руководителя организации; - конвенции МОТ; - устав города Ижевска; - акты судебных органов; - коллективные договоры организаций; - трудовой договор. Обоснуйте свой ответ.
Найдите в ТК РФ положения, которые: - могут конкретизироваться работником (работниками) по соглашению с работодателем; - отсылают к другим нормативным актам о труде; - распространяются на определенные категории работников; - применяются, лишь по усмотрению работодателя.
4. Приведите примеры общего и специального (для отдельных категорий работников) в правовом регулировании: - порядка заключения трудового договора; - оснований расторжения трудового договора; - рабочего времени; - времени отдыха; - мер поощрений; - дисциплинарных взысканий. Обоснуйте свой ответ со ссылками на положения нормативных актов.
5.К адвокату за разъяснениями обратились: а) дворник Ромов, заработная плата которого ниже прожиточного минимума; б) учительница Ванина, которой заработную плату выдали продуктами питания; в) родители учащихся одной из школ, считая минимальный возраст 14 лет для поступления на работу несовершеннолетних недопустимым; г) группа женщин, которым отказали в приеме на работу на шахту; д) украинец Кучмин и белорус Лукашин, временно работающие по трудовому договору в г. Ижевске, которым предложили заполнить миграционные карты. При ответе следует сравнить положения конвенций МОТ, актов СНГ с нормами трудового законодательства РФ.
6.Приведите примеры, когда Пленум Верховного Суда РФ, разъясняя нормы права, давал их расширительное или ограничительное толкование.
Тема 4. Правоотношения в трудовом праве. Вопросы: 1.Понятие, виды и общая характеристика социально-трудовых правоотношений в сфере действия трудового права. 2.Понятие, признаки и содержание трудового правоотношения. 3.Стороны трудового правоотношения. 4.Отграничение трудовых правоотношений от правоотношений, связанных с применением труда. 5.Понятие, виды и составы юридических оснований (фактов) в трудовом праве. 6.Общее и специальное в юридических основаниях (фактах) возникновения, изменения, приостановления и прекращения трудовых правоотношений.
Задачи и задания: 1.В течение десяти лет подряд житель села Камешкин летом и осенью собирал и сдавал в лесничество ягоды и грибы. Вознаграждение получал ежемесячно в кассе лесничества. За перевыполнение плана в 2002 г. был признан лучшим по району и поощрен денежной премией. В 2003 г. от знакомых Камешкин узнал, что в соседнем лесничестве за такую же работу на работников заводят трудовые книжки, время работы включают в стаж для начисления пенсии, ежегодно предоставляют отпуск. Поэтому он обратился в сельский совет, который своим решением обязал лесничество восстановить нарушенные трудовые права Камешкина. Решите дело.
2.Серов поступил на работу для выполнения строительных работ на дому к своему дальнему родственнику Чирову. Проработав неделю, Серов попросил, чтобы Чиров заключил с ним трудовой договор, завел трудовую книжку и произвел двойную оплату за работу в выходные дни. Чиров отказался выполнить требования Серова, а по истечении двух дней, когда последний закончил кладку кафеля в ванной комнате, произвел с ним расчет и сказал, что больше в его помощи не нуждается. Серов обратился в суд, дополняя свои требования еще и восстановлением на прежней работе. Решите дело.
3.При проверке в организациях соблюдения трудового законодательства инспектор государственной инспекции труда обнаружил, что: - в правилах внутреннего трудового распорядка производственного кооператива «Заря» для членов кооператива устанавливался 16 часовой рабочий день; - работники-надомники, при выполнении работы использовали труд своих детей, не достигших 14-летнего возраста; - учителям в двух школах не выплачивали заработную плату за 8 месяцев; Дайте правовую оценку каждого случая.
4.На правлении нефтедобывающей компании АО «Рассвет» генеральным директором единогласно избрали Букова сроком на пять лет. Но через год на общем собрании акционеров договор с ним был расторгнут. Буков обратился в КТС с требованием о восстановлении на работе, так как увольнение было произведено без ссылки на положения ТК РФ. Решите дело.
5.Ученик 10 класса Дима Арнов поступил на работу в качестве грузчика на мясной рынок. Через два месяца мать Арнова потребовала у директора рынка расторжения трудового договора, так как ее сыну всего 15 лет, а эмансипация наступает с 16 лет. Дима Арнов написал заявление в комиссию по делам несовершеннолетних с требованием о восстановлении на прежней работе. Решите дело.
6.В августе после окончания службы в армии Ручейков решил поступить во вневедомственную охрану районного отделения милиции. Для этого он написал заявление о приеме на работу с 10 сентября 2002 г. и пообещал, что принесет к этому времени трудовую книжку в отдел кадров. В июле Ручейков сдал экзамены и с 1 сентября был зачислен на дневное отделение юридического факультета университета. С 10 сентября 2002 г. он приступил к работе, но предупредил, что сможет работать не более 4 часов. Начальник вневедомственной охраны Дронин потребовал, чтобы Ручейков работал по 8 часов, а 13 сентября 2002 г. за отказ подчиниться издал приказ об увольнении за прогул. Ручейков обратился с иском в суд, считая приказ об увольнении незаконным. Решите дело.
7.Для охраны территории автовокзала директор пригласил Левина, которому поручил сразу же приступить к выполнению своих функций. Через три часа после начала работы Левину стальным тросом оборвало три пальца на руке. После выздоровления Левин обратился в бухгалтерию автовокзала с требованием, чтобы ему оплатили больничный лист. Главный бухгалтер пояснила, что директор автовокзала правом приема и увольнения не обладает, кроме того, заявления о приеме на работу от Левина не поступало и поэтому на работу его не приняли. Левин обратился за защитой в профсоюзный орган организации. Решите дело.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 454. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |