Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 3 Источники трудового права.




Тема 1. Общая характеристика трудового права России. Предмет, метод, система, трудового права

Вопросы:

1.Понятие трудового права. Взаимодействие трудового права с другими отраслями права. Значение неюридических дисциплин при изучении трудового права.

2.Предмет трудового права. Цели и задачи трудового законодательства РФ.

3.Общие черты трудового права с другими юридическими дисциплинами (гражданским, административным и др.) и их отличия.

4.Метод трудового права. Своеобразие правовых приемов, средств, способов регулирования социально-трудовых отношений.

5.Система трудового права: отрасли, законодательства о труде, науки.

Задачи и задания:

1.          Следует найти в учебно-научной литературе, нормативных актах, судебной практике, где определяются и конкретизируются такие понятия, как:

- предмет трудового права;

- работодатель;

- производственная необходимость;

- коллективный договор;

- работник;

- профсоюз;

- система трудового права;

- подходящая работа;

- понятийный аппарат;

- уважительная причина;

- моральный вред;

- декретный отпуск.

 

2.Каким образом трудовое право взаимодействует с такими научными дисциплинами, как:

- конституционное право;

-  гражданское право;

-  уголовное право;

-  административное право;

-  гражданский процесс;

-  психология;

-  социология;

-  история.

Обоснуйте свой ответ ссылками на конкретные положения законодательства, примерами из учебной и научной литературы. 

 

3.Распространяется ли трудовое законодательство на правоотношения в сфере труда:

- государственных служащих;

- членов потребительской кооперации;

- работников прокуратуры;

- сезонных и временных работников;

- работников железнодорожного транспорта;

- граждан, отбывающих уголовное наказание;

- сотрудников налоговой полиции;

- муниципальных служащих;

- сотрудников органов внутренних дел;

- судей.

Обоснуйте свой ответ со ссылками на положения нормативных актов.

 

4.Включаются ли в предмет изучения трудового права отношения, когда:

- работник обращается за консультацией к адвокату;

- работник переходит на пенсию;

- работник похитил имущество работодателя;

- гражданину отказали в приеме на работу;

- учредитель уволил руководителя организации;

- работодатель задержал выдачу трудовой книжки работнику;

- работник требует у работодателя продвижение по службе.

 

5.К компетенции РФ, субъектов РФ, работодателя относится право:

- принимать Трудовой кодекс;

- изменять размер минимальной оплаты труда;

- устанавливать дополнительные основания увольнения работников по инициативе работодателя;

- вводить выплату районного коэффициента;

- утверждать перечень работ с вредными условиями труда;

- уменьшать трудовой стаж для выхода работника на пенсию;

- принимать акты о государственных наградах;

- определять перечень лиц, с которыми может быть заключен договор о полной материальной ответственности.

Обоснуйте свой ответ со ссылкой на положения нормативных актов.

 

 

Тема 2 Принципы трудового права.

 Вопросы:

1.Понятие и значение принципов трудового права.

2.Принятые в мировом сообществе основополагающие принципы труда.

3.Классификация принципов трудового права.

4.Правовое запрещение принудительного труда в России.

5.Запрет дискриминации в сфере труда.

 

Задачи и задания:

1.Является ли принудительным трудом:

- призыв на военную службу;

- понижение в классном чине или звании;

- направление студентов на уборку помещений учебного заведения;

- дисциплинарный перевод;

- выполнение работы, не обусловленной трудовым договором;

- исправительные работы;

- привлечение школьников в летний период на работы в школе.

При ответе используйте ссылки на законодательство РФ и международно-правовые акты. Дайте сравнительно-правовой анализ понятия «принудительный труд» по ТК РФ и конвенциям МОТ.

 

 

2.Составьте таблицу принципов

№п/п Формулировка принципа Содержание принципа
     

 

3.Фокин, отбывающий наказание в исправительном учреждении, узнал о ратификации Россией в 1998 г. конвенции МОТ № 105 «Об упразднении принудительного труда» (1957) и поэтому отказался выйти на работу. Кроме того, он потребовал от администрации завода, чтобы ему за 6 лет предыдущей работы предоставили оплачиваемый отпуск с возможностью выехать к себе домой. Директор завода, за нарушение порядка отбывания наказания, направил Фокина на две недели в штрафной изолятор. 

Фокин написал исковое заявление в суд с требованием о защите своих прав.

Решите дело.

 

Тема 3 Источники трудового права.

Вопросы:

1. Понятие, виды и особенности источников трудового права России.

2. Конституция РФ в системе источников трудового права. Влияние положений Конституции РФ на развитие трудового законодательства.

3. Единство и дифференциация (общее и специальное) законодательства о труде РФ.

4. Понятие, виды локальных нормативных актов и их значение в регулировании социально-трудовых отношений.

5. Международно-правовые акты о труде как источники трудового права. Характеристика конвенций, рекомендаций МОТ ООН, актов СНГ, международных договоров.

6. Трудовой договор, обычай, судебная практика в системе источников трудового права: проблемы понимания.

7. Действие нормативных актов – источников российского трудового права во времени, в пространстве, по кругу лиц.

Задачи и задания:

 

1.Какие статьи Конституции РФ направлены на регулирование трудовых правоотношений. Приведите нормативные акты, позволяющие обосновать развитие конституционных положений в законодательстве о труде РФ и субъектов РФ.

 

2.Являются ли источниками трудового права России:

- нормативные акты о труде Союза ССР;

- Гражданский кодекс РФ;

- акты профсоюзных органов;

- приказы, распоряжения руководителя организации;

- конвенции МОТ;

- устав города Ижевска;

- акты судебных органов;

- коллективные договоры организаций;

- трудовой договор.

Обоснуйте свой ответ.

 

Найдите в ТК РФ положения, которые:

- могут конкретизироваться работником (работниками) по соглашению с работодателем;

- отсылают к другим нормативным актам о труде;

- распространяются на определенные категории работников;

- применяются, лишь по усмотрению работодателя.

 

4.          Приведите примеры общего и специального (для отдельных категорий работников) в правовом регулировании:

- порядка заключения трудового договора;

- оснований расторжения трудового договора;

- рабочего времени;

- времени отдыха;

- мер поощрений;

- дисциплинарных взысканий.

Обоснуйте свой ответ со ссылками на положения нормативных актов.

 

5.К адвокату за разъяснениями обратились:

а) дворник Ромов, заработная плата которого ниже прожиточного минимума;

б) учительница Ванина, которой заработную плату выдали продуктами питания;

в) родители учащихся одной из школ, считая минимальный возраст 14 лет для поступления на работу несовершеннолетних недопустимым;

г) группа женщин, которым отказали в приеме на работу на шахту;

д) украинец Кучмин и белорус Лукашин, временно работающие по трудовому договору в г. Ижевске, которым предложили заполнить миграционные карты.

При ответе следует сравнить положения конвенций МОТ, актов СНГ с нормами трудового законодательства РФ. 

 

6.Приведите примеры, когда Пленум Верховного Суда РФ, разъясняя нормы права, давал их расширительное или ограничительное толкование.  

 

 

Тема 4. Правоотношения в трудовом праве.

Вопросы:

1.Понятие, виды и общая характеристика социально-трудовых правоотношений в сфере действия трудового права. 

2.Понятие, признаки и содержание трудового правоотношения.

3.Стороны трудового правоотношения.

4.Отграничение трудовых правоотношений от правоотношений, связанных с применением труда.

5.Понятие, виды и составы юридических оснований (фактов) в трудовом праве. 

6.Общее и специальное в юридических основаниях (фактах) возникновения, изменения, приостановления и прекращения трудовых правоотношений.

 

Задачи и задания:

1.В течение десяти лет подряд житель села Камешкин летом и осенью собирал и сдавал в лесничество ягоды и грибы. Вознаграждение получал ежемесячно в кассе лесничества. За перевыполнение плана в 2002 г. был признан лучшим по району и поощрен денежной премией.

В 2003 г. от знакомых Камешкин узнал, что в соседнем лесничестве за такую же работу на работников заводят трудовые книжки, время работы включают в стаж для начисления пенсии, ежегодно предоставляют отпуск. Поэтому он обратился в сельский совет, который своим решением обязал лесничество восстановить нарушенные трудовые права Камешкина.

Решите дело.

 

2.Серов поступил на работу для выполнения строительных работ на дому к своему дальнему родственнику Чирову. Проработав неделю, Серов попросил, чтобы Чиров заключил с ним трудовой договор, завел трудовую книжку и произвел двойную оплату за работу в выходные дни. Чиров отказался выполнить требования Серова, а по истечении двух дней, когда последний закончил кладку кафеля в ванной комнате, произвел с ним расчет и сказал, что больше в его помощи не нуждается. Серов обратился в суд, дополняя свои требования еще и восстановлением на прежней работе.

Решите дело.

 

3.При проверке в организациях соблюдения трудового законодательства инспектор государственной инспекции труда обнаружил, что:

- в правилах внутреннего трудового распорядка производственного кооператива «Заря» для членов кооператива устанавливался 16 часовой рабочий день;

- работники-надомники, при выполнении работы использовали труд своих детей, не достигших 14-летнего возраста;

- учителям в двух школах не выплачивали заработную плату за 8 месяцев;

Дайте правовую оценку каждого случая. 

 

4.На правлении нефтедобывающей компании АО «Рассвет» генеральным директором единогласно избрали Букова сроком на пять лет. Но через год на общем собрании акционеров договор с ним был расторгнут. Буков обратился в КТС с требованием о восстановлении на работе, так как увольнение было произведено без ссылки на положения ТК РФ.

Решите дело.

 

5.Ученик 10 класса Дима Арнов поступил на работу в качестве грузчика на мясной рынок. Через два месяца мать Арнова потребовала у директора рынка расторжения трудового договора, так как ее сыну всего 15 лет, а эмансипация наступает с 16 лет. Дима Арнов написал заявление в комиссию по делам несовершеннолетних с требованием о восстановлении на прежней работе.

Решите дело.

 

6.В августе после окончания службы в армии Ручейков решил поступить во вневедомственную охрану районного отделения милиции. Для этого он написал заявление о приеме на работу с 10 сентября 2002 г. и пообещал, что принесет к этому времени трудовую книжку в отдел кадров. В июле Ручейков сдал экзамены и с 1 сентября был зачислен на дневное отделение юридического факультета университета. С 10 сентября 2002 г. он приступил к работе, но предупредил, что сможет работать не более 4 часов. Начальник вневедомственной охраны Дронин потребовал, чтобы Ручейков работал по 8 часов, а 13 сентября 2002 г. за отказ подчиниться издал приказ об увольнении за прогул.  

Ручейков обратился с иском в суд, считая приказ об увольнении незаконным.

Решите дело.  

 

7.Для охраны территории автовокзала директор пригласил Левина, которому поручил сразу же приступить к выполнению своих функций. Через три часа после начала работы Левину стальным тросом оборвало три пальца на руке. После выздоровления Левин обратился в бухгалтерию автовокзала с требованием, чтобы ему оплатили больничный лист. Главный бухгалтер пояснила, что директор автовокзала правом приема и увольнения не обладает, кроме того, заявления о приеме на работу от Левина не поступало и поэтому на работу его не приняли.

Левин обратился за защитой в профсоюзный орган организации.    

 Решите дело.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 411.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...