Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Форма правления: понятие, разновидности.




Форма правленияспособ формирования высших органов государства; центральный элемент формы государства.

1. МОНАРХИЯ (назначаемый способ) – форма правления, при которой власть передается по наследству, является пожизненной, освящается религиозным культом и сочетает полномочия законодательной, исполнительной и судебной власти (Великобритания, Бельгия, Лихтенштейн и др.).

«+» монархии: - развитие экологии,

- стимул развития (власть передается сыну).

* абсолютная – отсутствует разделение властей + бесправие населения (страны Африки). * конституционная – ограничена Конституцией. * дуалистическая– устанавливается на переходный период в процессе буржуазных революций, когда исполнительная власть контролируется аристократией, а законодательная – буржуазией. 2. РЕСПУБЛИКА (избираемый способ) – форма правления, при которой власть избираема на определенный срок, основана на принципах подконтрольности обществу и разделения властей.

* президентская – доминирует исполнительная власть, президент избираем всенародно и является одновременно и главой государства, и главой исполнительной власти (США, Украина). * парламентская – доминирует законодательная власть; она формирует правительство, которое подконтрольно парламенту полностью, президент фиктивен как глава государства (Индия, ФРГ).

* смешанная – президент является главой государства, избирается всенародно, но ни одной ветви власти непосредственно не возглавляет, но их фактически контролирует (РФ, Франция).

 

Форма государственного устройства: понятие, разновидности.

Форма государственного устройстваспособ территориальной организации государственной власти и порядок взаимоотношения центра с регионами.

1. УНИТАРНОЕ(Франция, Китай) – принята единая система государственных органов, единый бюджет, единая валюта, единое гражданство, один основной закон государства и отсутствие регионального законотворчества, административные единицы права выхода не имеют.

2. ФЕДЕРАТИВНОЕ – союзное государство с двухуровневой системой государственной власти и законодательства; наличие внутрифедеративных договоров, двухпалатной структуры парламента страны, децентрализация управления.

Причина – многонациональный состав.

3. КОНФЕДЕРАЦИЯ (штаты Северной Америки с 1776 по 1787 гг., Сенегамбия до 1988 г.) – временный союз независимых государств, созданный на переходный период перед образованием единой страны либо после ее распада. Цель – экономическое сотрудничество и оборона (Английское Содружество: Ирландия, Канада, Новая Зеландия, Австралия).

В конфедерации создаются советы глав государств и ведущих министров для регулярных консультативных встреч. Общий бюджет конфедерации слагается из добровольных взносов ее членов.

Выделяют также ассоциативную форму государственного устройства - это союз государств, образующийся на договорной основе, со временем они ассоциируются (Европейское Сообщество, Парламентское Сообщество, Европейское Содружество по правам человека). Возможно, что процесс современной европейской интеграции может привести от содружества к конфедеративному государственному устройству, а от него - и к федеративному всеевропейскому государству.

Форма государства: общее понимание и соотношение с иными категориями.

В государстве различают содержание (внутреннее, динамично) и форму (внешнее, статично). Под содержанием государства понимается официальный государственный курс, цели, функции, задачи государства, итоговое политическое состояние и приемы осуществления государственной власти. Содержание государство наиболее изменчиво и зависит от провозглашенных идеологических пристрастий.

Форма государстваспособы организации государственной власти в стране, характеризующие структуру государственных органов и порядок взаимоотношения государственных структур между собой.

Через форму государства понимают назначение и сущность государства. В основном форма государства является более консервативным явлением по отношению к сущности.

На протяжении существования государственности представление о форме государства менялось. Платон, например, называл аристократию, царскую власть, демократию («правильные формы») и тимократию (власть военных), олигархию, тиранию («неправильные формы»).

В рамках формы государства выделяют:

* форму правления; * форму государственно-территориального устройства;

* государственный (НЕ политический) режим.

Третья составляющая спорна, т.к. политический режим следует относить к сущности и форме государства.

Среди факторов, влияющих на форму государства можно отметить:

1. особенности исторического развития государства;

Так, феодальному типу государства соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному - республиканская. 2. исторические традиции;

3. различные политико-правовые идеи;  

4. национальный состав населения;

Небольшие по территории государства обычно являются унитарными. 5. внешние факторы (международное положение и т.д.).  

6. соотношение социальных сил, политическая борьба и её результаты.

 

Государственный режим: понятие, виды.

Государственный режимметоды осуществления государственной власти.

Государственные режимы характеризуют степень свободы общества, гарантированность прав граждан, степень вмешательства государства в частную и общественную жизнь.

1. АНТИДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ

* тоталитарный режим – всеохватный контроль государства над всеми сферами жизни общества (фашистская Германия в 1933-1945 гг., фашистская Италия в 1925-1944 гг., СССР в 1929-1953 гг.).

Тоталитарный режим является империей, т.е. контролирует ряд зависимых государств; активно использовал средства массовой коммуникации, поэтому стал возможен только в 20 в. * авторитарный режим (Куба, Северная Корея, Африка, Грузия; 40-70-е гг. 20 в.) не способен самообеспечивать свое благосостояние и поэтому оставляет свободу предпринимательства и личной жизни; нестабильность, власть военных, тотальная коррупция. - деспотия, - тирания, - личная диктатура, - фашизм.

Общее: - массовые репрессии, - монополизм в идеологии, - однопартийный режим,

- устранение оппозиции, - бесправие населения.

2. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ

* собственно демократический (демократический в прямом смысле) режим – полновластие народа, социальный контроль общества над государством; реальная защита прав и законных интересов граждан; представительство всех слоев населения в органах государственной власти.

* либеральный (либерально-демократические) режим (большинство стран в Западной Европе) предоставляет равные стартовые возможности всем гражданам. Вмешательство государства в общественную жизнь минимально; развивается рыночная экономика, при которой условием успеха выступает конкуренция бизнесменов.

Права граждан декларируются, но их реальное значение зависит от материального благополучия людей. Социальные программы свертываются. Государственная власть превращается в придаток финансово-олигархических компаний.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 224.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...