Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Теории информационного общества




 

Впервые в достаточно отчётливом виде идея информационного общества была сформулирована в конце 60 – начале 70-х годов прошлого века. В 70-е годы началась конвергенция двух почти одновременно появившихся идеологий – информационного общества и постиндустриализма. Сегодня многие учёные вслед за известными социологами Д. Беллом и О. Тоффлером считают, что человеческая цивилизация после аграрной и индустриальной стадии развития вступает в новую – информационную. По мнению Д. Белла информационное общество – это новое название для постиндустриального общества, подчёркивающее не его положение в последовательности общественного развития (после индустриального общества), а основу определения его социальной структуры – информацию. Теорию постиндустриального общества Д. Белл разрабатывал в своих книгах «Приход постиндустриального общества» и «Третья технологическая революция и её возможные социально-экономические последствия».

Теории информационного общества делятся на две группы:

1. Теории, примыкающие к концепциям постиндустриализма (Белл, Турен).

2. Концептуальные схемы Тоффлера («Третья волна») и Дарендорфа («Класс и классовый конфликт в промышленном обществе»).

В концепции информационного общества отмечается, что оно является особой стадией в историческом развитии. Существует два подхода, трактующих историческое место информационного общества. Первый рассматривает информационное общество как фазу индустриального общества, второй фиксирует информационное общество в качестве совершенно нового этапа, следующего за индустриальным обществом.

Белл сформулировал пять основных исходных специфических измерений и компонентов прогностической модели общества будущего:

1. Сфера экономики: переход от производства товаров к производству услуг.

2. Сфера занятости: преобладание класса профессиональных специалистов и техников.

3. Осевой принцип: ведущая роль теоретического знания как источника нововведений и определения политики в обществе.

4. Предстоящая ориентация: контроль над технологией и технологическими оценками деятельности.

5. Процесс принятия решений: создание новой «интеллектуальной технологии», связанной с ЭВМ.

Д. Белл одним из первых выделил характеристические признаки информационного общества. Он выделял три аспекта постиндустриального общества, особенно важных для понимания телекоммуникационной революции:

- переход от индустриального к сервисному обществу;

- решающее значение кодифицированного теоретического знания для осуществления технологических инноваций;

- превращение новой «интеллектуальной технологии» в ключевой инструмент системного анализа и теории принятия решений.

О. Тоффлер осуществлял анализ будущего на основе «информационного редукционизма»: переход от индустриализма к новой «постиндустриальной» цивилизации с господством информационных технологий будет осуществляться на основе компьютерной революции. Он будет сопровождаться инновациями способа производства, образа жизни и культуры разрешающими современные глобальные проблемы.

В работе «Третья волна» образно метафорически Тоффлер нарисовал картину перехода к «постиндустриальному» («сверхиндустриальному») обществу, где волны – это волны истории, рождающие цивилизации, через которые проходит человечество в своём развитии. Накатываясь одна за другой, эти «волны» образуют фон, на котором развёртывается драма истории в трёх действиях – три цивилизационные волны: доиндустриальная (сельскохозяйственная) цивилизация, индустриальная (промышленная) цивилизация и постиндустриальная (компьютерно-информационная) цивилизация, основой которой являются информационные (гибкие) технологии, качественно преобразующие инфраструктуры общества и образ жизни людей. О.Тоффлер дает определение информационного общества описательно, через перечисление всевозможных элементов, являющихся радикально новыми для сегодняшней жизни и коренным образом меняющие жизнь нынешнего и ближайшего поколения.

Г. Маклуэн в книге «Коммуникационная революция» характеризует информационное общество как эпоху информационного индивида в условиях победы электронной (аудиовизуальной) коммуникации, повышающей интеллектуальные способности и творческий характер личности. Он считал, что электронная революция перекраивает жизнь. В начальной стадии электронная технология (космическая связь, портативная видеозапись и т.п.) выполняла роль социальной терапии. Она создала новый этап социального общения, в котором выравниваются искажения и диспропорции, вызванные географией и экономикой, содействуя росту взаимопонимания между различными слоями общества и народами. На более высоких стадиях электронная революция выступила в качестве первопричины крупных социальных перемен (СМИ диктуют культуру). Информационная технология, соединенная с аудиовизуальными средствами, создаёт целый мир поведенческих моделей, которые постоянно, ежедневно, на работе и в быту, окружают человека и программируют во всё возрастающем масштабе.

Второй этап коммуникационной революции связан с тремя великими инновациями: спутниковая связь, создание оптоволоконных кабелей и кабельных сетей, цифровых и электронных устройств с применением микропроцессоров и интегральных схем для скоростного приёма и передачи информации. Это открывает доступ любому человеку в любой точке Земли к базам данных и знаний, если он имеет терминальное устройство (или компьютер) для ввода и вывода информации, включённой в единую интегрированную систему связи. Подобные интеллектуально-технологические системы ведут к принципиально новому состоянию цивилизации и культуры – к глобальному гиперинтеллекту (индустрии данных и знаний). Компьютеризация создаёт технологическую основу информатизации общества, в котором информатика и владение ЭВМ являются второй грамотностью, повышающей интеллектуальные и творческие способности человека.

А. Турен разрабатывал теорию информационного общества в своей книге «Производство общества». По мнению А. Турена, наиболее важным моментом в формулировке понятия «информационного общества» является акцент на новые экономические отношения. Он подчеркивает особую важность преобразований инвестиционной и управленческой политики в ходе телекоммуникационно-информационной революции, отмечает как важную черту информационного общества нововведения, то есть способность производить новую продукцию, в частности, как результат инвестиций в науку и технику. В условиях информационного общества Турен видит управление как способность использовать сложные системы информации и коммуникаций, признаёт, что постиндустриальное общество является таким, в котором все элементы экономической системы затрагиваются действиями общества само на себя. Эти действия не всегда принимают форму сознательной воли, воплощенной в личности или даже группе людей. Вот почему такое общество он называет программируемым обществом. Такое определение ясно указывает на способность такого общества создавать модели управления производством, организацией, распределением и потреблением. Турен считает, что такого рода общество появляется на операциональном уровне не в результате естественных законов или специфических культурных характеристик, а скорее как результат производства, благодаря действию общества само на себя, его собственным системам социального действия.

При всех своих достоинствах, теория информационного общества далеко не совершенна. Сторонники этой теории стремятся определить новое состояние цивилизации через анализ её отдельных признаков, при этом часто в центре внимания оказываются явления, не определяющие общество как социальное целое. Этот подход лежит в русле того имеющего продолжительную историю направления европейской истории, которое рассматривает эволюцию человечества сквозь призму прогресса знания.

Таким образом, имеются разные взгляды на информационное общество, выдвинуто множество концепций, которые пытаются объяснить его сущность. Можно сказать что, информационное общество – это такое общество, в котором информация становится реальным социальным ресурсом, вследствие чего усиливается влияние на все сферы жизни общества информационно-коммуникационных технологий, а сами эти технологии интенсивно развиваются.

Несмотря на многообразие подходов и теоретических концепций информационного общества, ключевым тезисом, который их объединяет, является признание информации и знаний, основанных на ней, важнейшими ресурсами развития общества.

 

Информатизация

 

Стремясь удовлетворить все возрастающие запросы населения в потреблении товаров и услуг, индустриальное общество обеспечило быстрое развитие их массового производства и массового распределения в обществе. Это привело к неизбежной стандартизации многих элементов культуры общества, значительному ограничению проявления индивидуальности людей, повышению рутинности и однообразия во всех сферах общественной жизни.

Во второй половине ХХ века экономика и промышленное производство в развитых индустриальных странах стали приобретать принципиально новые черты. Все большее значение и социальный спрос в обществе начали получать разного рода услуги. В соответствии с этим быстро менялась структура занятости населения. Таким образом начало формироваться постиндустриальное общество – общество оказания и потребления услуг, которое достигло своего расцвета в передовых странах к началу ХХI века.

Информатизация — организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов[5].

Современные информационные технологии и средства вычислительной техники являются ядром процесса информатизации образования. Следует отметить основные цели, которые достигаются в ходе реализации этого процесса:

- улучшение качества обучения за счет более полного использования доступной (через средства информатики) информации;

- повышение эффективности учебного процесса на основе его индивидуализации и интенсификации;

- реализация перспективных методов обучения с ориентацией на развивающее и опережающее образование;

- достижение заданного уровня профессионализма в овладении средствами информатики и вычислительной техники (ИВТ);

- интеграция всех видов деятельности учебного заведения в рамках единой методологии, основанной на применении новых информационных технологий;

- подготовка участников образовательного процесса к жизнедеятельности в условиях информационного общества;

- преодоление кризисных явлений в системе образования.

Система образования призвана стать катализатором процесса информатизации общества, формирования новой информационной культуры человека. Исторически именно система образования стала одним из первых объектов информатизации. Можно выделить три этапа в развитии этого процесса.

На первом этапе развития информатизации образования ЭВМ использовались в основном для выполнения студентами различных практикумов (математического, физического и т.п.) По сути, такие практикумы сводились к построению математических моделей и алгоритмов, программированию на ЭВМ, а также к проведению математического моделирования различных объектов и процессов на ЭВМ. Именно к этому времени относится начало коренного обновления методологических средств научного исследования на основе математического моделирования. Преподаватели, аспиранты и студенты все в большей степени в процессе познания начинают пользоваться новой методологией, заменяя исходный объект на адекватную математическую модель и изучая ее на ЭВМ с помощью вычислительно-логических алгоритмов.

Можно с уверенностью утверждать, что истоки математического моделирования лежат в понятии математической абстракции. В математике абстракция понимается, как возможность рассмотреть предмет или процесс с какой-либо одной точки зрения и отвлечься от других сторон, моментов и обстоятельств. Именно так и происходит при исследовании объекта или процесса с помощью математической модели, когда посредством вычислительно-логических алгоритмов отражаются и изучаются закономерности реального мира. На этом этапе во многом была достигнута одна из целей информатизации образования приобретение профессионализма в овладении средствами информатики и вычислительной техники теми преподавателями и обучаемыми, которые ее использовали в своей деятельности.

Второй этап развития информатизации в сфере образования можно соотнести с появлением ЭВМ с разделением времени и режима человеко-машинного диалогового взаимодействия. Многие специалисты именно этот момент считают точкой отсчета компьютерной эры в истории человечества. Математическое моделирование, соединенное с новейшими компьютерными и информационными технологиями, трансформируется в вычислительный эксперимент. Схема вычислительного эксперимента (объект — модель — алгоритм программа — ЭВМ — управление объектом) отражает главные шаги процесса познания в сегодняшнем компьютерном измерении. Обучаемые получают мощный инструмент для исследования и изучения физических, экологических и биологических процессов, химических реакций, а также социальных явлений. Вычислительный эксперимент позволяет изучать практически любые процессы в реальном и виртуальном мире.

Наряду с использованием ЭВМ как инструмента выявления новой информации компьютер на этом этапе информатизации образования начинает применяться в совершенно новом качестве — в качестве средства обучения в составе автоматизированных систем различной степени интеллектуальности. В сфере образования все больше применяются различные автоматизированные системы обучения на базе ЭВМ. Наибольший интерес представляют три основных класса автоматизированных систем, использующихся в процессе обучения:

- автоматизированные информационные системы,

- автоматизированные моделирующие системы,

- автоматизированные обучающие системы.

Опыт разработки и использования систем обучения, указанных трех классов свидетельствует о том, что они успешно применяются в первую очередь в учебном процессе высших учебных заведений, а также для переподготовки и повышения квалификации специалистов. Во всех этих системах используется диалоговое общение обучаемого с ЭВМ.

Диалоговый способ общения с ЭВМ открыл совершенно новые возможности, как в различных областях человеческой деятельности, так и в сфере образования. В частности, в сфере образования появились адаптивные обучающие системы с элементами искусственного интеллекта. На этом этапе информатизации образования начали реализовываться такие цели информатизации, как улучшение качества обучения и повышение эффективности учебного процесса, разработка новых компьютерных методов обучения (особенно для естественнонаучных и технических учебных дисциплин). Можно утверждать, что именно в этот период (середина 70-х годов) произошел диалектический скачок е системе «человек — ЭВМ». Одним из результатов этого скачка явился широкий фронт научных работ по вопросам человеко-машинного взаимодействия и искусственного интеллекта, что можно назвать “интеллектуальной” составляющей скачка. другим результатом скачка явилось изобретение персонального компьютера, что можно назвать “технической” составляющей скачка. Интеллектуальная и техническая составляющие указанно го выше скачка являются основой современного (третьего) этапа информатизации образования.

Третий этап развития информатизации в сфере образования характеризуется использованием мощных персональных компьютеров с лазерными дисками большой емкости, сетей ЭВМ, новых информационных технологий, включая средства мультимедиа, и современных средств передачи данных, становлением нового научного направления — педагогической информатики, а также философским осмыслением происходящего процесса информатизации образования и его специальных последствий. В настоящее время в сфере образования уже сложились основные направления использования в учебном процессе средств информатики:

- обучение с помощью автоматизированных систем (информационных, моделирующих и обучающих);

- обучение привитию навыков постановки и решения прикладных задач на ЭВМ;

- обучение профессиональному применению новых информационных технологий в избранной сфере деятельности;

- использование ЭВМ в качестве дидактического средства для динамического моделирования различных объектов и процессов, повышения степени наглядности и изобразительности при изложении учебного материала и т.п.

Эти направления применения информационно-вычислительной техники позволяют последовательно решать задачи «полного знакомства», «ликвидации компьютерной безграмотности» и «формирование компьютерной компетентности» у обучаемых различных степеней и форм обучения. В рамках указанных направлений формируется информационная культура, которая становится все более определяющим фактором их учебной и трудовой деятельности. Новая информационная культура в сфере образования формируется путем внедрения компьютерных технологий обучения.

В России комплексная постановка проблем информа­тизации на государственном уровне датируется 1994 го­дом, когда Указом Президента РФ «Об основах государ­ственной политики в сфере информатизации» было при­знано необходимым:

- создание и использование систем массового ин­формационного обслуживания населения в раз­личных сферах деятельности;

- создание и развитие основных компонентов ин­фраструктуры информатизации;

- обеспечение компьютерной грамотности, инфор­мационной культуры населения.

В настоящее время в стадии разработки находится Фе­деральная целевая программа «Развитие информатизации России на период до 2010 года» («Электронная Россия»).

В последние годы в стране происходят процессы, свя­занные с информатизацией страны в целом и рынка услуг в частности, однако это не столько результат государствен­ного регулирования, сколько требование времени.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 235.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...