Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социальная информатика: понятие, цели и задачи




 

В сегодняшних условиях стремительного развития компьютерной и телекоммуникационной техники требования к интеллектуальному, нравственному развитию человека должны существенно возрасти — человеку необходимо опережать компьютерный прогресс, выступая заказчиком новых компьютерных услуг.

От человека, живущего в мире информатизации, требуется повышение его интеллектуального и гуманистического потенциала. Однако, как оценивают ученые и специалисты социокультурные последствия информатизации общества, итог информатизации для человечества скорее отрицательный, чем положительный.

Первая глобальная проблема состоит в том, что научно-технический прогресс создает все более широкое поле для принципиально нового развития военной техники и оружия массового уничтожения.

Второй не менее важной проблемой стало нарастание в конце XX века глобального экологического кризиса. Старая парадигма, будто природа — бесконечный резервуар для человеческой деятельности, оказалась неверной. Грозящая экологическая катастрофа требует выработки принципиально новых стратегий научно-технического и социального развития человечества, стратегий деятельности, обеспечивающей коэволюцию человека и природы.

И, наконец, еще одна — третья по счету (но не по значению) — проблема — это проблема отчуждения, говоря точнее, проблема сохранения человеческой личности, человека как биосоциальной структуры в условиях растущих и всесторонних процессов отчуждения. Человек, усложняя свой мир, вызывает к жизни такие силы, над которыми он уже не господствует. Чем больше он преобразует мир, тем в большей мере порождает непредвиденные социальные факторы, которые начинают формировать структуры, радикально меняющие человеческую жизнь и очевидно ухудшающие ее.

Еще в 60-е годы ученые отметили в качестве одного из последствий современного техногенного развития появление одномерного человека как продукта массовой культуры.

Современная индустриальная культура действительно создает широкие возможности для манипуляций сознанием, при которых человек теряет способность рационально осмысливать бытие. Казалось бы, человек получил новые, подчас почти фантастические возможности для своего культурного развития, например, возможности глобальных сетей и технологии мультимедиа. Получив и сохранив от книжной эпохи умение абстрактно, индивидуально мыслить и дополнив его новой образной культурой компьютерной эпохи, человек может невиданными темпами интеллектуально и культурно развиваться.

Современное общество не может существовать в условиях сенсорного голода — для его развития и саморганизации совершенно необходимо всеобъемлющее информационное поле.

Однако автоматической реализации новых возможностей культурного развития в массовом масштабе не наблюдается и, видимо, не может наблюдаться. Необходима эффективная общественная система усиления слабо выраженных духовных стимулов человеческой деятельности вообще, государственная система поддержки интеллектуального развития, иначе мы получим в мире не одно поколение стандартно мыслящих, легко управляемых людей — жителей глобальной страны с названием «общество потребления».

Становлению социальной информатики как нового научного направления неизбежно сопутствует много проблем.

В общественном мнении, и не только в России, постепенно утвердилось представление, согласно которому понятие "информатика" связано исключительно с технической средой, что явилось выражением господства технократических тенденций.

Возникла настоятельная потребность выделения в предметном поле информатики как базовой науки особого направления, получившего название «социальная информатика». Это объясняется тем обстоятельством, что информационные процессы приобретают все большую значимость в обществе и проникают в различные сферы его жизнедеятельности — экономическую, политическую, культурно-духовную и социальную.

Разработка предметного поля социальной информатики ведется учеными ряда российских вузов, где уже созданы и функционируют кафедры социальной информатики: в Институте социологии Московского государственного социального университета (МГСУ) имеется первый в России факультет социальной информатики. В Международной Академии Информационных процессов и Технологий (МАИПТ) создан Институт Социальной Информатики.

Научные исследования по проблемам социальной информатики в целом активно развиваются за рубежом.

Социальная информатика в качестве нового научного направления возникла на стыке таких дисциплин как информатика, философия, социология, психология.

Появление и развитие социальной информатики является, по мнению ряда ученых, отражением господствующей в конце XX века тенденции внутри- и междисциплинарного синтеза знаний, которую в XXI веке, по прогнозам, сменит тенденция дифференциации знаний, но уже на новом качественном уровне.

Существует несколько подходов к научному статусу социальной информатики и, соответственно, разных подходов к ее предметному полю, исходя из двух смыслов — широкого и узкого — термина "социальное". Социальную информатику считают и общенаучным знанием и самостоятельной наукой междисциплинарного направления, и отраслью информатики и, в узком смысле, она может в принципе рассматриваться как специальная (частная) социологическая теория, изучающая проблемы информатизации общества. Академик РАЕН К.К. Колин, считая социальную информатику самостоятельным направлением фундаментальных и прикладных исследований в области информатики, предметом ее исследований полагает процессы информатизации общества, а также их воздействие на социальные процессы, в том числе — на развитие и положение человека в обществе, на изменение социальных структур общества под влиянием информатизации.

И.В. Соколова считает, что к предметной области социальной информатики могут быть отнесены: социологический анализ основных направлений внедрения информатики в общественную и социальную сферы, влияние информатики на социальные явления в обществе, исследование влияния социальной среды на решение задач, стоящих перед информатикой. Следовательно, специалистов по социальной информатике должны интересовать такие проблемы как: Интернет, системы поддержки принятия решений, информационная безопасность, финансовая инженерия, компьютерная политология, а также методы информатики в социологии.

Разные подходы к научному статусу и предметному полю социальной информатики не противоречат, а взаимно дополняют друг друга, позволяя более глубоко изучать процессы информатизации общества. Это мнение совпадает с позицией А.Д. Урсула, считающего, что процесс информатизации общества, или шире — взаимодействия, коэволюции общества и информатики, может и должен изучаться информатикой, связанными с ней другими информационными дисциплинами и социальным знанием, всеми общественными науками.

Впервые сам термин "социальная информатика" был введен в научный оборот А.В. Соколовым и группой авторов.

В дальнейшем значительный вклад в развитие понятия «социальная информатика» в направлении, наиболее близком к нашему пониманию, был сделан академиком А.Д. Урсулом. Предметом данного научного направления им были названы общие закономерности взаимодействия общества и информатики, информатизация общества, а одним из методов — системно-деятельностный метод. Если фундаментальная часть социальной информатики — это познание законов взаимодействия общества и информатики, то прикладная и нормативно-конструктивная ее части связаны с созданием информационного общества, гуманистической ориентацией процесса информатизации.

По мнению А.Д. Урсула, в социальной информатике вырисовываются три основные области научного поиска:

- социальные последствия и качественные изменения в обществе, за которые ответственен процесс информатизации;

- социальные условия и предпосылки информатизации, социальная направленность информатизации в широком смысле слова, ее гуманистическая ориентация;

- феномены и процессы, в которых взаимодействие общества и информатики приняло формы уже целостных образований (типа гибридного интеллекта) с тенденцией объединения информатизации общества и гуманизации техники в единую систему.

Совместимость предметных полей социальной информатики и других общественных наук возможна лишь при условии их «пересечения».

Социальная информатика, как любое научное знание, имеет многоуровневую структуру:

- теоретико-методологический блок (объект и предмет, общая концепция, основные категории, понятия и закономерности информационных процессов в обществе);

- блок отраслевых специальных теорий (понятия экономических, правовых, психологических, социологических, экологических и других аспектов информатизации общества, а также понятия информационной социодинамики);

- эмпирический блок (понятия, связанные с общими проблемами методики исследований процессов информатизации, а также социальными аспектами разработки и внедрения современных информационных технологий в экономике, праве, психологии, социологии, в сфере политического управления и государственной службы, образовании, социальной работе и других предметных областях).

Современное остро проблемное в плане социальных последствий развитие процессов информатизации общества наиболее активно стимулирует развитие проблемной области социальной информатики — именно здесь можно ожидать наиболее значимых для решения социальных проблем информатизации идей и открытий. Социальная информатика — это наука, изучающая комплекс проблем, связанных с прохождением информационных процессов в социуме.

Проблемы, относящиеся с области социальной информатики, изуча­ются уже немало лет. Так в 1976 г. был образован специальный комитет «Отношения между компьютерами и обществом» (Relationship between computers and society) Международной федерации по обработке инфор­мации (IFIP), одной из самых авторитетных организаций в области информатики. Этот комитет в настоящее время включает рабочие группы по следующим направлениям:

- компьютеры и работа (Computers and works), основана в 1977 г.;

- социальная ответственность (Social accountability, 1977 г.);

- домашняя информатика и телематика (Home-oriented informatics and telematics), основана в 1988 г.;

- социальное значение компьютеров в развивающихся странах (Social implications of computers in developing countries), основана в 1989 г.;

- социальное значение систем искусственного интеллекта (Social im­plications of Artificial Intelligence Systems), основана в 1989 г.;

- информационная технология: управляющие информационные си­стемы — использование и право (Information Technology: MIS — Use and the Low, основана в 1990 г.

Вопросы для повторения

  1. Перечислите основные предпосылки возникновения социальной информатики.
  2. Дайте понятие социальной информатике.
  3. Дайте понятие системному мышлению.
  4. Охарактеризуйте современное системное мышление.
  5. Перечислите четыре основных исторических источника современного системного мышления и кратко их охарактеризуйте.
  6. Перечислите глобальные проблемы информатизации.
  7. Перечислите подходы к научному статусу социальной информатики.
  8. Перечислите основные проблемы социальной информатики.
  9.  Какие основные области научного поиска выделяют в социальной информатике.
  10.  Какова структура социальной информатики.

 

Резюме по теме

 

1. Для «общей» информатики важен сам факт возникновения соответствующей социально-экономической потребности в развитии средств автоматизированной обработки информации, а ее содержание не имеет принципиального значения, но, говоря об истоках социальной информатики нельзя обойти вопрос о содержании, социальном наполнении этой потребности, ее связи с направленностью и тенденциями социально-экономических процессов.

2. В XX в. можно выделить целый ряд взаимосвязанных предпосылок возникновения социальной информатики: научно-теоретические; технические и технологические; экономические; экологические; политические; социальные, в том числе социально-управленческие и социокулътурные.

3. Современное системное мышление привело к системоцентричности мировоззрения человека второй половины XX в.; представляет собой существенную часть теоретического знания XX в. — и в естествознании, и в социальных науках; определяет тип эмпирических задач, исследование и поиск решения которых сегодня признаются значимыми; существенно изменило характер технологии — проектируются и создаются в настоящее время не изделия, а системы; привело к осознанию системно-управленческого характера всех важных для человечества практических проблем, прежде всего социальных; и, наконец, создало системную парадигму в сфере образования на всех его уровнях.

4. От человека, живущего в мире информатизации, требуется повышение его интеллектуального и гуманистического потенциала. Однако, социокультурные последствия информатизации общества, итог информатизации для человечества скорее отрицательный, чем положительный. Выделяют три глобальных проблемы: развитие военной техники и оружия массового уничтожения; вторая — нарастание глобального экологического кризиса; проблема сохранения человеческой личности, человека как биосоциальной структуры в условиях растущих и всесторонних процессов отчуждения.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 229.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...