Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Информация – социальный ресурс




 

Период построения информационной цивилизации человечества характеризуется:

- бурным развитием науки и наукоемких производств,

- пересмотром научных и образовательных концепций на основе достижений кибернетики, информатики, синергетики, психологии и ряда других наук.

Развитие качественно новых средств коммуникаций, всеобщая электронизация и компьютеризация общества, широкое использование новых информационных технологий привели к существенным изменениям в сферах промышленного производства, бизнеса, научных исследований, образования и социальной жизни общества. Основополагающей характеристикой человеческой деятельности наряду с веществом и энергией становится также информация как неистощимый, возобновляемый ресурс человечества, главная ценность общества. Именно это дает основание говорить о том, что человечество вступило в новую эпоху своего развития. Изучение современной картины мира без привлечения общенаучной категории «информация» оказывается односторонним и неполным.

В современных условиях информация становится реальным социальным ресурсом. Величина суммарных затрат на информацию уже имеет макроэкономическую значимость. Значение информации в жизни общества стремительно растёт, меняются методы работы с информацией, расширяются сферы применения новых информационных технологий.

Появились и быстро стали развиваться новые виды деятельности:

- Реклама;

- Маркетинг;

- Менеджмент. 

Результатом всего этого стал стремительный рост объемов циркулирующей в обществе информации. Начиная с 1950 года, общий объем знаний в мире удваивается каждые 10 лет, с 1970 года – каждые 5 лет, а с 1991 года – ежегодно. Это означает, что к началу ХХI века объем знаний в мире вырос более чем в 250 тысяч раз.

Сложность явления информации, её многоплановость, широта сферы применения и быстрое развитие отражается в постоянном применении новых толкований понятий информации и информационных технологий.

В отечественной философской науке более трёх десятилетий существуют два различных подхода к рассмотрению информации, две противоборствующих друг другу концепции – атрибутивная и функциональная.

Атрибутивный подход рассматривает информацию как свойство материи, а функциональный связывает информацию лишь с функционированием самоорганизующихся и организуемых систем. В чём же разница между двумя подходами? Рассматривая информацию как свойство материи вообще, мы должны будем признать, следуя атрибутивному подходу, что информация – признак, характерный не только для живой материи, но и для неживой. Функциональный же подход по сути дела признаёт информацию свойством только живой материи (самоорганизующихся и организуемых систем). Таким образом, атрибутивный подход более широко рассматривает данное понятие.

Понятие «информация» становится всё более многоаспектным, многоуровневым, многомерным, одним словом, усложнённым. Понятие «информация» произошло от латинского слова informatio, что означает изложение, разъяснение ка­кого-либо факта, события или явления, т.е. информация — это сведения о материальном мире и происходящих в нем процессах. Информацию отличает, прежде всего, ее пред­метное содержание.

В теории информации информация определяется как конечные сведения, являющиеся объектом хранения, передачи, преобразования. Информацию можно также определить как приращение знаний, достаточное для решения поставленной задачи. Большое значение для понимания сущности социальной информации имеет её смысловое содержание. С точки зрения классической теории информации понятие «информация» определяется через меру уменьшения неопределённости знания о совершенствовании какого-либо события. Эта мера была названа энтропией.

В социальном управлении информация выступает связующим звеном между объектом и субъектом управления, характеризуя состояние объекта управления в статике и динамике и обеспечивая подготовку управляющего воздействия в виде управленческого решения и характеристику результата его реализации. Однако надо отметить, что в управленческой сфере происходит взаимодействие не со всей информацией, а только с той, которая непосредственно необходима для формирования и реализации управляющих воздействий. Речь идёт об управленческой информации.

Информация в сфере социального управления – факты, сведения о процессах и явлениях окружающей действительности, которые отобраны в соответствии с нуждами и потребностями управления. Естественно, что прежде чем попасть к лицу, принимающему решения, она подвергается определённой обработке и адаптации, которые в идеале не должны искажать сущность информации.

Наконец, если посмотреть на информацию в чисто утилитарном, рабочем плане, с точки зрения управленца, который должен принять на основании определённое решение, то здесь информация выступает как «совокупность каких-либо сведений, данных, фактов, характеристик о соответствующих предметах и явлениях, процессах, отношениях, событиях и т.д., собранных и систематизированных в пригодную для использования форму».

Научное определение информации дается достаточно просто, если предположить, что информация – это динамический объект, не существующий в природе сам по себе, а образующийся в ходе взаимодействия данных и методов. Он существует ровно столько, сколько длится это взаимодействие, а все остальное время пребывает в виде данных. Информация – это продукт взаимодействия данных и методов, рассмотренный в контексте этого взаимодействия.

В зависимости от сферы обслуживаемой человеческой деятельности информация подразделяется на следующие виды:

- научную;

- техническую;

- производственную;

- управленческую;

- экономическую;

- социальную;

- правовую.

К управленческой относится информация, которая обслуживает процессы производства, распределения, об­мена и потребления материальных и нематериальных благ и обеспечивает решение задач организационно-экономи­ческого управления народным хозяйством и его звеньями. Она представляет собой разнообразные сведения эконо­мического, технологического, социального, юридическо­го и другого характера. При этом сведения экономического характера являются важнейшей составляющей управлен­ческой информации.

Для экономической информации характерны:

- большие объемы;

- цикличность и многократное повторение в оп­ределенные временные интервалы (месяц, квар­тал, год и т.д.);

- многообразие ее источников и потребителей;

- наличие логических операций.

В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций – преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества.

Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколениям.

Вторая (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.

Третья (конец XIХ в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.

Четвертая (70-е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации). Этот период характеризуют три фундаментальные инновации:

- переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным;

- миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;

- создание программно-управляемых устройств и процессов.

Последняя информационная революция выдвигает на первый план новую отрасль – информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации. Современная информационная технология опирается на достижения в области компьютерной техники и средств связи.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 181.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...