Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Этапы развития информационных технологий
Существует несколько точек зрения на развитие информационных технологий с использованием компьютеров, которые определяются различными признаками деления. Общим для всех изложенных ниже подходов является то, что с появлением персонального компьютера начался новый этап развития информационной технологии. Основной целью становится удовлетворение персональных информационных потребностей человека, как для профессиональной сферы, так и для бытовой. Признак деления – вид задач и процессов обработки информации. 1-й этап (60 – 70-е гг.) – обработка данных в вычислительных центрах в режиме коллективного пользования. Основным направлением развития информационной технологии являлась автоматизация операционных рутинных действий человека. 2-й этап (с 80-х гг.) – создание информационных технологий, направленных на решение стратегических задач. Признак деления – проблемы, стоящие на пути информатизации общества. 1-й этап (до конца 60-х гг.) характеризуется проблемой обработки больших объемов данных в условиях ограниченных возможностей аппаратных средств. 2-й этап (до конца 70-х гг.) связывается с распространением ЭВМ серии IBM/360. Проблема этого этапа – отставание программного обеспечения от уровня развития аппаратных средств. 3-й этап (с начала 80-х гг.) – компьютер становится инструментом непрофессионального пользователя, а информационные системы – средством поддержки принятия его решений. Проблемы – максимальное удовлетворение потребностей пользователя и создание соответствующего интерфейса работы в компьютерной среде. 4-й этап (с начала 90-х гг.) – создание современной технологии межорганизационных связей и информационных систем. Проблемы этого этапа весьма многочисленны. Наиболее существенными из них являются: выработка соглашений и установление стандартов, протоколов для компьютерной связи; организация доступа к стратегической информации; организация защиты и безопасности информации. Признак деления – преимущество, которое приносит компьютерная технология. 1-й этап (с начала 60-х гг.) характеризуется довольно эффективной обработкой информации при выполнении рутинных операций с ориентацией на централизованное коллективное использование ресурсов вычислительных центров. Основным критерием оценки эффективности создаваемых информационных систем была разница между затраченными на разработку и сэкономленными в результате внедрения средствами. Основной проблемой на этом этапе была психологическая – плохое взаимодействие пользователей, для которых создавались информационные системы, и разработчиков из-за различия их взглядов и понимания решаемых проблем. Как следствие этой проблемы, создавались системы, которые пользователи плохо воспринимали и, несмотря на их достаточно большие возможности, не использовали в полной мере. 2-й этап (с середины 70-х гг.) связан с появлением персональных компьютеров. Изменился подход к созданию информационных систем – ориентация смещается в сторону индивидуального пользователя для поддержки принимаемых им решений. Пользователь заинтересован в проводимой разработке, налаживается контакт с разработчиком, возникает взаимопонимание обеих групп специалистов. На этом этапе используется как централизованная обработка данных, характерная для первого этапа, так и децентрализованная, базирующаяся на решении локальных задач и работе с локальными базами данных на рабочем месте пользователя. 3-й этап (с начала 90-х гг.) связан с понятием анализа стратегических преимуществ в бизнесе и основан на достижениях телекоммуникационной технологии распределенной обработки информации. Информационные системы имеют своей целью не просто увеличение эффективности обработки данных и помощь управленцу. Соответствующие информационные технологии должны помочь организации выстоять в конкурентной борьбе и получить преимущество. Признак деления – виды инструментария технологии. 1-й этап (до второй половины XIX в.) – "ручная" информационная технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии – представление информации в нужной форме. 2-й этап (с конца XIX в.) – "механическая" технология, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон, оснащенная более совершенными средствами доставки почта. Основная цель технологии – представление информации в нужной форме более удобными средствами. 3-й этап (40 – 60-е гг. XX в.) – "электрическая" технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны. Изменяется цель технологии. Акцент в информационной технологии начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания. 4-й этап (с начала 70-х гг.) – "электронная" технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы (ИПС), оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информации для управленческой среды различных сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы. Множество объективных и субъективных факторов не позволили решить стоящие перед новой концепцией информационной технологии поставленные задачи. Однако был приобретен опыт формирования содержательной стороны управленческой информации и подготовлена профессиональная, психологическая и социальная база для перехода на новый этап развития технологии. 5-й этап (с середины 80-х гг.) – «компьютерная» («новая») технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия решений определенными специалистами. Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и интеллекта для разных уровней управления, реализуются на персональном компьютере и используют телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессорную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначений. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети.
Эффективность информационных технологий: Современные информационные технологии управления — это компьютерные технологии, характеризующиеся единством аппаратной техники и специального программного обеспечения. К современным компьютерным технологиям предъявляются такие требования, как: - малая стоимость, находящаяся в пределах доступности для индивидуального покупателя; - автономность в эксплуатации без специальных требований к условиям окружающей среды; - гибкость архитектуры, обеспечивающая ее адаптивность к разнообразным сферам применения: в управлении, науке, образовании, в быту; - «дружественность» операционной системы и прочего программного обеспечения, обусловливающая работу с ней пользователя без специальной профессиональной подготовки; - высокая надежность работы (более 5000 часов наработки на отказ). Слабое использование современных технологий в управлении приводит к снижению производительности труда и эффективности работы управленческого персонала, к недопустимым задержкам в решении оперативных вопросов, а часто и к неверным их решениям ввиду отсутствия необходимой информации и к другим не менее серьезным отрицательным последствиям. Важнейшей функциональной характеристикой современных информационных технологий является состав программного обеспечения. Программное обеспечение — это совокупность программ регулярного применения, необходимых для решения задач пользователя, и программ, позволяющих наиболее эффективно использовать вычислительную технику, обеспечивая пользователю большие удобства в работе и минимум затрат времени на обработку информации. В наиболее общем виде экономическая эффективность, как известно, оценивается соотношением затрат и результатов. В отношении экономической эффективности информационных технологий существует два практических подхода. В первом случае сопоставляются годовая экономия от внедрения информационных технологий с затратами на их внедрение. Расчет производится по формуле:
Э' = Эгод / ( З + Ен × К ), где:
Э' — экономическая эффективность; Эгод — годовая экономия от внедрения (upgrade) информационной технологии; З — текущие затраты на эксплуатацию информационной системы; Ен — нормативный коэффициент экономической эффективности, равный 0,32; К — капитальные вложения на внедрение информационной технологии. Значение, полученное в результате расчета, должно быть больше или равно значению норматива 0,32. Только в этом случае можно говорить об экономической целесообразности совершенствования информационной технологии. Во втором случае эффект, полученный от применения информационной технологии, сопоставляется с совокупной стоимостью владения, которая включает: - капитальные вложения, равные стоимости аппаратно-программных средств (по расчетам Корпорации Microsoft, капитальные затраты составляют не более 1/4 всех расходов на информационные технологии или совокупной стоимости владения); - расходы на администрирование информационной системы; - расходы на техническую поддержку; - издержки адаптации; - коммуникационные затраты. Помимо вышеперечисленных плановых расходов на информационные технологии на практике возникают внеплановые затраты, когда рядовые пользователи предоставляют поддержку сами себе и своим коллегам, например самостоятельно решают проблемы, действуя методом проб и ошибок. Эти расходы образуются вне традиционных бюджетов и редко учитываются предприятиями, однако зачастую они составляют до 50% средних расходов организации на информационные технологии. Разработчики модели ССВ (совокупной стоимости владения) утверждают, что сетевые технологии, а также переход на 32-разрядную платформу (варианты Windows NT Workstation 4.0, Windows NT и Zero Administration, Systems Management Server, Office 97) дали в свое время экономию от 10 до 43% в расчете на один настольный компьютер в год. Подобный эффект достигается за счет оптимального использования периферии, упрощенного конфигурирования и нулевого администрирования. В отечественной практике приведенные выше методы оценки эффективности информационных технологий сложны в использовании. Так, не всегда можно рассчитать экономию от внедрения или совершенствования информационных технологий, так как весьма затруднительно вычислить, например, количество высвобождаемых работников. К тому же заработная плата работников, например, экономических служб, тем выше, чем больше их навыки в использовании прикладного программного обеспечения, и уж во всяком случае, несопоставима с оплатой труда служащих, работающих вручную. С внедрением информационных систем на предприятиях возникает потребность в системных администраторах, которые являются высокооплачиваемыми специалистами. Таким образом, экономию от внедрения информационных технологий в большинстве случаев подсчитать точно не удается, а затраты на внедрение и поддержку информационных систем возникают немалые. В этих условиях представить руководству (или заказчику) обоснованные расчеты экономической эффективности не представляется возможным. Отечественными специалистами предложен метод «потребительской корзины» для оптимизации расходов на информационное обеспечение предприятия[2]. Автор метода предлагает на первом этапе подразделить планируемые «покупки» на необходимые и желательные с учетом степени автоматизации той или иной управленческой функции. В результате простейшего анализа ситуации создается матрица предпочтений. На следующем этапе оцениваются соответствующие программные продукты различных разработчиков. Достаточно полная информация такого рода имеется в Интернете, таким образом, провести анализ цен можно, не отходя от рабочего места. При этом необходимо учесть полный комплекс услуг (стоимость программы, расходы на внедрение, обучение, поддержку и обновление), а также необходимое количество рабочих мест. Что касается функциональности, надежности и комфортности программных продуктов, то эти характеристики заочно оценить невозможно. Предпочтительнее в этих целях посещение выставок, которые проводятся достаточно регулярно. Результатом мониторинга рынка делового программного обеспечения может стать матрица цен на соответствующие программные продукты. Соединение матрицы предпочтений с ценовыми характеристиками позволяет выявить наиболее оптимальные альтернативные варианты, что повышает вероятность положительного решения вопроса руководством. Метод не претендует на новизну, но он позволяет формализовать некоторые процедуры выбора информационной системы и сопутствующих услуг.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 161. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |