Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ (МИКРООКРУЖЕНИЯ)




 

4.4.1. ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ

Значение и цели внутреннего анализа. При разработке стратегии предприятия менеджеры должны использовать не только внешнюю среду, но и ситуацию внутри предприятия. Необходимо идентифицировать те внутренние переменные, которые могут рассматриваться как сильные и слабые стороны предприятия, оценить их важность и установить, какие из этих переменных могут стать основой конкурентных преимуществ. Для этого проводится анализ внутренней среды предприятия.

Анализ внутренней среды предприятия — это процесс комплексного анализа внутренних ресурсов и возможностей предприятия, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявление стратегических проблем. По сути, анализ внутренней среды предприятия является второй частью SWOT-анализа, связанной с выявлением сильных и слабых сторон деятельности организации.

 

 

Цель внутреннего анализа — оценить стратегическую ситуацию на предприятии с учетом имеющихся ограничений сильных и слабых сторон.

 

В зависимости от конкретной ситуации стратегический анализ внутренней среды предприятия может быть в той или иной степени уникальным, но при этом должно соблюдаться главное условие — полнота стратегического анализа, его качество и конечная эффективность.

Принципы внутреннего анализа. В основе анализа внутренней среды предприятия должны лежать следующие принципы:

системность — означает рассмотрение

 

предприятия как сложной системы, включающей ряд функциональных подсистем (видов деятельности) и компонентов (структурных подразделений);

комплексность — предполагает анализ всех составляющих частей предприятия;

сопоставимость — требует проведения анализа всех внутренних переменных в динамике и в сравнении с аналогичны- ми показателями конкурентных фирм;

уникальность, или специфические цели предприятия.

 

 

4.4.2. АНАЛИЗ СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ СТОРОН ПРЕДПРИЯТИЯ

Оценка сильных и слабых сторон. Сильные стороны — это опыт и ресурсы, которыми владеет предприятие, а также стратегически важные сферы деятельности, позволяющие побеждать в конкурентной борьбе.

Слабые стороны — это недостатки и ограничения, препятствующие успеху.

 

Определение сильных и слабых сторон следует проводить по всем направлениям деятельности предприятия:

· производство;

· маркетинг;

· финансы и учет;

· управление кадрами;

· организация;

· менеджмент;

· НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки) и др.

 

Ниже приведен пример рассмотрения набора факторов, и ключевых вопросов для их анализа в сфере производства (табл. 4).

 

Таблица 4

Анализ сильных и слабых сторон предприятия

в сфере производства

Факторы Вопросы для анализа
1. Стоимость сырья и его доступность, отношения с поставщиками Соответствуют ли производ-ственные мощности совре-менным требованиям?
2. Система контроля запасов, оборот запасов

Насколько эффективно используются производствен-ные мощности, существуют ли возможности для расширения производственной базы?

3. Местонахождение производства
4. Экономия от масштаба производства
5. Эффективность использования мощностей, прогрессивность оборудования
6. Степень вертикальной интеграции, чистая продукция, прибыль Какова отдача от исследований и разработок?
7. Контроль за процессом приготовления продукта Приводят ли НИР к созданию принципиально новых продуктов?
8. Закупка  
9. Исследования и разработка, инновации  
10. Патенты, торговые марки и аналогичные фирмы защиты товара  
11. Величина издержек  

 

 

Список вопросов и факторов можно продолжить. Аналогичным образом анализируются и другие направления деятельности предприятия (маркетинг, финансы, управление кадрами и т.д.)  

На основе результата анализа сильных и слабых сторон фирмы составляется матрица SWOT- анализа.

 

SWOT — это аббревиатура четырех английских слов:

S — Strengths — сильные стороны, 

W — Weaknesses (слабые стороны),  

0 — Opportunities (возможности),

Т— Threats (угрозы).

 

Под возможностями понимаются положительные тенденции и явления внешней среды, которые могут привести к увеличению объема продаж и прибыли. Такими возможностями для пред- приятия являются, например, рост доходов населения и предприятий, ослабление позиций конкурентов и т. д.

Угрозы — это отрицательные тенденции и явления, которые способны при отсутствии соответствующей реакции предприятия ослабить его конкурентный статус. К числу угроз можно отнести снижение покупательной способности

населения, неблагоприятные демографические изменения, ужесточение государственного регулирования.

Вопросы к теме 4 для написания сквозной зачетной работы по данной дисциплине;

Вопрос 7: Построить матрицу PEST-анализа для анализа макросреды
вокруг вашей фирмы.

 

Вопрос 8: Наполнить конкретным смыслом модель «Пять сил
конкуренции» применительно к условиям конкретной фирмы.

Вопрос 9: Провести анализ сильных и слабых сторон в деятельности Вашей фирмы по различным сферам деятельности: производству, маркетингу, финансам, кадровому потенциалу, степени управляемости и др. Пример такого анализа в сфере производства приведен в методичке. Остальные сферы деятельности проанализировать самостоятельно.

Вопрос 10: Заполнить матрицу «SWOT» - анализа для своей фирмы руководствуясь приведенным условным примером.

 

 



Тема 5.            ФОРМИРОВАНИЕ ИЕРАРХИИ КОНКРЕТНЫХ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ ФИРМЫ НА ПЕРСПЕКТИВУ










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 222.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...