Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 3. СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ.
ВИДЕНИЕ, МИССИЯ И ЦЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ФОРМУЛИРОВАНИЕ ВИДЕНИЯ
Видение организации — это образное представление смысла деятельности и отдаленных перспектив (будущего) организации или фирмы. Оно объясняет и демонстрирует всем сотрудникам и общественности: • что будет представлять собой организация, при самых благоприятных условиях; • какой она должна стать в отдалённой перспективе; • к чему она стремится в своих «мечтах» и намерениях. Формирование видения — это одна из задач высшего руководства. Горизонт видения, т.е. период отдаленности во времени формируемого образа предприятия, может быть несколько лет. Видение будущего крупной компании — это представление о политической, экономической, социальной ситуации в отрасли, а также о желаемом состоянии предприятия в этой ситуации. Видение относится лишь к будущему(возможно неосуществимому): оно теряет свою «силу» при достижении желаемого состояния предприятия и должно быть сформулировано вновь. Формулировка видения должна быть лаконичной, динамичной конструкцией, удобной для восприятия (часто это бывает лозунг), и отвечать следующим требованиям: • вдохновлять; • быть простой, как воспоминание или образ; • заслуживать доверие; • содержать ориентиры, которые могут служить основой для разработки миссии.
ПРИМЕР Видение Kodak: «Мы хотим стать мировым лидером в химическом и электронном изображении». Видение Xerox: «От копировальной техники — к офису будущего».
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МИССИИ КОНКРЕТНОЙ ФИРМЫ Понятие миссии. Миссия — это деловое понятие, отражающее предназначение бизнеса, его основную цель. В отличие от видения миссия характеризует только «настоящее» организации: вид, масштабы деятельности, отличия от конкурентов, — оставляя без внимания перспективы развития бизнеса.
Основные компоненты миссии: 1.Краткая характеристика круга удовлетворяемых потребностей 2.Категории целевых групп потребителей продукции или услуг (их особенности) 3.Конкурентные преимущества данной фирмы и товара по сравнению с аналогичными товарами других фирм.
Характеристика основных компонентов, определяющих содержание миссии организации, приведена в табл.1.
Компоненты миссии организации. Таблица 1
ПРИМЕР Миссия опытно-конструкторского бюро: «Наша деятельность направлена на сохранение и развитие научно-технического потенциала отрасли, поддержание высокого уровня разработок, создание новых рабочих мест и культуры производства, сохраняющей и защищающей окружающую среду».
ПРИМЕР Миссия концерна (АВПК) «Сухой»: «Авиационный комплекс «Сухой» стремится производить конкурентоспособные и высококачественные военные и гражданские самолеты, прежде всего, марок «Су», «Бе», позволяющие удовлетворять потребности глобального рынка и запросы отечественного госзаказа».
Правильно сформулированная миссия наряду с общим смыслом обязательно несет в себе что-то, что делает ее уникальной в своем роде, характеризующей именно ту организацию, в которой она была выработана.
УСТАНОВЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ БИЗНЕСА Установление общих долгосрочных целей. Цель- это конечное состояние, желаемый результат, которого стремится добиться любая организация. Признак «общие» означает широкие по масштабу и времени цели, которые, как правило, не имеют четко выраженных количественных характеристик. Долгосрочные цели определяют стратегическое намерение предприятия занять определенное место в бизнесе. Определение общих долгосрочных целей требуется для каждого ключевого результата, который менеджеры считают важным для достижения успеха и создания соответствующих конкурентных преимуществ организации. Выделяют семь ключевых пространств, в рамках которых предприятие определяет общие долгосрочные цели: 1. Положение на рынке. Рыночными целями могут быть завоевания лидерства в определенном сегменте рынка, увеличение доли рынка предприятия до определенного размера. 2. Инновации. Целевые установки в этой области связаны с определением новых способов ведения бизнеса: освоением новых рынков, применением новых технологий или способов организации производства. 3. Маркетинг. Основными результатами деятельности в этой области могут быть выход на первое место по продаже определенного товара, создание определенного имиджа у товара, улучшение обслуживания клиентов. 4. Производство. Приоритетными целями в этом случае являются достижение наивысшей производительности труда, повышение качества продукта, снижение издержек производства по сравнению с основными конкурентами. 5. Финансы. Общая цель — сохранение и поддержание на необходимом уровне всех видов финансовых ресурсов, их рациональное использование. 6. Управление персоналом. Цели в отношении персонала могут быть связаны с сохранением рабочих мест, обеспечением приемлемого уровня оплаты труда, улучшением условий и мотивации труда. 7. Менеджмент. Ключевая цель в этой области — определение критических сфер управленческого воздействия.
Определение конкретных специфических целей. Конкретные (частные) цели устанавливаются на основе выявления сильных и слабых сторон деятельности предприятия, его конкурентных преимуществ. Как правило, такие цели выражают реально достижимые конкретные результаты (два-три показателя) в тех сферах, которые являются решающими для успешного бизнеса. Вместе с тем конкретные цели могут быть установлены по каждому виду деятельности, который предприятие считает для себя важным и выполнение которого оно хочет отслеживать.
ПРИМЕР: Конкретные цели в различных областях деятельности: • маркетинг — ежегодно предлагать на рынок новый то- вар; расширить число потребителей на 10%; • финансы — увеличить рентабельность с 10 до 12% к концу года; • кадры — ввести систему участия в прибыли к концу второго года. Цели предприятия могут быть скорректированы по результатам комплексного анализа внешней среды и внутренних возможностей бизнеса. ПОСТРОЕНИЕ ИЕРАРХИИ ЦЕЛЕЙ Число и разнообразие целей и задач менеджмента требуют системного подхода к определению их состава. В качестве удобного апробированного на практике инструмента можно использовать модель в виде дерева целей (рис. 3).
Рис. 3. Иерархия целей организации.
Посредством дерева целей описывается их упорядоченная иерархия, для чего осуществляется последовательная декомпозиция главной цели на подцели по следующим правилам: •общая цель должна содержать описание конечного результата; •при развертывании общей цели в иерархическую структуру исходят из того, что реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения целей предыдущего уровня; •при формулировке целей разных уровней необходимо описывать желаемые результаты, а не способы их получения; •подцели каждого уровня должны быть независимы друг от друга и не выводимы друг из друга; •фундамент дерева целей должны составлять задачи, представляющие собой формулировку работ, которые могут быть выполнены определенным способом в установленные сроки.
Количество уровней декомпозиции зависит от масштабов и сложности поставленных целей, от организационной структуры фирмы.
Вопросы к теме 3 для написания сквозной зачетной работы по данной дисциплине: Вопрос 4: Сформулировать «видение»фирмы, выбранной в качестве объекта стратегического управления. Вопрос 5:Сформулировать миссию фирмы. Вопрос 6: Перечислить общие цели фирмы и специфические (частные). |
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 233. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |