Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
АНАЛИЗ СРЕДЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ОКРУЖЕНИЯ
Цель и содержание анализа среды непосредственного окружения. Целью отраслевого анализа является определение привлекательности отрасли и ее отдельных товарных рынков. Такой анализ позволяет понять структуру и динамику отрасли, характерные для нее возможности и существующие угрозы, определить ключевые факторы успеха и на этой основе разрабатывать стратегию поведения предприятия на рынке. При проведении анализа среды непосредственного окружения основным объектом исследования служит хозяйственная отрасль — совокупность предприятий, конкурирующих на одном потребительском рынке с аналогичными товарами или услугами. Хозяйственная отрасль охватывает сферы производства, распределения и потребления определенных товаров и услуг. Выделяют следующие стадии анализа отрасли: • определение экономических характеристик отраслевого окружения; • соперничество между существующими фирмами внутри отрасли; • оценка степени конкуренции; • выявление движущих сил во взаимоотношениях с поставщиками; • определение ключевых факторов успеха во взаимоотношениях с потребителями; • заключение о степени привлекательности отрасли на будущее и оценка угрозы появления потенциальных конкурентов. Для оценки общей ситуации в отрасли используются следующие показатели: • размеры рынка; • масштабы конкуренции (локальная, региональная, национальная, глобальная); • темпы размеров рынка (%) и стадия жизненного цикла отрасли (подъём, • структура конкуренции: количество конкурентов и их относительные рыночные доли; число потребителей и их финансовые возможности; степень вертикальной интеграции («вперед» — с потребителями продукции, «назад» — с поставщиками сырья); • темп технологических изменений и продуктовых инноваций в данной сфере бизнеса; • степень продуктовой дифференциации; • величина экономии на масштабе производства, транспортировке и т.п.; • отраслевая капиталоемкость (возможность появления новых фирм, аналогичных вашей); • среднеотраслевая прибыль (степень привлекательности данной сферы бизнеса). Ниже приведен пример оценки общей ситуации в среде непосредственного окружения фирмы с помощью перечисленных показателей. ПРИМЕР: Экономические характеристики среды непосредственного окружения в отрасли по производству серной кислоты . Размеры рынка: валовой объем 4 млн. Темпы прироста размеров рынка: 2 — 3% вгод. Стадия жизненного цикла отрасли: зрелость. Число конкурентов: около 30 компаний. Доля компаний на рынке: от 3 до 21%. Потребители: около 2000, большинство — химические предприятия.
Технологии и продуктовые инновации: производственная технология изменяется медленно, наибольшие изменения происходят в ассортименте продукции — ежегодно внедряются 1 — 2 новых химических продукта, на которые приходится почти весь прирост объема производства. Характеристика продукции: высокая степень стандартизации; покупатели не видят большой разницы между марками разных производителей. Экономия на масштабах производства: умеренная, однако возможна экономия на транспортировке крупных партий продукции и на покупке крупных партий сырья. Прибыльность: примерно на среднем уровне и сильно зависит от спроса. Анализ среды непосредственного окружения. Привлекательность и прибыльность отрасли зависят от ее структуры, которая, по М. Портеру, определяется пятью силами или факторами конкуренции. 1. Соперничество среди уже существующих конкурирующих предприятий. 2. Конкуренция со стороны товаров, являющихся заменителя- ми и 3. Угроза появления новых аналогичных фирм. 4. Экономические возможности и торговые способности поставщиков. 5. Экономические возможности и торговые способности покупателей. Чем сильнее воздействие перечисленных факторов, тем более ограниченными становятся возможности каждого предприятия для установления высоких цен и получения прибыли. Сильная конкуренция приводит к снижению прибыльности данной сферы бизнеса.
Модель анализа среды непосредственного окружения представлена на рис.5.
Рис.5. Модель анализа конкуренции Портера. Модель пяти сил конкуренции разработана профессором Гарвардской школы бизнеса Майклом Е. Портером в 1980 г. 1. Соперничество между существующими предприятиями. Конкуренция среди производителей возникает в связи с тем, что у одного или нескольких предприятий появляется возможность лучше других удовлетворять запросы потребителей или необходимость улучшить свою деятельность. Стратегия конкуренции представляет собой совокупность наступательных и оборонительных действий, связанных с достижением рыночного успеха, приобретением конкурентного превосходства над соперниками, а также защитой своей конкурентной позиции. Взаимодействие соперничающих предприятий имеет следующие черты: • конкурентная борьба осуществляется с более или менее постоянным упорством • стратегии конкурирующих предприятий отличаются большим разнообразием; • каждый из производителей стремится выбрать такую конкурентную стратегию, • действия предприятий-соперников приводят к созданию новых условий спроса-предложения товаров.
2. Возможности появления новых конкурентов в отрасли зависят от так Барьерами входа в отрасль могут быть: • приверженность покупателей торговой марке; • контроль над клиентами сбыта; • экономия на масштабе производства;
• переходные затраты (одноразовые затраты, связанные, на пример, со сменой • политика правительства, направленная на защиту отрасли через требование 3. Угроза появления товаров-заменителей зависит от цены производства Наличие этого фактора конкуренции приводит к появлению в отрасли некоторого потолка цен, при котором покупатели переориентируются на товары-заменители. Указанное явление не- обходимо учитывать в ценовой политике предприятия. 4. Экономические возможности поставщиков. Поставщики представляют
Влияние поставщиков велико в следующих ситуациях: · доминирует несколько предприятий-поставщиков; · концентрация в отрасли-поставщике выше, чем в отрасли- потребителе; · продукция отличается высокой степенью дифференциации или переходные затраты высоки; · от предприятий-поставщиков исходит угроза прямой интеграции в отрасль-потребитель. 5. Экономические возможности покупателей определяются их способностью навязывать продавцам условия сделки. Влияние покупателей велико в нескольких ситуациях: · отрасль, представляющая товар на рынок, состоит из большого числа относительно некрупных продавцов; · число покупателей незначительно, товар закупается в большом количестве; · продукция стандартизирована, и имеются альтернативные варианты покупки; · покупатели имеют возможность прямой интеграции в отрасль и налаживания собственного производства продукции. Каждая отрасль экономики уникальна, имеет только ей присущую структуру и соотношение сил конкуренции, поэтому действия по уменьшению влияния конкурентов на деятельность предприятия существенно зависят от исследуемой сферы бизнеса. Ценность модели пяти сил конкуренции состоит в том, что она помогает определить структуру и масштабы конкуренции в конкретной отрасли.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 232. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |