Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

АНАЛИЗ СРЕДЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ОКРУЖЕНИЯ




Цель и содержание анализа среды непосредственного окружения. Целью отраслевого анализа является определение привлекательности отрасли и ее отдельных товарных рынков. Такой анализ позволяет понять структуру и динамику отрасли, характерные для нее возможности и существующие угрозы, определить ключевые факторы успеха и на этой основе разрабатывать стратегию поведения предприятия на рынке.

При проведении анализа среды непосредственного окружения основным объектом исследования служит хозяйственная отрасль — совокупность предприятий, конкурирующих на одном потребительском рынке с аналогичными товарами или услугами. Хозяйственная отрасль охватывает сферы производства, распределения и потребления определенных товаров и услуг.

Выделяют следующие стадии анализа отрасли:

• определение экономических характеристик отраслевого окружения;

• соперничество между существующими фирмами внутри отрасли;

• оценка степени конкуренции;

• выявление движущих сил во взаимоотношениях с поставщиками;

• определение ключевых факторов успеха во взаимоотношениях с потребителями;

• заключение о степени привлекательности отрасли на будущее и оценка угрозы появления потенциальных конкурентов.

Для оценки общей ситуации в отрасли используются следующие показатели:

• размеры рынка;

• масштабы конкуренции (локальная, региональная, национальная, глобальная);

• темпы размеров рынка (%) и стадия жизненного цикла отрасли (подъём,
быстрый рост, зрелость, насыщение, застой, спад);

• структура конкуренции:

количество конкурентов и их относительные рыночные доли; число потребителей и их финансовые возможности; степень вертикальной интеграции («вперед» — с потребителями продукции, «назад» — с поставщиками сырья);

• темп технологических изменений и продуктовых инноваций в данной сфере бизнеса;

• степень продуктовой дифференциации;

• величина экономии на масштабе производства, транспортировке и т.п.;

• отраслевая капиталоемкость (возможность появления новых фирм, аналогичных вашей);

• среднеотраслевая прибыль (степень привлекательности данной сферы бизнеса).

Ниже приведен пример оценки общей ситуации в среде непосредственного окружения фирмы  с помощью перечисленных показателей.

ПРИМЕР:

Экономические характеристики среды непосредственного окружения в  отрасли по производству серной кислоты .

Размеры рынка: валовой объем 4 млн.

Темпы прироста размеров рынка: 2 3% вгод. Стадия жизненного цикла

отрасли: зрелость. Число конкурентов: около 30 компаний. Доля компаний на

рынке: от 3 до 21%.

Потребители: около 2000, большинство — химические предприятия.

 

Технологии и продуктовые инновации: производственная технология

изменяется медленно, наибольшие изменения происходят в ассортименте

продукции — ежегодно внедряются 1 — 2 новых химических продукта, на

которые приходится почти весь прирост объема производства.

Характеристика продукции: высокая степень стандартизации; покупатели не

видят большой разницы между марками разных производителей.

Экономия на масштабах производства: умеренная, однако возможна

экономия на транспортировке крупных партий продукции и на покупке

крупных партий сырья.

Прибыльность: примерно на среднем уровне и сильно зависит от спроса.

Анализ среды непосредственного окружения. Привлекательность и прибыльность отрасли зависят от ее структуры, которая, по М. Портеру, определяется пятью силами или факторами конкуренции.

1. Соперничество среди уже существующих конкурирующих предприятий.

2. Конкуренция со стороны товаров, являющихся заменителя- ми и
конкурентоспособных с точки зрения цены.

3. Угроза появления новых аналогичных фирм.

4. Экономические возможности и торговые способности поставщиков.

5. Экономические возможности и торговые способности покупателей.

Чем сильнее воздействие перечисленных факторов, тем более ограниченными становятся возможности каждого предприятия для установления высоких цен и получения прибыли. Сильная конкуренция приводит к снижению прибыльности данной сферы бизнеса.

 

Модель анализа среды непосредственного окружения представлена на рис.5.


 

Рис.5. Модель анализа конкуренции Портера.

 Модель пяти сил    конкуренции  разработана профессором Гарвардской школы бизнеса Майклом Е. Портером в 1980 г.

1. Соперничество между существующими предприятиями. Конкуренция среди производителей возникает в связи с тем, что у одного или нескольких предприятий появляется возможность лучше других удовлетворять запросы потребителей или необходимость улучшить свою деятельность. Стратегия конкуренции представляет собой совокупность наступательных и оборонительных действий, связанных с достижением рыночного успеха, приобретением конкурентного превосходства над соперниками, а также защитой своей конкурентной позиции.


Взаимодействие соперничающих предприятий имеет следующие черты:

• конкурентная борьба осуществляется с более или менее постоянным упорством
за лучшую рыночную позицию. При этом соперники формулируют и постоянно
пересматривают свои 3 стратегии;

• стратегии конкурирующих предприятий отличаются большим разнообразием;

• каждый из производителей стремится выбрать такую конкурентную стратегию,
которую трудно скопировать или расстроить;

• действия предприятий-соперников приводят к созданию новых условий спроса-предложения товаров.

 

2. Возможности появления новых конкурентов в отрасли зависят от так
называемых барьеров входа в отрасль. Барьеры входа в отрасль это
препятствия, которые необходимо преодолеть для организации бизнеса и
успешной конкуренции в отрасли.

Барьерами входа в отрасль могут быть:

• приверженность покупателей торговой марке;

• контроль над клиентами сбыта;

• экономия на масштабе производства;

 

• переходные затраты (одноразовые затраты, связанные, на пример, со сменой
поставщика);

• политика правительства, направленная на защиту отрасли через требование
лицензирования, ограничение доступа к источникам сырья.

3. Угроза появления товаров-заменителей зависит от цены производства
заменителей и готовности покупателей принять такую замену. Примером угрозы
товара-заменителя может быть замена натуральной кожи на кожзаменитель в
производстве сумок и обуви.

Наличие этого фактора конкуренции приводит к появлению в отрасли некоторого потолка цен, при котором покупатели переориентируются на товары-заменители. Указанное явление не- обходимо учитывать в ценовой политике предприятия.

4. Экономические возможности поставщиков. Поставщики представляют
собой реальную рыночную силу в том случае, если поставляемый ими товар
составляет существенную часть издержек отраслевой продукции, критически
важен для производственного процесса и(или) в значительной степени влияет на
качество отраслевого продукта. Поставщики могут влиять на отрасль, пользуясь
своей возможностью поднимать цены или снижать качество поставляемых
товаров или услуг.

 

Влияние поставщиков велико в следующих ситуациях:

· доминирует несколько предприятий-поставщиков;

· концентрация в отрасли-поставщике выше, чем в отрасли- потребителе;

· продукция отличается высокой степенью дифференциации или переходные затраты высоки;

· от предприятий-поставщиков исходит угроза прямой интеграции в отрасль-потребитель.

5. Экономические возможности покупателей определяются их способностью навязывать продавцам условия сделки. Влияние покупателей велико в нескольких ситуациях:

· отрасль, представляющая товар на рынок, состоит из большого числа относительно некрупных продавцов;

·  число покупателей незначительно, товар закупается в большом количестве;

·  продукция стандартизирована, и имеются альтернативные варианты покупки;

·  покупатели имеют возможность прямой интеграции в отрасль и налаживания собственного производства продукции.

Каждая отрасль экономики уникальна, имеет только ей присущую структуру и соотношение сил конкуренции, поэтому действия по уменьшению влияния конкурентов на деятельность предприятия существенно зависят от исследуемой сферы бизнеса.

Ценность модели пяти сил конкуренции состоит в том, что она помогает определить структуру и масштабы конкуренции в конкретной отрасли.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 190.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...