Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Подготовка к постановке эстрадной программы, эстрадного спектакля, эстрадного номера, мюзикла.
Перед началом работы над постановкой, студенту необходимо собрать и изучить материалы, касающиеся истории создания выбранного сценического произведения, как жанра, его стилистических особенностей, ознакомиться с примерами постановок. Цель этого задания, заключается в развитии у студентов навыка самостоятельного поиска и всестороннего изучения материалов по теме. Следующий этап теоретической подготовки включает работу над выбором и изучением конкретного материала для постановки и создание экспликации спектакля. Нельзя начинать даже застольные репетиции, тем более постановочные не имея точного представления о персонажах сценического произведения, о будущем сценическом пространстве, атмосфере, планировочных местах. Даже в репетиционном зале реквизит, репетиционные костюмы, «выгородка» ее масштабы и расположение должны соответствовать задумке спектакля, его будущему оформлению. У режиссерской экспликации нет фиксированного объема страниц, всё зависит от условий. На каких-то конкурсах или питчингах могу потребовать уместить всё на одной-двух страницах, а кому-то и 5-10 листов окажется мало. На одном из своих мастер-классов Никита Михалков рассказывал, что его экспликации обычно в три раза больше по объему, чем сценарий, так как он подробно описывает всё, что хотел бы получить по ходу съемок. Главная задача экспликации, по его мнению, в том, чтобы постоянно обращаться к ней, сверятся с планом, если что-то идет не так. Проверять, будет ли работать сцена в новых условиях (например, вместо солнца у вас идет дождь) и не противоречит ли это общей концепции фильма. Тоже самое происходит и в театре и на эстраде. Далее я приведу примерный список вопросов, который обязателен при написании экспликации режиссерского постановочного плана. Но, главное, произведение, которой будет ставиться, эстрадный номер должна восхищать режиссера-постановщика. Он должен полюбить это сценическое произведение, знать его досконально.
Пункты режиссёрской экспликации, режиссерского постановочного плана. · Актуальность эстрадного номера, эстрадного концерта , мюзикла (аргументировать почему я выбрал к постановке этот материал, почему его сейчас нужно ставить и прочие доводы, наличие исполнителей, творческий состав и так далее ). · Стилевая и жанровая характеристика пьесы. · Предлагаемые обстоятельства. Характеристика место действия сценического материала (исторический период написания пьесы; социальная и политическая ситуация в мире, стране, городе при написании пьесы; характеристика места и времени внутри самой пьесы. То есть в каком городе, при каких обстоятельствах это происходит; характеристика конкретного места действия, где все это происходит). · Атмосфера спектакля и атмосфера, в которой живут и действуют персонажи. · Характеристика главных героев. Что каждым из них движет, что руководит. Что они из себя представляют. Их личные конфликты. Личные сверхзадачи. Предлагаемые обстоятельства. · Идеальное распределение ролей — на примере известных актеров. Определение из ролей (главные или второстепенные). · Роль персонажа в данной ситуации, то есть в каждой сцене, в каждом действии. · Группировка сил (например, по идеологии). · Краткий пересказ, конспект, при необходимости. · Основные события каждого номера, эстрадного концерта, акта музыкального спектакля. · Разбор сценария, либретто, пьесы на действия, где начинается и заканчивается действие (это может не совпадать с актами и сценами самой пьесы, в одной сцене может быть пять действий. А может быть и пять сцен в одним действием). · Трактовка фабулы. · Тема – проблема затронутая автором в произведении. · Идея – о чем, идея, выраженная автором, время, цель и причины создания автором данного произведения. · Сверхзадача – для чего я ставлю. · Режиссерский замысел – как я ставлю. · Аудитория (адрес) – для кого я ставлю. · Определение основных событий произведения, событийный ряд эстрадного номера, эстрадной шоу-программы, всего либретто или всей пьесы: исходное событие; основное событие; центральное событие, финальное событие, главное событие. В зависимости от материала, который ставит выпускник. · Если это эстрадный номер, то это вступление, завязка, перипетии, кульминация, развязка. · Тип конфликта заложенного в произведении – геро - герой, герой - среда, герой -зрительный зал. · Действие и контрдействие. · Действенная партитура всех персонажей, данного произведения. · Можно найти одну фразу(или придумать ее) которая будет характеризовать весь эстрадный номер, эстрадный концерт, музыкальный спектакль. То есть ваше видение. · Сбор иконографического материала. Работая над созданием экспликации, режиссер – постановщик перед встречей с художником – постановщиком задумывает художественное оформление будущего произведения, собирает и знакомится с иконографическим материалом, фотографиями, живописью, литературными свидетельствами времени в котором происходят обстоятельства сценария, либретто, пьесы. Перед началом работы над постановкой эстрадного представления, мюзикла, режиссеру необходимо собрать и изучить материалы, касающиеся истории создания эстрадного номера, эстрадного представления, мюзикла как жанра, его стилистических особенностей, ознакомиться с примерами постановок. Цель - навыка самостоятельного поиска и всестороннего изучения материалов по теме. · Декорации должны быть оправданы с художественной и идейной точки зрения. Из разряда «чёрный занавес, потому что он передаёт тёмный настрой души главного героя». Или «круг в центре сцены, который крутится. Для того чтобы герой бежал по нему в обратную сторону его движения. И тем самым создавалось видимость динамики и так далее. · Декорацию необходимо подкрепить макетом сцены. Масштаб на ваше усмотрение, материал так же. · С кем бы из современных театральных художников, сценографов выпускник хотел бы работать над этим сценарием, либретто, этой пьесой. В каком художественном направлении. · Костюмы – желательно приготовить «эскизы почеркушки», фотографии , театральные эскизы костюмов других спектаклей из которых понятен возраст, характер, образ персонажа. · Музыкальное оформление (композитор, настроение или жанр). · Световая партитура. · Цвет спектакля.
В процессе написания экспликации формируется постановочный план, фиксирующий режиссерский замысел, безусловно, должен быть уже проект будущего здания – спектакля. Но проект этот не окончательный, в ходе строительства возможны и даже необходимы многие уточнения и порой изменения. Режиссер должен перед встречей с актерами отчетливо понимать направление дальнейших поисков, все особенности пьесы, иметь свое образное видение будущего спектакля, с тем, чтобы увлечь актеров. Работа с художником. Художник должен активно участвовать во всех этапах и периодах работы театра над спектаклем — от первых встреч с режиссером до дня премьерного спектакля. Однако самым существенным моментом его работы является сдача эскизов и макета. Ибо самое ценное — это идея. Идея, воплощенная зримо на плоскости эскиза или в пространстве макета. Участие художника в процессе реализации этой идеи, авторский надзор над материальным воплощением художественного замысла чрезвычайно важен, но это уже другой процесс, процесс не рождения идеи, а ее реализации, тяжесть которой ложится на работников художественно-постановочной части. В основе плодотворной работы режиссера с художником лежат: · Общность мировоззрения; · Единые эстетические критерии; · Одинаковое понимание драматургии; · Единство цели; · Доверие, взаимоуважение, взаимообогащение. Режиссер должен работать только с тем художником, которому всецело верит. И как личности и как творцу. "Не так-то легко режиссеру "увидеть" будущий спектакль. Без художника это сделать почти невозможно" - писал Евгений Вахтангов. "Режиссеры справедливо досадуют на художников, берущихся за декорации, не обладая знанием законов театра и сценическим темпераментом. Но не менее правы и художники в своем негодовании на режиссеров, необразованных в той области, в которой они мнят себя хозяевами; Гордон Крэг уж не так парадоксален, когда он утверждает, что режиссер, не живописец в душе, также бесполезен для театра, как палач для больницы. Нельзя говорить на разных языках, когда создается единое; в противном случае постройку ожидает участь Вавилонской башни". (Н. Евреинов). Работу режиссера с художником условно делится на три этапа. Первый этап - беседы связанные с разбором литературного материала и зарождением замысла. Второй этап - работа в эскизах, макете. Материализация замысла. Третий этап - работа на площадке от первой монтировки до завершающей стадии, до премьеры. Первый этап. " Мне в начале работы вовсе не нужны "конкретные задания". Для меня значительно важнее встретится с чем-то неожиданным, даже растеряться на первых порах, но уйти после первой встречи взволнованным, растроганным, радостным. С хорошим режиссером так было всегда. Готовясь к первой встрече с режиссером, я тоже стремлюсь к тому, чтобы в моем воображении возникал мир, а не декорации, чтобы из густого зарева воспоминаний, фантазий и знаний можно было выбрать самое яркое" (А. Константинопольский). На первом этапе работы необходимо совместное изучение специфики отражения жизни в данном произведении, ознакомление художника с результатами режиссерского анализа и замыслом постановки. "... талантливое создается совместно. Неважно, кто первый сказал, сделал. Важен результат. А результат - плод общей взаимообязывающей, взаимооплодотворяющей деятельности". (С Юнович). Второй этап. Макет и эскизы можно считать своеобразными инструментами для реализации образного видения. Это этап перехода от замысла к воплощению. В макете есть возможность выверить, уточнить все необходимые параметры и компоненты. В макете режиссер имеет возможность разрабатывать основные узловые моменты постановки. Создание макета предваряет работа с «почеркушками» и эскизами, но только макет дает возможность поставить точки над "и", и определится с пластической средой. Вопрос о том, должны ли макет или эскизы быть созданы до начала репетиций или по прошествию целого ряда их, в каждом конкретном случае решается отдельно. Макет как художественное произведение должен обладать большой образной ёмкостью. Сцепления его образной структуры должны быть эластичны, подвижны, чтобы в созданных по макету декорациях режиссер имел возможность импровизационных действий. При этом не должна разрушаться образная структура сценографии в целом. "Я хочу, чтобы он (художник) приходил на сцену во славу ее единственного властителя - актера, своим искусством не оттесняя его, а, создавая в творческом содружестве с режиссером ту сценическую атмосферу, при помощи которой искусство актера с наибольшей полнотой могло бы найти и раскрыть себя" (А. Таиров). Многие театральные художники из-за отсутствия времени и средств отказываются делать макеты и работают в компьютерных программах, тогда надо просить их делать «прирезку» макета, чтобы на планшете подмакетника работать над постановкой спектакля, эстрадной программы, мизансценировать, будущее сценическое произведение. Режиссер – постановщик приходит со своими наметками на будущее оформление: · Создание эскизов сценографии – эскизы созданные студентом не обязаны претендовать на высокое качество исполнения, их главная задача – создание образа спектакля, материал для работы с художником. Эскиз, созданный режиссером, должен дать направление для развития художественного решения спектакля, которое впоследствии будет реализовано совместно с художником-постановщиком. · Создание эскизов костюмов – ставит перед собой задачу разработки образов персонажей, их характерных черт подчеркнутых костюмом и так же как эскизы сценографии не обязаны претендовать на высокое качество исполнения, но должны служить основой для совместной работы с художником по костюмам. · Cоздание эскизов реквизита и мебели - ставит перед собой задачу разработки эскизов мебели, реквизита, используемого артистами в будущем спектакле.
Третий этап. Начиная с первой репетиции, и далее на протяжении всей работы следует иметь художника рядом. Он входит в творческий штаб постановки, и порой его подсказки бывают бесценны. Режиссер, назначенный на постановку, должен иметь время на формирование идеи спектакля, на выбор художника, который разделил бы с режиссером трактовку данной пьесы. Следовательно, к моменту выхода приказа о постановке режиссер и художник уже ведут активный творческий поиск зримого образа спектакля в его принципиальном решении. Художник должен активно участвовать во всех этапах и периодах работы театра над спектаклем — от первых встреч с режиссером до дня премьерного спектакля. Однако самым существенным моментом его работы является сдача эскизов и макета. Участие художника в процессе реализации этой идеи, авторский надзор над материальным воплощением художественного замысла чрезвычайно важен, процесс, тяжесть которой ложится на работников художественно-постановочной части. Театр может заключить договор с художником только на представление эскиза или макета, беря таким образом на себя ответственность за качество исполнения декораций и костюмов. Однако новый типовой договор с художником предусматривает процедуру официальной приемки готового оформления художником-автором и его согласия на показ спектакля в данной декорации. Таким образом новая форма договора предусматривает значительное повышение роли авторского права и ставит перед театром довольно жесткие условия в этой области.
«Самая главная наша задача — это привлечь зрителя. Сделать так, чтобы было интересно. Находить какие–то приемы, чтобы достучаться до внутренних структур человека. Те струны, за которые мы можем зацепить и повлиять на его восприятие. Примером потрясающих своей художественной результативностью союз художника - постановщика и режиссера –постановщика это творческие союзы Э.Кочергин и Г. Товстоногов, Ю.Любимов и Д.Боровский, М. Захаров и О. Шейнцис многие годы проработавшие вместе в театре. Их спектакли поражают воображение до сих пор. Основные этапы работы молодого режиссера - постановщика с художником – постановщиком над созданием эскизов декорации , эскизов костюмов, эскизов реквизита для дипломного концерта, эстрадного номера, музыкального спектакля: · Сбор режиссером – постановщиком иконографического материала -исторический костюм, живопись, скульптура, реквизит и т.д. · Создание режиссером перед встречей с художником своих «почеркушек» будущего спектакля, эстрадного концерта, эстрадного номера. · Знакомство с творчеством театрального художника – постановщика с которым предстоит работать над постановкой. · Первые встречи. Изложение своего видения будущей постановки. Оформление, костюмы, реквизит. · Совместная работа с художником – постановщиком над макетом, эскизами оформления, эскизами костюмов, реквизита. · Выбор окончательного варианта оформления эстрадного концерта, эстрадного номера, музыкального спектакля. · Сдача эскизов, макета, эскизов костюмов художественному совету, · Сдача рабочих чертежей техническим цехам. · Сдача эскизов костюмов и эскизов реквизита пошивочному цеху и реквизиторскому цеху, с обязательной подписью режиссером -постановщиком и датой сдачи, чтобы не было опозданий с подачей костюмов и реквизита к генеральным репетициям и премьере. · Совместная работа с художником – постановщиком во время репетиционного постановочного периода до самой премьеры. Внесение возможных изменений в оформление будущей постановки. · Совместные примерки костюмов. · Монтировка декораций. · Постановка света. · Совместная работа над созданием афиши мероприятия, плаката, программки.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 367. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |