Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные принципы размещения постов ТО-ТР и участков их взаимное расположение, блокировка постов




1. при размещении АТП в двух зданиях, одном для хранения ПС, а другом - для ТО и ТР, помещения для ЕО располагают в первом здании;

2. при расположении производственных помещений в двух зданиях, в одном из них проводят ЕО, а в другом ТО и ТР;

3. при отсутствии в здании помещения для хранения ПС поточные линии ЕО, ТО-1 и ТО-2 должны иметь посты подпора;

4. после одиночных постов и поточных линий диагностирования, автомобили должны проезжать в любую производственную зону непосредственно или через стоянку;

5. зона постов ТР должна быть непосредственно связана со всеми вспомогательными производственными участками, располагающимися смежно с зоной ТР по периметру здания.

В общем планировочном решении возможны различные варианты расположения постов ТО, ТР и помещений, производственных участков. Расположение производственных участков и складов определяется их технологическим тяготением к основным зонам ТО и ТР.

По однородному характеру работ на участках технологически связанных с постовыми работами ТО и ТР выделяются группы:

1. Посты уборочно-моечных работ, помещения насосной и сушки спецодежды, аппаратная, очистные сооружения.

2. Сварочные и жестяницкие участки с постами, арматурный участок, склады ацетилена и кислорода (в отдельном помещении или под навесом вне опасных производствен. зон).

3. Кузнечно-рессорный, медницкий и склад металла.

4. Посты ТР, шиномонтажный и вулканизационный участки, снятие и установка колес ПС, склад шин.

5. Посты разборочно-сборочных работ ТР, агрегатный участок, склад агрегатов, инструментально-раздаточная кладовая, слесарно-механический участок, склад з/ч и материалов.

6. Посты ТО-1 и ТО-2.

7. Окрасочный участок с постами подготовки, окраски и сушки, краскоприготовительная, склад красок, насосная пожаротушения, очистные сооружения.

8. Деревообрабатывающий участок, обойный участок, склад пиломатериалов.

При планировке целесообразно блокировать помещения в пределах перечисленных групп и между группами следующим образом:

-        кузнечно-рессорный, медницкий и сварочный участки (по условиям однородности выполняемых в них работ) располагаются смежно (в одном блоке помещений),

-          окрасочный, жестяницкий, арматурный, обойный и деревообрабатывающий участки (по условиям технологического процесса) так же размещаются смежно; предусматривается прямой въезд на окрасочный и деревообрабатывающий участки, из зоны ТР или с территории предприятия;

-        слесарно-механический и агрегатный участки группируют вместе рядом со складами запчастей, агрегатов и материалов; смежно размещают инструментально-раздаточную кладовую;

Другие помещения и участки меньше зависят от общего технологического процесса, но их размещение должно быть увязано единой компоновочной схемой производственного корпуса АТП.

Рисунок 1 - Варианты расположения постов ТО, ТР и производственных помещений

 

Непосредственное сообщение между производственными помещениями следует предусматривать:

- для помещений шиномонтажных и вулканизационных работ со складом шин;

- аккумуляторных участков с помещением для заряда аккумуляторов (через тамбур-шлюз);

- насосной для масел со складом смазочных материалов.

По противопожарным требованиям не допускается непосредственное сообщение зоны хранения с участками: аккумуляторным, вулканизационным, сварочным, медницким, деревообрабатывающим, обойным, окрасочным и складом масел.

По наружному периметру здания следует располагать помещения, требующие естественного освещения (например, для работ по топливной аппаратуре), а так же тупиковые посты, оборудованные канавами и подъемниками.

Планировка генерального плана автотранспортного предприятия: требования к планировке, определение площади участка, основные способы застройки участка, организация движения на территории предприятия, основные показатели генплана предприятия автомобильного транспорта.

Генеральный план предприятия – это план отведенного под застройку земельного участка территории, ориентированный в отношении сторон света, проездов общего пользования, соседних владений с указанием на нем зданий, сооружений по их габаритному очертанию, площадок для хранения ПС, основных и вспомогательных проездов и путей движения ПС по территории. Генплан разрабатывается по требованиям СНиП «Генпланы промышленных предприятий», ВСН предприятий по обслуживанию автомобилей, а так же ОНТП 01-91.

Перед разработкой генплана предварительно уточняют перечень основных зданий и сооружений, размещаемых на территории предприятия, площади их застройки и габаритные размеры в плане. На стадии технико-экономического обоснования и при предварительных расчетах необходимая площадь участка предприятия:

Fуч = (Fз.ПС + Fз.аб + Fоп) / (Кз · 100) , га.

где Fз.ПС - площадь производственно-складских зданий, м2;

             Fз.аб - площадь застройки административно-бытовых зданий, м2;

             Fоп - площадь открытых площадок для хранения ПС, м2;

             Кз - плотность застройки территории.

Принципы расположения участка для различных АТП:

1. располагать АТП для грузовых автомобилей в непосредственной близости к обслуживаемым предприятиям или пунктам массовой погрузки-выгрузки;

2. АТП пассажирского транспорта: автобусные – на маршрутах, таксомоторные – вблизи пунктов наибольшего скопления пассажиров;

3. БЦТО – в промышленной зоне или в зоне складского и транспортного строительства города;

4. кооперативные гаражи для автомобилей населения – в жилых районах с максимальным приближением к месту жительства владельцев, но на участках, удаленных от мест детских игр, отдыха, школ и т.д.;

5. СТО и АЗС – в городах и населенных пунктах, а так же на подъездах к городу; на магистральных дорогах СТО располагают по обеим сторонам в шахматном порядке, а ри въезде в город – преимущественно с правой стороны;

6. автовокзалы междугородних автобусных сообщений – в районах города, имеющих удобное сообщение с его центром и вблизи других вокзалов.

Застройка может быть:

1. объединенной (блокированной) когда все основные производственные помещения на предприятии располагаются в одном общем здании; движения ПС между помещениями осуществляется по внутренним проездам, расположенным в здании, и по наружным проездам на участках;

2. разобщенная (павильонная) застройка, когда помещение располагается в отдельно стоящих зданиях и движение происходит только по наружным проездам.

Блокированная застройка более экономична по строительству. Удобством построения производственных процессов, осуществлением технологических связей и организации движения. В условиях сурового и умеренного климата такая застройка обеспечивает меньшие тепловые потери. Следуя технологической политике в промышленном строительстве, следует предусматривать блокированные здания. При это стоимость строительства в целом снижается на 15-20% по сравнению с павильонной застройкой.

Павильонная застройка уменьшает пожарную опасность и в общем упрощает планировочные решения. Она выгодна: при наличии особокрупногабаритного ПС, при сложном рельефе участка, при стадийном развитии предприятия, при поэтапной очередности строительства, обусловленной постепенным финансированием, в случае реконструкции, в условиях теплого и жаркого климата. Такая застройка часто применяется для малых и средних АТП, скорость и последовательность ввода отдельных зданий сокращает сроки окупаемости и обеспечивает высокую эффективность затрат.

Площадь застройки АТП определяется как сумма площадей, занятых зданиями и сооружениями всех видов, включая навесы, открытые стоянки автомобилей, склады, резервные участки, намеченные в соответствии с заданием на проектирование (не включая площадей, занятых отмостками, автомобильными дорогами, площадками для отдыха, зелеными насаждениями, открытыми стоянками автомобилей индивидуального пользования).

Плотность застройки предприятия в % определяется отношением площади застройки к площади участка предприятия.

Коэффициент использования территории – это отношение площади, занятой зданиями, сооружениями, дорогами, площадками для отдыха, открытыми площадками для хранения автомобилей, озеленения к площади участка предприятия.

Организация движения на АТП:

На территории АТП предусматривается движение без встречных и пересекающихся потоков в одном направлении в случаях:

1. если на АТП 10 и более постов ТО и ТР;

2. если на АТП 50 и более мест для хранения ПС;

3. при интенсивности движения более 5 автомобилей в час.

АТП более чем с 10 постами ТО и ТР и при хранении более 50 автомобилей должны иметь не менее двух въездов-выездов на территории АТП.

Можно допустить один совмещенный въезд-выезд. Предусматриваются так же запасные ворота для въезда-выезда по возможности на другой проезд. Если рабочие и запасные ворота выходят на один проезд, то расстояние между ними должно быть как можно больше. Ширина запасных ворот должна быть не менее 3,5 м.

Перед воротами основного въезда-выезда на территории предприятия следует предусматривать накопительную площадку не менее 10% от максимального часового количества ПС, прибывающего на предприятие. Проем ворот в ограде должен быть не менее 4,5×4,5 м.

Ворота для въезда-выезда при расположении АТП между дорогами общего пользования должны располагаться со стороны дороги с наименьшей интенсивностью движения и отступом от дороги не менее наибольшей длины ПС, включая автопоезда.

Проезды по территории предприятия должны иметь твердое покрытие. Ширина проезжей части проездов на участке предприятия должна быть не менее 6 м при двухстороннем движении и не менее 3 м при одностороннем. При наличии двух полос движения проезд удваивается. Для поворотов ширина проездов увеличивается.

Основная задача организации движения по территории АТП – обеспечение путей без встречных пересечений и обеспечение кратчайших путей. Эти условия взаимопротивоположны для большинства случаев, по приоритет надо отдавать одному условию ‑ использовать схему одностороннего кольцевого движения (иногда используют схему движения восьмеркой).

 

 

11.Станции технического обслуживания автомобилей: назначение и классификация.

СТОА могут выполнять следующие функции:

– продажу автомобилей и предпродажное обслуживание новых и подержанных автомобилей;

– продажу запасных частей, эксплутационных материалов и принадлежностей к автомобилям;

– техническое обслуживание и ремонт в гарантийный и послегарантийный периоды эксплуатации;

– диагностирование узлов и агрегатов;

– антикоррозионную защиту кузовов;

– капитальный ремонт агрегатов;

– абонементное обслуживание (по договору);

– подготовку автомобилей к техническому осмотру;

– организацию рабочих мест для самообслуживания;

– оказание технической помощи на дорогах;

– проверку и регулировку двигателей на соблюдение норм токсичности выхлопных газов;

– проведение консультаций по вопросам технической эксплуатации автомобилей.

Современные СТОА – это многофункциональные предприятия, которые можно классифицировать по назначению, месторасположению, производственной мощности и специализации.

В зависимости от назначения и размещения СТОА подразделяются на городские и дорожные.

Городские СТОА предназначены в основном для обслуживания парка легковых автомобилей конкретного населенного пункта или территории.

Дорожные станции – для оказания технической помощи всем автомобилям, находящимся в пути: легковым, грузовым и автобусам.

По характеру основной деятельности городские СТОА могут быть комплексными (выполняют весь комплекс работ по техническому обслуживанию и ремонту), гарантийными (чаще от заводов-изготовителей) и специализированными (по конкретным моделям автомобилей или по видам работ: диагностические, ремонт и регулировка тормозов, кузовов, приборов питания, зажигания, аккумуляторных батарей и др.).

Городские СТОА по производственной мощности и виду выполняемых работ разделяются ла следующие группы:

– малые станции (число рабочих постов до 10);

– средние станции (число рабочих постов до 30);

– большие станции (число рабочих постов до 50);

– крупные станции (число рабочих постов более 50).

 

 

12.Организация технического обслуживания и ремонта легковых автомобилей, принадлежащих гражданам: система технического обслуживания и ремонта автомобилей на гарантийном и послегарантийном периодах эксплуатации, структура системы автотехобслуживания.

С учетом особенностей эксплуатации легковых автомобилей и прав их владельцев применяется планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта, основы которой изложены в «Положении о техническом обслуживании и ремонте легковых автомобилей, принадлежащих гражданам».

Предпродажная подготовка автомобилей включает:

– комплекс обязательных работ по удалению с окрашенной поверхности кузова слоя временной противокоррозионной защиты, проверке наличия масел и специальных жидкостей в агрегатах и системах, проведению уборочно-моечных работ, проверке и регулировке агрегатов, узлов и систем, особенно тех, которые обеспечивают безопасность движения, проверке технической документации и ее соответствию номерам кузова и агрегатов (трудоемкость этих работ 3,5 чел.-ч);

– комплекс работ по ликвидации выявленных неисправностей (3,5-4,5 % от продаваемых автомобилей);

– комплекс дополнительных работ по установке противоугонных устройств, зеркал, антикоррозионной обработке кузова и др. (по заявкам покупателей).

Гарантийное обслуживание предусматривает проведение технического обслуживания и диагностирования (за счет владельцев автомобилей, кроме работ, обязательно рекомендованных заводом-изготовителем), ремонта (при соблюдении водителем правил эксплуатации – за счет завода-изготовителя или СТОА), консультаций по разъяснению правил эксплуатации и хранения автомобилей, обучение водителей самостоятельному выполнению отдельных регулировочных работ.

В послегарантийный период эксплуатации ТО и ремонт осуществляются в соответствии с «Положением о техническом обслуживании и ремонте легковых автомобилей, принадлежащих гражданам». Положение устанавливает виды и нормативы технических воздействий, содержит основные рекомендации для организации ТО, ТР и КР на СТОА. При этом режим ТО регламентируется сервисной книжкой (СК), прикладываемой к автомобилю при его продаже и включающей, например, для автомобилей ВАЗ талоны на обслуживании через 2–3 тыс. км, 9,5–10 тыс. км. Периодичность техобслуживания, перечень и объемы операций определяют заводы-изготовители. Современные легковые автомобили имеют пробеги до очередного ТО после первого обслуживания – 15–30 тыс.км.

Рис. 5.1. Структура системы технического обслуживания и ремонта легковых автомобилей, принадлежащих гражданам

Капитальный ремонт агрегатов выполняется на авторемонтных предприятиях и специально оснащенных СТОА.

 

 

Организация технического обслуживания и ремонта легковых автомобилей, принадлежащих гражданам: система технического обслуживания и ремонта автомобилей на гарантийном и послегарантийном периодах эксплуатации, структура системы автотехобслуживания.

Организация производственного процесса на СТОА осуществляется по следующей схеме

Если СТОА продает автомобили, то они направляются на пост предпродажной подготовки (и при необходимости на соответствующий участок для устранения неисправностей), а оттуда – в зону хранения и магазин.

Автомобили, прибывающие на СТОА для проведения ТО и ТР, проходят мойку, поступают на участок приемки для установления объема работ и через зону ожидания (или минуя ее) направляются на соответствующий производственный участок.

В зоне мойки проводятся уборка солона кузова и багажника, мойка двигателя, колес, автомобиля (снизу и сверху), сушка. При уборочно-моечных работах применяются струйно-щеточные, сушильные, пыле-сосные и различного рода специализированные установки. Для восстановления и продления срока службы лакокрасочного покрытия в данной зоне может выполняться полировка кузова.

Участок приемки и выдачи автомобилей предназначен для внешнего осмотра и проверки комплектности автомобиля и его технического состояния, определения ориентировочного объема работ, контроля выполняемых работ и сдачи автомобиля владельцу. В качестве оборудования применяются напольные посты или подъемники.

При необходимости для установления причины неисправностей мастер-приемщик направляет автомобиль на посты диагностирования или делает пробный выезд автомобиля. На участке диагностирования выявляют скрытые неисправности в тормозной системе, подвеске, двигателе, системах питания и электрооборудования, прогнозируется остаточный ресурс, устраняются мелкие неисправности, контролируется остаточный ресурс, контролируется качество ТО и ТР. В зависимости от размеров СТОА участок диагностирования размещается на одном-трех постах (комбинированные или раздельные стенды для проверки двигателя, тормозов, подвески), а на крупных станциях в зонах ТО и ТР дополнительно могут быть организованы посты по проверке и регулировке углов установки колес, динамической балансировке колес, проверке фар.

На участке (зоне) постовых работ по техническому обслуживанию и ремонту выполняются профилактические и ремонтные операции, снятие и установка агрегатов и узлов. Работы осуществляются на напольных постах, осмотровых канавах (с подъемниками и без них), эстакадах, стационарных подъемниках (гидравлические одноплунжерные, двух- и четырехстоечные элекгромеханические), опрокидывателях, окрасочно-сушильных камерах и т. д. С учетом специфики работ, выполняемых на СТОА, рекомендуется 60–70 % постов оснащать подъемниками.

Снятые с автомобилей узлы и агрегаты могут направляться для проверки и ремонта на специализированные производственные участки: агрегатно-механический, шиномонтажный и шиноремонтный, топливной аппаратуры, электрооборудования, аккумуляторных батарей, окраски и антикоррозионного покрытия, обойный. Объем работ в этих отделениях и применяемое оборудование в основном аналогичны тем, которые используют на АТП легковых автомобилей

По техническому назначению различают следующие типы постов:

– рабочие посты – автомобиле-места, оснащенные оборудованием и предназначенные для мойки, диагностирования, ТО, ТР, малярных работ;

– вспомогательные посты – автомобиле-места (оснащенные или не оснащенные оборудованием) для выполнения технологически вспомогательных операций – посты приемки и выдачи автомобилей, сушки на участке уборочно-моечных работ, подготовки и сушки на малярном участке;

– посты ожидания – автомобиле-места для ожидания перед постановкой на рабочие или вспомогательные посты, а также для ожидания ремонта снятых агрегатов, узлов, приборов.

 

Технологическая планировка станции технического обслуживания (СТО): требования, предъявляемые к планировочным решениям; состав помещений СТО и их взаимное расположение, анализ проектных решений СТО.

СТОА размещаются в промышленных и коммунально-складских зонах с максимально возможным приближением к местам хранения автомобилей (городские СТОА) или основным магистралям (дорожные СТОА). Для территории СТОА, как правило, выбирается прямоугольный участок с соотношением сторон 2:3. . Размеры земельных участков СТОА можно принимать, пользуясь следующими рекомендациями в зависимости от числа рабочих постов:

10 постов – 1 га; 15 постов – 1,5 га; 25 постов – 2,0 га; 40 постов – 3,5 га.

На территории СТОА располагают:

– основное здание (производственные, складские, административно-бытовые помещения);

– очистные сооружения;

– стоянку автомобилей, ожидающих ремонт (открытая);

– стоянку отремонтированных автомобилей (под навесом);

– стоянку автомобилей перед продажей (под навесом);

– склады лакокрасочных материалов, кислорода, ацетилена;

– посты для самообслуживания (под навесом или закрытые). Расстановка автомобилей производится с учетом независимости выезда всех автомобилей под углом 90° к оси проезда.

Расстояния от СТОА до жилых и общественных зданий следует принимать не менее(при числе рабочих( меньше 10 чел/выше 10)) –(15м/25м ) до жилых зданий,50 м до школьных сооружений.

При выборе участка и размещении на нем зданий и сооружений следует учитывать возможность расширения СТОА с минимальными перестройками. Зарезервированные участки можно использовать для организации платной стоянки автомобилей.

В основе планировочного решения СТОА лежат схема производственного процесса, состав помещений, объемно-планировочные решения, а также противопожарные и санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к отдельным зонам и участкам.

Высота производственных помещений 3,6 м –без кранового оборудования и 4,8 м – оснащенных подвесным крановым оборудованием.

Производственная часть комплексной СТОА может включать следующие зоны, участки, отделения:

– уборки, мойки, сушки, полировки кузова;

– приемки-выдачи;

– диагностирования;

– ТО, ТР, гарантийного обслуживания;

– смазки;

– ремонта кузова;

– полной или частичной окраски;

– противокоррозионной обработки кузова;

– ремонта приборов системы питания;

– ремонта электротехнических приборов;

– зарядки и ремонта аккумуляторных батарей;

– ремонта агрегатов;

– механических работ;

– медницких и арматурных работ;

– работ по предпродажной подготовке;

– диспетчерскую, бюро контроля загрузки постов и нормирования.

Зону уборочно-моечных работ следует располагать с учетом возможного использования ее как перед ТО и ремонтом, так и в качестве самостоятельной услуги, т. е. без последующего проезда по территории СТОА. Пересечение маршрутов движения автомобилей на территории станции не допускается.

Зона приемки-выдачи должна быть смежной как с административно-коммерческой, так и с производственной частью СТОА. К ней примыкает участок диагностирования, который следует располагать так, чтобы им было удобно пользоваться и при проверке качества ТО и ТР, и диагностировании автомобиля по рекламации потребителя.

Участок диагностирования обычно размещают смежно с помещением для клиентов. Это дает возможность клиенту присутствовать при диагностировании его автомобиля или хотя бы наблюдать за ходом этого процесса через застекленную перегородку из помещения клиентской. Клиентские могут оборудоваться приборами, дублирующими показания основного диагностического оборудования.

Централизованную раздачу свежих и сбор отработанных моторных и трансмиссионных масел следует предусматривать на СТОА с числом рабочих постов более 10.

На СТОА с числом рабочих постов до 10 (включительно) в помещении постов ТО и ТР допускается размещать посты для ремонта кузовов с применением сварки при условии, что указанные посты ограждены сплошными несгораемыми экранами высотой 2,5 м от пола и обеспечены централизованным газоснабжением.

Компрессоры мощностью до 14 кВт в сборе с воздухосборниками допускается устанавливать в помещениях для постов мойки или ТО и ТР с числом постов до пяти включительно.

Зона ТО и ТР является основной и по характеру производственного процесса должна быть связана со всеми производственными участками и центральным складом.

При разработке планировок СТОА рекомендуется использовать типовые решения. Ниже приводим примеры таких решений (проектов).

К СТОА малой мощности относится станция на шесть рабочих постов (рис. 5.3). На станции производятся работы по ТО и ТР 720 автомобилей в год.

Здание этой станции выполнено со сдвигом двух его частей размерами 42 12 и 30 12 м относительно друг друга, чем достигается улучшенная освещенность участка ТО и ТР 1. В основном зале СТОА имеются два поста с электромеханическими подъемниками 4, один специализированный пост диагностики 5 и один опрокидыватель автомобиля 3 для ремонта ходовой части и днища кузова. В отдельных помещениях располагаются пост мойки 6, пост окраски 9, компрессорная 10, склад запасных частей 20, клиентская 19.

 

 

Экономика транспорта

Экономика транспорта

Дайте определение экономической службы автотранспортного предприятия. Какие задачи перед собой она ставит? Перечислите и охарактеризуйте отделы экономической службы автотранспортного предприятия.

Экономическая служба АТП определяет пути, по которым должны разрабатываться технические и организационные мероприятия, направленные на повышение технической готовности подвижного состава и совершенствование эксплуатационной и коммерческой деятельности АТП.

Отделы:

ОТК – отдел технического контроля

ПТО – производственно-технический отдел

ОГМ – отдел главного механика

ОТС – отдел технического снабжения.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 402.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...