Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Типы и функции предприятий автомобильного транспорта, их характеристика и показатели. Состояние и пути развития производственно-технической базы автотранспортных предприятий.




1Автотранспортные предприятия предназначены для перевозки грузов или пассажиров, а также выполнения работ по ТО, ТР, хранению и материально-техническому обеспечению подвижного состава.

По хар-ру перевозок и типу ПС делятся на автобусные, грузовые, смешанные и специальные.

По ведомственной принадлежности и характеру производственно-хоз-ной деятельности м.б.: общего пользования (республиканских ведомств автотранспорта государственных концернов), ведомственные.

По организации производственной деятельности:

1. комплексные АТП – самостоятельные предприятия, кот осуществляют транспортную работу, хранение и все виды ТО и ТР ПС.

2. кооперированные АТП – предприятия, входящие в состав производственного АТ объединения (ПАТО), деятельность которых осуществляется с учетом централизации транспортной работы, а также полной или частичной централизации работ по ТО, ТР ПС.

2.Автообслуживающие предприятия служат для выполнения ТО, ТР, хранения автомобилей и снабжения их эксплуатационными материалами (могут выполнять эти функции в комплексе или только часть из них). В отличие от АТП эти предприятия перевозочные функции не выполняют.

БЦТО - самостоятельные предприятия или входящие в состав ПАТО, выполняющие наиболее трудоемкие виды ТО и ТР для ПС различных АТП, организаций или филиалов, расположенных в районе деятельности базы. Состав и объем работ на БЦТО, определяются в зависимости от условий эксплуатации, расположения и оснащенности АТП, состава парка и др. Выполняются в основном наиболее сложные виды профилактических работ (ТО-2, диагностирование) и текущего ремонта, а также замена агрегатов, требующих КР.

ПТК выполняют те же функции, что и БЦТО, и создаются для выполнения наиболее трудоемких работ ТО и ТР обычно одного или двух семейств одного типа автомобилей (в основном для грузовых дизельных а/м).

Центры специализированного производства. ЦСП по назначению аналогичны БЦТО и ПТК, но отличаются более узкой специализацией производства и большими объемами выполняемых работ данного вида. Преимущественное развитие получают ЦСП по ТР двигателей и агрегатов, приборов с-мы питания, электрооборудования, АБ и др.

Станции технического обслуживания. СТО предназначены для выполнения всех видов ТО и ТР автомобилей индивидуального пользования, мелких предприятий и организаций. По типу обслуживаемого подвижного состава СТО подразделяются: для легковых, грузовых автомобилей и смешанного парка (встречаются редко); по назначению и размещению - на городские и дорожные. Наибольшее распространение получили СТО по обслуживанию легковых автомобилей, принадлежащих населению.

Размер СТО определяется числом одновременно обслуживаемых автомобилей (рабочих постов). Размер городских СТО от 5 до 30 рабочих постов, а дорожных от 2 до 5 постов.

Автозаправочные станции служат для заправки а/м топливом, маслами, охлаждающей жидкостью; а также для подкачки шин. В частности, газобаллонные автомобили, работающие на сжиженном газе, заправляются на автомобильных газонаполнительных станциях (АГНС), а работающие на сжатом природном газе - на газонаполнительных компрессорных станциях (АГНКС). Кроме того, на заправочных станциях могут продаваться различные смазочные и другие эксплуатационные материалы, выполняться простые операции ТО, располагаться пункты мойки, питания.

АЗС подразделяются на городские и дорожные. В свою очередь городские делятся на АЗС общего типа, расположенные вне центральной части города, и АЗС „тротуарного типа", находящиеся в центральных районах города. Так же создаются на АТП, имеющих более 250 автомобилей. (для сокр порожних пробегов)

Мощность АЗС определяется их пропускной способностью. Стоянки предназначены для открытого и закрытого хранения ПС, но в отдельных случаях могут включать здания и сооружения для мойки, ТО и ремонта а/м. Стоянки общего пользования в основном предназначены для хранения легковых автомобилей, принадлежащих населению.

Различают стоянки для постоянного хранения а/м (в жилой застройке) и для временного - в основном у общественных, торговых, спортивных зданий.

Пассажирские автостанции и автовокзалы служат для обслуживания междугородних и межрайонных автобусных и таксомоторных сообщений. Автостанции сооружают в городах, населенных пунктах, на участках дорого с относительно малой интенсивностью движения автобусов и маршрутных такси, а автовокзалы – в крупных городах, где концентрируются конечные пункты междугородних автобусных сообщений.

Пропускная способность автостанций и автовокзалов определяется суточным числом отправлений пассажиров. Эти предприятия так же имеют комнаты отдыха, пункты питания и т.д.

Грузовые автостанции служат для сбора, хранения, комплектования и экспедирования грузов. На них оформляют документы, взвешивают, перегружают грузы и т.д. Их размер определяется грузооборотом и вместимостью складов.

Мотели и кемпинги служат для обеспечения автотуристов условиями для отдыха и услугами по содержанию автомобилей. Мотель – это комплекс, состоящий из гостиницы, гаража, площадок для автомобилей и СТО. Кемпинг – это благоустроенная территория с участками для установки палаток и стоянки автомобилей. Мотели сооружаю на дорогах вблизи крупных городов, а кемпинги в местах массового отдыха.

3.Авторемонтные предприятия (заводы и мастерские) специализируются по КР отдельных агрегатов или полнокомплектных а/м. Мастерские имеют производственную программу до 1000 КР в год, заводы - >1000 КР в год. Заводы обслуживают ПС ряда областей, мастерские – отдельных районов города.

Производственно-техническая база – это совокупность зданий, сооружений, оборудования, оснастки и инструмента, предназначенного для ТО и ТР, хранения ПС, а так же для создания необходимых условий работы персонала.

Основная задача АТП – обеспечение требуемого уровня тех готовности ПС для выполнения перевозок при наименьших трудовых и материальных затратах.

Основные характеристики ПС, влияющие на ПТБ: тип ПС и конструкция (может различаться по уровню надежности, сложности и габаритов), пробег с начала эксплуатации.

Формы развития ПТБ:

1. Организационно-технические мероприятия – это отдельные мероприятия, направленные на устранение узких мест, замену устаревшего оборудования на нескольких участках, внедрение мероприятий по научной организации труда (НОТ).

2. Техническое перевооружение – это осуществление комплекса мер по повышению тех уровня всех или большинства производственных звеньев, действующих на АТП за счет внедрения новой техники и прогрессивной технологии. Проводится без расширения произв площадей.

3. Реконструкция действующего предприятия – это проведение по единому проекту полного или частичного переустройства предприятия, вкл строительство новых цехов в замен ликвидируемых, возведение новых и расширение существующих вспомогательных объектов.

4. Расширение действующего предприятия – это строительство по новым проектам филиала предприятия, дополнительного производственного комплекса, цехов и объектов на территории действующего предприятия или примыкающих к нему площадей с целью наращивания производственной мощности.

5. Новым строительство считается возведение предприятия на новой площади по установленному в определенном порядке проекту с целью создания новой производственной мощности, которая после ввода в эксплуатацию будет состоять на собственном балансе.

Преимущества реконструкции, расширения и технического перевооружения:

1. Более экономное расходование материалов, финансовых, трудовых и других ресурсов на единицу вводимо или наращиваемой производственной мощности.

2. Значительное сокращение сроков освоения капитальных вложений, что дает возможность избежать долгого незавершенного строительства и морального старения, заложенного в проект решения.

3. Инженерно-строительные работы проводятся на освоенной площадке. Нет необходимости производить крупные работы по планировке земельного участка и обустройства территории.

4. Наличие трудового коллектива, действующего АТП как средство контроля за качеством и сроками выполнения работ.

Недостатки данных форм развития АТП:

1. Невозможность использования типовых проектов в целом.

2. Необходимость вписать новые планировочные и технологические решения в габариты существующей территории и объемы использующихся производственных зданий.

3. Невозможность использовать высокопроизводительные технологии в строительстве.

4. Необходимость привязки к существующим строительным конструкциям, осуществление переоборудования постов и т.д.

 

Порядок проектирования предприятий автомобильного транспорта: содержание задания на проектирование предприятия, стадии проектирования и их содержание, понятие о типовом проектировании.

Проектирование автотранспортных предприятий ведется на основе утвержденных схем развития и размещения производственных сил и предприятий автомобильного транспорта по экономическим регионам. Заказчиками проектов АТП или их зданий, сооружений являются министерства, ведомства, предприятия различных форм собственности, эксплуатирующие автомобильный подвижной состав.

Типовые и индивидуальные проекты предприятий автомобильного транспорта, разрабатываются различными проектными организациями.

На основании утвержденного технико-экономического обоснования и требований Положения об оценке качества проектно-сметной документации для строительства составляется задание на проектирование.

Задание на проектирование содержит следующие сведения:

– основание для проектирования – решения соответствующего органа;

– назначение и функции предприятия;

– место строительства;

– сроки, очередность и стоимость строительства;

– источники энерго-, водоснабжения и др.;

– основные технико-экономические показатели, которые должны быть достигнуты.

Задание на проектирование выдается органом, утвердившим технико-экономическое обоснование проекта.

АТП может осуществляться воднуилидвестадии. В одну стадию разрабатываются проекты для предприятий, строительство которых будет осуществляться по типовым или повторно применяемым проектам для технически несложных объектов, а также проектов реконструкции, расширения и технического перевооружения предприятий. В других случаях проектирование проводится в две стадии.

Проектирование в одну стадию. При этом проектировании разрабатывается рабочий проект, который состоит из общей пояснительной записки и чертежей.

Пояснительная записка имеет следующие разделы:

· общие сведения (исходные данные для проектирования, характеристику и назначении)

· генеральный план

· технологические решения

· научная организация труда рабочих и служащих;

· строительные решения;

· организация строительства;

· охрана окружающей природной среды;

· сметная документация;

· паспорт проекта.

В комплект чертежей рабочего проекта входят:

· ситуационный план размещения предприятия в районе застройки;

· генеральный план;

· принципиальная схема технологического процесса;

· технологическая планировка с указанием расположения основного стационарного оборудования (подъемников, канав и пр.);

· принципиальные схемы энергоснабжения, теплоснабжения и других коммуникаций;

· строительные чертежи (планы, разрезы, фасады);

· трассы инженерных коммуникаций (планы, схемы).

Проектирование в две стадии. Вначале разрабатывается проект, а затем, после его утверждения, рабочая документация. Содержание проекта с меньшей степенью детализации аналогично рабочему проекту.

В состав рабочей документации входят: рабочие чертежи (планы производственных и складских помещений с расстановкой вних оборудования, разрезы помещений, чертежи отдельных деталей, приспособлений и устройств, необходимых для монтажа оборудования и др.); сметная документация и др.

Конечным результатом технологического проектирования является разработка генерального плана и объемно-планировочного решения предприятия, обеспечивающих выполнение установленной программы и объема работ по ТО и ТР, а также хранение подвижного состава в соответствии с производственным процессом АТП при надлежащем уровне технико-экономических показателей проектного решения.

 

 

Производственная программа автотранспортного предприятия: выбор и обоснование исходных данных на проектирование; определение коэффициента технической готовности парка автомобилей, объема работ и численности производственных рабочих на предприятии.

Для расчета производственной программы и объема работ АТП необходимы следующие исходные данные:

· тип и количество подвижного состава (автомобилей, прицепов, полуприцепов);

· среднесуточный (среднегодовой) пробег автомобилей;

· дорожные и климатические условия эксплуатации;

· режим работы подвижного состава и режимы технического обслуживания и ремонта.

Коэффициент технической готовности подвижного состава предприятия является основным показателем, характеризующим готовность подвижного состава к транспортной работе, и может исчисляться как за один день работы автотранспортного предприятия, так и за какой-либо другой период (неделю, месяц, квартал, год). Его определяют простым делением количества исправных автомобилей на списочное количество автомобилей.

Например, на автотранспортном предприятии насчитывается 100 автомобилей, а в технически неправ ном состоянии находится 80 автомобилей, тогда

КТГ=Количество исправных автомобилей/Списочное количество автомобилей=80/100=0.8

Коэффициент технической готовности автомобильного транспорта за определенный период рассчитывается по формуле

КТГМес=А*Дисп/А*Дсп

где А*Диспколичество автомобиле-дней исправных автомобилей; А*Дсп — количество автомобиле-дней списочного состава автомобилей.

Нормативные значения трудоемкости установлены для типичных условий эксплуатации, а именно: I категория условий эксплуатации; базовые модели автомобилей; умеренный климатический район; пробег ПС с начала эксплуатации составляет 50-75% от пробега до КР (при определении по нормам Положения); количество технологически совместимого ПС составляет 200-300 автомобилей

Для приведения к условиям конкретного АТП эти нормы корректируются с помощью коэффициентов учитывающих: К1 – категорию условий эксплуатации; K2 – модификацию ПС и организацию его работы; К3 – природно-климатические условия эксплуатации ПС; К4 –число технологически совместимого ПС (при расчете по нормам ОНТП); К4 – пробег ПС с начала эксплуатации (при расчете по нормам Положения); К5 – условия хранения ПС (при расчете по нормам ОНТП); К5 – число автомобилей на АТП (при расчете по нормам Положения).

Расчетные скорректированные трудоемкости ЕО по нормам ОНТП:

tEOc = tнЕОс · К2 ; tEOт = tЕОс · 0,5 .

Расчетные скорректированные трудоемкости ТО по нормам ОНТП:

 tТОi = tнТОi · К2 · К4 .

Расчетные скорректированные трудоемкости ЕО и ТО по нормам Положения:

tЕО,ТОi = tнЕО,ТОi · К2 · К5 .

Расчетная скорректированная трудоемкость ТР как по нормам ОНТП, так и по нормам Положения:

tТР = tнТР · К1 · К2 · К3 · К4 · К5 .

Объем работ по ЕО, ТО за год определяем произведением числа обслуживаний соответствующего вида на скорректированное значение трудоемкости данного вида:

ТЕО,ТОi Г = NЕО,ТОi Г · t ЕО,ТОi Г .

Годовой объем работ ТР определяем по формуле:

ТТР Г = LГ · АИ · tТР / 1000 .

К производственным рабочим относятся рабочие зон и участков, непосредственно выполняющие работы по ТО и ТР ПС. Численность производственных рабочих определяется по каждому виду технических воздействий, по производственным зонам и участкам.

Технологически необходимое (явочное) и штатное (списочное) число рабочих:

РТ = ТГ · ФТ , РШ = ТГ · ФШ .

где ТГ - годовой объем работ по зонам ТО, ТР или участку, чел-ч; ФТ , ФШ – годовые фонды времени соответственно явочного и штатного рабочего, ч.

Для нормальных условий труда принимаем ФТ = 2070 ч и ФШ = 1820 ч.

Так как в число работ ТР входят работы с вредными условиями труда, то годовые фонды времени явочного и штатного рабочего на постах и участках ТР:

ФТ(Ш)ТР = (ФТ(Ш)н.у. · a + ФТ(Ш)вр. · b) / (a+b) ,

где ФТ(Ш)н.у. , ФТ(Ш)вр. – годовые фонды времени явочного и штатного рабочего соответственно для производств с нормальными и вредными условиями труда; a, b – суммарные процентные показатели работ с нормальными и вредными условиями труда соответственно.

Для вредных условий труда принимаем ФТ = 1830 ч и ФШ = 1610 ч.

 

Технологический расчет количества постов и поточных линий на предприятии автомобильного транспорта: определение такта линии и ритма производства, определение количества постов ожидания (подпора).

Более 50 % объема работ по ТО и ТР выполняется на постах. Поэтому в технологическом проектировании этот этап имеет важное значение, так как число постов в последующем во многом определяет выбор объемно-планировочного решения предприятия. Число постов зависит от вида, программы и трудоемкости воздействий, метода организации ТО, ТР и диагностирования автомобилей, режима работы производственных зон.

Ритм производства К,- это время, приходящееся в среднем на выпуск одного автомобиля из данного вида ТО, или интервал времени между выпуском двух последовательно обслуженных автомобилей из данной зоны

Ri =60 ТСМ C/(Ni.C× j)

где ТСМ - продолжительность смены, ч; С - число смен; Ni.C- суточная производственная программа раздельно по каждому виду ТО и диагностирования; j - коэффициент, учитывающий неравномерность поступления автомобилей на посты ТО.   

Такт поста ti, представляет собой среднее время занятости поста. Оно складывается из времени простоя автомобиля под обслуживанием на данном посту и времени, связанного с установкой автомобиля на пост, вывешиванием его на подъемнике и т.п.:

tI = 60tiП + tП

де ti - трудоемкость работ данного вида обслуживания, выполняемого на посту, чел-ч; РП число рабочих, одновременно работающих на посту; tП ¾ время, затрачиваемое на передвижение автомобиля при установке его на пост и съезд с поста, мин.

Посты ожидания (подпора) – это посты, на которых автомобили, нуждающиеся в том или ином виде ТО и ТР, ожидают своей очереди для перехода на соответствующий пост или поточную линию. Эти посты обеспечивают бесперебойную работу зон ТО и ТР, устраняя в некоторой степени неравномерность поступления автомобилей на обслуживание и ТР. Кроме того, в холодное время года посты ожидания в закрытых помещениях обеспечивают обогрев автомобилей перед их обслуживанием.

Посты ожидания могут предусматриваться раздельно или вместе для каждого вида обслуживания и размещаться как в производственных помещениях, так и на открытых площадках. При наличии закрытых стоянок посты ожидания в помещениях постов ТО и ТР не предусматриваются.

Число постов ожидания перед ТО и ТР принимается:

· для поточных линий ТО -по одному для каждойлинии;

· для индивидуальных постов ТО, Д-1, Д-2 и ТР - 20 % числасоответствующих постов.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 355.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...