Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Классы трансмиссионных масел по ГОСТ 17479.2-85




Класс вязкости Кинематическая вязкость при 100°C, мм2/с Температура, при которой динамическая вязкость не превышает 150 Па·c, °C, не выше
9 6,00-10,99 -35
12 11,00-13,99 -26
18 14,00-24,99 -18
34 25,00-41,00 -

В соответствии с классом вязкости ограничены допустимые пределы кинематической вязкости при 100°C и отрицательная температура, при которой динамическая вязкость не превышает 150 Па·с. Эта вязкость считается предельной, так как при ней еще обеспечивается надежная работа агрегатов трансмиссий.

В зависимости от эксплуатационных свойств и возможных областей применения масла для трансмиссий автомобилей, тракторов и другой мобильной техники отнесены к пяти группам: ТМ-1 - ТМ-5, указанным в таблице. Группу масел устанавливают по результатам оценки их свойств по ГОСТ 9490-75 при разработке новых трансмиссионных масел и постановке их на производство, а также при периодических испытаниях товарных масел 1 раз в 2 года. По классификации ГОСТ 17479.2-85 масла маркируют по уровню напряженности работы трансмиссии и классу вязкости. Например, в маркировке масла ТМ-5-18 ТМ означает начальные буквы русских слов "трансмиссионное масло", первая цифра - группа масла по эксплуатационным свойствам, вторая цифра - класс вязкости масла.

Группы трансмиссионных масел по ГОСТ 17479.2-85

Группа масел по эксплуатационным свойствам Состав масел Рекомендуемая область применения
1 Минеральные масла без присадок Цилиндрические, конические и червячные передачи, работающие при контактных напряжениях от 900 до 1600 МПа и температуре масла в объеме до 90°C
2 Минеральные масла с противоизносными присадками То же, при контактных напряжениях до 2100 МПа и температуре масла в объеме до 130°C
3 Минеральные масла с противозадирными присадками умеренной эффективности Цилиндрические, конические, спирально-конические и гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 2500 МПа и температуре масла в объеме до 150°C
4 Минеральные масла с противозадирными присадками высокой эффективности Цилиндрические, спирально-конические и Гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 3000 МПа и температуре масла в объеме до 150°C
5 Минеральные масла с противозадирными присадками высокой эффективности и многофункционального действия, а также универсальные масла Гипоидные передачи, работающие с ударными нагрузками при контактных напряжениях выше 3000 МПа и температуре масла в объеме до 150°C

До введения ГОСТ 17479.2-85 на классификацию и систему обозначений трансмиссионных масел маркировка масел в нормативно-технической документации была другой. Обозначение трансмиссионных масел по ГОСТ 17479.2-85 и соответствие их ранее принятым маркам преведены в таблице.

Соответствие обозначений трансмиссионных масел по ГОСТ 17479.2-85 принятым в нормативно-технической документации

Обозначение масла по ГОСТ 17479.2-85 Принятое обозначение масла Нормативно-техническая документация
ТМ-1-18 ТС-14,5 ТУ 38.101110-81
ТМ-1-18 АК-15 ТУ 38.001280-76
ТМ-2-9 ТСп-10ЭФО ТУ 38.101701-77
ТМ-2-18 ТЭп-15 ГОСТ 23652-79
ТМ-2-34 ТС ТУ 38.1011332-90
ТМ-3-9 ТСзп-8 ТУ 38.1011280-89
ТМ-3-9 ТСп-10 ТУ 38.401809-90
ТМ-3-18 ТСп-15К, ТАп-15В ГОСТ 23652-79
ТМ-5-9 ТСз-9гип ТУ 38.1011238-89
ТМ-5-18 ТСп-14гип, ТАД-17и ГОСТ 23652-79
ТМ-5-34 ТСгип ОСТ 38.01260-82
ТМ-5-12з(рк) ТМ5-12рк ТУ 38.101844-80

Ассортимент трансмиссионных масел

Трансмиссионные масла без присадок в последние годы производят и применяют чрезвычайно редко (для устаревших видов техники), и выработку таких масел осуществляют по специальным заказам покупателей. Так, на некоторых нефтеперерабатывающих заводах продолжается выпуск вязкого остатка от прямой перегонки нефти: нафтенового основания. Продукт реализуют под старым торговым названием Нигрол. Выпускают 2 вида Нигрола - зимний и летний, различающиеся между собой уровнем вязкости и температурами вспышки и застывания.

Рассматривая рыночный ассортимент трансмиссионых масел сегодняшнего дня, следует, прежде всего, отметить его заметное сокращение. Так, совершенно перестали вырабатывать старые, хорошо известные масла АК-15, ТС-14,5, сократились объемы производства ранее широко используемых масел ТАп -15В, ТЭп-15 и др. Объясняется это значительным сокращением в эксплуатации старых автомобилей, тракторов, экскаваторов и других видов транспортных, строительных и сельскохозяйственных технических средств.

В то же время нельзя не заметить появления на нефтяном рынке страны различных зарубежных трансмиссионных масел аналогичного назначения, которые в ряде случаев успешно конкурируют с маслами отечественного производства. Тем не менее, ряд маловязких, низкозастывающих масел специального назначения продолжают вырабатывать и успешно реализуют в сложных условиях современного рынка.

Соответствие* классов вязкости и групп трансмиссионных масел по ГОСТ 17479.2-85 классификациям SAE J306С и АРI

Класс вязкости по ГОСТ 17479.2-85 Класс вязкости по SAE J306С Группа по ГОСТ 17479.2-85 Группа по АРI
9 75W ТМ-1 GL-1
12 80W/85W ТМ-2 GL-2
18 90 ТМ-3 GL-3
34 140 ТМ-4 GL-4
- - ТМ-5 GL-5

* Приблизительное соответствие. Для полного соответствия необходимо проведение целого комплекса испытаний по определенным методикам.

Пластичные смазки. Основные эксплуатационные свойства пластичных смазок: предел прочности, эффективная вязкость, температура каплепадения, физико-химическая стабильность. Классификация и обозначение пластичных смазок. Ассортимент пластичных смазок и область их применения.

Пластичные смазки (консистентные смазки, от лат. consisto – состою, застываю, густею) — мазе- или пастообразные смазочные материалы, получаемые введением твердых загустителей в жидкие нефтяные или синтетич. масла и их смеси. Как правило, пластичные смазки (в литературе их для краткости часто наз. просто смазками) — трехкомпонентные коллоидные системы, содержащие дисперсионную среду (жидкая основа), дисперсную фазу (загуститель), модификаторы структуры и добавки (наполнители, присадки). Благодаря высокой концентрации, коллоидные частицы загустителя образуют пространств. структурный каркас, в ячейках к-рого прочно удерживается масло. Большинство пластичных смазок имеет волокнистое строение.

Предел прочности на сдвиг — миним. нагрузка, вызывающая переход от упругопластич. деформации к течению смазки. С повышением т-ры он обычно уменьшается. Т-ра, при к-рой предел прочности приближается к нулю, характеризует верх. предел работоспособности пластичных смазок. Оценка прочности производится на пластометре: сдвиг смазки осуществляется в спец. оребренном капилляре под давлением термически расширяющейся жидкости. Для большинства П. с. предел прочности на сдвиг 0,1-1 кПа (при 200°C).

 

Вязкость определяет прокачиваемость при низких т-рах и др. эксплуатац. св-ва смазок, возможность заправки ими узлов трения. Для измерения вязкости используют, напр., капиллярные и ротац. вискозиметры. При миним. рабочих т-рах и скорости деформации 10с-1 вязкость пластичных смазок не должна превышать 2 кПа*с.

Температура каплепадения — миним. т-ра, при к-рой происходит падение первой капли нагреваемой смазки; условно характеризует т-ру плавления загустителя. Макс. т-ру применения смазок обычно принимают на 15-20°C ниже их т-ры каплепадения. Однако далеко не для всех пластичных смазок она позволяет правильно судить об их  высокотемпературных св-вах. Так, т-ра каплепадения Li-смазок (см. ниже) отличается от т-р, соответствующих верх. пределу их работоспособности, на 40-70°C.

Мех. стабильность характеризует реологич. св-ва смазок, т.е. их способность восстанавливаться после разрушения. Вследствие неблагоприятного влияния изменения мех. св-в пластичных смазок на функционирование узлов трения (затруднены их запуск, ухудшены рабочие характеристики, поступление смазочного материала к контактным пов-стям и увеличено его вытекание), стремятся приготовлять механически стабильные смазки. Для этого, напр., уменьшают (до определенных пределов) размеры частиц загустителей и увеличивают их концентрацию, изменяют хим. состав масел, вводят соответствующие добавки. Мех. стабильность оценивается на ротац. приборе — таксометре изменением прочности пластичных смазок при их деформировании.

Хим. стабильность — стойкость смазок к окислению кислородом воздуха (в широком смысле — отсутствие изменения св-в смазок при воздействии на них к-т, щелочей и др.). Окисление приводит к образованию и накоплению кислородсодержащих соед. в смазках, снижению их прочности и коллоидной стабильности и ухудшению иных показателей. Хим. стабильность П. с. удается повысить тщательным подбором масляной основы и загустителей, введением антиокислит. присадок, изменением технол. режимов приготовления. Стойкость к окислению особенно важна для таких смазок, к-рые заправляются в узлы трения 1-2 раза в течение 10-15 лет, работают при высоких т-рах, в тонких слоях и в контакте с цветными металлами. Большинство методов определения этого показателя для пластичных смазок основано на их окисляемости в тонком слое на к.-л. пов-сти (стекло, сталь, медь) при повыш. т-ре, оцениваемой по величине индукц. периода и скорости поглощения кислорода.

Классификация по типу масла (основы)

На нефтяных маслах (полученных переработкой нефти).

На синтетических маслах (искусственно синтезированных).

На растительных маслах.

На смеси вышеперечисленных масел (в основном нефтяных и синтетических).

Классификация по природе загустителя

Мыльные — это смазки, для производства которых в качестве загустителя применяют мыла (соли высших карбоновых кислот). В свою очередь, их подразделяют на натриевые (созданы в 1872 г.), кальциевые и алюминиевые (созданы в 1882 г.), литиевые (созданы в 1942 г.), комплексные (например, комплексные кальциевые, комплексные литиевые) и др. На мыльные приходится более 80% всего производства смазок.

Углеводородные — смазки, для производства которых в качестве загустителя используются парафины, церезины, петролатумы и др.

Неорганические — смазки, для производства которых в качестве загустителя используются силикагели, бентониты и др.

Органические — смазки, для производства которых в качестве загустителя используются сажа, полимочевина, полимеры и др.

Классификация по области применения.

В соответствии с ГОСТом 23258-78 смазки делятся на следующие группы.

Антифрикционные — снижают силу трения и износ различных трущихся поверхностей.

Консервационные — предотвращают коррозию металлических поверхностей механизмов при их хранении и эксплуатации.

Уплотнительные — герметизируют и предотвращают износ резьбовых соединений и запорной арматуры (вентили, задвижки, краны).

Канатные — предотвращают износ и коррозию стальных канатов.

В свою очередь, антифрикционная группа делится на подгруппы: смазки общего назначения, многоцелевые смазки, термостойкие, низкотемпературные, химически стойкие, приборные, автомобильные, авиационные и т.д.

В автомобилях наибольшее распространение получили антифрикционные смазки многоцелевые (Литол-24, Фиол-2М, Зимол, Лита) и антифрикционные смазки автомобильные (ЛСЦ-15, Фиол-2У, ШРБ-4, ШРУС-4, КСБ, ДТ-1, № 158, ЛЗ-31).

Классификация смазок по консистенции (густоте).

Разработана NLGI (Национальный институт смазочных материалов США). Согласно этой классификации смазки делят на классы в зависимости от уровня пенетрации (см. выше) — чем больше численное значение пенетрации, тем мягче смазка. Классификация NLGI пластичных смазок по консистенции приведена в табл. 8.1 (соответствует сортам по DIN 51818. DIN — Институт стандартов Германии).

НАИМЕНОВАНИЕ СМАЗОК.

 

В бывшем СССР до 1979 г. наименования смазок устанавливали произвольно. В результате одни смазки получили словесное название (Солидол-С), другие — номер (№ 158), третьи — обозначение создавшего их учреждения (ЦИАТИМ-201, ВНИИНП-242). В 1979 г. был введен ГОСТ 23258-78 (действующий в настоящее время в России), согласно которому наименование смазки должно состоять из одного слова и цифры.

За рубежом фирмы-производители вводят наименование смазок произвольно из-за отсутствия единой для всех классификации по эксплуатационным показателям (за исключением классификации по консистенции). Это привело к появлению огромного ассортимента пластичных смазок (по различным оценкам несколько тысяч наименований).

Многоцелевые или многофункциональные смазки можно применять во всех типах узлов трения и механизмов. Они водостойки и работоспособны в широком диапазоне скоростей, температур и нагрузок.

Наибольшее распростронение получили следующие многоцелевые смазки: литол-24, униол-1 и сиол. Их свойства представлены ниже:

Литол-24 можно применять в узлах трения всех типов, в подшипниках качения и скольжения, шарнирах, зубчатых и цепных передачах при температурах от -20 до 130 градусов по Цельсию. Расходы на смазочные операции снижаются благодаря увеличению срока службы смазки в узлах трения без смены. Смазка имеет хорошие консервационные свойства.

Близкими по составу смазками, способными служить аналогом смазке литол-24 являются: фиол 1, 2, 2М, 2У, 3, литол 459/5.

Униол-1 по высокотемпературным свойствам не уступает дорогим высокотемпературным смазкам типа ЦИАТИМ-221 и ВНИИНП-207. Его целесообразно применять в тяжелонагруженных механизмах и узлах трения, работающих при температурах до 150 градусов (краткосрочно до 200).

Аналогичное назначение имеют смазки: униол-2, графитол, аэрол, БНЗ-3.

Сиол предназначен для подшипников качения, работающих при высоких скоростях и при температурах не выше 130 градусов. Он обеспечивает эксплуатацию без смены смазки в течение длительного времени и успешно заменяет специализированные смазки ЦИАТИМ-201, 202, 203

Охлаждающие жидкости. Эксплуатационные требования к качеству охлаждающих жидкостей. Низкозамерзающие жидкости (антифризы), их состав, свойства, марки, особенности применения и техники безопасности. Тормозные жидкости: состав основы, эксплуатационные свойства, требования международных стандартов, ассортимент тормозных жидкостей.

При эксплуатации современных автомобилей для охлаждения двигателей применяют незамерзающие жидкости, объединенные общим названием «АНТИФРИЗЫ» (от англ. Antifreeze – препятствующий замерзанию).

 

В настоящее время широко распространено употребление двух названий охлаждающих жидкостей: «Тосол» и «Антифриз». Следует помнить, что «Тосол» - торговая марка антифриза. Это название образовано из «ТОС» - сокращенно технология органического синтеза (название отдела института, где была создана рецептура ОЖ) и «ОЛ» - по химической номенклатуре веществ это окончание показывает, что речь идет о спирте (этиленгликоль – это двухосновный спирт). Для примера: «этанОЛ – этиловый спирт».

Наибольшее распространение имеют гликолевые незамерзающие жидкости, представляющие собой смеси этиленгликоля с водой. Реже встречаются жидкости, изготовленные на основе пропиленгликоля, глицерина, монопропилена, смешивать которые с этиленгликолевыми нельзя.

Этиленгликоль – маслянистая желтоватая жидкость без запаха, имеющая температуру кристаллизации –12,70С и кипения +1970С водой этиленгликоль образует раствор, температура кристаллизации от-дельных компонентов которого выше температуры кристаллизации раствора, состоящего из этих компонентов. Смешивая в различных пропорциях этиленгликоль с водой, можно получить смеси с темпе-ратурой замерзания от 0 до –750С (при концентрации этиленгликоля около 66,7%). С увеличением со-держания этиленгликоля температура кристаллизации смеси повышается. Наиболее широко распро-страненные концентрации – это 52,6% и 65,3% этиленгликоля, которые позволяют растворам не замерзать при –40 и –650С соответственно.

Растворы этиленгликоля вызывают значительную коррозию конструкционных металлов.

Чтобы защитить детали системы охлаждения от коррозии, а попутно обеспечить теплоносителю ряд других полезных свойств – пониженную вспениваемость, антинакипиновые свойства и прочие – в водно-гликолевую смесь добавляют пакет специальных присадок, который и определяет основную часть эксплуатационных показателей залитого в систему антифриза.

Стандартный пакет присадок включает: ингибиторы коррозии, антинакипины, антивспенивающие и смазывающие составы. Объем пакета присадок обычно не превышает 8% объема антифриза.

В традиционных ОЖ, к числу которых относится и Тосол, защиту металлов от коррозии обеспечива-ют силикаты, бораты, нитриты, фосфаты и др. Общее название таких ОЖ – силикатосодержащие. У этих жидкостей есть ряд серьезных недостатков. Это, прежде всего, образование осадка, приводящего к закупориванию узких каналов системы охлаждения. Кроме того, силикатные ингибиторы коррозии об-разуют по всей поверхности системы охлаждения защитный слой толщиной более 1000 Ангстрем, что сильно снижает эффективность теплоотвода и увеличивает количество абразивных частиц в системе охлаждения. Помимо этого, защитные свойства ингибиторов коррозии на основе силикатов имеют довольно ограниченный срок службы – около 1,5 лет.

Но научно-технический прогресс не стоит на месте, и в середине 90-х годов прошлого века были разработаны новые карбоксилатные ингибиторы коррозии на основе органических кислот. Исследования показали, что новые охлаждающие жидкости на основе карбоксилатных ингибиторов прекрасно защищают от коррозии металлы и сплавы, обладают высокой теплоемкостью и предохраняют систему охлаждения от кавитационных разрушений. Новый антифриз не образует защитного слоя по всей системе охлаждения, поэтому поверхность узлов и деталей остается чистой. Карбоксилатные ингибиторы концентрируются лишь там, где есть опасность возникновения коррозии, но даже в этом случае толщина защитного слоя не будет превышать 50 Ангстрем (напомним: против 1000 у силикатных ингибиторов). Нельзя не сказать и еще об одном достоинстве нового продукта: он обладает термо-окислительной стабильностью в течение всего срока эксплуатации и не разрушает материалы уплотнений.

Несмотря на все преимущества нового антифриза с карбоксилатными ингибиторами коррозии, у него есть один существенный недостаток - он не совместим с антифризом на основе силикатных ан-тикоррозионных присадок. К сожалению, отличить на взгляд один тип антифриза от другого типа практически невозможно. Специальных классификаций по цвету не существует. Поэтому для опре-деления требуемого антифриза нужно руководствоваться предписанием автопроизводителя.

Красители, которые применяют для окрашивания антифризов, выбираются производителями, как правило, произвольно. Один производитель может использовать разные красители для разных марок антифризов.

Цвет некоторых импортных антифризов не следует воспринимать как принадлежность к особой группе охлаждающих жидкостей. Это обозначение того, что препарат ядовит для человека.Наличие флуоресцентной добавки облегчает диагностику системы охлаждения с целью установления мест утечки охлаждающей жидкости.

Основной нормативный документ, регламентирующий состав и свойства абстрактной охлаждающей жидкости, - это ГОСТ 159-52, также на охлаждающие жидкости типа «Тосол» существует ГОСТ 28084-89. Этот же ГОСТ регламентирует марки металлов и сорта резин, рекомендуемые для использования в системах охлаждения двигателя автомобилей. Российские производители выпускают охлаждающие жидкости и по своим Техническим условиям (ТУ).

Импортные антифризы в основном соответствуют нормам ASTM ( Американская ассоциация по испытанию материалов - общегосударственная система стандартов США ) и SAE (Общество инженеров-производителей). Они регламентируют свойства антифризов, исходя из основы и условий эксплуатации. Например, этиленгликолевых антифризов:

ASTM D3306 и ASTM D4656 – для легковых автомобилей и малых грузовиков;

ASTM D4985 и ASTM D5345 - для двигателей, работающих в тяжелых условиях.

Кроме общих стандартов, многие производители автомобилей применяют свои спецификации с дополнительными требованиями. Например, нормы GENERAL MOTORS USA – Antifreeze Concentrate GM 1899-M, GM 6038-M или система нормативов G - концерна Volkswagen (G-12, G-11).

При нажатии на педаль тормоза усилие посредством гидравлического привода передается к колесным (рабочим) тормозным механизмам, останавливающим автомобиль за счет сил трения. Если выделившееся при этом тепло нагреет тормозную жидкость свыше допустимого для нее предела, она закипит и возникнут паровые пробки. Смесь жидкости и пара станет сжимаемой, педаль тормоза может «провалиться» и произойдет отказ в торможении. Для исключения этого явления в гидроприводах используются специальные тормозные жидкости. Их принято классифицировать по температуре кипения и по вязкости в соответствии с нормами DOT – Department of Transportation (Министерство транспорта, США). Различают температуру кипения «сухой» жидкости, не содержащей воды и «увлажненной» – с содержанием воды 3,5%. Вязкость определяют при двух значениях температуры: +100°C и –40°C. Эти показатели, соответствующие американскому федеральному стандарту по безопасности автомобилей FMVSS № 116, представлены в таблице. Сходные требования содержат другие международные и национальные стандарты – ISO 4925, SAE J 1703 и т.д. В России нет единого стандарта, регламентирующего показатели качества тормозных жидкостей, и отечественные производители работают по различным техническим условиям.

Тормозные жидкости различных классов в основном применяются:

DOT 3 – для относительно тихоходных автомобилей с барабанными тормозами или дисковыми передними тормозами;

DOT 4 – на современных быстроходных автомобилях с преимущественно диcковыми тормозами на всех колесах;

DOT 5.1 – на дорожных спортивных автомобилях, где тепловые нагрузки на тормоза значительно выше.

Примечание. Жидкости класса DOT 5 на обычных транспортных средствах практически не применяются.

Эксплуатационные требования

Кроме основных – по температуре кипения и величине вязкости, тормозные жидкости должны отвечать другим требованиям.

Отсутствие отрицательного воздействия на резиновые детали. Между цилиндрами и поршнями гидропривода тормозов установлены резиновые манжеты. Герметичность этих соединений повышается, если под воздействием тормозной жидкости резина увеличивается в объеме (для импортных материалов допускается расширение не более 10%). В процессе работы уплотнения не должны чрезмерно разбухать, давать усадку, терять эластичность и прочность.

Защита металлов от коррозии. Узлы гидропривода тормозов изготавливаются из различных металлов, соединенных между собой, что создает условия для развития электрохимической коррозии. Для ее предотвращения в тормозные жидкости добавляют ингибиторы коррозии, защищающие детали из стали, чугуна, алюминия, латуни и меди.

Смазка пар трения. Смазывающие свойства тормозной жидкости определяют износ рабочих поверхностей тормозных цилиндров, поршней и манжетных уплотнений.

Стабильность при высоких и низких температурах. Тормозные жидкости в интервале температур от минус 40 до плюс 100°C должны сохранять исходные свойства (в определенных пределах), противостоять окислению, расслаиванию, а также образованию осадков и отложений.

Виды тормозных жидкостей и их совместимость

Тормозные жидкости состоят из основы (ее доля 93–98%) и различных добавок, присадок, иногда красителей (остальные 7–2%). По своему составу они делятся на минеральные, гликолевые и силиконовые.

Минеральные, представляющие собой различные смеси в пропорции 1:1 касторового масла и спирта, например бутилового (красно-оранжевая жидкость «БСК»). Такие жидкости обладают хорошими смазывающими и защитными свойствами, негигроскопичны, не агрессивны к лакокрасочным покрытиям. Но они не соответствуют международным стандартам по основным показателям – имеют низкую температуру кипения (их нельзя применять на машинах с дисковыми тормозами) и становятся слишком вязкими уже при минус 20°С.

Минеральные жидкости нельзя смешивать с гликолевыми, иначе возможно набухание резиновых манжет узлов гидропривода и образование сгустков касторового масла.

Гликолевые, имеющие в качестве основы полигликоли и их эфиры – группы химических соединений на основе многоатомных спиртов. У них высокая температура кипения, хорошие вязкостные и удовлетворительные смазывающие свойства. Основным недостатоком гликолевых жидкостей является гигроскопичность – склонность поглощать воду из атмосферы. В эксплуатации это в основном происходит через компенсационное отверстие в крышке бачка главного тормозного цилиндра. Чем больше воды растворено в тормозной жидкости, тем ниже ее температура кипения, больше вязкость при низких температурах, хуже смазываемость деталей и сильнее коррозия металлов.

Отечественные и импортные гликолевые жидкости классов DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 взаимозаменяемы, но смешивать их нежелательно, так как основные свойства при этом могут ухудшаться.

На автомобилях, выпущенных более двадцати лет тому назад, резина манжет может быть несовместимой с гликолевыми жидкостями – для них необходимо использовать только минеральные тормозные жидкости (или придется менять все манжеты).

Силиконовые, изготавливаемые на основе кремний-органических полимерных продуктов. Их вязкость мало зависит от температуры, они инертны к различным материалам, работоспособны в диапазоне температур от –100 до +350°С и не адсорбируют влагу. Их применение в частности ограничивают недостаточные смазывающие свойства. Основанные на силиконе жидкости несовместимы с другими.

Силиконовые жидкости класса DOT 5 следует отличать от полигликолевых DOT 5.1, так как сходство наименований может привести к путанице. Для этого на упакове дополнительно обозначают:

ДОТ5 – SBBF («silicon based brake fluids» - тормозная жидкость, основанная на силиконе).

DOT 5.1 – NSBBF («non silicon based brake fluids» - тормозная жидкость, не основанная на силиконе).

 

 

Лакокрасочные покрытия. Требования к лакокрасочным покрытиям. Состав и классификация лакокрасочных покрытий. Материалы для получения лакокрасочных покрытий и их свойства. Общие сведения о составе резины. Процесс получения резины. Понятие о вулканизации. Основные свойства резины. Изменения эксплуатационных свойств резины и причины, их вызывающие

Лакокрасочные покрытия защищают панели кузова и обеспечивают долговечность кузовных деталей. Кроме того, они создают привлекательный внешний вид автомобиля.

Краски и лаки представляют собой жидкие субстанции различной вязкости, которые наносятся на подложечные слои.

После отвердения краски и лаки образуют равномерный слой, который называется лакокрасочным покрытием.

Лакокрасочное покрытие выполняет две функции:

• защищает поверхности кузовных деталей от агрессивного внешнего воздействия влаги, солнечного излучения, перегрева, солей, химикалий, растворителей, топлива и т. д.;

• улучшает внешний вид автомобиля при условии, что лакокрасочное покрытие выполнено на качественном уровне.

Следовательно, речь идет не только о защитных функциях лакокрасочного покрытия, но и о очень важной «эстетической» функции.

Терминология

Существуют различные определения для материалов, которые в целом называются «Подготовительные материалы, краски и лаки».

Ниже приведены наши определения тех продуктов, которые используют при окраске автомобилей.

Шпатлевка

Шпатлевка представляет собой пластичный связывающий материал в виде пасты.

Она наносится шпателем или аналогичным материалом. Шпатлевка служит для выравнивания неровностей на поверхностях панелей кузова и для удаления царапин. Шпатлевка должна очень хорошо держаться на различных поверхностях и при этом легко шлифоваться.

 Грунтовка

Грунтовки представляют собой жидкие смеси, в которые можно добавлять пигменты.

Грунтовки наносят с целью:

• заполнения пор в подложечном слое;• защиты от коррозии;• создания слоя с хорошей адгезией к краске.

Наполнители

Наполнители представляют собой пигментированные, жидкие смеси с большим содержанием твердых материалов. Они выравнивают поверхность путем заполнения неровностей загрунтованного слоя.

После обработки наполнителями получают гладкую поверхность, на которую наносят лакокрасочный строй.

 Эмали

Речь здесь идет о красках, которые дают особенно гладкое и прочное лакокрасочное покрытие.

Краска

Краска состоит преимущественно из органического цветного пигмента, который растворен в несущей основе, базе или органическом носителе. Краска может быть более или менее прозрачна.

 Прозрачный лак

Прозрачный лак представляет собой жидкий окрасочный материал, не содержащий пигментов, который наносится тонким слоем. После нанесения лак образует тонкую прозрачную пленку.

Тонирующие материалы

К ним относятся материалы, которые после нанесения на верхний слой внедряются в него и несколько изменяют его цвет.

Обычно эти материалы бесцветны и образуют поверхностной пленки.

Состав краски

Для обеспечения хорошего внешнего вида и прочности лакокрасочного покрытия краски содержат следующие составные части:

• несущая основа;• пигмент;• растворитель;• добавки.

Несущая основа

Эта составная часть после высыхания краски не улетучивается, а придает прочность слою краски.

Несущая основа (связывающее вещество) играет важную роль в качестве базовой субстанции для других составных частей краски.

Химический состав несущей основы вещества определяет свойства краски, например:

• характер процесса высыхания;• качества лакокрасочного покрытия, его прочность и глянец;• стойкость к атмосферным воздействиям;

• эластичность;• адгезионные качества.

Краски определяются в зависимости от характера несущего основы. Акриловые краски имеют в качестве несущей основы акрил, целлюлозные краски — связывающее вещество на основе целлюлозы.

Пигменты

Пигменты представляют собой очень мелкие твердые частицы, нерастворимые в несущей основе.

Они производятся посредством измельчения органических и неорганических веществ.

Пигменты определяют в первую очередь такие качества краски, как:

• цвет;

• светопроницаемость.

Кроме того, существуют пигменты, которые определяют и другие качества красок.

Пигменты делятся на следующие группы:

• Антикоррозийные пигменты

Они защищают окрашиваемую основу (например, сталь, алюминий, медь) от коррозии.

• Покрывные пигменты

Они представляют собой светонепроницаемые частицы определенного цвета (например, красные, зеленые, синие пигменты). Они служат для придания цвета покрытию. Вследствие особенностей их состава или структуры пигменты могут создавать цветовые или оптические эффекты. Алюминиевые и слюдяные частицы дают эффект «металлик» или «перламутр».

• Пигменты-наполнители

Эти пигменты имеют определенное назначение.

Они служат наполнителем покрывных пигментов для придания им большей удельной плотности.

• Пигменты с особыми свойствами

Эти пигменты придают краскам особые качества, например, огнестойкость, влагостойкость.

Растворители

Растворители добавляют к краскам для сохраняли поддержания несущей основы в жидком состоянии во избежании ее высыхания (коагуляции) до момента нанесения на поверхность. После нанесения на поверхность растворители при сушке испаряются. В лакокрасочном слое не остается растворителя.

В сущности, растворители являются до определенного момента частью основы краски.

Для снижения вязкости краски необходимо ее разбавить растворителем. Предназначенные для этого средства иногда называют разжижителями. Растворители и разжижители могут иметь одинаковые или разные химические свойства.

Чтобы растворители и разжижители жидкое состояние основы, необходимо, чтобы они имели совместимые с основой химические качества.

Различают две группы красок:

• Краски на основе растворителей

Растворители и разжижители состоят из летучих, органических соединений, например, ацетона, бутилацетата.

• Краски на водяной основе

В этом случае вода является основной составной частью растворителей и разжижителей.

Добавки

Качество краски определяется характером несущей основы, концентрацией его в краске и свойствами добавок. Без добавок свойства лакокрасочного покрытия весьма ограниченны, и покрытие не может отвечать заданным требованиям.

Назначение добавок:

• Отвердители

Служат для упрочнения и укрепления слоя краски.• Наполнители

Определяют структуру поверхностного слоя, его шероховатость и зернистость.• Эластификаторы

Определяют эластичность и пластичность лакокрасочного покрытия.• Загустители

Улучшают процесс окраски и предотвращают потеки и наплывы.• Смачиватели

Улучшают гомогенизацию прочих составных частей.• Дисперсаторы

Уменьшают образование комков и сгустков в краске.• Антиседиментаторы Предотвращают выпадение пигмента в осадок. Эмульгаторы

Улучшают процесс смешивания составных частей краски.

(вулканизат) получают вулканизацией резиновой смеси, представляющей собой механическую смесь каучука с различными органическими и неорганическими веществами — ингредиентами.

Основные компоненты резиновых смесей делят на следующие группы: каучуки и регенерат, вулканизующие вещества, ускорители вулканизации, активаторы вулканизации, замедлители вулканизации, противостарители, пластификаторы (мягчители), активные и неактивные наполнители, красители.

В зависимости от назначения изготовляют различные резиновые смеси, например в шинном производстве — протекторную, каркасную, брекерную, камерную, теплостойкую и т. д.

Каучук придает резиновым изделиям специфические свойства: эластичность, водо и газонепроницаемость, диэлектрические качества и т. д.

Натуральный каучук (НК) добывают из млечного сока — латекса коры каучуконосных растений, из которых основным является дерево — бразильская гевея,— достигающее высоты 30 м и 3,5 м в обхвате, выращиваемое на плантациях в странах с тропическим iклиматом, главным образом в ЮгоВосточной Азии — Малайе, Индонезии, Таиланде и Цейлоне, дающих 90% мировой продукции нк.

При подсечке коры бразильской гевеи выделяется латекс, содержащий в дисперсном состоянии до 40% каучука.

Основными сортами натурального каучука, применяемыми в шинном производстве, являются: смокедшитс и частично светлый креп.

Частицы каучука в латексе шаро и грушевидной формы имеют диаметр порядка 1,04 мкм. Для получения каучука сорта смокедшитс в латекс добавляют слабый раствор уксусной или муравьиной кислоты, под действием которой происходит коагуляция (свертывание) каучука и он в виде сгустка постепенно всплывает на поверхность.

После промывки сгустки каучука вальцуют и получают листы толщиной 2,5—3 мм, которые сушат в камерах при 40—50° С и коптят дымом сжигаемых сырого дерева и скорлупы кокосовых орехов, чем обеспечивается стойкость от гниения и окисления. Листы янтарного цвета с запахом копчености упаковывают в кипы весом около 110 кг.

Натуральный каучук является высокомолекулярным непредельным углеводородом и рассматривается как полимер изопрена, имеющего формулу С5Н8, которую можно записать так:

СН3-СН2—С=СН—СН2

Одна черточка в формуле означает валентные связи атомов в молекуле каучука, две черточки означают двойные связи. Общая формула углеводородной цепочки натурального каучука (С5Н8)п, где п — количество изопентеновых групп (звеньев) в молекуле.

Молекулы полимеров представляют собой цепочки, построенные из очень большого количества (до нескольких десятков тысяч и более) повторяющихся элементов — простых структурных звеньев, поэтому полимеры имеют очень высокий молекулярный вес.

Наличие в молекулах каучука ненасыщенных, т. е. неиспользованных двойных связей между соседними атомами углерода определяет его непредельность. Цепочки молекул НК вытянуты в линию и имеют линейную структуру.

Эластичность каучука обусловлена тем, что структурные звенья его макромолекул находятся в постоянном тепловом хаотическом движении, отчего длинные цепочки макромолекул как бы скручены в спирали или клубки. Если пластинку каучука растягивать, то цепочки молекул его раскручиваются — выпрямляются, а после прекращения действия силы растяжения стремятся, как пружинки, в исходное положение (т. е. скручиваются).

Резины, изготовленные на основе НК, обладают высокой эластичностью, прочностью, газонепроницаемостью, морозостойкостью, хорошим сопротивлением истиранию, раздиру и другими псиными свойствами, необходимыми для шинных резин.

Вулканизация - технологический процесс, в котором пластичный каучук превращается в резину. В результате вулканизации фиксируется форма изделия и оно приобретает необходимые прочность, эластичность, твердость и другие эксплуатационные свойства. С химической точки зрения вулканизация - соединение ("сшивание") гибких макромолекул каучука в трехмерную пространственную сетку поперечными химическими связями. Образование сетки происходит под действием специального химического реагента или энергетического фактора, например, высокой температуры, ионизирующей радиации. Наиболее распространена серная вулканизация, используемая в производстве автомобильных покрышек, резиновой обуви и т.д

ы

Механические свойства вулканизованной резины характеризуются рядом показателей, важнейшие из которых определяют при испытаниях ее на растяжение и сжатие, для чего в соответствии с ГОСТ 270—75 используют те же методы и такого же типа машины, какие применяются для оценки прочности металлов.

Пределом прочности при растяжении (разрывной прочностью) называется напряжение, возникающее в резине к моменту разрыва образца. Численно предел прочности 52 равен частному от деления максимальной нагрузки Р, зафиксированной при разрушении образца, на площадь его поперечного сечения, измеренную до начала растяжения.

Относительным удлинением при разрыве е2 называется выраженное в процентах отношение прироста длины образца резины в момент разрыва к его первоначальной длине.

Остаточным удлинением при разрыве 02 называется выраженное в процентах отношение прироста длины разорванного образца к его первоначальной длине.

Некоторые стандартные параметры для трех типов резины, упо

Оценка износостойкости (сопротивления истиранию) и стремление к ее повышению преимущественно касается резины, идущей на изготовление деталей, которые по условиям работы перемещаются путем скольжения или качения относительно других предметов и при этом подвергаются износу. Из резиновых изделий для автомобилей к этой категории, в первую очередь, относятся пневматические шины, которым приходится работать в исключи­тельно тяжелых условиях, сочетающих в себе восприятие высоких ударных нагрузок в очень широком диапазоне температур, царапающее и абразивное воздействие полотна дороги и грунта, неблагоприятное влияние влаги, солнца, кислорода и т.д.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 211.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...