Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Особенности эмоционально-волевой сферы
Эмоциональная реакция ребенка на сам акт обследования___________________ Характер деятельности: а) проявление интереса к заданию, стойкость интереса______________________ б) целенаправленность деятельности ____________________________________ в) наличие самоконтроля в деятельности_________________________________ (нуждается ли в помощи, какой) Критичность в оценке своей деятельности_______________________________ Понимание эмоционального смысла картинок, текстов_____________________ Эмоциональная устойчивость (неустойчивость) поведения__________________ Контактность в общении со взрослыми, детьми____________________________
Заключение по результатам обследования ________________________________
Рекомендации по результатам исследования _____________________________
Дата__________________________
Педагог-психолог_______________
Психологическая характеристика и психологическое заключение. Психологическая характеристика позволяет при ознакомлении составить психологический портрет ребенка либо возрастной группы детей в целом. Она свободна по форме. Речь идет об индивидуальных особенностях развития ребенка, то есть особенностях его познавательной и личностно-эмоциональной сфер, коммуникативных предпочтениях, наличии общих или специальных способностей и пр. Примерная схема изучения и составления психологической характеристики. 1. Общие сведения о ребенке: возраст, класс (группа), ОУ, состояние здоровья, 2. Условия семейного воспитания: состав семьи; профессии, возраст, краткая характеристика родителей и других членов семьи (братьев, сестер, бабушек, дедушек и т.д.), взаимоотношения в семье, согласованность действий взрослых по воспитанию ребенка. 3. Деятельность ребенка. ■ Учебная деятельность: готовность к школьному обучению (для дошкольников); мотивы учения и учебные интересы; отношение к школе, учению и отметкам; учебные достижения (успеваемость, знания, умения, навыки); активность, любознательность, прилежание; наличие «школьной тревожности». ■ Игровая деятельность: преобладающие и любимые игры; предпочтительные роли в них; взаимоотношения в игре со сверстниками и взрослыми. ■ Трудовая деятельность: общественно-полезный и бытовой труд (постоянные и ситуативные поручения); мотивы, отношение к труду; активность, способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками; роли и функции в совместной трудовой деятельности. ■ Общение: потребность в общении, общительность, круг желаемого и реального общения, удовлетворенность общением, характер общения (доминирование, подчинение, лидерство, конформизм, эмпатия, конфликтность); общение со взрослыми, сверстниками и младшими; общение с детьми своего и противоположного пола. ■ Ребенок как член классного коллектива: краткая характеристика класса (количество детей к классе (группе), соотношение мальчиков и девочек, формальная и неформальная структуры группы, психологический климат, межличностные отношения, степень сформированности в классе коллектива). 4. Особенности познавательных процессов. ■ Внимание: виды, свойства, влияние на успеваемость и дисциплину, соответствие возрастным особенностям. ■ Восприятие: целостность, скорость и точность, осмысленность; восприятие времени и пространства, восприятие человека; наблюдательность. ■ Память: уровень развития различных видов памяти, индивидуальные и возрастные особенности, склонность к зубрежке, влияние на успеваемость. ■ Мышление: уровень развития видов и операций; самостоятельность, гибкость, активность, скорость протекания мыслительных процессов, логичность; влияние на успеваемость. ■ Речь: фонематические, лексические, грамматические, стилистические особенности; содержательность и понятность; логичность, богатство словарного запаса, наличие речевых «штампов»; выразительность, эмоциональность; половые особенности; уровень развития устной и письменной речи. ■ Воображение: воссоздающее и творческое, склонность к фантазированию, проявление в творческой деятельности, оригинальность, конвергентность, гибкость, беглость, самостоятельность, обобщенность, эмоциональность; уровень развития креативности личности. 5. Структура личности учащегося. ■ Направленность: доминирующие мотивы и цели деятельности, тип направленности (общественная, личная, деловая); интересы (преобладающие интересы, их глубина, широта, устойчивость, степень активности; профессиональные и личностные интересы); мечты и идеалы (степень их обобщенности и действенности). Элементы формирующегося мировоззрения. ■ Характер: описание черт характера по типам отношений (к себе, другим людям, деятельности, вещам), качеств характера, тип акцентуации. ■ Самосознание и система управления: Я-концепция, самооценка (уровень, адекватность, устойчивость, ориентация, дифференцированность). ■ Уровень притязаний: высота, адекватность, устойчивость, ведущая тенденция. ■ Способности: общие, специальные, одаренность; как и в каких формах развиваются. ■ Темперамент: тип нервной системы, психологическая характеристика (сензитивность, реактивность и активность и их соотношения, экстраверсия, ригидность, эмоциональная возбудимость, типы реакций), проявления в поведении и общении. ■ Чувства и эмоции: преобладающие; эмоциональная возбудимость и нестабильность; склонность к аффектам в ситуациях успеха и неуспеха; отношение к педагогическим воздействиям; доминирующие эмоции в межличностных контактах; склонность к психическим состояниям тревожности, агрессивности; фрустрационная толерантность. ■ Воля: уровень развития, целеустремленность, инициативность, решительность, самообладание, наличие волевых привычек. 6. Общие выводы и рекомендации: общий уровень психического развития ребенка, соответствие возрастным особенностям.
Психологические заключения являются основной рабочей документацией педагога-психолога. Заключения по видам работы могут быть: ■ психодиагностике – индивидуальной или групповой; ■ по развивающей или коррекционной работе (лист коррекционной работы) – индивидуальной или групповой; В настоящее время у педагогов-психологов наблюдается дифференциация психологических заключений, как по форме, так и по содержанию. Это связано с различными психодиагностическими технологиями, находящимися в компетентности педагогов-психологов. Структура психологического заключения по психодиагностике должна включать следующие блоки: ■ общая характеристика возрастного развития на основе особенностей психофизического характера, адаптационного и двигательного комплексов, специфики поведения; ■ познавательное развитие на основе характеристик познавательных процессов и речевой функции; ■ личностно-эмоциональное развитие на основе характеристик самосознания, мотивационно-потребностной, эмоциональной сфер; ■ коммуникативное развитие на основе характеристик средств и позиций общения, конфликтности; ■ детская (учебная) компетентность на основе содержания продуктивных и процессуальных видов детской деятельности. Далее идут блоки констатации общего вывода и необходимости профессионального вмешательства: ■ особенности развития; ■ проблемы развития; ■ прогноз развития; ■ рекомендации.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 274. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |