Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Структура готовности детей к школьному обучению.⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 19
Выделяют общую и специальную готовность детей к обучению в школе. Общую готовность к школе рассматривают на трех уровнях: · морфофункциональном · интеллектуальном · личностном Под морфофункциональной готовностью (школьной зрелостью) обычно понимают уровень морфологического и функционального развития, при котором требование систематического обучения, различного рода нагрузки, новый режим жизни не будут чрезмерно обременительными для ребенка. Интеллектуальная готовность - это актуальный уровень развития и созревания психических функций, который позволяет успешно овладевать навыками и умениями учебной деятельности, являясь основным условием успешности учения детей 6 лет. Личностная готовность выражается в способности детей регулировать свои взаимоотношения с социальной средой, проявлять такие свойства, которые необходимы для овладения новыми видами деятельности, формирования отношений со сверстниками, взрослыми, самим собой. Под специальной готовностью понимается приобретение ребенком знаний и умений, которые обеспечат ему успешность овладения содержанием обучения в первом классе школы по основным предметам. Возрастные показатели готовности детей к обучению в школе Возрастные показатели интеллектуального развития: • в уме создает новые образы и воплощает их в играх, рисунках, инструкциях • запоминает учебный материал, понимая его содержание и др. Возрастные показателипроизвольности: • организует и контролирует свою двигательную активность • самостоятельно выполняет ряд последовательных действий и др. Возрастные показатели личностного развития: • в ситуации выбора отдает предпочтение учебным, игровым мотивам • сформированы: положительное отношение к школе, отношение к себе как к школьнику, к взрослому как учителю и др. Показатели сформированности учебной деятельности: • умение слушать и слышать, внимательно и точно выполнять последовательные указания педагога • умение осмысливать учебный материал, выделять в нем главное, самостоятельно действовать по заданию педагога и др. • Педагогические основы воспитания готовности ребенка к школе в дошкольном возрасте. Оптимизация воспитания и развития детей в разных возрастных группах как общее условие совершенствования готовности к школе. Специфическая роль группы «Фантазеры» в подготовке детей к школе. Важнейшая задача - подготовка к школе. От подготовки ребенка в дошкольные годы зависит успешность его школьного обучения. В психофизиологическом отношении готовность ребенка к школе не может быть сведена лишь к овладению им суммой каких-либо отдельных знаний и умений. Она представляет собою целостную систему свойств и качеств, характеризующую достижение ребенком новой, более высокой стадии общего физического, умственного, нравственного и эстетического развития. Так, она предполагает определенный уровень морфофункционального созревания всего организма и нервной системы ребенка, обеспечивающей повышение его умственной и физической работоспособности (М.В. Антропова, Н.Т. Терехова). Наряду с этим существенное значение имеет приобретенный детьми запас элементарных знаний об окружающем, а также простейших навыков практической и умственной работы, достигнутый ими уровень развития мышления и речи, а также познавательных интересов, степень сформированности общественных мотивов поведения и нравственно-волевых качеств, необходимых для того, чтобы успешно заниматься социально значимой учебной деятельностью, направленной на усвоение школьного курса основ наук (JI.И. Божович, Р.С. Буре, JI.А. Венгер и др.). Педагогический опыт и специальные исследования А.М. Леушиной, Т.В. Тарунтаевой, Ф.А. Сохина и др. говорят о том, что основное значение для подготовки к школе имеют не столько специальные занятия и упражнения, направленные на формирование у детей каких-либо знаний и умений, сколько в первую очередь вся целостная система физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников во всех возрастных группах детского сада, направленная на всестороннее гармоническое развитие детской личности. Подготовка детей к школе должна последовательно осуществляться на протяжении всего дошкольного возраста и завершаться в подготовительной группе детского сада, где ей необходимо уделять особое внимание. В психолого-педагогической литературе (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Г.М. Лямина, Г.Г. Петроченко, Т.В. Тарунтаева и др.) понятие готовности определяется как многогранное развитие личности ребенка и рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах: как «общая, психологическая готовность» и как «специальная готовность» к обучению в школе. Оптимизация системы обучения и воспитания детей осуществляется в контексте создания воспитательно-образовательных пространств как одного из определяющих факторов, позитивно влияющих на процесс формирования у детей коммуникативной готовности к обучению в образовательном учреждении. Проблему оптимизации учебно-воспитательного процесса в ДОУ можно решить при применении эффективных методов и способов воспитательного процесса. Подготовка к школе – специфическая роль старших групп, одна из важных задач и результатов всего педагогического процесса. Общая подготовка осуществляется на протяжении всего дошкольного детства. Во всех возрастных группах педагог работает над развитием разных сфер личности, над развитием детской деятельности. Итог – разностороннее развитие детей в соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями. Специфическая подготовка к усвоению учебных предметов протекает в старшем дошкольном возрасте при изучении материала, являющегося основой дальнейшего усвоения учебных предметов в школе. Эта подготовка осуществляется на специальных занятиях. Основы необходимых для развития знаний и умений дети получают и ранее. Однако в старшем дошкольном возрасте особое внимание уделяется обучению грамоте, освоению понятий и закономерностей существования окружающего мира, предъявляются четкие требования к качеству процесса и результатов обучения.
76. Современные психолого-педагогические исследования проблемы готовности детей к школьному обучению. Актуальность проблемы преемственности в работе дошкольного учреждения и школы. Сущность преемственности между дошкольным и начальным образованием. Особенности социально-психологической позиции школьника. Неподготовленность к школе как фактор, препятствующий успешной адаптации ребенка к школе. Современные подходы к проблеме психологической готовности детей к школеВ теоретических работах Л.И. Божович основной упор делался на значение мотивационной сферы в формировании личности ребенка. Были выделены две группы мотивов учения:1) широкие социальные мотивы учения; 2) мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью. Полноценная учебная мотивация должна включать и познавательные мотивы, и широкие социальные мотивы учения, и мотивы достижения, но индивидуальность каждого ребенка проявляется в доминировании какого-то из указанных мотивов внутри учебной деятельности. И так, можно сказать, что в исследованиях Л.И. Божович, посвященных психологической готовности к школе, в качестве низшего актуального уровня психического развития, необходимого и достаточного для начала обучения в школе, было предложено новообразование, названное ею «внутренняя позиция школьника». Это психологическое новообразование возникает на рубеже дошк. и млад. школьного возраста, или в период кризиса 7 лет, и представляет собой сплав двух потребностей – познавательной и потребности в общении со взрослыми на новом уровне. Именно сочетание этих двух потребностей позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и целей, или, другими словами, произвольном поведении ученика. Обсуждая проблему готовности к школе, Д.Б. Эльконин выделял необходимые предпосылки учебной деятельности. Анализируя эти предпосылки, он и его сотрудники выделили следующие параметры: – умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия; – умение ориентироваться на заданную систему требований; – умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; – умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу. Все эти предпосылки вытекают из особенностей психического развития детей в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту, а именно: потеря непосредственности в социальных отношениях, обобщение переживаний, связанных с оценкой, особенности самоконтроля. В исследованиях Л.А. Венгера и Л.И. Цеханской мерой и показателем готовности к школьному обучению выступило умение ребенка сознательно подчинять свои действия заданному правилу при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Данное умение связывалось со способностью овладения общим способом действования в ситуации задачи. Особую актуальность в настоящее время имеет проблема преемственности между ступенями образования. Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. В дошкольном возрасте закладываются важнейшие черты будущей личности. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования. Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений. Социально – психологическая характеристика младшего школьного возраста.Младший школьный возраст, как любой другой, характеризуется рядом противоречий. Главное из них состоит в том, что ребенок одновременно тяготеет к двум противоположным позициям: ребенка и взрослого. Это основное противоречие конкретизируется в целом ряде других, возникающих в связи с поступлением ребенка в школу. Назовем наиболее типичные из них, вызванные изменением внешних условий жизни ребенка:• потребность растущего организма в интенсивной двигательной активности вступает в противоречие с необходимостью вести малоподвижный образ жизни; тяга к игре противоречит необходимости отказываться от нее в пользу учебной деятельности;• общительность должна сочетаться с необходимостью дисциплинированного поведения на уроке акцент на умственном развитии вступают в конфликт со способностью ребенка бурно переживать происходящее, эмоционально реагировать на все события;• противоречие между потребностью младшего школьника в личностном, неформальном общении со взрослыми и преобладанием делового, функционального общения с одним из самых значимых взрослых — с учителем и пр. Деятельность и общение шестилеток регулируется учителем. Продолжают интенсивно развиваться волевые процессы. В учебной деятельности и в коллективе сверстников у младшего школьника в первую очередь формируются такие волевые черты характера, как самостоятельность, уверенность в своих силах, настойчивость, выдержка. Появляются сдержанность и самостоятельность. Другое важное волевое качество младшего школьника—сдержанность. К концу младшего школьного возраста значение осмысленных поступков возрастает. Ребенок приобретает навыки самоконтроля. Существует ряд причин, затрудняющих адаптацию детей к школе. Одной из таких причин многие исследователи называют несоответствие функциональных возможностей детей требованиям, предъявляемым в учебных занятиях и всем режимом школы, или, иначе говоря, недостаточный уровень функциональной готовности детского организма к школьному обучению, отсутствие так называемой школьной зрелости. В особом внимании нуждаются те дети, которые компенсируют свою неготовность к школе чрезвычайным умственным напряжением и поэтому не попадают в разряд неуспевающих. Как правило, учебные успехи у таких школьников достигаются ценой их здоровья. Это хорошо демонстрируется несовпадением уровня школьной зрелости у детей одного паспортного возраста, но находящихся на разных ступенях биологического развития. Совершенно естественно, что число детей, обнаруживающих функциональную неготовность к школе, выше у 6-летних по сравнению с 7-летними. Следовательно, необходимо облегчить детям 6-летнего возраста адаптацию к школе. Одним из средств для этого явилось бы несколько более позднее поступление в школу. Адаптация детей к школе в значительной степени определяется и такими факторами, как содержание обучения и методика преподавания. Отбирая программный материал, следует в полной мере учитывать возрастные возможности детей. Переход из детского сада в школу должен быть облегчен как за счет создания элементов школы в последней группе детского сада, так и за счет сохранения элементов детского сада в 1-м классе школы. Среди факторов, влияющих на адаптацию детей к обучению в школе, следует отметить состояние здоровья. 77. Основные задачи преемственности дошкольного и начального образования. Преемственность в содержании, формах и методах образовательной работы учреждения дошкольного образования и начальной школы. Формы взаимодействия учреждения дошкольного образования и школы.Основными задачами преемственности дошкольного и начального школьного образования являются: 1) осуществление общих подходов к организации образовательного процесса;2) соблюдение общих принципов построения программ и методик;3) осуществление общих подходов при подготовке кадров дошкольного и начального школьного образования;4) создание оптимальных медико-биологических и психолого-педагогических условий для благоприятной адаптации 6-летних детей в начальный период школьного обучения. В ДУ ведется целенаправленная работа по установлению преемственности между детским садом и школой. Детский сад и школа составляют единый совместный план. Обязательным условием организации образовательного процесса является согласование целей и задач дошкольного и начального школьного образования для реализации единой линии развития ребенка на этапах старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Преемственная связь между детским садом и школой имеет сложную структуру. В ней можно выделить следующие параметры: 1. Преемственность в содержании обучения и воспитания. 2. Преемственность в формах и методах образовательной работы. 3. Преемственность педагогических требований и условий воспитания детей. Формы осуществления преемственности: 1. Работа с детьми:• экскурсии в школу;• посещение школьного музея, библиотеки;• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы• совместные праздники и т.д.2. Взаимодействие педагогов:• совместные педагогические советы (дошкольных групп и школа); • семинары, мастер- классы и т.д 3. Сотрудничество с родителями:• совместные родительские собрания с педагогами дошкольных групп и учителями школы; • круглые столы и т.д. 78. Сущность понятия «интеграция». Дифференциация понятий «интеграция» и «инклюзия». Основные подходы к организации интегрированного обучения и воспитания в Республике Беларусь и за рубежом. Нормативное правовое обеспечение интегрированного образования в Республике Беларусь. интеграция – это процесс и результат взаимодействия различных элементов, которое приводит к возникновению чего-то нового, целостного. Термином «интеграция» обычно обозначают выборочное помещение учеников с особенностями психофизического развития в обычные общеобразовательные школы. Сторонники данного подхода считают, что ученик должен «заслужить» возможность обучаться в обычной общеобразовательной школе, продемонстрировать свои «способности» справляться с ее программой. Система специального образования остается в целом неизменной. Таким образом, параллельно существуют три модели образования: общее, специальное и интегрированное. Детям с отклонениями в развитии оказывают и традиционные формы услуг: они посещают массовую школу, но учатся в специальных классах, не включаясь в процесс совместного обучения с остальными детьми, т. е. имеет место частичная интеграция. Термин «инклюзия» характеризует более глубокие процессы: ребенку предоставляется право посещать обычную школу, но для этого создается необходимая адаптированная образовательная среда и оказываются поддерживающие услуги. Полное включение означает, что все ученики независимо от вида, тяжести и характера нарушения развития обучаются в общеобразовательном классе, получая, если требуется, дополнительные услуги, извлекая пользу из совместного обучения со своими здоровыми сверстниками. В соответствии с национальными законодательствами государств – членов ЕврАзЭС, лица с ограниченными возможностями имеют право на обучение в образовательном учреждении общего назначения. Например, в Италии в 70-х гг. XX в. произошла социальная революция, результатом которой стало закрытие психиатрических больниц, детских домов и специальных учреждений для воспитания детей с особенностями психофизического развития. В этой стране вот уже 40 лет обучение всех детей осуществляется в общеобразовательных школах, что является важным условием формирования личностной зрелости, толерантности людей с нарушениями развития. В нашей стране согласно Закону о правах ребёнка и Закону о социальной защите инвалидов, детям с ОПФР гарантированы выбор ими или их родителями учебных учреждений, получение базового и профессионального образования. Классы интегрированного (совместного) обучения и воспитания создаются в учреждениях образования общего типа на всех уровнях основного образования для совместного обучения лиц с особенностями психофизического развития и лиц, не имеющих физических и (или) психических нарушений. При этом в таких учреждениях образования общего типа число лиц с особенностями психофизического развития не должно составлять более 20 процентов от общего числа обучающихся.В настоящее время в Беларуси определились и нашли государственную поддержку три формы (модели) интегрированного обучения детей школьного возраста:► специальные классы при общеобразовательной школе (эта форма организации позволяет создать возможности для проведения внеклассной работы на более широкой интеграционной основе, чем в условиях специальной школы);► классы интегрированного обучения (в них могут быть дети с неоднородными нарушениями в количестве 2–4 человек (4 человека с неглубокими нарушениями, но не больше двух типов нарушений));► коррекционно-педагогическое консультирование как специально организованная форма обучения. Такие же формы интеграции используются и на уровне начального образования. Нормативное правовое обеспечение интегрированного образования в Республике Беларусь. Закон Республики Беларусь ”Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)“от 18 мая 2004 г. № 285-З;Закон Республики Беларусь ”О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь“ (извлечения) от 11 ноября 1991 г. № 1224-XII; Постановление Министерства Республики Беларусь ”Об утверждении Инструкции о порядке организации подвоза детей с особенностями психофизического развития в учреждения образования на специально оборудованных транспотрных средствах“; Постановление Министерства образования Республики Беларусь ”Об утверждении Инструкции о порядке открытия и функционирования специальных классов (групп), классов (групп) интегрированного (совместного) обучения и воспитания“ от 28 августа 2006 г. № 85,”Перечень оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования“, утвержденный постановлением Министерства образования Республики Беларусь 24.09.2007 г. № 50;”Перечень средств обучения, учебного оборудования для специальных учреждений образования“, утвержденный постановлением Министерства образования Республики Беларусь 26.02.2008 г. № 16; и т.д. Характеристика психофизического развития детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью; с трудностями в обучении; нарушениями речи; сенсорными нарушениями; нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. 80. Комплектование групп интегрированного обучения и воспитания. Программное обеспечение образовательного процесса в интегрированной группе. Специфика планирования образовательного процесса в группе интегрированного обучения и воспитания. Реализация коррекционной направленности образовательного процесса в условиях интегрированного обучения и воспитания. Содержание образовательного процесса в смешанной группе определяется программой дошкольного образования и коррекционными программами с учетом индивидуальных особенностей воспитанников (возраста, структуры нарушения и т.п.). Педагогический коллектив самостоятелен в выборе программ из комплекса вариативных общеразвивающих и коррекционных программ. На каждого воспитанника группы составляется индивидуальная программа развития. Организационными формами работы смешанной группы являются фронтальные и подгрупповые занятия с воспитанниками, индивидуальные занятия. Организация образовательного процесса в условиях интегрированного обучения и воспитания предусматривает следующих специальных условий: создание коррекционно-развивающей, предметно-пространственной и социальной среды; создание адекватной возможностям детей с особенностями психофизического развития образовательной среды, что достигается обеспечением учреждений образования соответствующими учебными изданиями, индивидуальными техническими средствами обучения, необходимыми дидактическими средствами; оказание коррекционно-педагогической помощи детям с особенностями психофизического развития. Организация образовательного процесса для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения и воспитания предусматривает осуществление психолого-педагогического сопровождения. В рамках выполнения должностных обязанностей учитель-дефектолог: способствует созданию в учреждении образования коррекционно-развивающей среды для детей с особенностями психофизического развития; несет ответственность за правильную организацию и содержание учебно-воспитательной работы и работы по коррекции индивидуальных нарушений развития детей; консультирует педагогических работников группы по вопросам индивидуализации процесса обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития. Воспитатели группы интегрированного обучения и воспитания: организуют учебно-воспитательный процесс с учетом особенностей развития детей с нарушениями психофизического развития; согласовывают свою образовательную деятельность в отношении детей с особенностями психофизического развития с учителем-дефектологом; соблюдают профессиональную этику, не распространяют сведения, полученные в результате диагностической; создают атмосферу эмоционального комфорта на занятиях. В процессе образовательной интеграции включаются во взаимодействие специалисты разных структур- органы управления образованием, ЦКРОиР, общеобразовательных учреждений. ЦКРОиР выполняют координирующую функцию. Специалисты ЦКРОиР проводят психолого-педагогическое обследование детей с ОПФР, разрабатывают индивидуальные планы оказания коррекционно-педагогической помощи учащимся с ОПФР Понятие о методологии. Методология как система знаний и как система научно-исследовательской деятельности. Понятие об исследовании. Виды педагогических исследований. Логика и структура педагогического исследования. Методология – учение о путях научного исследования.Методология педагогики трактуется как система знаний об исходных положениях, об обосновании и структуре педагогической теории, о принципах научных подходов и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность; учение о базовых положениях, структуре, функциях и методах педагогического исследования. Исследование в педагогике, процесс и результат научной деятельности, направленной на получение общественно значимых новых знаний о закономерностях, структуре, механизме обучения и воспитания, теории и истории педагогики, методике организации учебно-воспитательной работы, ее содержании, принципах, методах и организационных формах. Педагогические исследования могут быть классифицированы по различным основаниям. В зависимости от применения в них эксперимента разделяются на теоретические и экспериментальные, от типа связи науки и практики – на фундаментальные, прикладные, разработки. Фундаментальные раскрывают закономерности педагогического процесса, общетеоретические концепции науки. Связаны с изучением новых процессов и явлений, а также законов, управляющих этими явлениями. Прикладные решают отдельные теоретические и практические задачи, связанные с методами обучения, воспитания, содержанием образования, вопросами школоведения, подготовкой учителей. Предметом прикладного исследования является получение новых знаний о способах практического приложения уже открытых законов управления обучением и воспитанием. Исследования-разработки содержат конкретные указания по воспитанию и обучению, методам и формам организации различных видов деятельности ученика. К разработкам относятся программы, объяснительные записки, учебники, инструктивно-методические рекомендации. Разработки продолжают прикладные исследования, связывают их с практикой. Структура и логика научно-педагогического исследования 2-й ЭТАП Выбор методологии - исходной концепции, определяющих теоретических положений, исследовательского подхода
Проблема как сущность исследования. Основные идеи и замысел исследования. Выбор темы исследования. Объект и предмет исследования, их общность и различия. Цели и задачи исследования. Методы и методики педагогического исследования. Проблема исследования определяется только вместе с его актуальностью, целью, объектом и предметом являясь центром проблемно-поисковой области исследования. Идея отображает созданный автором предлагаемый способ решения проблемы и находится на стыке рассматриваемой проблемы и внешних для исследования обстоятельств. Она рождается в сознании исследователя, и является тем новым, что привносится им в данную область знания. Замысел относится к плану исследования, к его стратегии, к используемым методам. Творческий замысел появляется, если идея творческий характер. Если проблема касается широко распространенного в практике явления, идея должна опираться на большое число фактов, а замысел требует поиска масштабных способов реализации идеи. Совет по выбору темы- она должна быть актуальной. Важное требование - она должна быть Вам интересна. Научная работа - это работа творческая. Чтобы результат был хорошим нужен энтузиазм исследователя, вдохновение. А они возникают только в случае, если тема нравится. Часто приходится выбирать тему из некоторого предлагаемого перечня. В этом случае нужно выбрать ту тему, при прочтении которой к Вам в голову начинают"лезть мысли". Бывает,что сложно определиться с темой. (все одинаково интересны).Тогда Определитесь с целью написания работы с позиций того, что в дальнейшем принесет вам, какую роль сыграет в Вашей карьере. Объект – определенное явление, которое становится полем научной деятельности. Объект может иметь не только научная работа, но и любая другая деятельность или научное направление. Например, в социологии объектом является общество, в психологии – психика человека, в медицине – человек. Объект исследования должен быть тесно взаимосвязан с темой научной работы, его характеристики и определения должны быть рассмотрены и изучены в ходе исследования. Объект всегда существует объективно, вне зависимости от исследователя и точки зрения. Предмет – более детализированная характеристика объекта, рассматривающая определенные его стороны в заданных условиях. Теоретические методы исследования, их характеристика. Эмпирические методы исследования, их характеристика. Условия применения методов исследования. Подбор методов и конструирование методики исследования. Апробация и оформление результатов педагогического исследования. Теоретические методы исследования основаны на нескольких вариантах, которые позволяют дать им качественную характеристику: абстрагирование, формализация, аналогия, предметное моделирование, мысленное моделирование и идеализация. Абстрагирование - это процесс, основанный на отвлечении от некоторых свойств субъекта в ходе его познания для того, чтобы глубоко исследовать его определенную сторону. Абстрагирование имеет несколько целей Формализация. В этом случае знания отображаются в виде условных значений и формул. Использование специальной символики — необходимый метод того, как человек отражает действительность. Аналогия является заключением о сходстве между двумя объектами по какому-то признаку. Знание, получаемое после рассмотрения определенного объекта, переносится на другой, менее изученный и доступный объект. Однако аналогия не дает достоверных знаний. Предметное моделирование. Объект изучается с использованием абстрактных моделей. Полученные знания переносятся на исследуемый оригинал. Модель дает возможность составить более полный прогноз. Модель и оригинал должны иметь известное сходство, что касается функций и физических характеристик. Мысленное моделирование. В этом случае применяются мысленные образы. Кроме мысленного моделирования существует компьютерное и знаковое моделирование. Идеализация. Для объектов создаются определенные понятия, которые на самом деле не существуют, но имеют прообраз. Идеальный объект можно описать как идею, которая выражена в знаковой системе научного искусственного языка и лежит в основе научной теории. Эмпирические методы исследования – это практические действия по сбору педагогических фактов и их преобразованию. К ним относится : Наблюдение – это преднамеренно предпринятое действие по восприятию, фиксированию реально совершённого человеком действия. Наблюдающий не вмешивается в ход событий. Может быть внешним и включённым. Внешнее –когда наблюдающий не является организатором или соучастником наблюдаемой деятельности. Включённое – когда наблюдающий участвует в деятельности вместе с наблюдаемым. Бывает сплошным и выборочным. При сплошном наблюдении фиксируются все факты и затем «складываются» в единую картину поведения. При выборочном определяется тема для сбора педагогических фактов. Беседа – это диалог равноправных участников разговора, направленного на выяснение причин какого-то педагогического факта. По целям бывают воспитательными и изучающие. Первые относятся к методам воспитания, а вторые – к исследовательским методам. Исследовательские беседы делятся на индивидуальные и групповые. И те, и другие предусматривают контакт изучающего и изучаемого, личное знакомство и расположенность друг к другу. Беседа, как и наблюдение, требует: целей, системы примерных вопросов, определения места и времени проведения, подбор способов фиксирования ответов. Эффективность беседы зависит не только от исследователя, но и от исследуемого Эксперимент – Это комплексный метод изучения явлений посредством изменения условий их протекания. В эксперименте изучается влияние нового компонента на объект познания. В нем всегда разрабатываются критериальные показатели изменения объекта познания под влиянием нового предмета познания. Эксперимент является методом комплексным, включающим в себя другие методы. Основные условия применения методов исследования: существование значимой проблемы, значимость результатов, применение исследовательских методов при проектировании, структурирование этапов выполнения исслед., самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора. Методы исследования ; Теоритический (моделирование, абстрагирование, анализ и синтез) Эмпирические (наблюдение, сравнение, эксперимент, тестирование) Математические(статистические, программирование, визуализация) . Конструирование методики: создание «модели», пилотажное исследование, надежность, валидность, стандартизация. Апрабация- установление истинности, компетентная оценка, критика оснований, методики и результатов исследования. Апрабация принимает формы докладов, обсуждений, дискуссий. Этапы: подготовительный, основной, заключительный. Оформление результатов: Когда исследование завершено и прошло атробацию, его результаты должнв быть оформлены в виде научного труда либо различных научных публикаций(статьи, брошюры). |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 224. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |