Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Причины, препятствующие продуктивному взаимодействию педагога с семьёй.




1. Низкий уровень социально-психологической культуры участников взаимодействия – родителей и воспитателей.

2. Непонимание родителями самоценности дошкольного детства и его значения для формирования личности в целом.

3. Непонимание воспитателями того, что в определении содержания, форм и методов работы УДО с семьёй именно родители выступают социальными заказчиками.

4. Недостаточная информированность родителей об особенностях жизни и деятельности детей в УДО, а воспитателей – об условиях и особенностях семейного воспитания.

5. Отношение педагогов УДО к родителям не как к субъектам воспитательной деятельности, а как к её объектам.

6. Стереотипная установка многих педагогов: родителям необходимо передавать не «житейские», а научные психолого-педагогические знания о ребёнке и его воспитании.

7. Несформированность у родителей педагогической рефлексии, т. е. неумение анализировать собственную воспитательную деятельность, находить причины своих ошибок.

Принципы взаимодействия УДО и семьи

• открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

• сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

• создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

• диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.

Условия оптимизации взаимодействия детского сада и семьи

• Позаботиться о гуманизации и демократизации взаимоотношений воспитателя с родителями.

• Необходим отказ от формального общения, от монолога в пользу диалога.

• Отдавать предпочтение не коллективным, а индивидуальным формам работы с родителями.

• Признать недостаточно эффективным средством воздействия на семью слово, не подкрепленное наглядностью.

• Обновлять содержание работы с семьей следует путем расширения круга проблем, связанных с формированием у дошкольников черт личности, условий и возможности развития их индивидуальности.

• Продумывая содержание каждого занятия с родителями, следует тщательно спланировать и его итог.

• Не следует при обсуждении педагогических проблем давать родителям готовые ответы (еще хуже занимать судейскую позицию), необходимо строить обсуждение таким образом, чтобы способствовать развитию их «педагогической рефлексии» - умению родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, неэффективности используемых методов, осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, адекватных его особенностям в конкретной ситуации.

Формы взаимодействия педагогов с родителями. Современные научные исследования по проблемам взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи.

Формы работы детского сада с семьей

Коллективные формы работы: родительские собрания, на которых обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы; встречи с родителями; вечера вопросов и ответов; заседания «круглого стола»; совместные с детьми, родителями и воспитателями праздники и развлечения; устные журналы; выставки совместных работ родителей и детей; «Дни открытых дверей»; школы для родителей, работающие по их желанию; родительские конференции; семейные (или домашние) педсоветы, которые проводятся у родителей дома.

Индивидуальные формы работы: индивидуальные беседы и консультации; посещения на дому; приобщение родителей к жизни детского сада (организационно-хозяйственная помощь родителей воспитателю).

Наглядно-информационные формы работы: выставки детских работ; реклама книг, статей из газет, журналов по проблемам семейного воспитания и др.

В исследованиях по дошкольной психологии предлагаются разные технологии проектирования взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Так, например, в работе Т. И. Бабаевой разработана педагогическая технология взаимодействия воспитателей и родителей в подготовке детей к обучению в школе. Автор подчеркивает, что особое значение в этом взаимодействии отводится взаимопониманию и обоюдному доверию педагогов и родителей, которые нашли отражение в общем девизе технологии «Возьмемся за руки, друзья».

Педагогическое образование родителей дошкольников ориентировано на развитие активной, компетентной позиции родителя (Е. А. Носова, Л. Г. Петряевская). Это могут быть такие программы, как «Мамина школа», «Вместе с папой», «Программа для родителей с “балующим” типом воспитания», «Вместе готовим ребенка к школе».

Современные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи.

К новым подходам взаимодействия педагогов и родителей относятся:

- учет личного опыта родителей:важно заинтересовать родителей рассматриваемыми проблемами, опираться на имеющийся у них положительный опыт воспитания, не поучать их; учитывать запросы и пожелания родителей в приобретении информации.

- вариативностьсодержания, форм и методов образования родителей, использование методов формирования педагогической рефлексии и активизации родителей: анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ родителями собственной воспитательной деятельности, метод домашних заданий (например, сочинение на тему «Мой ребенок»), игровое моделирование поведения (проигрывание ситуаций, например, «Успокойте плачущего ребенка»); просмотр видеороликов с записью занятий, различных режимных моментов; игры (О. Л. Зверева, Т. В. Кротова).

 

Актуальность проблемы готовности детей к обучению в школе. Определение понятий «готовность детей к школе» и «подготовка детей к школе». Готовность к школе как интегративное новообразование личности старшего дошкольника и показатель развития ребенка. Структура готовности к школе, взаимосвязь различных аспектов готовности к школе. Показатели готовности детей к школе.

В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30 – 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности:

- социальный,

- психологический,

- эмоционально – волевой.

В широком плане под готовностью к школе понимают такой уровень развития детей, который позволяет им достаточно легко адаптироваться к новым условиям жизни и деятельности, овладевать знаниями, умениями, нормами и правилами поведения, проявляя при этом необходимый уровень активности. В более узком плане под готовностью понимают структурные компоненты, которые определяются уровнем интеллектуального, личностного, эмоционального и социального развития детей 6 лет.

Результатом подготовки является готовность детей к обучению в школе. Эти два термина связаны между собой причинно-следственными отношениями: готовность детей к школе непосредственно зависит от качества подготовки.

Переход ребенка в школу – качественно новый этап в его развитии, который связан с изменением «социальной ситуации развития», с личностными новообразованиями, которые Л.С. Выготский назвал «кризисом 7 лет».










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 204.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...