Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Выделяют три модели построения образовательного процесса.
1Учебная модель2Предметно-средовая модель 3 Комплексно-тематическая модель
Приобщение родителей к организации жизни и воспитанию детей в учреждении дошкольного образования. Особенности организации жизни детей в разных возрастных группах дошкольного учреждения в первой и второй половине дня. Взаимодействие ДУО с родителями - это объединение общих целей и интересов с целью развития в ребенке гармоничной и здоровой личности. Вовлечение родителей в воспитально-образовательный процесс помогает улучшить эмоциональное самочувствие детей, расширить воспитательный опыт родителей, достигнуть единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и в дошкольной организации От того, насколько успешно будет осуществлено взаимодействие педагогов ДУО с родителями, будет зависеть эффективность развития и воспитания ребенка. Воспитателю необходимо проводить периодические беседы с родителями с целью уточнения режима ребенка, любимых игр и других особенностей малыша, проводить родительские собрания, выставки совместного творчества детей и родителей, тематические праздники с участием родителей, оформлять информационные стенды для родителей, проводить индивидуальные консультации с родителями - с психологом, заведующим, медицинскими работниками. Правильное физическое развитие ребенка невозможно без строгого выполнения режима дня, который должен соответствовать реальному составу детей в группе. Однако это не означает, что нужно устанавливать отдельные режимы для всех возрастных подгрупп. В условиях разновозрастной группы это невозможно, так как происходит совпадение во времени разных режимных процессов. Так, начало обеда старших детей совпадает с началом сна маленьких, и старшие мешают спокойному засыпанию малышей ит.д. поэтому в разновозрастной группе более целесообразно руководствоваться общим режимом для всех. Для детей трех-четырех возрастов (с 3 до 7 лет) за основу берется режим дня среднего возраста (5 год жизни) и с учетом режима дня остальных детей вносятся некоторые изменения в продолжительность режимных процессов. Так, режимные процессы с младшими детьми начинают на 5-10 минут раньше, чем с более старшими. В противоположном порядке осуществляется только подъем детей после дневного сна (первыми на 15 минут поднимаются старшие дети). Общность тематического содержания создает благоприятные условия для совместных сюжетно-ролевых игр детей разного возраста. Разные игры в разновозрастной группе проходят более интересно благодаря тому, что в них участвуют малыши и дети старшего возраста. Большие возможности для организации интересной и содержательной игровой деятельности, для развития у детей умения взаимодействовать имеются в играх-драматизациях. В воспитательном отношении полезно объединение детей разного возраста в дидактических играх. Хорошо, если старшие берут на себя (самостоятельно или по предложению взрослого) функцию ведущего в несложных играх с правилами для младших детей, показывая им как играть. Подвижные игры должны проводится с детьми одного возраста, с двумя смежными подгруппами и со всей группой одновременно. Предпочтение следует отдавать играм детей одной или двух смежных возрастных подгрупп, так как это позволяет лучше учесть возможности детей. Важно, чтобы несколько раз в течении недели планировались и отдельно проводились подвижные игры с самыми старшими детьми, так как при совместной организации игр физическая нагрузка у старших детей оказывается недостаточной. На прогулке целесообразно подвижные игры со старшими детьми проводить сразу после выхода на участок, а с младшими детьми в середине прогулки. Совместный труд детей разных возрастов имеет большое воспитательное значение как для младших, так и для старших детей, способствует осуществлению всех задач трудового воспитания, но особенно важен для формирования трудовых навыков и положительных взаимоотношений. Полезен в педагогическом отношении и опыт систематического назначения на дежурство детей разного возраста. Дежурные трудятся вместе, но обязанности у них разные, соответсвующие их возможностям и умениям. Условия правильной организации обучения в разновозрастной группе: 1) хорошее знание программы воспитателем, умение свободно ориентироваться в материале всех возрастных групп; 2) осуществление обучения по возрастным подгруппам; 3) включение в образовательное содержание каждого занятия нового материала и вместе с тем его доступность и интерес для детей соответствующего возраста. Одновременно могут решаться разные задачи: с детьми одной возрастной подгруппы изучается новый материал, другим детям предлагаются задания по закреплению знаний и умений, а дети третьей подгруппы работают самостоятельно; 4) в процессе занятий должна сохраняться необходимая последовательность учебного процесса в отношении к каждой подгруппе. За изучением нового материала должно идти его повторение и закрепление, затем – упражнение в использовании полученных знаний и умений. Организация образовательного процесса в разновозрастной группе. Разновозрастное комплектование групп дошкольного учреждения, его преимущества. Воспитание культуры поведения, создание необходимых условий. В разновозрастных группах объем образовательной деятельности меньше, чем в одновозрастных. Некоторую образовательную деятельность целесообразно реализовывать в ходе режимных моментов. Согласно требованиями СанПиН в разновозрастных группах за основу берется режим более старших детей, однако общие режимные моменты следует начинать на 5–10 минут раньше с более младшими детьми, благодаря этому удается организовать жизнь детей по соответствующему их возрасту режиму.. С целью соблюдения возрастных регламентов продолжительности образовательной деятельности педагоги начинают со старшими детьми, постепенно подкл ючая к занятию детей младшего возраста. Независимо от того, начинается деятельность со всеми детьми сразу или с какой-то подгруппой, предварительно педагоги раскладывают все необходимое игровое оборудование и раздаточные материалы (раздача пособий и материалов мешает организации образовательного процесса, снижает мотивацию детей к совместной деятельности). Практика свидетельствует, что в условиях разновозрастной группы младшие дети развиваются быстрее, лучше. Зато в развитии старших нередко наблюдаются отставания. Поэтому надо стремиться, чтобы материал образовательной деятельности содержал что-то новое и вместе с тем был доступен и интересен детям соответствующего возраста. Особое внимание необходимо уделить правильному взаимодействию и согласованности в работе воспитателя и помощника воспитателя. В группе с детьми двух, трех возрастов помощнику воспитателя необходимо понимать свою роль в педагогическом процессе, владеть основными приемами организации режимных моментов. Самые ответственные и напряженные моменты в группе для помощника воспитателя – это завершение одних процессов и переход к другим (например, подготовка к прогулке, подготовка детей ко сну, проведение закаливающих процедур и т. д.) Согласно Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 09.11.2004 N 66 "Об утверждении Положения об учреждении, обеспечивающем получение дошкольного образования"Комплектование групп учреждения и перевод воспитанников из одной группы в другую осуществляются ежегодно на начало учебного года (1 сентября). Комплектование учреждения осуществляется в соответствии с перечнем медицинских показаний и (или) противопоказаний для получения образования, утверждаемым в соответствии с законодательством Республики Беларусь.При комплектовании разновозрастной группы учитывается возможность организации режима дня, оптимально соответствующего возрастным и индивидуальным особенностям детей. Разновозрастное групп преимущества 1 Пример старших приобретает для младших деток особое стимулирующее значение. 2 старшие детки учатся заботиться о младших, быть примером. Происходит передача опыта старших детей — младшим, для которых старшие являются и образцом поведения и организаторами их деятельности (совместных игр).3 преимущество перед одновозрастным в развитии речи младших детей. Малышам есть с кого брать пример 4 Старшие дети учатся быть более душевными, добрыми, заботиться о младших и помогать друг другу. 5 Среди детей разного возраста ребенок последовательно и гармонично переживает свое взросление, как бы поднимаясь по ступенькам лестницы, ведущей в большой мир. Глядя на малышей, он может видеть, каким он был раньше. На примере старших понимает, каким будет через год – сильным умным, справедливым. Он знает, что у старших ребят есть свои взрослые обязанности, они главные помощники воспитателя, им разрешается то, что не разрешено младшим. 6 В ряде случаев опосредованное воздействие педагога через старших дошкольников на младших оказывается эффективнее, чем прямое влияние взрослого. Но все это происходит не само собой, а является результатом повседневной и кропотливой работы педагога, правильной организации жизни и самостоятельной деятельности детей. Понятие «культура поведение дошкольника» С.В. Петерина определяет как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в обществе взрослых и сверстников, в разных видах деятельности.
Особенности руководства играми детей в разновозрастных группах. Своеобразие трудового воспитания. Организация физического воспитания. Художественная деятельность в разновозрастной группе. Основным видом самостоятельной деятельности дошкольников и эффективной формой организации их жизни в детском саду является игра. Каковы же особенности организации повседневной игровой деятельности дошкольников в разновозрастной группе? Важно правильно использовать игровое пространство групповой комнаты. Дети должны иметь больше свободного места для игр и движений. В организации содержательной игровой деятельности руководства ею в разновозрастной группе важны, прежде всего, правильный подбор, рациональное размещение и использование игрушек и пособий. Подбирать игровой материал (игрушки и пособия) надо в строгом соответствии с реальным составом детей в группе. Игрушки и игровые материалы лучше размещать в разных местах групповой комнаты. Если позволяет помещение, надо выделить игровой уголок для малышей и место для игр старших детей (отдельно зону сюжетно-ролевых игр, зону настольно-печатных игр и конструкторов). В двух местах следует расположить строительный материал: для маленьких – крупные, простые формы и модули, для старших более сложные и разнообразные, мелкие. Распределение игрушек по подгруппам весьма условно и совершенно необязательно. Запретов на пользование теми или иными игрушками устанавливать не следует, но в процессе руководства играми чаще рекомендовать детям то, что им больше подходит по возрасту и игровому опыту. При организации игр в разновозрастной группе особого внимания со стороны педагога требуют старшие дети, так как постоянное общение с младшими может несколько ограничить их интересы и кругозор. Воспитательное влияние оказывается через содержание игры, через роли и ролевые отношения играющих. Организация содержательной, интересной игровой деятельности для детей обеспечивается не только разнообразием игр, но в большей мере зависит от детского коллектива, , от того, с кем ребенок играет, как вступает в игру, как складываются его взаимоотношения с играющими товарищами. Именно в этих реальных отношениях, поступках формируется личность внутри детского коллектива. Педагогу очень важно поэтому внимательно изучать детское сообщество группы, руководить взаимоотношениями детей, складывающимися в процессе игры. Проникновение воспитателя в детскую жизнь, в группки играющих , ставит перед ним множество воспитательных задач по отношению к конкретным детям: у одних ослабить привычку распоряжаться и командовать, у других развивать активность, третьим помочь войти в группу играющих и удовлетворить потребность в интересной для них игре, четвертых научить пользоваться считалкой при распределении ролей и т.д. В разновозрастной группе игры могут быть не менее интересными и содержательными, чем в группах одного возраста. Осуществляя педагогическое руководство играми детей в разновозрастной группе, организуя их жизнь, поступки и взаимоотношения, педагог должен исходить из того, что дети разного возраста находятся на разных уровнях овладения игровой деятельностью, у них разный опыт совместных игр и занятий. Организуя жизнь детей в разновозрастной группе, педагог должен тщательно продумывать, кого и с кем лучше объединять, на какие положительные стороны в поведении детей опираться в игре, какие отрицательные влияния предупреждать. Взаимоотношения маленьких детей в игре лучше устанавливаются с детьми 6-7- летнего возраста, нежели с 4-5-летними. Дети 6-7 лет, чувствуя себя старшими, успешно налаживают и регулируют свои отношения с малышами, стараются научить их тому, что сами знают, и не подчеркивают очевидного для них своего превосходства. Дети 4-5 лет еще не умеют этого делать, часто жалуются педагогу, между ними и 2-3-летними детьми возникают недоразумения, ведущие к распаду игры. |
|||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 257. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |