Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Выделяют три модели построения образовательного процесса.




1Учебная модель2Предметно-средовая модель 3 Комплексно-тематическая модель

  Учебная модель Предметно-средовая модель Комплексно-тематическая модель
Отношение взрослого к ребенку Инициатива и направление деятельности всецело принадлежат взрослому Взрослый – организатор предметной среды, его функция – подбор развивающего материала Партнерская позиция взрослого по отношению к ребенку
Содержание образования Организация образования по принципу разделения предметов Проецирование образования на предметную среду. Система Монтессори В основе содержания - тема Набор тем придает систематичность образовательному процессу
Организация предметно-развивающей среды Обслуживает занятия и приобретает вид «учебных пособий» Развивающий материал автодидактичен: провоцирует пробы и фиксирует ошибки ребенка Разнообразная, гибко меняющаяся предметно-развивающая и игровая среда

Приобщение родителей к организации жизни и воспитанию детей в учреждении дошкольного образования. Особенности организации жизни детей в разных возрастных группах дошкольного учреждения в первой и второй половине дня.

Взаимодействие ДУО с родителями - это объединение общих целей и интересов с целью развития в ребенке гармоничной и здоровой личности. Вовлечение родителей в воспитально-образовательный процесс помогает улучшить эмоциональное самочувствие детей, расширить воспитательный опыт родителей, достигнуть единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и в дошкольной организации От того, насколько успешно будет осуществлено взаимодействие педагогов ДУО с родителями, будет зависеть эффективность развития и воспитания ребенка. Воспитателю необходимо проводить периодические беседы с родителями с целью уточнения режима ребенка, любимых игр и других особенностей малыша, проводить родительские собрания, выставки совместного творчества детей и родителей, тематические праздники с участием родителей, оформлять информационные стенды для родителей, проводить индивидуальные консультации с родителями - с психологом, заведующим, медицинскими работниками.

Правильное физическое развитие ребенка невозможно без строгого выполнения режима дня, который должен соответствовать реальному составу детей в группе. Однако это не означает, что нужно устанавливать отдельные режимы для всех возрастных подгрупп.

В условиях разновозрастной группы это невозможно, так как происходит совпадение во времени разных режимных процессов. Так, начало обеда старших детей совпадает с началом сна маленьких, и старшие мешают спокойному засыпанию малышей ит.д. поэтому в разновозрастной группе более целесообразно руководствоваться общим режимом для всех. Для детей трех-четырех возрастов (с 3 до 7 лет) за основу берется режим дня среднего возраста (5 год жизни) и с учетом режима дня остальных детей вносятся некоторые изменения в продолжительность режимных процессов. Так, режимные процессы с младшими детьми начинают на 5-10 минут раньше, чем с более старшими. В противоположном порядке осуществляется только подъем детей после дневного сна (первыми на 15 минут поднимаются старшие дети).

Общность тематического содержания создает благоприятные условия для совместных сюжетно-ролевых игр детей разного возраста. Разные игры в разновозрастной группе проходят более интересно благодаря тому, что в них участвуют малыши и дети старшего возраста. Большие возможности для организации интересной и содержательной игровой деятельности, для развития у детей умения взаимодействовать имеются в играх-драматизациях. В воспитательном отношении полезно объединение детей разного возраста в дидактических играх. Хорошо, если старшие берут на себя (самостоятельно или по предложению взрослого) функцию ведущего в несложных играх с правилами для младших детей, показывая им как играть. Подвижные игры должны проводится с детьми одного возраста, с двумя смежными подгруппами и со всей группой одновременно. Предпочтение следует отдавать играм детей одной или двух смежных возрастных подгрупп, так как это позволяет лучше учесть возможности детей.

Важно, чтобы несколько раз в течении недели планировались и отдельно проводились подвижные игры с самыми старшими детьми, так как при совместной организации игр физическая нагрузка у старших детей оказывается недостаточной. На прогулке целесообразно подвижные игры со старшими детьми проводить сразу после выхода на участок, а с младшими детьми в середине прогулки.

Совместный труд детей разных возрастов имеет большое воспитательное значение как для младших, так и для старших детей, способствует осуществлению всех задач трудового воспитания, но особенно важен для формирования трудовых навыков и положительных взаимоотношений. Полезен в педагогическом отношении и опыт систематического назначения на дежурство детей разного возраста. Дежурные трудятся вместе, но обязанности у них разные, соответсвующие их возможностям и умениям.

Условия правильной организации обучения в разновозрастной группе: 1) хорошее знание программы воспитателем, умение свободно ориентироваться в материале всех возрастных групп; 2) осуществление обучения по возрастным подгруппам; 3) включение в образовательное содержание каждого занятия нового материала и вместе с тем его доступность и интерес для детей соответствующего возраста. Одновременно могут решаться разные задачи: с детьми одной возрастной подгруппы изучается новый материал, другим детям предлагаются задания по закреплению знаний и умений, а дети третьей подгруппы работают самостоятельно; 4) в процессе занятий должна сохраняться необходимая последовательность учебного процесса в отношении к каждой подгруппе. За изучением нового материала должно идти его повторение и закрепление, затем – упражнение в использовании полученных знаний и умений.

Организация образовательного процесса в разновозрастной группе. Разновозрастное комплектование групп дошкольного учреждения, его преимущества. Воспитание культуры поведения, создание необходимых условий.

В разновозрастных группах объем образовательной деятельности меньше, чем в одновозрастных. Некоторую образовательную деятельность целесообразно реализовывать в ходе режимных моментов.

Согласно требованиями СанПиН в разновозрастных группах за основу берется режим более старших детей, однако общие режимные моменты следует начинать на 5–10 минут раньше с более младшими детьми, благодаря этому удается организовать жизнь детей по соответствующему их возрасту режиму.. С целью соблюдения возрастных регламентов продолжительности образовательной деятельности педагоги начинают со старшими детьми, постепенно подкл

 

ючая к занятию детей младшего возраста. Независимо от того, начинается деятельность со всеми детьми сразу или с какой-то подгруппой, предварительно педагоги раскладывают все необходимое игровое оборудование и раздаточные материалы (раздача пособий и материалов мешает организации образовательного процесса, снижает мотивацию детей к совместной деятельности).

Практика свидетельствует, что в условиях разновозрастной группы младшие дети развиваются быстрее, лучше. Зато в развитии старших нередко наблюдаются отставания. Поэтому надо стремиться, чтобы материал образовательной деятельности содержал что-то новое и вместе с тем был доступен и интересен детям соответствующего возраста.

Особое внимание необходимо уделить правильному взаимодействию и согласованности в работе воспитателя и помощника воспитателя. В группе с детьми двух, трех возрастов помощнику воспитателя необходимо понимать свою роль в педагогическом процессе, владеть основными приемами организации режимных моментов. Самые ответственные и напряженные моменты в группе для помощника воспитателя – это завершение одних процессов и переход к другим (например, подготовка к прогулке, подготовка детей ко сну, проведение закаливающих процедур и т. д.)

Согласно Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 09.11.2004 N 66 "Об утверждении Положения об учреждении, обеспечивающем получение дошкольного образования"Комплектование групп учреждения и перевод воспитанников из одной группы в другую осуществляются ежегодно на начало учебного года (1 сентября).

Комплектование учреждения осуществляется в соответствии с перечнем медицинских показаний и (или) противопоказаний для получения образования, утверждаемым в соответствии с законодательством Республики Беларусь.При комплектовании разновозрастной группы учитывается возможность организации режима дня, оптимально соответствующего возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Разновозрастное групп преимущества 1 Пример старших приобретает для младших деток особое стимулирующее значение. 2 старшие детки учатся заботиться о младших, быть примером. Происходит передача опыта старших детей — младшим, для которых старшие являются и образцом поведения и организаторами их деятельности (совместных игр).3 преимущество перед одновозрастным в развитии речи младших детей. Малышам есть с кого брать пример

4 Старшие дети учатся быть более душевными, добрыми, заботиться о младших и помогать друг другу. 5 Среди детей разного возраста ребенок последовательно и гармонично переживает свое взросление, как бы поднимаясь по ступенькам лестницы, ведущей в большой мир. Глядя на малышей, он может видеть, каким он был раньше. На примере старших понимает, каким будет через год – сильным умным, справедливым. Он знает, что у старших ребят есть свои взрослые обязанности, они главные помощники воспитателя, им разрешается то, что не разрешено младшим.

6 В ряде случаев опосредованное воздействие педагога через старших дошкольников на младших оказывается эффективнее, чем прямое влияние взрослого.

Но все это происходит не само собой, а является результатом повседневной и кропотливой работы педагога, правильной организации жизни и самостоятельной деятельности детей.

Понятие «культура поведение дошкольника» С.В. Петерина определяет как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в обществе взрослых и сверстников, в разных видах деятельности.
Понятие культуры поведения включает внешнюю и внутреннюю культуру. Внешняя культура человека должна находиться в единстве с внутренней Культура поведения дошкольников заключается в вежливости, в умении учитывать интересы товарищей, в бережном отношении к вещам, игрушкам, книгам, пособиям, в интересе к книгам, картинам, музыке, к культурному досугу, в правильной речи, чистоте и опрятности тела, одежды, в желании владеть необходимыми культурно-гигиеническими навыками.Культура поведения дошкольника проявляется во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
К задачам воспитания культуры поведения дошкольников относятся:
1) формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников;
2) воспитание культуры общения с взрослыми и сверстниками;
3) воспитание культуры речи;
4) воспитание культуры деятельности.
Содержание воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста изложено в программе.
Наиболее важными условиями воспитания культуры поведения у дошкольников являются:
1) Авторитет и культура воспитателей и родителей.
2) Точное осуществление распорядка дня.
3) Организация развивающей предметно-игровой среды.
4) Положительная эмоциональная атмосфера в УДО и семье.
4. Детям мл дошк возр прививают навыки личной гигиены. Знакомят с простейшими правилами культуры поведения в детском коллективе. Детей приучают самостоятельно, аккуратно есть, пережевывать не торопясь пищу, спокойно сидеть за столом, не крошить хлеб. Они уже должны уметь пользоваться салфеткой. Постепенно дети осваивают несложные правила организованного поведения. Ведется работа и по воспитанию вежливости. Формируя культуру взаимоотношений, между детьми, педагог воспитывает умение дружно жить, сообща пользоваться игрушками и книгами, а при необходимости уступать их друг другу; прививает умение оказывать внимание сверстникам, проявлять заботу о маленьких, нуждающихся в помощи. Воспитатель старается вызвать у детей чувства симпатии, отзывчивости, доброжелательности к сверстникам и окружающим взрослым.
В ср дошк возр требования к детям усложняются. Дети уже знают некоторые правила культурного поведения и могут самостоятельно ими руководствоваться. У них уже имеются многие культурно-гигиенические привычки, они умеют сами обслужить себя. Ребенок этого возраста должен уметь чистить зубы на ночь, полоскать рот после еды, самостоятельно и без напоминания пользоваться салфеткой и расческой, отворачиваться и закрывать рот носовым платком при кашле или чихании. Воспитатель учит детей культурно вести себя за столом. В культуре отношений со сверстниками также происходит дальнейшее совершенствование. Педагог продолжает воспитывать у детей умение действовать сообща, договариваться, уважать коллективный замысел, подчиняться правилам. При этом у них развивают общительность, умение сопереживать, проявлять дружелюбие и взаимопомощь. Осуществляется дальнейшее воспитание вежливости, приветливости, сдержанности.
В ст дошк возр при целенаправленном воспитании дети приобретают прочные навыки вежливости, не забывают приветливо здороваться, попрощаться (теперь уже без напоминания педагога) со всеми взрослыми и сверстниками. Педагог закрепляет умение выслушивать взрослых, вежливо обращаться с просьбой, благодарить за услугу, при необходимости предлагать свою помощь. Их приучают с уважением относиться к труду и отдыху старших, дружить с товарищами, проявлять заботу о маленьких, оказывать им помощь в раздевании и одевании.Правила, регулирующие общение детей, тоже заметно возрастают. И постепенно педагог подводит их к умению выполнять правила поведения в отсутствие взрослых. Воспитатель учит детей правильно вести себя в общественных местах.Воспитатель стремится к тому, чтобы каждый ребенок заботился о чистоте своей одежды, обуви, об аккуратном внешнем виде, порядке в окружающей обстановке. Воспитатель готовит их к тому, чтобы все это они умели делать без напоминания старших, по собственной инициативе.
Особое внимание уделяется формированию у детей культуры деятельности не только на занятиях, но и вне их. Значительное место отводится воспитанию у детей культуры речи. Поведение детей в УДО регулируются правилами, которые формируются на основе норм поведения детей дошкольного возраста. Воспитатель использует игровые приемы, к месту вспоминает знакомые потешки, поговорки, пословицы, меткие сравнения из любимых художественных произведений.
Педагог привлекает старших дошкольников к оценке поступков литературных героев, персонажей сюжетных картин, решению нравственно-этических задач.
Чтобы помочь детям осознать требования взрослых, полезно оценивать их поступки.
К концу пребывания в детском саду старший дошкольник должен усвоить весь комплекс правил вежливости Таким образом, если красивые поступки становятся для ребенка внутренней потребностью, можно считать, что у него воспитана культура поведения.

 





















Особенности руководства играми детей в разновозрастных группах. Своеобразие трудового воспитания. Организация физического воспитания. Художественная деятельность в разновозрастной группе.

Основным видом самостоятельной деятельности дошкольников и эффективной формой организации их жизни в детском саду является игра. Каковы же особенности организации повседневной игровой деятельности дошкольников в разновозрастной группе? Важно правильно использовать игровое пространство групповой комнаты. Дети должны иметь больше свободного места для игр и движений. В организации содержательной игровой деятельности руководства ею в разновозрастной группе важны, прежде всего, правильный подбор, рациональное размещение и использование игрушек и пособий. Подбирать игровой материал (игрушки и пособия) надо в строгом соответствии с реальным составом детей в группе. Игрушки и игровые материалы лучше размещать в разных местах групповой комнаты. Если позволяет помещение, надо выделить игровой уголок для малышей и место для игр старших детей (отдельно зону сюжетно-ролевых игр, зону настольно-печатных игр и конструкторов). В двух местах следует расположить строительный материал: для маленьких – крупные, простые формы и модули, для старших более сложные и разнообразные, мелкие. Распределение игрушек по подгруппам весьма условно и совершенно необязательно. Запретов на пользование теми или иными игрушками устанавливать не следует, но в процессе руководства играми чаще рекомендовать детям то, что им больше подходит по возрасту и игровому опыту.

 При организации игр в разновозрастной группе особого внимания со стороны педагога требуют старшие дети, так как постоянное общение с младшими может несколько ограничить их интересы и кругозор. Воспитательное влияние оказывается через содержание игры, через роли и ролевые отношения играющих. Организация содержательной, интересной игровой деятельности для детей обеспечивается не только разнообразием игр, но в большей мере зависит от детского коллектива, , от того, с кем ребенок играет, как вступает в игру, как складываются его взаимоотношения с играющими товарищами. Именно в этих реальных отношениях, поступках формируется личность внутри детского коллектива. Педагогу очень важно поэтому внимательно изучать детское сообщество группы, руководить взаимоотношениями детей, складывающимися в процессе игры. Проникновение воспитателя в детскую жизнь, в группки играющих , ставит перед ним множество воспитательных задач по отношению к конкретным детям: у одних ослабить привычку распоряжаться и командовать, у других развивать активность, третьим помочь войти в группу играющих и удовлетворить потребность в интересной для них игре, четвертых научить пользоваться считалкой при распределении ролей и т.д. В разновозрастной группе игры могут быть не менее интересными и содержательными, чем в группах одного возраста. Осуществляя педагогическое руководство играми детей в разновозрастной группе, организуя их жизнь, поступки и взаимоотношения, педагог должен исходить из того, что дети разного возраста находятся на разных уровнях овладения игровой деятельностью, у них разный опыт совместных игр и занятий. Организуя жизнь детей в разновозрастной группе, педагог должен тщательно продумывать, кого и с кем лучше объединять, на какие положительные стороны в поведении детей опираться в игре, какие отрицательные влияния предупреждать. Взаимоотношения маленьких детей в игре лучше устанавливаются с детьми 6-7- летнего возраста, нежели с 4-5-летними. Дети 6-7 лет, чувствуя себя старшими, успешно налаживают и регулируют свои отношения с малышами, стараются научить их тому, что сами знают, и не подчеркивают очевидного для них своего превосходства. Дети 4-5 лет еще не умеют этого делать, часто жалуются педагогу, между ними и 2-3-летними детьми возникают недоразумения, ведущие к распаду игры.
Руководство самостоятельной игровой деятельностью требует от педагога огромного терпения и педагогического такта, умения идти от ребенка, учитывая его непосредственные побуждения и стремления, уважая его как личность. Направляя детскую инициативу ( даже маленький ребенок уже активная личность, индивидуально проявляющая себя во взаимоотношениях с окружающим миром), педагог имеет возможность лучше увидеть, понять и учесть индивидуальные особенности детей, найти наиболее подходящие приемы педагогического влияния, максимально активизировать и совершенствовать личный и общественный опыт ребенка, своевременно помочь ему в преодолении возникающих в данный момент трудностей.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 257.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...