Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методические принципы и методика работы в группе (классе) развития




 

Исходя из рассуждений о развитии произвольности, представленных в первом параграфе, ясно, что в группе развития взрослый не пытается научить чему-то своего подопечного помимо его воли, а старается сделать так, чтобы ребенок сам захотел научиться тому, что ему предлагается. Другими словами, задача ведущей группы – так организовать деятельность детей, чтобы они стали активными субъектами учения [3].

Это возможно только при скрупулезном соблюдении методологических принципов ведения группы развития. Вот эти принципы:

1. Развитие отдельных психических процессов через перестройку и развитие мотивационной сферы ребенка;

2. Субъектное отношение к ребенку;

3. Развивающая работа должна строится на основе индивидуального подхода, учитывающего зону ближайшего развития ребенка;

4. Занятия должны проводиться в игровой форме и вызывать у участников группы живой интерес;

5. Отношения с детьми должны быть доброжелательными и дружелюбными; недопустимы менторская позиция и порицание за неуспех;

6. Ребенок должен иметь право на ошибку;

7. Успех должен переживаться ребятами как радость; этому способствует положительная эмоциональная оценка любого достижения учащегося со стороны, ведущего группу;

8. Большое внимание на занятиях должно уделяться развитию у детей способности к самостоятельной оценке своей работы.

Последний пункт требует дополнительного пояснения. Оценка – это не отметка, выраженная тем или иным баллом («один», «два»,… «пять»), а словесный развернутый анализ достоинств и недостатков качества выполненной работы. Вначале взрослый сам объясняет ребенку, что у того получилось хорошо, а что не удалось, причем такого рода объяснение должно быть в максимально доброжелательной форме, ни в коем случае нельзя ругать ученика за ошибки. Затем ведущий группу вместе с ребенком оценивает результат его работы. Через некоторое время ученику предлагается самостоятельно проанализировать качество своей работы. Можно предлагать участникам группы оценивать работы друг друга. Такого рода обучение самоанализу результатов собственной работы способствует развитию самоконтроля во время выполнения заданий, а также адекватному восприятию оценки учителя.

 Особо следует остановиться на поведении того, кто ведет группу. Прежде всего, психолог или педагог, ведущей занятия, должен заражать детей своей эмоциональностью. Чем разнообразней поведение последнего (мимика, жесты, интонация речи и т.д.), тем легче и быстрее усваивается передаваемая им информация, поскольку фон, на котором преподносится некоторое содержание, постоянно вызывает ориентировочную реакцию у слушателей. Ведущего группу можно сравнить с актером, который на протяжении всего спектакля держит зрителей в напряжении.

Таким образом, группы и классы развития могут стать звеном, обеспечивающим плавный переход от дошкольного детства к младшему школьному возрасту. Благодаря таким группам и классам многие дети легче переживают период школьной адаптации, другие избегают участи неуспевающих учеников, как следствие, не будут испытывать отвращение к учению.

 

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ

Организация и методы исследования

Объект исследования –дети дошкольного возраста.

Предмет исследования –психологическая готовность к школьному обучению.

Цельюнашего исследования является изучение уровня психологической готовности детей к школьному обучению.

Конкретные задачиэкспериментального исследования:

 - подбор и апробация методик, адекватных проблеме исследования;

 - организация и проведение эмпирического исследования психологической готовности детей к школе;

- количественная обработка результатов, их качественный анализ, формулирование выводов.

 Для проведения исследования нами была выбрана старшая дошкольная группа состоящая из 10 человек 6-7 лет социально-реабилитационного Центра для несовершеннолетних города Иваново из них 7 мальчиков и 3 девочки. С ними и проводилась дальнейшая работа. Распределение выборки по возрастной характеристики полу, представлено в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 204.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...