Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Физиологическая готовность детей к обучению в школе




Как уже было сказано, в понятии в первой главе «психологическая готовность к обучению в школе» выделяют три тесно взаимосвязанных аспекта: физиоло­гический, личностный (социально-психологический) и психоло­гический (последний описан в главе 1.1). Физиологическое развитие ребенка непосредственно влияет на школьную успеваемость и является основой для форми­рования психологической и социальной готовности к школе.

Физиологическая готовность к школеопределяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Оценку физиологической готовности детей к систематическому школьному обучению проводят медики по определенным критериям. При формировании и диагностике психологической готовности к школе необходимо учитывать уро­вень физиологического развития и состояние здоровья ребенка, так как они составляют фундамент школьной деятельности. Часто болеющие, физически ослабленные учащиеся даже при нали­чии высокого уровня развития умственных способностей, как правило, испытывают трудности в обучении.

В медицинской карте будущих первоклассников содержатся достаточно подробные сведения о соматическом развитии ребен­ка (вес, рост, пропорции тела и т.д. относительно возрастной нормы), при этом практически ничего не говорится о состоянии нервной системы. Между тем по данным петербургских ученых у 40-60% детей 6-8-летнего возраста при специальном обследо­вании выявлены различного вида минимальные мозговые дис­функции (ММД). Значительная часть детей старшего дошколь­ного и младшего школьного возраста страдают неврозами (А.И. Захаров, А.С. Спиваковская и др.).

С точки зрения психического развития, эти дети соответству­ют норме и должны обучаться в обычной школе. При благоприят­ных условиях функциональные и минимальные органические на­рушения нервной системы с возрастом могут компенсироваться. Имеете с тем детям с ММД и невротикам свойственны некоторые особенности поведения и деятельности, которые необходимо учи­тывать при организации учебно-воспитательного процесса: сни­жение функций памяти и внимания, повышенная утомляемость, раздражительность, трудности в общении со сверстниками, гиперактивность или медлительность, трудности в принятии учебной задачи и снижение самоконтроля. По результатам психодиагнос­тического обследования эти дети могут иметь нормальный (сред­ний) уровень готовности, но в условиях обучения по программам повышенной сложности, в ситуации интенсивной умственной на­грузки у них появляются специфические трудности, «сбои» в учеб­ной работе; успешность усвоения знаний ниже, чем у однокласс­ников, не имеющих отклонений в функционировании нервной системы.

Причины, вызывающие функциональные и органические отклонения в развитии нервной системы, могут быть разные: тяжелое протекание беременности и осложненные роды, некоторые заболевания в младенчестве и раннем возрасте, травмы и ушибы головы, стрессовые ситуации (пожар, наводнение, смерть близкого человека, развод родителей), неблагоприятные условия в семье.

С началом школьного обучения резко возрастает нагрузка на организм ребенка. Систематическая учебная работа, большой объем новой информации, необходимость длительного сохранения вынужденной позы, изменение привычного распорядка дня, пребывание в большом школьном коллективе требуют значительного напряжения умственных и физических сил маленького школьника.

Готов и ли организм шести-семилетнего ребенка к таким нагрузкам? Многочисленные исследования физиологов говорят о том, о и возрасте 5-7 лет происходит существенная перестройка всех физиологических систем детского организма. К началу школьного обучения (к семи годам) эта перестройка еще не закончена, и школьные годы продолжается активное физиологическое развитие. Поэтому ученые делают вывод: с одной стороны, по своим функциональным характеристикам организм ребенка 6—7-летнетнего возраста готов к систематическому школьному обучению, в то же время он очень чувствителен к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к чрезмерному умственному и физическому напряжению. Чем младше ребенок, тем труднее ему справляться со школьными нагрузками, тем выше вероятность появле­ния отклонений в его здоровье.

Нужно помнить о том, что все дети развиваются по-разному, фактический возраст ребенка не всегда соответствует биологичес­кому: один ребенок в 6 лет по своему физическому развитию готов к систематическому обучению, а другому и в 7 лет обычная школь­ная нагрузка будет не по силам.

Результаты исследования морфофункционального и психофи­зиологического развития детей 6-10 лет показали, что в шестилет­нем возрасте почти половина мальчиков и треть девочек не дости­гают необходимого для школьного обучения уровня развития. К семи годам значительно увеличивается количество физиологически «зрелых» и уменьшается число «незрелых» детей, особенно среди девочек*.

Все дети, поступающие в 1 класс, обязательно проходят медицинское обследование, на основании которого делается за­ключение о функциональной готовности к обучению в школе. Ребенок считается готовым к школьному обучению, если по физическому и биологическому развитию он соответствует фор­мальному возрасту или опережает его и не имеет медицинских противопоказаний.

Критерии физиологической готовности детей к обучению в школе:

1. Уровень физического развития.

2. Уровень биологического развития.

3. Состояние здоровья.

При определении физического развития обычно проводят оцен­ку трех основных показателей: длины тела (рост стоя и сидя), массы тела и окружности грудной клетки. По показателям физи­ческого развития современные 6-7-летние дети существенно от­личаются от своих сверстников в 60 — 70-е годы, значительно опережая их по росту и общему развитию.

Старшие дошкольники очень быстро растут, прибавляя в росте по 7-10 см в год. Не случайно этот возраст называют периодом «вытягивания в длину». Увеличение массы тела составляет еже­годно 2,2-2,5 кг, окружность грудной клетки увеличивается на 2,0-2,5 см. В этом возрасте физическое развитие у девочек проте­кает более интенсивно, чем у мальчиков. Скачок физического развития в 6—7-летнем возрасте обусловлен нейроэндокринными перестройками в детском организме. Медики считают этот период критическим, отмечают снижение физической и психической выносливости и повышение риска возникновения заболеваний.

В качестве критериев биологического возраста служат количество прорезавшихся постоянных зубов (табл. 1.1), достижение определенных пропорций — отношение окружности головы к длине и 1а (табл. 1.2).

Таблица 1.1

 

Возраст ребенка

 

Количество постоянных зубов

 

Мальчики   Девочки  
5,0   0 - 1   0-2  
5,5   0 - 3   0 - 4  
6,0   1 - 4   1 - 5  
6,5   2- 8   3 - 9  
7,0   6 - 10   6 - 11  

Таблица 1.2

 

Возраст ребенка

 

 

Отношение окружности головы

к длине тела ( X 100)

 

Мальчики   Девочки  
5,0   49,4- 45,0   48,1 — 44,5  
5,5   47,9— 44,3   46,7 - 43,2  
6,0   46,6— 43,1   45,7 — 42,1  
6,5   45,4— 41,9   44,9- 41,6  
7,0   44,7 — 41,3   43,9- 39,7  

Соотношение окружности головы и длины тела становится почти таким же, как у взрослого человека. Кроме того, увеличивается длина рук и ног.

В существующей схеме комплексной оценки состояния здоровья все дети разделяются на пять групп.

Первая группа — дети без каких-либо функциональных отклонений с хорошим физическим развитием, редко болеющие. Число таких учащихся, поступающих в первый класс массовой школы, не превышает 20-25%.

Вторая группа — дети, имеющие некоторые функциональные нарушения, которые находятся на грани здоровья и болезни, еще не перешедшей в хронический процесс. При неблагоприятных условиях у них могут развиваться более выраженные и стойкие отклонения в состоянии здоровья. Число таких детей в первом классе колеблется от 30 до 35%.

В третью группу входят дети, страдающие различными хроническими заболеваниями и имеющие выраженные отклоне­ния здоровья, а также дети с плохим физическим развитием. Количество таких детей в массовой школе 30-35%. Раннее обуче­ние в школе (с шести лет) и повышенные школьные нагрузки для этих детей противопоказаны.

Четвертую группу составляют дети с хроническими за­болеваниями, требующими длительного лечения и диспансериза­ции и постоянного наблюдения у врача-специалиста. Таких детей рекомендуется обучать на дому, в санаториях и учебных заведе­ниях санаторного типа, специализированных школах либо пред­лагается временная отсрочка поступления в школу.

У детей пятой группы имеются существенные отклоне­ния в состоянии здоровья, исключающие возможность обучения в массовой школе.

Наряду с определением показателей физического развития (роста, веса, окружности грудной клетки) при оценке готовности к школьному обучению учитывается состояние основных физио­логических систем организма ребенка. В ходе медицинского об­следования измеряют частоту сердечных сокращений, артериаль­ное давление, жизненную емкость легких и мышечную силу рук.

В шесть-семь лет организм ребенка растет и активно развива­ется. Повышаются надежность и резервные возможности сердеч­но-сосудистой системы, совершенствуется регуляция кровообра­щения, перестраиваются и активно развиваются дыхательная и эн­докринная системы.

В этом возрасте отмечается существенное развитие опорно-двигательной системы: скелета, мускулатуры, суставно-связочного аппарата. Кости скелета изменяются по форме, размерам и строе­нию, но процесс окостенения еще не завершен, а в некоторых отде­лах еще только начинается. В том числе не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, и это важно знать и учитывать при организации занятий с детьми. Неправильная посадка, дли­тельная работа за столом, продолжительные графические упраж­нения — все это может привести к нарушениям осанки, искривле­нию позвоночника, деформации кисти пишущей руки.

У старших дошкольников хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, обеспечивающие такие сложные движе­ния, как бег, прыжки, лазанье, плавание, катание на коньках. В то же время мелкие мышцы кистей рук, обеспечивающие точные и тонкокоординированные движения при письме, развиты еще не достаточно. Поэтому первоклассникам так трудно писать, и при Исполнении графических упражнений они быстро устают.

Учителя начальных классов отмечают, что наибольшую про­блему в обучении современных первоклассников представляет Неподготовленность руки к письму. При организации коррекционно-развивающих занятий и подготовке дошкольников к школе важно правильно выявить причины графической неготовности к обучению письму. Их две: недостаточное развитие мелких мышц пишущей руки и нервной регуляции мелкой моторики (физиологическая неготовность к обучению письму) и несформированность навыка выполнения графических движений (психологичес­ким неготовность к обучению письму) [22, 23].

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 209.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...