Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сенсуализм Ф. Бэкона и Д. Локка, рационализм Р.Декарта.




Сенсуализм(от фр. sensualisme, лат. sensus — восприятие, чувство, ощущение) — направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия — основная и главная форма достоверного познания. Противостоит рационализму. Основной принцип сенсуализма — «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». Принцип сенсуализма относится к чувственной форме познания, в которую кроме ощущения, восприятия входит представление.

У Ф. Бэкона (1561 — 1626) сенсуализм получает форму эмпиризма: данные наших органов чувств должны дополняться и проверяться результатами эксперимента. Разрабатывая классификацию наук, он исходил из положения о том, что религия и философия образуют самостоятельные области, их смешение грозит опасностью появления еретической религии или фантастической философии. Бэкон считается основателем эмпирической, экспериментальной науки. Он же является основоположником нового метода — индуктивной логики, которую он противопоставлял “старой” логике. Новый метод он понимал как орудие познания — “органон”, основанное на наблюдении и непрерывном сопоставлении максимально возможного количества фактов. Точно также при помощи индукции он может приходить к правильным выводам и делать научные открытия. Важной является идея Бэкона о том, что математика должна стать обязательным, хотя и вспомогательным инструментом в процессе познания. Бэкон разделял душу разумную (боговдохновенную) и душу чувственную. Предметом науки он считал способности души, из них самые главные: рассудок, воображение, память. Главные науки отсюда: философия, поэзия, история.. Также и психология должна изучать эти и другие (воля, влечение, аффекты) способности души. Произвольные движения, раздражимость и ощущения, не являясь способностями души, тем не менее должны изучаться психологией.

В учении Дж. Локка (1632 — 1704) сенсуализм окончательно оформляется в своем классическом варианте. Считая, что человек может познавать собственный внутренний мир при помощи рефлексии, он пришел к выводу, что внешний мир до конца не может быть познан. Вслед за Демокритом, он разделял первичные и вторичные качества предметов. Первичные качества находятся в самих вещах и являются их реальными качествами. Таковы протяженность, плотность, движение, покой, форма, число. Они всегда объективны и не зависят от восприятия человека. Вторичные качества не находятся в вещах, их возникновение связано со спецификой органов чувств. Это цвет, запах, вкус, т. е. качества, которые существуют только в сознании человека и которыми он наделяет предметы. Локк ввел в науку понятие “ассоциация”. Под ним он понимал неверное соединение в уме идей, которые не связаны друг с другом и не зависят друг от друга, в отличие от связей, правильно усматриваемых разумом в реальном мире. В ассоциациях Локк видел причину человеческих предрассудков и заблуждений. Впоследствии понимание данного термина претерпело значительные изменения.

Декарт (1596 — 1650). Его учение получило название “картезианство”. Познание состоит из 2-х ступеней. Первая дает знания о мире на основе логического обобщения данных ощущения, эти знания неполные и неадекватные. Идеи, являющиеся результатом обобщения данных органов чувств, т. е. полученные методом индукции — самые несовершенные идеи, поскольку мы можем, к примеру, на основании индукции прийти к выводу о том, что все лебеди — белые, если нам не посчастливиться увидеть черного. Вторая ступень — интуитивное мышление (рациональная интуиция) — дает возможность истинного познания мира. Понятие интуиции появилось у 20-летнего Декарта в работе “Правила для руководства ума”. Под интуицией он понимал разумение ясного и внимательного ума, настолько легкое и отчетливое, что не остается совершенно никакого сомнения относительно того, что он разумеет. В таком разуме содержатся общие понятия, существующие в виде врожденных идей, главные из которых — идеи Бога, числа и “Я”.

Проблема человека в философии Просвещения ( Ф Вольтер, Ж-Ж Руссо).

Просвещение- общ-ое движение, представители кот.стремились установить недостатки современного общ-ва, изменить его нравы, политику, быт, установить идеи добра, справедливости, познания.

В основе просвещения - идеалистические представления о определенности знания, объясняющие пороки людей непониманием ими своей природы.

Философия просвещения выступала против всякой метафизики. В области морали и педагогики просвещение проповедовало идеалы гуманности и отвечающую запросам времени систему воспитания молодежи; в области политики, юриспруденции и общественно-эконом.жизни - освобождение человека от несправедливых уз, равенство всех людей перед законом, перед человечеством.

Представители: Вольтер, Руссо. Вольтер: выступал сторонником механики и физики Ньютона, признавал сущ-ие Бога-творца (деизм). Движение природы происходит по вечным законам, но Бог неотделим от природы. Отвергая учение Декарта о душе и врожденных идеях, он считал источником знания наблюдение и опыт.Изображал историю человечества как историю борьбы человека за прогресс и образование. Руссо- признавал бессмертие души. Дуалист (признание двойственности начала мира- синтез духовного и материального). В теории познания придерживался сенсуализма (направление, выводящее все познание из чувственных восприятий). Пытался доказать, что одновременно с прогрессом культуры идет падение нравственности.

Французский материализм 18 века(Д.Дидро, К. Гельнецкий, П. Гольбах).

Специфические особенности французского материализма связаны с классовой и общественно-политической борьбой, которая развернулась во Франции в XVIII в.

Воинствующий материализм французских мыслителей явился идеологическим выражением революционных устремлений французской буржуазии и объединяемых ею народных масс Франции, их борьбы против фео­дализма и религиозной идеологии.

Французские материалисты были последовательными, активными борцами с религией, их атеистическое мировоззрение оказывало огромное влияние не только на современников, но и на последующие поколения. Церковь и религия являлись основной опорой феодализма, разрушение этой опоры было необходимым условием революции. Критика религии в это время, разъяснял К. Маркс, являлась предпосылкой всякой другой критики.

Философы-материалисты стремились доказать, что источниками религии являются невежество, рабство, деспотизм и обман масс священнослужителями. Священникам нет дела до просвещения народа, писали они, и чем масса менее просвещена, тем легче ее одурачить

Для П. Гольбаха, например, бог есть чистый вымысел, продукт обмана невежественных люден со стороны церкви и ее служителей. Дж. Локк, категорически отвергали идеалистические представления о врож­денных идеях, не оставляя места для религиозного мифа о бессмертной душе. Французский материализм последовательно отстаивал положение о том, что духовное есть свойство материи. Д. Дидро, например, продолжает в этом отношении гилозоистскую линию Спинозы, утверждая, что ощущение, „чувстви­тельность" есть всеобщее свойство материи, которое, по мнению мыслителя, проявляется в различной степени в живой и неживой материи.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 197.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...