Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Логическое познание, его формы.




Логическое познание – познание сущности вещей, явлений, процессов.

Логическое познание – отражение предметов на уровне сущности, оно извлекает из явлений сущность.

 

3 формы логического познания:

1) Познание - основная форма, элемент логического познания, отражение существенных сторон вещи.

2) Суждение - это связь понятий, или, точнее, форма мысли, в которой утверждается или отрицается что-либо относительно предмета мысли (м.б. утвердительным, отрицательным; единичными, особенными).

3) Умозаключение - связь суждений (форма мысли, в которой из одного или несколько суждений выводится новое суждение, содержащее новое знание).

 

Законы логического познания:

1) закон тождества: “А есть А”: заключается в том, что бы предмет мысли оставался в процессе мышления одним и тем же.

2) закон противоречия: требует, чтобы в одном и том же предмете в одно и тоже время не высказывались две противоположные мысли: “А не есть А”.

3) закон исключающего 3-го: истинным можно считать лишь одно из 2-х противоречащих высказываний о предмете, исключая истинность какого-то 3-го высказывания: “А есть либо В, либо не В”.

4) закон достаточного основания требует, чтобы всякая мысль была обоснована другими мыслями, истинность которых доказана.

“Если есть В, то есть его основание А”.

Понятие истины. Объективность истины. Соотношение абсолютного и относительного в истине.

Истина -это адекватное отражение действительности в сознании познающего субъекта. Истина характеризуется объективностью.

Объективная истина - это такое знание, содержание которого, так сказать, «задано» объектом и не зависит ни от воли ни от св-в человека.

Постижение истины - это процесс. Она не может быть постигнута в одном акте познания. Этот процесс идет через относительные истины к абсолютной.

Абсолютная истина - это точное, полное, наиболее исчерпывающее отражение объекта познания. Под АИ надо понимать и те моменты, которые в дальнейшем не будут отброшены как ошибочные.

Относительная истина - это неполное отражение, ограниченное достигнутым. Путь к истине ограничен между истиной и заблуждением. Заблуждение - такое содержание сознания, которое не соответствует действительности но принимается за истинное. От заблуждения следует отличать ЛОЖЬ, которая представляет собой намеренное искажение действительного положения дел с целью обмануть кого-либо. Наиболее приемлимым критерием различения знаний истинных от ложных является практика, так как лишь в процессе своей практической деятельности мы можем накладывать содержание своих знаний на действительность, то есть определить их, и тем самым проверить, соответствуют ли последние действительности.

Практика как органическое единство материальной и духовной деятельности, основанной на результатах познания.

ПРАКТИКА (греч. , от — деятельный, активный), материальная, чувственнопредметная, целелолагающая деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу развзития человеч. общества и познания.

Будучи материальной в силу своих предпосылок, средств и конечных результатов, она осуществляется людьми, обладающими сознанием, мышлением, знаниями и практически применяющими свои интеллектуальные способности. Поэтому П. есть единство субъективного и объективного, сознания и бытия, опредмечивание субъективного и распредмечивание объективного (Опредмечивание и распредмечивание). Т. обр., ни одна деятельность, в т. ч. и духовная, не существует безотносительно к П. “Общественная жизнь,— писал К. Маркс,— является по существу практической” (Т. 42. С. 266). П.— основа познания.

Практическое мышление, его отличие от теоретического мышления.

Практическое мышление — мышление, в котором решение проблем осуществляется во внешней практической деятельности. В отличие от теоретического мышления здесь не ставится задача выработки новых методологических средств, которые можно переносить в принципиально иные ситуации.

Основные познавательные функции практики.

Формы практики:

— общественно-производственная;

— социально-политическая;

— научно-экспериментаторская;

— врачебная;

— педагогическая;

— семейно-бытовая;

— хозяйственная;

— художественная и проч.

 

В широком смысле значения слова, практика — это вся деятельность человека, включающая в себя и художественную практику, и практику познания, в том числе и теоретического.

 

Различные виды практической деятельности неравноценны не только в плане форм жизнедеятельности, но и по отношению к прогрессу: практика может быть созидательной либо разрушительной по своим результатам.

Специфика общественной системы.

Историческая закономерность и сознательная деятельность людей.

История общества отличается от истории природы прежде всего тем, что первую творят люди, а вторая происходит сама.

Каждое новое поколение людей, вступая в жизнь, не начинает историю заново, а продолжает то, что сделано их предшественниками. Следовательно, деятельность людей в определенной мере уже задана объективными условиями. К этим условиям относится в первую очередь совокупность материально-технических реалий: орудия и средства труда, различные предметы, навыки общественного производства, определенные традиции, обычаи, верования, сложившаяся система общественных отношений, те или иные социальные институты, формы власти и т.д., т.е. определенный уровень развития производства и общественных отношений. Содержание субъективного фактора раскрывает механизм воздействий людей на объективные условия их жизни, сущность движущих сил истории, показывая процесс обратного влияния политических, социальных, идеологических отношений на экономический строй общества. Все это говорит об относительной самостоятельности субъективного фактора, о его продуктивно-активной силе воздействия на ход истории, особенно в периоды социальных революций и др. точек бифуркации. С наибольшей силой влияние субъективного фактора выражается в той роли, которую играют великие личности в истории.

Формационный и цивилизационный подходы к исследованию исторического процесса.

На сегодняшний день определились два методологических подхода к анализу исторического процесса. Один – формационный, или монистический, другой – цивилизационный, или плюралистический. В рамках первого выделяют две концепции – марксистскую и теорию постиндустриального общества. Марксистская концепция основывается на признании решающей детерминантой развития способа производства. На этой основе происходит выделение определенных стадий в развитии общества – формаций. Концепция постиндустриального общества в качестве главной детерминанты общественно-исторического процесса провозглашает три типа обществ: традиционное, индустриальное и постиндустриальное.

Коренная идея монистического подхода состоит в признании единства человеческой истории и ее прогресса в форме стадиального развития. Коренная идея второго – отрицание единства истории человечества и его прогрессирующего развития.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 214.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...