Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Категория содержания и формы, их связь и взаимодополнительность.




Содержание – совокупность всех элементов и их связей, определяющая качественную определенность данного явления.

Форма – способ внешнего выражения содержания, его организации.

  • Содержание определяет форму
  • Форма обладает определенной самостоятельностью. Форма не может остановить содержание.

Категории сущности, явления, видимости и их значение в познании.

Явление – (выражение сущности во вне). Внешняя сторона предмета, представляющая собой совокупность таких свойств в которых проявляется сущность.

Сущность – (главное, устойчивое, определяющее в вещи). Внутрення сторона предмета, представляющая собой совокупность элементов, определяющая его глубинную природу.

  • Сущность скрыта, на поверхности только явление. Явление богаче сущности.
  • Сущность можно познать с помощью логического познания. Явление явлению, за которым скрывается сущность.
  • Нам даны явления со скрытой в них сущностью.

15. Сущность и значение категорий возможности и действительности.

Возможность - неосуществимая действительность.

Действительность – реализованная возможность.

2 класса возможностей:

  1. Реальная возможность - осуществление которой не противоречит объективным законам.
  2. Абстрактная возможность - возможность, для реализации которой нужно пройти целый ряд этапов.

Невозможность (формальная возможность) - возможность, реализация которой противоречит объективной реальности (законам материального мира). Количественная мера возможности - вероятность (степень необходимого возможного).

Развитие - превращение возможности в действительность.

Парные категории – всеобщие, т.е. могут использоваться во всех науках => являются методологией.

Категории причины и следствия. Причинная связь

Причинная связь (казуальная) выражает генетическую то есть порождающую связь между явлениями.

Причина – (то, что порождает другое). Явление, которое порождает, обуславливает появление другого явления, как своего следствия.

Следствие – (то, что другим порождается). Явление, порождаемое другим, как своей причиной.

Категории необходимости и случайности. Необходимость и свобода.

Необходимость – (то, что должно быть) Выражает в явлении то, появление которое обусловлено закономерными необходимыми причинами.

Случайность – (то, что может быть) Выражает в явлении то, что обусловлено внешними, побочными причинами.

Случайность форма дополнения и проявление необходимости.

Бытие, как наиболее общая категория философии. Материальное и духовное бытие.

Онтология (Бытие) – философская наука о всеобщих определениях бытия сущего.

Бытие – философская категория, рассматривающая в единстве все существующие в мире явления и процессы.

  • Бытие вещей (тел), процессов включает бытие вещей, процессов, состояний природы; бытие природы как целого и бытие «второй природы», то есть вещей и процессов, произведенных человеком.
  • Бытие человека — как в мире вещей, так и специфически человеческое бытие.
  • Бытие духовного (идеального) разделяется на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное.
  • Бытие социального делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества.

Материальное бытие - это бытие природы, ее состояний, явлений и процессов; это мир вещей, созданных человеком.

Духовное бытие проявляется, во-первых, в форме индивидуализированного духовного бытия, неотъемлемого от данного конкретного человека, индивида. Это бытие реализуется в сознании и самосознании каждого из нас. Во-вторых, духовное бытие выступает в виде объективизированного, опредмеченного духовного бытия и проявляется посредством языка, различных символов и знаков, искусства, принципов поведения, принятых в обществе, через посредство достижений человеческого духа и мысли. Именно через освоение этого объективизированного духовного мира и происходит становление Человека в полном смысле этого слова; приобщение его к культурному и социальному наследию человеческой цивилизации.

Движение как всеобщий способ существования материи. Движение и покой.

Движение– способ существования материи и ее атрибутов.

Движение – всякое изменение вообще.(Диалектика о природе, Энгельс).

Механические, химические, физические, биологические – формы движения материи.

Покой является лишь частным случаем движения.

Типы движения — количественный (перемещение тел и пр. — без качественных пре­вращений) и качественный. Качест­венный тип включает в себя подти­пы или виды: функционирование, круговороты, развитие.

Пространство и время, как формы существования материи.

Пространство – является формой существования материи, ее атрибутом.

Пространственная функция - категория, выражающая всеобщую закономерность материальных состояний.

Категории пространства выражают экстенсивный план бытия.

Время – функциональная категория, в которой отражается всеобщая закономерность сменяющихся материальных состояний.

Категории времени выражают интенсивный план бытия.

В проблеме пространства и времени, есть 2-е концепции:

1. Субстанциальная – пространство и время существуют независимо от матери.

2. Реалиционная - пространство и время не существуют вне матери.

 

Сознание, как информационная система. Качественно отличие сознания человека от психики животного.

СОЗНАНИЕ— важнейшая кате­гория философии, обозначающая человеческую способность идеаль­ного воспроизведения действитель­ности. Сознание выступает в двух формах: индивидуальной (личност­ной) и общественной. Понимание сущности сознания находится в пря­мой зависимости от решения вопро­са о взаимоотношении духа и приро­ды, материи и сознания. Признание первичности идеального ведет к превращению сознания в самостоя­тельную сущность, творящую мир.

 

Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является весь мир, все его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира. Сознание не добавление к психике человека, а сама субъективная сторона психики, осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами, находящимися вне начинающего сознавать себя человека, и одновременно осознание природы. Под бессознательным можно понимать две разные вещи: во-первых, - это действие, совершаемое автоматически, рефлекторно, когда причина его не успела дойти до сознания, а также при естественном отключении сознания, во-вторых, - это активные психические процессы, непосредственно не участвующие в сознательном отношении субъекта к действительности, а поэтому и сами в данный момент не осознаваемые.

 

Основные функции сознания и структуры.

Функции сознания:

а) отражательная,

б) порождающая (творчески-креативная),

в) регулятивно-оценочная,

г) рефлексивная — основная функция, характеризует сущность сознания.

 

В качестве объекта рефлексии может выступать:

1) отражение мира,

2) мышление о нем,

3) способы регуляции человеком своего поведения,

4) сами процессы рефлексии

5) свое личное сознание.

 

Структура сознания

 

Выделяют два слоя сознания:

1). Бытийноесознание (сознание для бытия), включающее в себя: 1) биодинамические свойства движений, опыт действий; 2) чувственные образы.

2). Рефлективное сознание(сознание для сознания), включающее в себя: 1) значение; 2) смысл.

Значение— содержание общественного сознания, усваиваемое человеком; это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения — понятия.

Смысл— субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и о значение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 211.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...