Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Исходная теоретическая модель рыночной экономики. Определение рынка.




Рыночная экономика - система организации хозяйства в масштабе, т.е. это такая форма организации хозяйства, при которой индивидуальные производители и потребители взаимодействуют посредством рынка, отвечая на вопрос "Что, как, для кого производить" с помощью системы цен, прибылей и убытков, спроса и предложения. Рынок - место, где совершаются сделки (базар, аукцион, биржа), где товары реализуются по формуле Т-Д-Т. Рынок- это механизм реализации рыночной экономики, обладающий в обобщенном виде следующими признаками:

· отбор наиболее эффективных технологий и организационных систем;

· многообразие форм собственности (частной, коллективной, государственной);

· полная административная независимость и самостоятельность товаропроизводителя - товаропроизводитель должен быть собственником результатов своего труда;

· свободный выбор поставщиков сырья и потребителей продукции;

· прогрессивная налоговая политика.

Особое место в рыночной экономике занимает антимонопольное законодательство, основой его является - обеспечение благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции в народном хозяйстве, снятие всех преград на пути ее активизации на правовой основе, позволяющей исключить монополистические действия центральных органов власти и управления, диктат участников хозяйственного оборота, а также определить правовой режим регулирования ответственности за монополистические действия и нарушение правил честной конкуренции.

Конкуренция порождает мощные мотивационные стимулы:

· обеспечение конвертируемости валюты (обратимость национальной денежной единицы);

· создание системы биржевых учреждений, банков, налоговой инспекции.

В настоящее время рынок в различных странах мира находится в определенных границах и регулируется государством. Оно стремится:

· обеспечить стабильность рынка;

· обеспечение справедливости;

· следит за эффективностью рыночного механизма (не допуская или ограничивая монополии).

Функции рынка.

Механизм рынка - это система отношений, которые складываются между продавцами и покупателями товаров и услуг по поводу объемов производства, цен, распределения ресурсов.

В рыночной экономике все имеет цену, каждый товар и услуга. Даже различные виды человеческого труда, который именуется зарплатой. Чрез рынок потребитель воздействует на производителя.

Рыночный механизм не является системой хаоса, стихией и анархией. Рыночный механизм:

· обладает определенной рыночной структурой;

· способен саморегулироваться;

· подчиняется определенным закономерностям.

    Сущность рынка наиболее полно раскрывается через его функции:

1. Посредническая – рынок соединяет производство и распределение с одной стороны и потребление с другой. Производство с помощью рынка оказывает воздействие на потребителя, предлагая товары и услуги, а также создавая новые товары и услуги и тем самым способствует развитию потребностей. В свою очередь удовлетворенная потребность является побудителем к дальнейшей производительности производства.

2. Информационная – рынок сообщает субъектам хозяйствования и потребителям об уровнях цен, об объемах спроса, дает возможность соизмерить свои индивидуальные затраты затратами конкурентов.

3. Стимулирующая – через конкуренцию рынок стимулирует обновление продукции, снижение затрат, повышение качества.

4. Санирующая – неэффективно работающие предприятия уходят с рынка и наоборот рынок поддерживает развитие эффективного производства.

5. Регулирующая – определяется через установление определенны пропорций в народном хозяйстве; через оптимальное распределение ресурсов, капиталов, рабочей силы, а также товаров и услуг.

6. На основе рынка обеспечивается воспроизводство самого работника и процесса производства: рабочая сила.

7.Рынок обеспечивает свободу выбора форм и способа хозяйствования и тем самым реализует интересы субъекта хозяйствования.

8. Рынок освобождает экономику от дефицита товаров и услуг.

9. Рынок воспитывает экономическое мышление, т.е. предприимчивость, расчетливость.

    Являясь сложным социально-экономическим явлением рынок противоречив, т.е. есть проблемы, которые рынок не может решить сразу и однозначно. Это называется провалами рынка. К ним относятся:

· распределение ресурсов в соответствии с частным интересом не всегда бывает эффективным;

· рынок не может взять на себя производство некоторых общественно значимых товаров (оборона, городское хозяйство, образование, здравоохранение) поскольку затраты на и производство слишком велики по сравнению с результатами с точки зрения доходности;

· конкуренция порождает стремление к монополизму;

· возможно снижение уровня жизни от спадов, кризиса производства, инфляций;

· нарушение прав человека на труд, бесплатное образование, медицинское обслуживание.

    Однако, до настоящего времени, несмотря на негативные стороны рынка он представляет собой наиболее эффективный способ организации хозяйственной жизни общества. Корректировку негативных сторон рынка осуществляет государство и другие социальные институты, не нарушая функций рынка.

Структура рынка.

Под структурой рынка мы понимаем виды рынков в зависимости от выбранных критериев их разделения:

1. Объекты купли-продажи:

· рынок средств производства;

· рынок рабочей силы;

· рынок капиталов;

· рынок товаров и услуг;

· рынок ценных бумаг.

2. Степень развития рынка:

· формирующийся рынок;

· зрелый рынок.

3. По степени насыщенности товаров:

· дефицитный;

· уравновешенный;

· избыточный.

4. По территориальному принципу:

· региональный;

· локальный (местный);

· национальный;

· мировой.

5. По степени ограничения конкуренции:

· рынок свободной (совершенной) конкуренции;

· рынок несовершенной конкуренции: чистая монополия; монополистическая конкуренция; олигополия.

6. По отношению к закону:

1. законный;

2. теневой (черный и серый рынок).

Спрос. Факторы спроса.

Спрос– это платежеспособная потребность, т.е. обеспеченная деньгами.

На спрос влияет множество факторов:

· цена данного товара;

· цены на взаимозаменяемые товары;

· цены на взаимодополняемые товары;

· ожидание изменения цен;

· доходы;

· вкусы и предпочтения.

    Определяющим фактором, влияющим на спрос является цена. Зависимость между спросом и ценой обратная: чем выше цена, тем меньше спрос.

Различают множество видов спроса:

· насыщенный и ненасыщенный;

· удовлетворительный и неудовлетворительный;

· регулярный и нерегулярный;

· стихийный;

· дефицитный;

· случайный.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 181.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...