Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 10. Профессиональная этика и культура руководителя образовательной организации




 

Понятие о профессиональной этике. Основные принципы профессиональной этики. Профессия и специальность. Виды профессиональной этики. Понятие педагогической этики и ее социально-психологические особенности. Управленческая этика. Педагогическая мораль и ее проявление в деятельности руководителя образовательной организации. Функции, специфика содержания этических категорий ( честь, долг, авторитет) Этический кодекс руководителя образовательной организации.

Культура руководителя как предпосылка эффективности управленческой деятельности в образовательной организации. Педагогическая культура как системообразующий элемент культуры руководителя образовательной организации. Основные функции культуры руководителя. Компоненты личностного и профессионального плана педагогической культуры. Управленческая компетентность. Характеристика основных компонентов управленческой компетентности. Психологическое сопровождение развития и коррекции управленческой компетентности руководителя образовательной организации как основы совершенствования его менеджерской культуры.

 

Темы практических занятий

Тема 1. Семинар в виде круглого стола по теме «Предмет, цели, основные принципы и задачи психологии менеджмента образовательных организаций. История становления и развития психологии менеджмента образовательных организаций»

Вопросы для обсуждения:

- объект и предмет психологии менеджмента (различные точки зрения исследователей);

- основные теории менеджмента, их психологическое содержание;

- основные направления современных исследований по психологи менеджмента образовательных организаций.

Тема 2. Практическое занятие в виде практических заданий по теме «Психология управленческой деятельности в образовательной организации»

Студентам предлагается практические ситуации на отработку умений разработки и принятия управленческих решений и делегирования прав и ответственности.

Работа с практическими задачами

 Задача 1."Определение неверных суждений"

Группа разбивается на небольшие микрогруппы по 3—4 человека, после чего каждой из подгрупп выдается следующий список суждений:

· Если руководитель не очень уверен а себе, го обычно он колеблется возлагать на подчиненных ответственные задачи и предоставлять им соответствующие права и пытается выполнить эти задачи сам.

· Нельзя назвать настоящим руководителем того, кто не решается ставить перед подчиненными ответственные задачи и предоставлять им соответствующие права, а пытается выполнить эти задачи сам.

· Руководитель может значительно расширить поле своей деятельности путем поручения важных задач своим подчиненным.

· Возлагая ответственность на своих подчиненных и предоставляя им соответствующие права, руководитель освобождается от ответа за выполнение доставленных задач.

· В основные обязанности руководителя должно входить обучение подчиненных правильному использованию прав и умению нести ответственность.

·  Вы не можете отвечать за осуществление какой-либо задами. Если Вам не предоставили соответствующих прав.

·  Компетентность того или иного руководителя можно определить по тому, как он возлагает ответственность на подчиненных и какие предоставляет им права.

·  Не зная основных принципов делегирования полномочии подчиненным, руководитель организации неизбежно столкнется с определенными трудностями.

Группе дается 10—15 минут на обсуждение высказываний, после чего каждая из групп перечисляет высказывания, которые, оценила как неверные.

 

Задача 2 "Порядок делегирования прав и ответственности"

Задача может быть представлена в форме деловой игры. В этом случае группа делится на микрогруппы по 3—4 человека, и каждая из подгрупп работает самостоятельно; затем проводится коллективное обсуждение результатов.

В какой последовательности руководитель должен реализовывать делегирование прав и ответственности? Ниже приводится список шагов делегирования полномочий, и Вам предлагается указать их правильный порядок.

I. Определить круг вопросов, в решении которых будут предоставляться права сотрудникам.

2. Установить такую систему взаимодействия, чтобы каждое звено, подчиненных несло определенною ответственность и имело соответствующие права.

3. Оценить имеющиеся возможности для эффективного контроля и только после этого заняться предоставлением прав подчиненным.

 

Задача 3 "Стратегия делегирования полномочий"

Задача может быть представлена в форме деловой игры. В этом случае группа делится на микрогруппы по 3—4 человека, и каждая ил подгрупп работает самостоятельно; затем проводится коллективное обсуждение результатов.

Вы должны выбрать и обосновать только одну ил следующих стратегий делегирования ответственности:

     На первых порах я буду выделять наиболее простые задачи и время от времени поручать их решение своим подчиненным, постепенно переходя к более сложным.

Я разделю задачи на простые и сложные. Простые распределю между подчиненными, а наиболее сложные оставлю за собой.

Сначала я определю, какое время потребуется подчиненным на приобретение навыков руководящей или исполнительской деятельности. В результате выработаю график, в соответствии с которым начну регулярно возлагать ответственность на своих подчиненных, прячем независимо от сложности поручаемой работы.

 

Ситуации по теме «Процесс принятия и реализации управленческих решений»

Задача 1

Цель: выявить все необходимые альтернативы в процессе принятия решения.

Приобретаемые знания и умения: знание особенностей процесса принятия решения; умение выбрать из ряда решений одно, наиболее предпочтительное.

Ситуация

Класс отказался посещать уроки учителя физики. Учащиеся объяснили это тем, что они не понимают объяснений учителя и он несправедливо ставит им двойки. Учитель считает, что класс совершенно вышел из- под контроля, не хочет учиться; учитель требует наказать зачинщиков. Завуч встал на сторону учителя, молодые преподаватели, работающие в этом классе, взяли сторону ребят.

Задание: обдумайте и решите, как должен действовать в этой ситуации руководитель учебного заведения. Обоснуйте последовательность его управленческих шагов.

 

Задача 2

Цель: выявить необходимые альтернативы в процессе принятии и реализации решения.

Приобретаемые знания и умения: знание особенностей процесса принятия и реализации решения; умение выбрать из ряда решений одно, наиболее предпочтительное.

Ситуация

Изучив работу учителей естественно-математического цикла в среднем учебном заведении, руководитель пришел к выводу, что знания большинства учащихся — на уровне воспроизведения учебника. Многие учащиеся с трудом применяют знания на практике. Учителя имеют разное представление об уровне оценки знаний учащихся.

Задание: решите, что вы как руководитель учебного заведения будете делать? Какое место в своих решениях вы отведете педагогическому совету, совету руководства, методическим службам, функции контроля за учебным процессом?

 

Задача 3

Цель: найти наиболее эффективные средства решения выявленной проблемы.

Приобретаемые знания и умения: знание основных противоречий в работе членов коллектива; умение за противоречиями увидеть требующие решения проблемы.

Ситуация

Посещая уроки молодых учителей, вы, как руководитель учебного заведения, пришли к выводу, что они не умеют дифференцированно работать с учащимися. На их уроках преобладают фронтальные формы обучения. Уровень теоретических лекций гораздо выше уровня практических занятий.

Задание: обдумайте ситуацию и решите, что вы предпримите в организационном, методическом и контролирующем плане. Какое место в этом процессе вы отведете работе по обобщению и внедрению передового педагогического опыта? Обоснуйте свои управленческие действия.

 

Основная литература:

Козлов В.В., Мануйлов Г.М., Фетискин Н.П. Психология управления: Учебное пособие. М.: ИЦ «Академия», 2011, 224 с.

Баранчеев В.П., Масленникова Н.П., Мишин В.М. Управление инновациями: учебник для вузов / В.П. Баранчеев, Н.П. Масленникова, В.М. Мишин.-М.:Юрайт, 2011.-712 с. (эл. библ. Лань).

Дейнека А.В. Управление персоналом: учебник/А.В. Дейнека.-М.: Дашков и К, 2011, 292 с. (эл. библ. Лань).

http: // uisrussia.msu.ru

Дополнительная литература

Батаршев А.В. Психодиагностика в управлении: практическое руководство: учеб пособие. – М.: дело, 2005. – 496 с.

Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2 изд-е-СПб.: Питер, 2008, - 336 с.

Добротворский И.Л. Золотая книга руководителя.- Ростов н/Д: Феликс, 2011.- 687с.

Истратова О.Н. Справочник психолога-консультанта организации / О.Н. истратова, Т.В. Эксакусто.-Ростовн/Д: Феникс, 2006.-638 с. – Справочник.

Кибанов, Ардальон Яковлевич. Управление персоналом : учеб. пособие [Гриф Минобрнауки РФ] / А. Я. Кибанов. - 2-е изд., стер. - М. : КноРус, 2010. - 201 с.

Кибанов, Ардальон Яковлевич. Служба управления персоналом : учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / А. Я. Кибанов, В. Г. Коновалова, М. В. Ушакова. - М.: КноРус, 2010. - 410 с.

Кабаченко Т.С. Психология управления: учеб. пособие для вузов /Т.С. Кабаченко.-М.: Педагогическое общество России, 2001.-384 с.

Организационная психология и управление (Россия: 1910-1919): Хрестоматия/МГУ; сост. Г.Г. Вучетич, Н.А. Носов, А.А. Пископпель и др.-М.: Изд-во МГУ, 1999. – 244 с.

Панфилова А.П., Громова Л.Н. Основы менеджмента: полное руководство по кейс-технологиям. СПб.: Питер, 2004 , 240 с.

Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учеб. пособие/Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой.-СПб.: Речь, 2003.-448с.

Руденко А.М. Управленческая психология.- Ростов н/Д: Феликс, 2010,-345 с.

Самоулкина Н.В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затарах-М.: Вершина, 2006. – 224 с.

Хасанова И.И. Водеников В.А. Психология управления: учеб.пособие/ Под ред. Э.Ф. Зеера,- Екатеринбург: Изд-во Ура. гос.проф.-пед. ун-та,2000.-241с.

 

Тема 3. Психологический практикум по теме «Психология личности руководителя образовательной организации»

Задание 1.

Цель: овладение практическим инструментарием, позволяющим оценить психологические качества и особенности ключевых компетенций руководителя образовательной организации.

Студентам предлагается ознакомиться с конкретными методиками и на основе результатов диагностики разработать программу по коррекции и развитию профессионально-личностного потенциала руководителя образовательной организации.

 -Диагностика профессиональной компетентности у руководителей разного уровня

 -Экспресс-диагностика эффективности личностной компетентности руководителя

 -Методика определения организаторских способностей.

Задание 2.

Цель: развитие рефлексивного мышления направленного на осознание значимых проблем в системе организационно-управленческих отношений

Студентам предлагается написать эссе на одну из следующих тем:

· Я – руководитель

· Я – лидер

· Инновации в образовательной организации

· Стрессовый стиль жизни руководителя

· Коммуникативная компетентность руководителя

· Акме-руководителя

· Карьера руководителя

· Психолог в структуре организационно-управленческих отношений

· Конкурентоспособность руководителя

 

Основная литература:

Козлов В.В., Мануйлов Г.М., Фетискин Н.П. Психология управления: Учебное пособие. М.: ИЦ «Академия», 2011, 224 с.

Баранчеев В.П., Масленникова Н.П., Мишин В.М. Управление инновациями: учебник для вузов / В.П. Баранчеев, Н.П. Масленникова, В.М. Мишин.-М.:Юрайт, 2011.-712 с. (эл. библ. Лань).

Дейнека А.В. Управление персоналом: учебник/А.В. Дейнека.-М.: Дашков и К, 2011, 292 с. (эл. библ. Лань).

http: // uisrussia.msu.ru

Дополнительная литература

Батаршев А.В. Психодиагностика в управлении: практическое руководство: учеб пособие. – М.: дело, 2005. – 496 с.

 

Тема 4.  Психологический практикум по теме «Психологический коллектив как объект управления в образовательной организации»

4.1Диагностика социально-психологических характеристик групповых особенностей и процессов.

4.2.Самооценка эмоционально-мотивационной ориентации в межгрупповом взаимодействии (модифицированный вариант теста Н.П. Фетискина);

4.3.Методика диагностики уровня развития взаимоотношений;

4.4.Определение групповой сплоченности и ценностно-ориентационного единства (ЦОЕ)

 4.5. Тест «Тип взаимоотношений работника и организации»

4.6. Приемы и методы коррекции и развития межличностных отношений в организации

4.7.Ролевые игры для коррекции и развития межличностных отношений

4.8.Фрагмент видео-тренинга эффективных коммуникаций

Тема 5.Психологический практикум по теме «Психология руководства карьерой в образовательной организации»

5.1.Определение карьерных ориентаций личности. Опросник « Якоря Карьеры» (Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учеб.пособие / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб.:Речь, 2003.-448 с.

5.2. Проектирование индивидуальной траектории социально-профессионального продвижения.

 

Тема 6.Психологический практикум по теме «Психологическое обеспечение профессионального развития руководителя образовательной организации» Методика определения психической активации

6.1.Тест «Стрессоры в вашей жизнедеятельности»

6.2.Тест «Ваше самочувствие»

6.3.Определение степени переутомления. Экспресс-диагностика склонности к пониженному настроению (В.В. Бойко).

6.4.Экспресс-диагностика склонности к немотивированной тревожности

6.5.Синдром «выгорания» в профессиях системы «человек-человек»

 

6.6.Тест «Оценка эффективности деятельности руководителя»

6.7.Диагностика профессиональной компетентности у руководителей разного уровня

6.8.Экспресс-диагностика эффективности личностной компетентности руководителя

6.9.Методика определения организаторских способностей

6.10.Управленческая ситуация и направленность руководителя (тест).

 

Тема 7.Психологический практикум по теме «Психологическое сопровождение организационно-управленческих отношений в образовательной организации»

7.1.Тест «Мотивационный профиль» Ричи Ш. Мартин П. Управление мотивацией: учеб пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004. 399 с.

7.2.Разработка системы мотивации на основе мотивационного профиля.

7.3. Тест «Самооценка стиля управления»

7.4.Управленческая матрица «Решетка менеджмента»

7.5. Методика определения стиля руководства трудовым коллективом

7.6. Методика определения уровня сработанности и совместимости

 

Тема 8.Психологический практикум по теме «Конфликт в системе организационно-управленческих отношений»

8.1. Диагностика ролевого конфликта в деятельности руководителя (тест С.И. Ерина)

8.2. Способы преодоления конфликтов внутри малой группы (тест В.А. Розанова)

8.3. Тест «Стратегии решения конфликтов»

 

Тема 9. Практическое занятие вформе « Круглого стола» по теме «Инновационный менеджмент в образовательной организации»

 Вопросы для обсуждения:

1.Инновации в образовании.

2. Проблема преодоления сопротивления инновациям и нововведениям в трудовом коллективе.

3.Способы, методы, технологии психологического обеспечения реализации инновационных процессов в образовательной организации»

 

Тема 10.Психологический практикум по теме «Профессиональная этика и культура руководителя образовательной организации»

10.1. Разработка этического кодекса руководителя образовательной организации.

 

Литература к практическим занятиям

1. Батаршев А.В. Психодиагностика в управлении: практическое руководство: учеб пособие. – М.: дело, 2005. – 496 с.

2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2 изд-е-СПб.: Питер, 2008, - 336 с.

3. Истратова О.Н. Справочник психолога-консультанта организации / О.Н. истратова, Т.В. Эксакусто.-Ростовн/Д: Феникс, 2006.-638 с. – Справочник.

4. Панфилова А.П., Громова Л.Н. Основы менеджмента: полное руководство по кейс-технологиям. СПб.: Питер, 2004 , 240 с.

5. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учеб. пособие/Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой.-СПб.: Речь, 2003.-448с.

6. Самоулкина Н.В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах-М.: Вершина, 2006. – 224 с.

Образовательные технологии

5.1. Основные виды занятий и особенности их проведения

Лекционные занятия проводятся в потоке. В лекционных занятиях отводится время (10 – 20 минут) для контрольных вопросов по темам курса в форме самостоятельной работы.

5.2. Практические занятия в форме круглого стола

1. Тренинги.

2. Ролевые игры.

3. Моделирование.

4. Технологии кейс-стади

5. Рефлексивные технологии

5.3. Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы студентов при изучении курса

Данный курс предполагает чтение лекций, в процессе которых учащиеся усваивают теоретический материал, а также проведение практических работ, ориентированных на овладение студентами практических основ психологии бизнеса. Студенты получают темы для самостоятельной подготовки к практическим занятиям; выполняют проверочные контрольные работы; докладывают выполненные самостоятельно учебные задания на практических занятиях.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов Тематика заданий по различным формам текущего контроля










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 582.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...