Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 10. Профессиональная этика и культура руководителя образовательной организации
Понятие о профессиональной этике. Основные принципы профессиональной этики. Профессия и специальность. Виды профессиональной этики. Понятие педагогической этики и ее социально-психологические особенности. Управленческая этика. Педагогическая мораль и ее проявление в деятельности руководителя образовательной организации. Функции, специфика содержания этических категорий ( честь, долг, авторитет) Этический кодекс руководителя образовательной организации. Культура руководителя как предпосылка эффективности управленческой деятельности в образовательной организации. Педагогическая культура как системообразующий элемент культуры руководителя образовательной организации. Основные функции культуры руководителя. Компоненты личностного и профессионального плана педагогической культуры. Управленческая компетентность. Характеристика основных компонентов управленческой компетентности. Психологическое сопровождение развития и коррекции управленческой компетентности руководителя образовательной организации как основы совершенствования его менеджерской культуры.
Темы практических занятий Тема 1. Семинар в виде круглого стола по теме «Предмет, цели, основные принципы и задачи психологии менеджмента образовательных организаций. История становления и развития психологии менеджмента образовательных организаций» Вопросы для обсуждения: - объект и предмет психологии менеджмента (различные точки зрения исследователей); - основные теории менеджмента, их психологическое содержание; - основные направления современных исследований по психологи менеджмента образовательных организаций. Тема 2. Практическое занятие в виде практических заданий по теме «Психология управленческой деятельности в образовательной организации» Студентам предлагается практические ситуации на отработку умений разработки и принятия управленческих решений и делегирования прав и ответственности. Работа с практическими задачами Задача 1."Определение неверных суждений" Группа разбивается на небольшие микрогруппы по 3—4 человека, после чего каждой из подгрупп выдается следующий список суждений: · Если руководитель не очень уверен а себе, го обычно он колеблется возлагать на подчиненных ответственные задачи и предоставлять им соответствующие права и пытается выполнить эти задачи сам. · Нельзя назвать настоящим руководителем того, кто не решается ставить перед подчиненными ответственные задачи и предоставлять им соответствующие права, а пытается выполнить эти задачи сам. · Руководитель может значительно расширить поле своей деятельности путем поручения важных задач своим подчиненным. · Возлагая ответственность на своих подчиненных и предоставляя им соответствующие права, руководитель освобождается от ответа за выполнение доставленных задач. · В основные обязанности руководителя должно входить обучение подчиненных правильному использованию прав и умению нести ответственность. · Вы не можете отвечать за осуществление какой-либо задами. Если Вам не предоставили соответствующих прав. · Компетентность того или иного руководителя можно определить по тому, как он возлагает ответственность на подчиненных и какие предоставляет им права. · Не зная основных принципов делегирования полномочии подчиненным, руководитель организации неизбежно столкнется с определенными трудностями. Группе дается 10—15 минут на обсуждение высказываний, после чего каждая из групп перечисляет высказывания, которые, оценила как неверные.
Задача 2 "Порядок делегирования прав и ответственности" Задача может быть представлена в форме деловой игры. В этом случае группа делится на микрогруппы по 3—4 человека, и каждая из подгрупп работает самостоятельно; затем проводится коллективное обсуждение результатов. В какой последовательности руководитель должен реализовывать делегирование прав и ответственности? Ниже приводится список шагов делегирования полномочий, и Вам предлагается указать их правильный порядок. I. Определить круг вопросов, в решении которых будут предоставляться права сотрудникам. 2. Установить такую систему взаимодействия, чтобы каждое звено, подчиненных несло определенною ответственность и имело соответствующие права. 3. Оценить имеющиеся возможности для эффективного контроля и только после этого заняться предоставлением прав подчиненным.
Задача 3 "Стратегия делегирования полномочий" Задача может быть представлена в форме деловой игры. В этом случае группа делится на микрогруппы по 3—4 человека, и каждая ил подгрупп работает самостоятельно; затем проводится коллективное обсуждение результатов. Вы должны выбрать и обосновать только одну ил следующих стратегий делегирования ответственности: На первых порах я буду выделять наиболее простые задачи и время от времени поручать их решение своим подчиненным, постепенно переходя к более сложным. Я разделю задачи на простые и сложные. Простые распределю между подчиненными, а наиболее сложные оставлю за собой. Сначала я определю, какое время потребуется подчиненным на приобретение навыков руководящей или исполнительской деятельности. В результате выработаю график, в соответствии с которым начну регулярно возлагать ответственность на своих подчиненных, прячем независимо от сложности поручаемой работы.
Ситуации по теме «Процесс принятия и реализации управленческих решений» Задача 1 Цель: выявить все необходимые альтернативы в процессе принятия решения. Приобретаемые знания и умения: знание особенностей процесса принятия решения; умение выбрать из ряда решений одно, наиболее предпочтительное. Ситуация Класс отказался посещать уроки учителя физики. Учащиеся объяснили это тем, что они не понимают объяснений учителя и он несправедливо ставит им двойки. Учитель считает, что класс совершенно вышел из- под контроля, не хочет учиться; учитель требует наказать зачинщиков. Завуч встал на сторону учителя, молодые преподаватели, работающие в этом классе, взяли сторону ребят. Задание: обдумайте и решите, как должен действовать в этой ситуации руководитель учебного заведения. Обоснуйте последовательность его управленческих шагов.
Задача 2 Цель: выявить необходимые альтернативы в процессе принятии и реализации решения. Приобретаемые знания и умения: знание особенностей процесса принятия и реализации решения; умение выбрать из ряда решений одно, наиболее предпочтительное. Ситуация Изучив работу учителей естественно-математического цикла в среднем учебном заведении, руководитель пришел к выводу, что знания большинства учащихся — на уровне воспроизведения учебника. Многие учащиеся с трудом применяют знания на практике. Учителя имеют разное представление об уровне оценки знаний учащихся. Задание: решите, что вы как руководитель учебного заведения будете делать? Какое место в своих решениях вы отведете педагогическому совету, совету руководства, методическим службам, функции контроля за учебным процессом?
Задача 3 Цель: найти наиболее эффективные средства решения выявленной проблемы. Приобретаемые знания и умения: знание основных противоречий в работе членов коллектива; умение за противоречиями увидеть требующие решения проблемы. Ситуация Посещая уроки молодых учителей, вы, как руководитель учебного заведения, пришли к выводу, что они не умеют дифференцированно работать с учащимися. На их уроках преобладают фронтальные формы обучения. Уровень теоретических лекций гораздо выше уровня практических занятий. Задание: обдумайте ситуацию и решите, что вы предпримите в организационном, методическом и контролирующем плане. Какое место в этом процессе вы отведете работе по обобщению и внедрению передового педагогического опыта? Обоснуйте свои управленческие действия.
Основная литература: Козлов В.В., Мануйлов Г.М., Фетискин Н.П. Психология управления: Учебное пособие. М.: ИЦ «Академия», 2011, 224 с. Баранчеев В.П., Масленникова Н.П., Мишин В.М. Управление инновациями: учебник для вузов / В.П. Баранчеев, Н.П. Масленникова, В.М. Мишин.-М.:Юрайт, 2011.-712 с. (эл. библ. Лань). Дейнека А.В. Управление персоналом: учебник/А.В. Дейнека.-М.: Дашков и К, 2011, 292 с. (эл. библ. Лань). http: // uisrussia.msu.ru Дополнительная литература Батаршев А.В. Психодиагностика в управлении: практическое руководство: учеб пособие. – М.: дело, 2005. – 496 с. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2 изд-е-СПб.: Питер, 2008, - 336 с. Добротворский И.Л. Золотая книга руководителя.- Ростов н/Д: Феликс, 2011.- 687с. Истратова О.Н. Справочник психолога-консультанта организации / О.Н. истратова, Т.В. Эксакусто.-Ростовн/Д: Феникс, 2006.-638 с. – Справочник. Кибанов, Ардальон Яковлевич. Управление персоналом : учеб. пособие [Гриф Минобрнауки РФ] / А. Я. Кибанов. - 2-е изд., стер. - М. : КноРус, 2010. - 201 с. Кибанов, Ардальон Яковлевич. Служба управления персоналом : учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / А. Я. Кибанов, В. Г. Коновалова, М. В. Ушакова. - М.: КноРус, 2010. - 410 с. Кабаченко Т.С. Психология управления: учеб. пособие для вузов /Т.С. Кабаченко.-М.: Педагогическое общество России, 2001.-384 с. Организационная психология и управление (Россия: 1910-1919): Хрестоматия/МГУ; сост. Г.Г. Вучетич, Н.А. Носов, А.А. Пископпель и др.-М.: Изд-во МГУ, 1999. – 244 с. Панфилова А.П., Громова Л.Н. Основы менеджмента: полное руководство по кейс-технологиям. СПб.: Питер, 2004 , 240 с. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учеб. пособие/Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой.-СПб.: Речь, 2003.-448с. Руденко А.М. Управленческая психология.- Ростов н/Д: Феликс, 2010,-345 с. Самоулкина Н.В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затарах-М.: Вершина, 2006. – 224 с. Хасанова И.И. Водеников В.А. Психология управления: учеб.пособие/ Под ред. Э.Ф. Зеера,- Екатеринбург: Изд-во Ура. гос.проф.-пед. ун-та,2000.-241с.
Тема 3. Психологический практикум по теме «Психология личности руководителя образовательной организации» Задание 1. Цель: овладение практическим инструментарием, позволяющим оценить психологические качества и особенности ключевых компетенций руководителя образовательной организации. Студентам предлагается ознакомиться с конкретными методиками и на основе результатов диагностики разработать программу по коррекции и развитию профессионально-личностного потенциала руководителя образовательной организации. -Диагностика профессиональной компетентности у руководителей разного уровня -Экспресс-диагностика эффективности личностной компетентности руководителя -Методика определения организаторских способностей. Задание 2. Цель: развитие рефлексивного мышления направленного на осознание значимых проблем в системе организационно-управленческих отношений Студентам предлагается написать эссе на одну из следующих тем: · Я – руководитель · Я – лидер · Инновации в образовательной организации · Стрессовый стиль жизни руководителя · Коммуникативная компетентность руководителя · Акме-руководителя · Карьера руководителя · Психолог в структуре организационно-управленческих отношений · Конкурентоспособность руководителя
Основная литература: Козлов В.В., Мануйлов Г.М., Фетискин Н.П. Психология управления: Учебное пособие. М.: ИЦ «Академия», 2011, 224 с. Баранчеев В.П., Масленникова Н.П., Мишин В.М. Управление инновациями: учебник для вузов / В.П. Баранчеев, Н.П. Масленникова, В.М. Мишин.-М.:Юрайт, 2011.-712 с. (эл. библ. Лань). Дейнека А.В. Управление персоналом: учебник/А.В. Дейнека.-М.: Дашков и К, 2011, 292 с. (эл. библ. Лань). http: // uisrussia.msu.ru Дополнительная литература Батаршев А.В. Психодиагностика в управлении: практическое руководство: учеб пособие. – М.: дело, 2005. – 496 с.
Тема 4. Психологический практикум по теме «Психологический коллектив как объект управления в образовательной организации» 4.1Диагностика социально-психологических характеристик групповых особенностей и процессов. 4.2.Самооценка эмоционально-мотивационной ориентации в межгрупповом взаимодействии (модифицированный вариант теста Н.П. Фетискина); 4.3.Методика диагностики уровня развития взаимоотношений; 4.4.Определение групповой сплоченности и ценностно-ориентационного единства (ЦОЕ) 4.5. Тест «Тип взаимоотношений работника и организации» 4.6. Приемы и методы коррекции и развития межличностных отношений в организации 4.7.Ролевые игры для коррекции и развития межличностных отношений 4.8.Фрагмент видео-тренинга эффективных коммуникаций Тема 5.Психологический практикум по теме «Психология руководства карьерой в образовательной организации» 5.1.Определение карьерных ориентаций личности. Опросник « Якоря Карьеры» (Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учеб.пособие / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб.:Речь, 2003.-448 с. 5.2. Проектирование индивидуальной траектории социально-профессионального продвижения.
Тема 6.Психологический практикум по теме «Психологическое обеспечение профессионального развития руководителя образовательной организации» Методика определения психической активации 6.1.Тест «Стрессоры в вашей жизнедеятельности» 6.2.Тест «Ваше самочувствие» 6.3.Определение степени переутомления. Экспресс-диагностика склонности к пониженному настроению (В.В. Бойко). 6.4.Экспресс-диагностика склонности к немотивированной тревожности 6.5.Синдром «выгорания» в профессиях системы «человек-человек»
6.6.Тест «Оценка эффективности деятельности руководителя» 6.7.Диагностика профессиональной компетентности у руководителей разного уровня 6.8.Экспресс-диагностика эффективности личностной компетентности руководителя 6.9.Методика определения организаторских способностей 6.10.Управленческая ситуация и направленность руководителя (тест).
Тема 7.Психологический практикум по теме «Психологическое сопровождение организационно-управленческих отношений в образовательной организации» 7.1.Тест «Мотивационный профиль» Ричи Ш. Мартин П. Управление мотивацией: учеб пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004. 399 с. 7.2.Разработка системы мотивации на основе мотивационного профиля. 7.3. Тест «Самооценка стиля управления» 7.4.Управленческая матрица «Решетка менеджмента» 7.5. Методика определения стиля руководства трудовым коллективом 7.6. Методика определения уровня сработанности и совместимости
Тема 8.Психологический практикум по теме «Конфликт в системе организационно-управленческих отношений» 8.1. Диагностика ролевого конфликта в деятельности руководителя (тест С.И. Ерина) 8.2. Способы преодоления конфликтов внутри малой группы (тест В.А. Розанова) 8.3. Тест «Стратегии решения конфликтов»
Тема 9. Практическое занятие вформе « Круглого стола» по теме «Инновационный менеджмент в образовательной организации» Вопросы для обсуждения: 1.Инновации в образовании. 2. Проблема преодоления сопротивления инновациям и нововведениям в трудовом коллективе. 3.Способы, методы, технологии психологического обеспечения реализации инновационных процессов в образовательной организации»
Тема 10.Психологический практикум по теме «Профессиональная этика и культура руководителя образовательной организации» 10.1. Разработка этического кодекса руководителя образовательной организации.
Литература к практическим занятиям 1. Батаршев А.В. Психодиагностика в управлении: практическое руководство: учеб пособие. – М.: дело, 2005. – 496 с. 2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2 изд-е-СПб.: Питер, 2008, - 336 с. 3. Истратова О.Н. Справочник психолога-консультанта организации / О.Н. истратова, Т.В. Эксакусто.-Ростовн/Д: Феникс, 2006.-638 с. – Справочник. 4. Панфилова А.П., Громова Л.Н. Основы менеджмента: полное руководство по кейс-технологиям. СПб.: Питер, 2004 , 240 с. 5. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учеб. пособие/Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой.-СПб.: Речь, 2003.-448с. 6. Самоулкина Н.В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах-М.: Вершина, 2006. – 224 с. Образовательные технологии 5.1. Основные виды занятий и особенности их проведения Лекционные занятия проводятся в потоке. В лекционных занятиях отводится время (10 – 20 минут) для контрольных вопросов по темам курса в форме самостоятельной работы. 5.2. Практические занятия в форме круглого стола 1. Тренинги. 2. Ролевые игры. 3. Моделирование. 4. Технологии кейс-стади 5. Рефлексивные технологии 5.3. Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы студентов при изучении курса Данный курс предполагает чтение лекций, в процессе которых учащиеся усваивают теоретический материал, а также проведение практических работ, ориентированных на овладение студентами практических основ психологии бизнеса. Студенты получают темы для самостоятельной подготовки к практическим занятиям; выполняют проверочные контрольные работы; докладывают выполненные самостоятельно учебные задания на практических занятиях. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов Тематика заданий по различным формам текущего контроля |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 647. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |