Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Билет2. понятие и сущность коммуникации.




2. Термин «коммуникация» (от лат. communicatio). Один из основоположников американской социологии Чарльз Кули считал, что «под коммуникацией понимается механизм, посредством которого становится возможным существование и развитие человеческих отношений — все символы разума вмёсте со способами их передачи в пространстве и сохранения во времени. Она включает в себя мимику, общение, жесты, тон голоса, письменность, печать, железные дороги, телеграф, телефон и самые последние достижения по завоеванию пространства и времени. Четкой границы между средствами коммуникации и остальным внешним миром не существует. Однако вместе с рождением внешнего мира появляется система стандартных символов, предназначенная только для передачи мыслей, с нее начинается традиционное развитие коммуникации».

    Коммуникация в широком смысле рассматривается как процесс взаимодействия и способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразную информацию. Между людьми коммуникация осуществляётся в виде общения. Социологическое направление коммуникации рассматривает коммуникабельность информационных средств межличностных, межгрупповых, международных общений.

    В социокоммуникативном контексте коммуникация — социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств (вербальных, невербальных и др.).

В настоящее время понятие «коммуникация» имеет три основные интерпретации. Во-первых, коммуникация представляется как средство связи любых объектов материального и духовного мира, т.е. как определенная структура. Коммуникация выступает как бы посредником между индивидуальной и общественно осознанной информацией. Ключевой проблемой коммуникации является механизм, который переводит индивидуальный процесс передачи и восприятия информации в социально значимый процесс персонального и массового воздействия. Этот механизм заложен в речевой деятельности людей — именно в ней реализуются социально обусловленные нормы и правила общения. Во-вторых — это общение, в процессе которого люди обмениваются информацией. В-третьих, под коммуникацией подразумевают передачу и массовый обмен информацией с целью воздействия на общество и его составные компоненты.

    Сегодня коммуникация представляет собой общение, передачу информации от человека к человеку, от одной системы к другой. Коммуникация также обозначает связь, сообщение, известие, взаимодействие, обмен информацией в обществе, создание и распространение информации, а также средство связи. Кроме того, этот термин используется для обозначения связи любых объектов материального и духовного мира. В зоопсихологии и этологии выявлен целый ряд средств передачи информации от одной особи к другой. Основу «языка животных» составляют генетически обусловленные системы сигналов: звуков, поз и движений, запахов.

Классификация видов коммуникации:

1. По числу участников

 - межличностная

 - групповая

 - массовая

2. По типу семиотических средств:

 - речевая

 - паралингвистическая (невербальная)

 - вещественно-знаковая

Соколов выделяет 3-ю форму коммуникации:

 - диалог

 - форма подражания

3. По уровням коммуникации:

 - индвид. личность 

 - соц. группа

 - массовая совокупность

Почепцов выделяет классификацию:

 Семиотическая:

- знаковая 

- вербальная

- невербальная

По способу взаимодействия коммуникантов:

 - иерархическая

 - органическая

Социальная коммуникация

 - движение информации (смыслов) в социальном времени и пространстве (Соколов)

 - взаимодействие между социальными группами, культурными общностями.

 - коммуникативное явление в социальных институтах, влияет на развитие социума

две фундаментальные социальные функции коммуникации:

 -сохранение устойчивости социального организма

 - формирование целей его развития

Уровни типологий коммуникации:

 1.модели взаимодействий

 2.смысловой (идейно-содержательный)

 3.социо-ориентированные модели

Модель взаимодействия

Интерсубъективность –общность опыта взаимодействующих субъектов и общезначимость его результатов.

Все в мире воспринимаем через собственное «Я»!

Коммуникация - интерсубъективное отношение, в котором «я», проявляя другого, проявляет и себя. Факт существования человеческой индивидуальности заметен только в коммуникации. «Я» существует в той мере, в которой «Я» включено в коммуникацию.

2 типа коммуникации:

 - я – ты (познавательная)

 - я – оно (диалог)

Всякая реальность есть деятельность, в которой я участвую, но не могу присвоить её себе.

Первичной в структуре коммуникации является «между».

Диалог - это почти универсальное явление, пронизывающее всю чел. речь, вообще все, что имеет смысл и значение. (Бахтин)

Диалог есть условие существования любого бытия – познание, становлении текстов и смыслов.

Смысл существует пока существует диалог.

2. Модели содержательного аспекта социальной коммуникации:

1. Проблематика передачи становления интерсубъективного смысла и значения

2. Обусловленность коммуникации

3. Осуществление коммуникации посредством символов, знаков и прежде всего языков

4. Культура как наиболее общий контекст и знаковое пространство; как предельный смысловой фон всех коммуникаций.

1.  Значение -лексическое значениеслова (языковое употребление)

Смысл –субъективный образ, возникающий при пониманий смысла (речевое употребление)

Постмодернизмпостулирует отказ от некого смысла, исходного в феноменах традиционного понимания репрезентации бытия как отыскание изначального смысла во вторичных производственных формах.

Процессы коммуникации – бесконечное смыслорождение, которое не может быть успешным в передаче константного содержания, поскольку каждый её участник вносит собственную трактовку.

Дарида (постмодернист):понятие коммуникация – многозначное. Традиционному понятию (посредник, средство, передвижение) присуще не только семантическое поле, но и несемантическое движение. То, что передано и сообщено, может не являться феноменом смысла и означивания, может не обладать концептуальным содержанием, может быть не связано не с семантическим полем, ни с семиотической операцией, ни с языковым обменом.

Знак –указание на реальный предмет.

Слово и обозначаемый предмет никогда не могут быть одним и тем же. Значение (текста) изменчиво, так как добавляются собственные смыслы и значения читателя.

Реальные знаки 

Язык, сознание, культура выступают как диалогичные.

Частичное совпадение и неэквивалентность субъектов коммуникации – это условие существования коммуникации.

Коммуникация – это сообщение и движение содержания смыслов и значений между субъектами в социальном пространстве:

 - передача, репрезентация идеального общего

 - передача постановления смыслопорождения - возможность внесения собственной трактовки каждого участника коммуникации

2. Социо-ориентированные модели

Коммуникация – социальный процесс, процесс развития общества.

Хабермас, Луман: теория коммуникации связан с теорией развития общества.

Коммуникативное действие - межличностное отношение. Нацеленное на понимание и координацию действий участников. Функции коммуникации в обществе – достижение и сохранение консенсуса.

По мнению Лумана, коммуникация не может прийти к консенсусу, так как появляется новый участник, и он вносит свое отклонение

Социологическая феноменология изучает проблемы интерсубъективности социального содержания мира, проблемы интерпретаций мотиваций поведения субъекта в обществе.(Альфред Шюц, Бергер Лютер)

Символический интеракционизм(Мид, Чарльз Кули, Блумер) – анализирует социальное воздействие. Люди действуют на основе значений, которые они придают предметам, событиям, чем просто реагируют на внешние символы. Это прочтение определенных социальных символов – на этом базируется общение. Значения создаются, развиваются в интеракционном пространстве

Процесс коммуникации – это основа социального развития. В социо- ориентированных моделях, комм-ия – процесс становления социальных смыслов, воздействие некой социальной общности; основной социальный процесс сотворения, сохранения и преобразования социальной реальности.

Схематизирующие модели –

Теория Шеннона

Коммун-ия –

Источник – передатчик – канал – приемник – адресат

Концепция Войскунского-Силисской «presents»:

- Реальность присуствия

-  Концепция перемещения

- Концепция погружения










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 195.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...