Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Билет2. понятие и сущность коммуникации.
2. Термин «коммуникация» (от лат. communicatio). Один из основоположников американской социологии Чарльз Кули считал, что «под коммуникацией понимается механизм, посредством которого становится возможным существование и развитие человеческих отношений — все символы разума вмёсте со способами их передачи в пространстве и сохранения во времени. Она включает в себя мимику, общение, жесты, тон голоса, письменность, печать, железные дороги, телеграф, телефон и самые последние достижения по завоеванию пространства и времени. Четкой границы между средствами коммуникации и остальным внешним миром не существует. Однако вместе с рождением внешнего мира появляется система стандартных символов, предназначенная только для передачи мыслей, с нее начинается традиционное развитие коммуникации». Коммуникация в широком смысле рассматривается как процесс взаимодействия и способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразную информацию. Между людьми коммуникация осуществляётся в виде общения. Социологическое направление коммуникации рассматривает коммуникабельность информационных средств межличностных, межгрупповых, международных общений. В социокоммуникативном контексте коммуникация — социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств (вербальных, невербальных и др.). В настоящее время понятие «коммуникация» имеет три основные интерпретации. Во-первых, коммуникация представляется как средство связи любых объектов материального и духовного мира, т.е. как определенная структура. Коммуникация выступает как бы посредником между индивидуальной и общественно осознанной информацией. Ключевой проблемой коммуникации является механизм, который переводит индивидуальный процесс передачи и восприятия информации в социально значимый процесс персонального и массового воздействия. Этот механизм заложен в речевой деятельности людей — именно в ней реализуются социально обусловленные нормы и правила общения. Во-вторых — это общение, в процессе которого люди обмениваются информацией. В-третьих, под коммуникацией подразумевают передачу и массовый обмен информацией с целью воздействия на общество и его составные компоненты. Сегодня коммуникация представляет собой общение, передачу информации от человека к человеку, от одной системы к другой. Коммуникация также обозначает связь, сообщение, известие, взаимодействие, обмен информацией в обществе, создание и распространение информации, а также средство связи. Кроме того, этот термин используется для обозначения связи любых объектов материального и духовного мира. В зоопсихологии и этологии выявлен целый ряд средств передачи информации от одной особи к другой. Основу «языка животных» составляют генетически обусловленные системы сигналов: звуков, поз и движений, запахов. Классификация видов коммуникации: 1. По числу участников - межличностная - групповая - массовая 2. По типу семиотических средств: - речевая - паралингвистическая (невербальная) - вещественно-знаковая Соколов выделяет 3-ю форму коммуникации: - диалог - форма подражания 3. По уровням коммуникации: - индвид. личность - соц. группа - массовая совокупность Почепцов выделяет классификацию: Семиотическая: - знаковая - вербальная - невербальная По способу взаимодействия коммуникантов: - иерархическая - органическая Социальная коммуникация – - движение информации (смыслов) в социальном времени и пространстве (Соколов) - взаимодействие между социальными группами, культурными общностями. - коммуникативное явление в социальных институтах, влияет на развитие социума две фундаментальные социальные функции коммуникации: -сохранение устойчивости социального организма - формирование целей его развития Уровни типологий коммуникации: 1.модели взаимодействий 2.смысловой (идейно-содержательный) 3.социо-ориентированные модели Модель взаимодействия Интерсубъективность –общность опыта взаимодействующих субъектов и общезначимость его результатов. Все в мире воспринимаем через собственное «Я»! Коммуникация - интерсубъективное отношение, в котором «я», проявляя другого, проявляет и себя. Факт существования человеческой индивидуальности заметен только в коммуникации. «Я» существует в той мере, в которой «Я» включено в коммуникацию. 2 типа коммуникации: - я – ты (познавательная) - я – оно (диалог) Всякая реальность есть деятельность, в которой я участвую, но не могу присвоить её себе. Первичной в структуре коммуникации является «между». Диалог - это почти универсальное явление, пронизывающее всю чел. речь, вообще все, что имеет смысл и значение. (Бахтин) Диалог есть условие существования любого бытия – познание, становлении текстов и смыслов. Смысл существует пока существует диалог. 2. Модели содержательного аспекта социальной коммуникации: 1. Проблематика передачи становления интерсубъективного смысла и значения 2. Обусловленность коммуникации 3. Осуществление коммуникации посредством символов, знаков и прежде всего языков 4. Культура как наиболее общий контекст и знаковое пространство; как предельный смысловой фон всех коммуникаций. 1. Значение -лексическое значениеслова (языковое употребление) Смысл –субъективный образ, возникающий при пониманий смысла (речевое употребление) Постмодернизмпостулирует отказ от некого смысла, исходного в феноменах традиционного понимания репрезентации бытия как отыскание изначального смысла во вторичных производственных формах. Процессы коммуникации – бесконечное смыслорождение, которое не может быть успешным в передаче константного содержания, поскольку каждый её участник вносит собственную трактовку. Дарида (постмодернист):понятие коммуникация – многозначное. Традиционному понятию (посредник, средство, передвижение) присуще не только семантическое поле, но и несемантическое движение. То, что передано и сообщено, может не являться феноменом смысла и означивания, может не обладать концептуальным содержанием, может быть не связано не с семантическим полем, ни с семиотической операцией, ни с языковым обменом. Знак –указание на реальный предмет. Слово и обозначаемый предмет никогда не могут быть одним и тем же. Значение (текста) изменчиво, так как добавляются собственные смыслы и значения читателя. Реальные знаки Язык, сознание, культура выступают как диалогичные. Частичное совпадение и неэквивалентность субъектов коммуникации – это условие существования коммуникации. Коммуникация – это сообщение и движение содержания смыслов и значений между субъектами в социальном пространстве: - передача, репрезентация идеального общего - передача постановления смыслопорождения - возможность внесения собственной трактовки каждого участника коммуникации 2. Социо-ориентированные модели Коммуникация – социальный процесс, процесс развития общества. Хабермас, Луман: теория коммуникации связан с теорией развития общества. Коммуникативное действие - межличностное отношение. Нацеленное на понимание и координацию действий участников. Функции коммуникации в обществе – достижение и сохранение консенсуса. По мнению Лумана, коммуникация не может прийти к консенсусу, так как появляется новый участник, и он вносит свое отклонение Социологическая феноменология изучает проблемы интерсубъективности социального содержания мира, проблемы интерпретаций мотиваций поведения субъекта в обществе.(Альфред Шюц, Бергер Лютер) Символический интеракционизм(Мид, Чарльз Кули, Блумер) – анализирует социальное воздействие. Люди действуют на основе значений, которые они придают предметам, событиям, чем просто реагируют на внешние символы. Это прочтение определенных социальных символов – на этом базируется общение. Значения создаются, развиваются в интеракционном пространстве Процесс коммуникации – это основа социального развития. В социо- ориентированных моделях, комм-ия – процесс становления социальных смыслов, воздействие некой социальной общности; основной социальный процесс сотворения, сохранения и преобразования социальной реальности. Схематизирующие модели – Теория Шеннона Коммун-ия – Источник – передатчик – канал – приемник – адресат Концепция Войскунского-Силисской «presents»: - Реальность присуствия - Концепция перемещения - Концепция погружения |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 249. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |