Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Э.Берк как идеолог консерватизма.




БЕРК Эдмунд (1729-97), английский публицист и философ, один из лидеров вигов. Автор памфлетов против Французской революции кон.

В 1756 Берк опубликовал памфлет "Защита естественного общества", направленный против рационалистической философии Г. Болинброка, а в 1757 - "Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного", оказавшее большое влияние на развитие европейской эстетики.

С 1759 Берг был секретарем члена парламента У. Гамильтона, затем секретарем маркиза Рокингема (премьер-министра Англии). С 1765 член парламента, где стал идеологом партии вигов. Выступления Берка в защиту свободы слова, за смягчение наказаний для несостоятельных должников, против притеснения католиков, за отмену работорговли и др. принесли ему широкую известность. Во время кризиса в отношениях Англии с ее американскими колониями, приведшего к Войне за независимость в Северной Америке 1775-83, Берк порицал репрессивные меры правительства. Он призывал ради сохранения целостности империи пойти на компромисс с колонистами, отказаться от чрезмерного вмешательства метрополии в их экономическую деятельность.

Крайне негативно восприняв Великую Французскую революцию, Берк подверг ее резкой критике в серии парламентских выступлений и публицистических работ (1790-97), главной из которых стали его "Размышления о революции во Франции" (1791) - классическое изложение принципов идеологии консерватизма.

Было время появления партий, требовались идеологии

1. Жизнь Вселенной подчинена универсальному закону, установленному Богом ходу вещей. История – объективные закономерности + деятельность людей.

2. Человеческий разум, по Берку, неспособен полностью постичь установленные свыше закономерности жизни общества, однако, наблюдая за повседневным "ходом вещей", воплотившим в себе мудрость Провидения, люди могут получить некоторое преставление о мировой гармонии (напр., в экономике она проявляется в действии объективных законов рынка).

3. «Богу было угодно даровать человеку энтузиазм, чтобы возместить отсутствие ума».

4. При этом каждый человек уникален – способности, природные качества. Сл., не может быть единых законов для всех (не возможен ОД), т.к. естеств неравенство.

5. Поколение за поколением разум нации накапливает бесценные крупицы божественной мудрости, которая находит отражение в нравах, обычаях и традициях.

6. Государство - наследственное достояние всех поколений его граждан, Берк призывал уважать историческую преемственность в политике.

7. Противоречия в обществе, по мнению Берка, так же неизбежны, как и в природе.

8. Он отвергал теорию общественного договора Ж. Ж. Руссо, предполагавшую возможность создания общества и государства посредством целенаправленного акта. Признавая возможность реформирования исторически сложившихся институтов, Берк полагал, что такие преобразования должны носить лишь частичный и чисто прагматический характер, использоваться как средство улучшения, а не разрушения.

9. Против Руссо: не об-во индивидов, а нация. Не прогресс, а бождественная сила.

10. Французскую революцию он осуждал как попытку разрушить устоявшийся социальный порядок и заменить его чисто умозрительной и поэтому нежизнеспособной схемой общественных отношений, разработанной философами Просвещения.

11. Главное поражение революции – торжество рационализма.

12. Революция – не более чем падение морали, разрушение религии и по сути – денежный интерес.

13. Идеал – правление семей по установленным традициям

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 214.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...