Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тенденции и закономерности модернизационного процесса в области политической культуры в России.




 

       В любом обществе, переживающем процесс модернизации, специфику этого переходного периода определяет преимущественно политическая культура.

Преобразования тем успешнее, чем более умело они вписываются, преподносятся в рамках традиционных для этого общества ценностей и представлений. Также успех возможен при быстром усвоении новых идеалов, норм поведения.

В России не произошло ни того, ни другого. Такие традиционные, основополагающие ценности политической культуры, как патернализм, коллективизм, мессианство и толерантность были отвергнуты элитой, но остались в сознании народа. На смену патернализму пришёл рыночный либерализм, обернувшийся социальным расслоением, глубоким взаимным неприятием между разными слоями общества. Коллективистское начало стали критиковать, целиком сводя к конформизму и инертности, восхваляя индивидуализм. От претензий на особую роль в мировой политике и истории элита также отказалась, двигаясь к глобализации и сотрудничеству со «стратегическими партнерами». Это преподносилось как перерождение империи зла в нормальную страну. Наконец, запас терпимости к другим народам и культурам сменился ростом национализма с одной стороны и неприятием неустроенных слоев населения с другой.

В настоящее время предпринимается попытка построения идеологии либерального консерватизма, основанного на российской политической культуре. Происходит возврат ко многим прежним ценностям, заполняется вакуум, который возник в девяностых. Тем не менее, противоречия, заложенные в те времена, сохраняются.

Понятие и функции политической идеологии

Термин ввел Антуан де Трасси. 1 и 2 – одно и тоже))

1. Идеология - система верований, убеждений и взглядов, отражающая общественно-политическую реальность через призму интересов больших соц групп, классов.

2. Идеология — ценностная система, выражающая отношение к существующим общественным порядкам, обосновывающая политические идеалы, принципы, нормы, цели образы поведения.

Политическая идеология - систематизированная сов идейных воззрений, выражающих и защищающих интересы той или иной общественной группы и требующих подчинения индивидуальных помыслов и поступков как можно боль­шего числа людей соответствующим целям и задачам ис­пользования власти. Коротко говоря, политическая идео­логия — это доктрина, обосновывающая притязания ка­кой-либо группы на власть или ее использование и пре­дусматривающая поэтому ту или иную стратегию пол­итических действий.

Ценностное содержание сущ пол строя

Орудие духовного княжения – Макиавелли.

Направленность гос развития

Интеллектуальные системы, кот являются языками чувств и лишь побудительными мотивами чел отношений (Парето)

Инструмент политической элиты

Разновидность копоративного сознания

Фиксирующая оценка реальности (Шумпетер)

Нормативная модель – зависит от степени овладения общ сознанием

Политическая доктрина, оправдывающая притязания той или иной группы лиц на власть (Маркс, Немецкая идеология)

Функции

Ценностная

Мобилизационная

Консолидирующая

Оценочная

Важнейшая функция – оценка социальной реальности – соотнесение с пол потребностями, интересами, идеалами, принципами. Оценивая, идеология обретает регулятивно-ориентирующую силу. Направляет действия в рамках целей, приемлимых для господствующих слоев и не отвергаемых большниством.

Прежде всего сводятся к овла­дению массовым политическим сознанием населения, к внедрению в него своих критериев оценки настоящего и будущего развития общества, определению целей и за­дач, по которым люди должны ориентироваться в пол­итическом пространстве.

Обладая ярко выраженным групповым характером, идеология должна создавать по­зитивный образ проводимой (или предлагаемой населе­нию) политической линии, ее соответствия интересам то­го или иного класса, нации, государства. При этом идеология должна не столько заниматься пропагандированн­ом, распространением тех или иных идеалов и ценно­стей сколько стимулировать целенаправленные дейст­вия и поступки граждан, партий и других политических ассоциаций.

Выполняя свои политические функции, идеология стремится сплотить, интегрировать общество либо на базе интересов какой-либо социальной или национальной группы (например, среднего класса, граждан коренной национальности и т.д.), либо на почве сознательно сфор­мулированных цепей, не опирающихся на определенные социально-экономические страты или группы населения (например, идеология анархизма, фашизма и др). Спо­собность реально интегрировать общество будет непос­редственно зависеть от того, насколько идеи и положе­ния идеологии соответствуют обыденным взглядам и представлениям населения о предпочтительном стиле жизни, а также и от того, найдет ли данная доктрина адекватные уровню общественного сознания формы ин­терпретации своих теоретических заключений.

Помимо рациональных, теоретически обоснованных положений любая идеология предполагает некий отлет от действительности, содержит те цели и идеалы, кото­рые населению предлагается воспринимать на веру. В меньшей степени таким налетом коллективных верова­ний обладают официальные идеологии, направляющие реальный курс государственной политики и потому в ос­новном приукрашивающие действительность и иницииру­ющие апологетические настроения. Большей же пред­расположенностью к утопическим предположениям об­ладают идеологии оппозиционных сил, как правило, ожи­дающие от власти значительно больше, чем она может дать и стремящиеся с помощью красивого идеала при­влечь к себе больше сторонников.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 202.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...