Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Классификация чрезвычайных ситуаций по темпу развития
- внезапные (взрывы, транспортные аварии, землетрясения и т.д.);
- стремительные (пожары, выброс газообразных сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ), гидродинамические аварии с образованием волн прорыва, сель и др.),
- умеренные (выброс радиоактивных веществ, аварии на коммунальных системах, извержения вулканов, половодья и пр.);
- плавные (аварии на очистных сооружениях, засухи, эпидемии, экологические отклонения и т.п.). Плавные (медленные) чрезвычайные ситуации могут длиться многие месяцы и годы, например, последствия антропогенной деятельности в зоне Аральского моря.
Классификация ЧС по масштабам 1.Локальная-количество пострадавших до 10 чел., ЧС не выходит за пределы объекта 2.Местная-количество пострадавших до 50 чел., ЧС не выходит за пределы населенного пункта, города. 3.Территориальная-количество пострадавших до 500 чел., ЧС выходит за пределы субъекта РФ. 4.Региональная- количество пострадавших более 500 чел., ЧС охватывает 2 субъекта РФ.
5. Федеральная- пострадавших более 500 чел., за переделы более 2х субъектов. 6.Трансграничная-ЧС выходит за пределы РФ, либо ЧС за рубежом.
2. Задачи и основы организации Единой государственной системы предупреждения чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
РСЧС – объединяет органы управления, силы и средства федерал. органов исполн. власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия кот. Входит решение вопросов по защите населения и территории от ЧС (ФЗ от 21.12.94 г. № 68).
Основные задачи:
· разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
· осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
· обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
· сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
· подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
· прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
· создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
· осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
· ликвидация чрезвычайных ситуаций;
· осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
· реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации.
| В основе построения и функционирования РСЧС лежат следующиепринципы:
- защите от ЧС подлежит все население Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся па территории Российской Федерации, а также территория, объекты экономики, материальные и культурные ценности Российской Федерации;
- организация и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС является обязательной функцией федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее организации);
- реализация мероприятий по защите населения и территорий от ЧС осуществляется с учетом разделения предметов ведения, полномочий и ответственности между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
- заблаговременное и дифференцированное планирование мероприятий по защите населения и территорий от ЧС и их непрерывное осуществление, как и мирное, так и в военное время с учетом разумной достаточности их объемов и сроков реализации;
- согласованность и комплексность подхода к проведению мероприятий по защите населения и территорий от ЧС и по гражданской обороне (ГО);
- соответствие организационной структуры РСЧС государственному устройству Российской Федерации и решаемым задачам.
Службы:
- служба медицины катастроф (Минздрав России);
- служба охраны общественного порядка (МВД России);
- противопожарная служба (МЧС России);
- государственная спасательная служба (МЧС России);
- служба экологической безопасности (Госкомэкология России);
- служба резерва материальных ресурсов (Госкомрезерв России);
- служба поиска и спасения на море (Минтранс России);
- транспортная служба (Минтранс России);
Аналогичные или подобные службы могут создаваться на территориальном, местном и объектовом уровнях. Общее руководство функционированием РСЧС осуществляется Правительством Российской Федерации. Все уровни управления РСЧС имеют:
- постоянно действующие органы повседневного управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС (далее - органы управления по делам ГОЧС);
- органы обеспечения оперативного управления (пункты управления);
- силы и средства;
- резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Постоянно действующими органами повседневного управления РСЧС являются:
- на федеральном уровне- МЧС России;
- на территориальном уровне,охватывающем территорию субъекта Российской Федерации, - органы управления по делам ГОЧС, создаваемые в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- на местном уровне,охватывающем территорию района, города (района в городе), населенного пункта, - органы управления по делам ГОЧС, создаваемые в составе или при органах местного самоуправления;
- на объектовом уровне(в организациях) - отделы, секторы (или специально назначенные лица) по делам ГОЧС
3. Режимы функционирования РСЧС. Силы и средства РСЧС.
РСЧС функционирует в трех режимах:
1. Режим повседневной деятельности- при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий и пожаров.
Мероприятия:
- наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;
- планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предотвращению ЧС природного и техногенного характера, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба;
- создание и поддержание в готовности сил и средств ликвидации последствий ЧС;
- создание и пополнение резервов финансовых и материально-технических ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера;
- осуществление целевых видов страхования;
- участие в проведении заблаговременных мероприятий по подготовке к ведению ГО.
Управление осуществляется из пунктов постоянного расположения органов повседневного управления.
2. режим повышенной готовности- при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС.
Мероприятия:
- формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможной ЧС, выработка предложений по ее нормализации;
- усиление дежурно-диспетчерских служб;
- усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС природного и техногенного характера и их масштабов;
- принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, по обеспечению устойчивости функционирования промышленных объектов в ЧС;
- приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район действий.
Управление осуществляется из пунктов постоянного расположения органов повседневного управления и (при необходимости) из вспомогательных пунктов управления (подвижных и стационарных).
3. режим чрезвычайной ситуации- при возникновении и во время ликвидации ЧС природного и техногенного характера.
Мероприятия:
- выдвижение оперативных групп в район ЧС;
- разведка зоны ЧС;
- уточнение решения по ликвидации ЧС;
- организация ликвидации ЧС, защиты населения и территорий, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, эвакуация населения;
- организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и промышленных объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения, оказанию экстренной медицинской помощи, проведению других неотложных мероприятий;
- непрерывный контроль за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающих к ним территориях.
Управление осуществляется из пунктов повседневного управления и вспомогательных пунктов управления (подвижных и стационарных) в зависимости от развития ЧС.
Важнейшим звеном РСЧС являются ее силы и средства, которые осуществляют наблюдение, контроль и ликвидацию ЧС.
Силы и средства РСЧС = силы и средства наблюдения и контроля + силы и средства ликвидации ЧС.
Силы и средства наблюдения и контроля включают те органы, службы и учреждения, которые осуществляют государственный надзор, инспектирование, мониторинг, контроль, анализ состояния природной среды, хода природных процессов и явлений, потенциально опасных объектов, продуктов питания, веществ, материалов, здоровья людей и т.д. Благодаря их деятельности удаётся предупреждать многие ЧС, прогнозировать возможное их возникновение, оповещать об угрозе и возникновении ЧС органы управления и население.
В состав сил и средств ликвидации ЧС входят:
· учреждения и формирования Всероссийской службы медицины катастроф;
· формирования службы защиты животных и растений Минсельхозпрода России;
· военизированные противоградовые и противолавинные службы Росгидромета;
· территориальные аварийно-спасательные формирования Государственной инспекции по маломерным судам Минприроды России;
· военизированные и невоенизированные противопожарные, аварийно-спасательные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;
· территориальные и объектовые нештатные аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования;
· отряды и специалисты-добровольцы общественных объединений.
Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления и исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация, под непосредственным руководством соответствующей КЧС. Если масштабы ЧС таковы, что имеющимися силами и средствами ликвидировать её невозможно, то указанные комиссии обращаются за помощью к вышестоящей КЧС, которая и осуществляет координацию и руководство ликвидацией данной ЧС. При недостаточности имеющихся сил и средств могут привлекаться силы и средства федеральных органов исполнительной власти, в том числе и воинские формирования.
| Основными задачами сил и средств РСЧС являются:
- осуществление мониторинга, наблюдения и лабораторного контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов с целью прогнозирования ЧС природного и техногенного характера, своевременное доведение мониторинговой, прогнозной и другой информации до органов управления РСЧС;
- ликвидация ЧС, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в ЧС;
- проведение эвакуационных мероприятий из зон ЧС в безопасные районы;
- проведение работ по первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего в ЧС, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, предоставление временного жилья и принятие других неотложных мер в области защиты населения и территорий в ЧС;
- восстановление и поддержание общественного порядка в зонах ЧС;
- поддержание формирований в постоянной готовности к действиям в ЧС, обучение и повышение профессиональной квалификации личного состава;
- разработка предложений по совершенствованию действий в ЧС.
В случае возникновения ЧС силы и средства ликвидации действуют эшелонировано.
Первый эшелон: ведомственные аварийно-спасательные формирования, противопожарные подразделения, подразделения скорой медицинской помощи, дежурные подразделения поисково-спасательной службы МЧС России, войска постоянной готовности гражданской обороны. Срок их прибытия в зону работ - 30 минут. Задачи: разведка, организация радиационного и химического контроля, проведение первоочередных поисково-спасательных работ, оказание помощи пострадавшим, локализация ЧС, тушение пожаров. В случае невозможности выполнения поставленной задачи силами первого эшелона привлекаются силы и средства второго эшелона. Второй эшелон: подразделения войск гражданской обороны, подразделения поисково-спасательной службы МЧС России, ведомственные и территориальные аварийно-спасательные формирования постоянной готовности, специальные подразделения экстренной медицинской помощи. Срок прибытия в зону работ не более грех часов. Задачи: проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, локализация источника заражения (опасности), жизнеобеспечение пострадавшего населения, оказание специализированной медицинской помощи. Третий эшелон: соединения и воинские части войск гражданской обороны, подразделения поисково-спасательной службы МЧС России, ведомственные и территориальные аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования, соединения и воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, специализированные подразделения строительно-монтажных организаций. Срок прибытия к месту работы от трех часов до нескольких суток. Задачи: радиационный и химический контроль, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, восстановление жизнеобеспечения в районах бедствия (подача воды, тепла, электроэнергии, обеспечение населения питанием, восстановление транспортных коммуникаций).
4. Критерии принятия решений о проведении защитных мероприятий при радиационных авариях.
| Радиационная авария - случай, вызванный неисправностью оборудования или нарушением технологического процесса, в результате которого создается повышенная радиационная опасность.
1. Зоны заражения (первая зона – «Зона отчуждения», последняя зона – «Зона радиол. контороля)
2. Тип реактора
3. Время его работы
4. Оценка метеорологических условий (время года, скорость ветра)
5. Застройки
6. Кол-во населения
7. Отдельные пятна, после тридцатикилометровой зоны
8. Качественная характеристика выброса
9. Кол-во людей, кот. получили облучение, при этом также оценивается степень загрязненности населенного пункта, воды
Проводят йодопрофилактику людей
Главное, что оценивается – медико-социологические последствия и мощность выброса
5. Задачи и организационная структура Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК).
| Основными задачами ВСМС являются:
- организация и осуществление медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий ЧС, в том числе в локальных вооруженных конфликтах и террористических актах;
- создание, подготовка, обеспечение готовности и совершенствование органов управления, формирований и учреждений5 службы к действиям в ЧС;
- создание и рациональное использование резервов медицинского имущества, финансовых и материально-технических ресурсов, обеспечение экстренных поставок лекарственных средств при ликвидации последствий ЧС;
- подготовка и повышение квалификации специалистов ВСМК, их аттестация;
- разработка методических основ обучения и участие населения и спасателей в подготовке к оказанию первой медицинской помощи в ЧС;
- научно-исследовательская работа и международное сотрудничество в области МК
Всероссийская служба медицины катастроф организована на принятых в нашей стране общих принципах охраны здоровья и оказания медицинской помощи населению.
Принципы организации ВСМК:
· Государственный и приоритетный характер.
· Территориально-производственный принцип.
· Централизация и децентрализация управления.
· Централизация управления в период ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
· Децентрализация управления.
· Плановый характер
· Принцип универсализма.
· Принцип основного функционального предназначения сил и средств ВСМК
· Лечебно-эвакуационное обеспечение организуется на основе системы этапного лечения пораженных с их эвакуацией по назначению.
· Оказание медицинской помощи пораженным и больным, их эвакуация и лечение в ЧС, сопровождающихся небольшими санитарными потерями, могут быть организованы так же, как и в обычных условиях.
· Принцип материальной заинтересованности и ответственности.
· Мобильность, оперативность и постоянная готовность.
· Юридическая и социальная защищенность медицинских и других специалистов службы.
· Всеобщая подготовка населения, в том числе лиц с профессиями повышенного риска, к действиям, оказанию первой медицинской помощи пораженным, правилам адекватного поведения в различных ЧС.
Уровни организации ВСМК:
· Федеральный(в масштабе Российской Федерации)
· Региональный(в масштабе федерального округа)
· Территориальный(в масштабе субъекта РФ)
· Местный(в масштабе отдельного района, города, городского района)
· Объектовый(в масштабе объекта)
На каждом уровне служба имеет руководящие органы, органы управления, силы и средства (формирования и учреждения).
Руководящие органы ВСМК
· Федеральная межведомственная координационная комиссия (МКК), возглавляемая Министром здравоохранения и социального развития РФ.
· региональныеМКК(состав определяется федеральной МКК службы по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов РФ, командованием военных округов, федеральными органами исполнительной власти, участвующими в ликвидации последствий ЧС на региональном уровне).
· территориальные МКК (состав определяется органами исполнительной власти субъектов РФ, городов Москвы и Санкт-Петербурга).
· местныеМКК(состав определяется органами исполнительной власти и органами местного самоуправления районов и городов (населенных пунктов)).
Органы управления ВСМК
n Центры медицины катастроф(ВЦМК, региональные, территориальные, местные ЦМК), которые одновременно выполняют функции штабов ВСМК.
На местном и объектовом уровнях функции штабов ВСМК возлагаются на штабы медицинской службы ГО; органы службы подчиняются руководителям соответствующего звена здравоохранения
Федеральный уровень ВСМК включает:
· Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» Минздрава России (ВЦМК «Защита») с входящими в него штатными формированиями и учреждениями.
· Департамент по санитарно-эпидемиологическому надзору Минздрава России;
· Федеральный центр гигиены и эпидемиологии со специализированными формированиями и учреждениями Госсанэпидслужбы и Федеральное управление «Медбиоэкстрем»;
· Всеармейский центр медицины катастроф с медицинскими формированиями и учреждениями центрального подчинения Минобороны России;
· учреждения и формирования центрального подчинения МВД, ОАО «РЖД» Минтранса России, других министерств и ведомств, предназначенных для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
Региональный уровень ВСМК представлен:
· филиалы ВЦМК «Защита» (РЦМК) с входящими в них штатными формированиями и учреждениями в федеральных округах;
· межрегиональные центры по чрезвычайным ситуациям госсанэпидслужбы в городах Москве и Новосибирске и центры гигиены и эпидемиологии регионального уровня с входящими в них формированиями;
· формирования (на региональном уровне) Минобороны, МВД и ОАО «РЖД» Минтранса России, других министерств и ведомств, предназначенные для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, а также клинические и научные базы.
Территориальный уровень ВСМК представлен:
· территориальные центры медицины катастроф (ТЦМК) с входящими в них штатными формированиями;
· территориальные центры гигиены и эпидемиологии с входящими в них формированиями;
· нештатные формирования ВСМК территориального уровня;
· формирования Минобороны, МВД и ОАО «РЖД» Минтранса России, других ведомств, расположенные на данной территории и предназначенные для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;
· клинические базы, предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и оказания экстренной и консультативной медицинской помощи населению.
Местный уровень ВСМК включает:
· центры медицины катастроф (там, где они создаются) или станции (подстанции) скорой медицинской помощи, выполняющие функции органов управления службы медицины катастроф, с входящими в них формированиями;
· учреждения госсанэпидслужбы в городах и районах, формирующие санитарно-эпидемиологические бригады и группы эпидемиологической разведки;
· формирования постоянной готовности военно-медицинских учреждений, формирования органов МВД, ОАО «РЖД» Минтранса России, учреждения Федерального управления «Медбиоэкстрем» при Минздраве России , другие федеральные органы исполнительной власти, участвующие в соответствии с возложенными на них обязанностями в ликвидации ЧС;
· лечебно-профилактические учреждения, предназначенные для медико-санитарного обеспечения в ЧС.
Объектовый уровень ВСМК включает:
· должностные лица по медико-санитарному обеспечению объекта в ЧС;
· медицинские нештатные формирования;
· подразделения санитарно-эпидемиологического надзора объекта;
· лечебно-профилактические учреждения (медсанчасти, поликлиники, здравпункты), предназначенные для медико-санитарного обеспечения в ЧС.
6. Определение, задачи и мероприятия по режимам деятельности службы медицины катастроф (СМК).
| ВСМК – функц. подсистема единой гос. системы предупреждения и ликвидации ЧС, функционально объединяющая службы медицины катастроф Минздрава России, Минобороны России, а также силы и средства МПС, МВД России и других федер. органов исполнительной власти, предназначенных для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС (постановление правительства РФ от 03.05.1994 № 420 и от 28.02.1996 № 195)
Основными задачами ВСМС являются:
- организация и осуществление медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий ЧС, в том числе в локальных вооруженных конфликтах и террористических актах;
- создание, подготовка, обеспечение готовности и совершенствование органов управления, формирований и учреждений5 службы к действиям в ЧС;
- создание и рациональное использование резервов медицинского имущества, финансовых и материально-технических ресурсов, обеспечение экстренных поставок лекарственных средств при ликвидации последствий ЧС;
- подготовка и повышение квалификации специалистов ВСМК, их аттестация;
- разработка методических основ обучения и участие населения и спасателей в подготовке к оказанию первой медицинской помощи в ЧС;
- научно-исследовательская работа и международное сотрудничество в области МК
|