Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Влияние трудового конфликта на работника




Выделяют следующие виды конструктивного влияния конфликта на его основных участников:

конфликт помогает глубже оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем, их ценностные ориентации, мотивы, стресс-реакции. Примерно в 10-15% конфликтных ситуаций взаимоотношения между оппонентами после завершения конфликта улучшаются;

в результате решения конфликтных противоречий происходит разрядки психической напряженности, снижается интенсивность негативных эмоций;

конфликт устраняет полностью или частично имеющиеся противоречия, освещая узкие места, нерешенные вопросы, факты недостаточного диловитости и порядочности.

после завершения конфликтов в более чем 65% случаев удается полностью или частично разрешить противоречия, лежащие в их основе;

конфликт служит источником развития личности, межличностных отношений, в процессе конструктивного решения конфликтных вопросов человек приобретает социальный опыт выхода из трудных ситуаций;

конфликты поддерживают социальную активность людей, способствуют предотвращению застоя и улучшению качества индивидуальной деятельности сотрудников.

После завершения конфликтов по вертикали в 28% случаев повышается качество индивидуальной деятельности руководителя.

Конфликт может деструктивно (дисфункционально) влиять на основных участников, в частности:

большинство конфликтов осуществляет негативное влияние на настроение их участников, резко повышая эмоциональный фон ситуации; частые и эмоционально-напряженные конфликты могут негативно влиять на здоровье работников (согласно статистике, при этом увеличивается риск сердечно-сосудистых заболеваний и заболеваний желудочно-кишечного тракта);

возможно возникновение неприязни, враждебности, ненависти между участниками конфликта, а иногда и полное прекращение общения и взаимодействия, что сказывается и на снижении эффективности труда работников;

конфликты могут негативно влиять на развитие личности, потому что иногда формируют у человека чувства недоверия в триумф справедливости.

Конфликт осуществляет непосредственное влияние и на социальное окружение его участников, т.е. на микро-и макросоциальне среду. Мера усиления такого влияния возрастает с повышением интенсивности связей оппонентов с их окружением. Влияние конфликта на группу, в которой он возникает, зависит также от рангов участников, от интересов, видстоюються, интенсивности противоборства. Конструктивный влияние конфликта на социальное окружение проявляется в том, что:

1) конфликт является источником инноваций, стимулирует развитие коллектива, нормотворчество, появление новых правил и форм трудового поведения. Именно новаторы зачастую являются инициаторами конфликтов, связанных с нововведениями;

2) конфликт может повлиять на эффективность совместной деятельности коллектива, освобождая его от факторов, которые его вызывают.

3) перед лицом внешних трудностей конфликт выполняет функцию сплочению членов коллектива;

4) в процессе решения конфликтных противоречий освещаются коллективные настроения и социальные установки, зондуеться общественное мнение;

5) конфликт может повлиять на межличностные отношения, способствовать повышению дисциплины и улучшению управленческих воздействий.

Деструктивный влияние конфликта на социальное окружение состоит в том, что:

1) частые конфликты приводят к снижению внутригруповои сплоченности;

2) в результате конфликта происходит ухудшение взаимоотношений в коллективе, социально-психологического климата, возможное увольнение работников;

3) нарушаются коммуникации и взаимосвязи, которые приводят к нарушению трудового ритма;

4) разрешение конфликтов требует больших эмоциональных, а иногда и материальных затрат;

5) конфликтная взаимодействие работников может повлиять на эффективность их трудовой деятельности. После завершения конфликта наблюдается ухудшение качества совместной деятельности в 15-16% ситуаций. Это происходит в следующих случаях: конфликт не разрешился и постепенно угасает; своих целей достиг оппонент, что был неправ; конфликт был продолжительным, а преимущество правого оппонента оказалась «полной»; в конфликт были вовлечены многие члены социальной группы.

 

Негативные последствия трудовых конфликтов

-чувство неудовлетворенности работников(рост текучести кадров, снижение производительности труда, ослабление мотивации)

-меньшая степень расположенности к сотрудничеству сторон

-усиление непродуктивной, скрытой конкуренции между группами в организации

- формирование образа врага

-вовлечение в конфликт имеющих косвенное или прямое отношение к субъектам конфликта или сфере его протекания социальных групп или институтов

-увеличение уровня девиантного поведения

-увеличение уровня враждебности между сторонами

-фактические потери времени, отвлечение от работы, бессмысленные затраты сил и энергии на вражду

-свертывание деловых контактов вопреки функциональной необходимости, отказ от открытых коммуникаций

-целенаправленное деструктивное поведение

- разрушение положительной социальной идентификации.

Реальное соотношение функциональных и дисфункциональных последствий конфликта непосредственно зависит от их природы, порождающих их причин, а также от умелого управления конфликтами.

 

 

Позитивные последствия трудовых конфликтов

- разрядка напряжения, стабилизация обстановки, которая происходит посредством принятия приемлемого для сторон конфликта решения

-поиск неординарных решений, радикальное решение назревших организационных, а также технологических проблем

- расположенность к сотрудничеству в будущем при возникновении конфликтных ситуаций

- сплочение коллектива организации при борьбе с внешним врагом

-стимулирование к изменениям и развитию трудовых отношений

- получение новой информации об оппоненте(диагностика его возможностей)

- усиление информационных связей между подразделениями

-учет и балансировка интересов сторон-оппонентов, взаимный контроль за их деятельностью

- получение социального опыта, определенных знаний, которые недоступны в обычных условиях

- реорганизация структуры управления.

ТК влияет на баланс индивидуальных, групповых, коллективных интересов и вносит вклад в социальную интеграцию предприятия.

ТК выполняют сигнальную функцию, вскрывая наиболее острые противоречия в жизни коллектива.

 Существует инновационная, творческая функция ТК. С его помощью можно преодолеть препятствия на пути экономического, социального и духовного развития коллектива.

Социально-психологическая функция ТК состоит в том, что он приводит к изменению социально- политического климата, сплоченности, авторитета, взаимного уважения.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 799.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...