Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Специфика работы психолога в детском саду.
Специфика работы психолога с дошкольникамив первую очередь связана с тем, что: 1) ребенок не способен самостоятельно заявить о своих проблемах, которые лишь косвенно проявляются через отставание в развитии, капризы, агрессивность и прочие поведенческие проявления; 2) запрос на психологическую помощь формулируется не самим ребенком, а педагогами и родителями, которые_склонны переносить на него собственные проблемы; 3) ребенок не может осознанно ставить перед собой цель и стремиться к ее достижению; 4) несформированность у маленьких детей рефлексии вызыва- - I ет необходимость «здесь и сейчас» работать с переживаниями ребенка; 5) ребенок будет сотрудничать с психологом только тогда, когда ему это интересно; 6) ребенок — развивающаяся личность, что предопределяет необходимость работать как по развитию психических функций, так и преодолению отклонений в развитии и их причин; 7) развивающая работа с ребенком преддошкольного возраста не строится по принципу специального развития отдельных психических процессов, а направлена на общее, максимально полное и разностороннее ознакомление ребенка с миром предметов, людей и отношений, в ходе которого и происходит его развитие; 8) ребенок-дошкольник имеет потребность в совместной деятельности со взрослыми, обусловливающей необходимость участия педагогов и психолога в деятельности детей; 9) работа с ребенком должна проводиться в зоне не только его актуального, но и ближайшего развития. Рассмотрим особенности работы детского психолога в основных направлениях его деятельности. Особенности психодиагностической работы в детском садуобусловливаются следующими показателями нормативно-возрастного и индивидуального развития детей дошкольного возраста: Блок I. Психологические показатели:способов взаимодействия с реальностью (познавательные, коммуникативные и рефлексивные способности);мотивационно-потребностной сферы;денностной системы (нравственная позиция ребенка);возрастной компетентности (детские виды деятельности: продуктивные и процессуальные);психомоторной сферы;личностно-эмоциональных особенностей. Блок II. Психофизические показатели психофизиологических особенностей:темп;стеничность;адаптивность;динамичность;лабильность нервной системы. Блок III. Психолого-педагогические показатели:обучаемость и предпосылки учебной деятельности;специальные способности (музыкальные, художественные, математические и т.д.);достижения (знания, умения и навыки). Показатели особенностей психолого-педагогического взаимодействия педколлектива дошкольного учреждения с детьми: - стиль взаимоотношений в возрастной группе (взрослый — ребенок); - воспитательная стратегия (ее соответствие концепции дошкольного воспитания); - образовательная стратегия (ее соответствие образовательной программе детского сада); - психологическая личностно-эмоциональная стабильность педагогических кадров (членов педагогического коллектива). Показатели особенностей семейных отношений: - стиль взаимоотношений в семье; - воспитательная стратегия родителей (лиц, их заменяющих); - сформированность и активизация (актуализация) родительской позиции (негативной, позитивной); - психологическая (личностно-эмоциональная) стабильность родителей. Процедура психологического обследованиядетей дошкольного возраста состоит из пяти этапов. 1. Подготовительный:медицинский анамнез на основе специальной документации и беседы с медицинским работником;социально-бытовая характеристика жизнедеятельности ребенка на основе анкетирования родителей;педагогический анамнез на основе анкетирования и бесед с воспитателями;семейный анамнез на основе анкетирования и бесед с родителями и значимыми взрослыми в семье ребенка. 2. Адаптационный:знакомство с ребенком в процессе наблюдений, бесед с ним, анализа продуктов детского творчества. 3. Основной: тестирование. 4. Интерпретационный: составление психологического заключения и сопутствующих документов на основе обработки и анализа диагностических данных. 5. Заключительный:констатация результатов обследования в процессе беседы;рекомендации родителям или воспитателям. В коррекционной работе с дошкольниками психолог руководствуется следующими правилами: 1) он не вправе определять индивидуальный ход психического развития ребенка путем радикального коррекционного вмешательства; 2) не рекомендуется использовать гипнотические, суггестивные средства воздействия, а также методы психотерапии, не адаптированные к дошкольному возрасту; 3) коррекционные воздействия осуществляются только при наличии твердой уверенности в причинах и источниках отклонений в развитии ребенка; 4) пространство коррекционных воздействий ограничено нормой и пограничными состояниями развития ребенка. Психологическое консультированиев условиях детского сада носит профилактический и образовательный характер. Предметоминформирования являются причины и признаки отклонении, их возможные последствия для развития детей.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 342. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |