Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Занятие 15. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ФИЛОСОФИИ
Вопросы для общего обсуждения 1. Искусственные и естественные языки. 2. Знак и символ. 3. Роль заблуждений в познании. 4. Проблема моральной ответственности ученого (этика науки) Темы сообщений 1. Логика как наука о мышлении. 2. Формы мышления, законы, мыслительные операции. 3. «Миф о пещере» Платона - описание метода постижения истины. 4. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. 5. Отличие языка человека от «языка» животных. Методические рекомендации При работе над первым вопросом необходимо дать определение понятиям «язык», «речь». Вспомнить функции языка. Привести примеры искусственных и естественных языков, определить различия. Выявить роль языка в процессе познания. Второй вопрос предполагает работу над определением сходств и различий знаков и символов, основываясь на знаковой форме языка. Третий вопрос продолжает изучение проблемы истины: непротиворечивость (концепция когеренции), подтверждаемость (концепция соответствия), эффективность (концепция прагматичности) высказываний. Далее предполагается раскрытие гносеологических категорий: ложь, заблуждение, интерпретация. Выявляя причины и следствия заблуждений в процессе познания, переходим к четвёртому вопросу, в котором внимание уделяем ответственности учёных за применение достижение науки. Наука помогает развитию человека как творческой личности. Она способствует прогрессу общества и человека, но иногда служит силам реакции. Приведите примеры. Список рекомендуемой литературы 1. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов: учебник / В.О. Голубинцев, А.А.Данцев, В.С. Любченко. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.-506с. 2. Родчанин Е.Г. Философия для технических вузов (исторический и систематический курс): учебник/ Е.Г. Родчанин, В.И.Колесников. – М.: Дашков и К; Академцентр, 2010.- 429с. 3. Словарь философских терминов/ Науч. Ред. В.Г.Кузнецова. – М.: Инфра-М, 2005. 731с. 4. Философия: учебник для студ. Вузов/Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной. -;-е изд., стереотип. –М.: Гардарики, 2008.- 828с. 5. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов.- 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Логос, 2002. -344с. 6. Спиркин А.Г. Философия: учебник для технич. вузов. – М.: Гардарики, 2002.- 368с. 7. Алексеев П.В. Философия: Исторический и систематический курс: учебник для вузов. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Логос, 2002.-344с. Занятие 16. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ Вопросы для общего обсуждения 1. Техника как особая реальность. 2. Роль техники в развитии человеческой цивилизации. 3.Информационное общество: философский анализ процесса становления. 4. Причины и характер научных революций. Темы сообщений
Методические рекомендации Для подготовки к первому вопросу необходимо дать определение техники в узком и широком понимании. Раскрыть происхождение и природу техники. Выявить особенности техники как особой реальности, как символическое бытие человека в создаваемых им артефактах. Второй вопрос предполагает выявление неоднозначной роли техники в развитии человеческой цивилизации. Высокий технический уровень в цивилизационной форме развития общества связать с кризисом духовной культуры, выявить взаимосвязь. В третьем вопросе раскрывается понятие информационного общества, описывается процесс его становления. Производство, переработка, хранение и распространение информации являются характеристиками инф. общества. Целесообразным считаем описать эти процессы на разных этапах развития общества. Причины и характер научных революций исследовать в четвёртом вопросе, связав со сменой типов рациональности и сменой научных парадигм: классическая наука, неклассическая наука, постнеклассическая наука. Список рекомендуемой литературы 8. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов: учебник / В.О. Голубинцев, А.А.Данцев, В.С. Любченко. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.-506с. 9. Родчанин Е.Г. Философия для технических вузов (исторический и систематический курс): учебник/ Е.Г. Родчанин, В.И.Колесников. – М.: Дашков и К; Академцентр, 2010.- 429с. 10. Словарь философских терминов/ Науч. Ред. В.Г.Кузнецова. – М.: Инфра-М, 2005. 731с. 11. Философия: учебник для студ. Вузов/Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной. -;-е изд., стереотип. –М.: Гардарики, 2008.- 828с. 12. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов.- 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Логос, 2002. -344с. 13. Спиркин А.Г. Философия: учебник для технич. вузов. – М.: Гардарики, 2002.- 368с. 14. Алексеев П.В. Философия: Исторический и систематический курс: учебник для вузов. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Логос, 2002.-344с. 15. Шаповалов В. Ф. Философия науки и техники. – М., 2004. 16. Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, тенденции, проблемы развития. – М., 1999. 17.Степин В.С. Теоретическое знание. – М., 2000. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 151. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |