Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Занятие 15. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ФИЛОСОФИИ




Вопросы для общего обсуждения

1. Искусственные и естественные языки.

2. Знак и символ.

3. Роль заблуждений в познании.

4. Проблема моральной ответственности ученого (этика науки)

Темы сообщений

1. Логика как наука о мышлении.

2. Формы мышления, законы, мыслительные операции.

3. «Миф о пещере» Платона - описание метода постижения истины.

4. Научное и вненаучное знание. Критерии научности.

5. Отличие языка человека от «языка» животных.

Методические рекомендации

При работе над первым вопросом необходимо дать определение понятиям «язык», «речь». Вспомнить функции языка. Привести примеры искусственных и естественных языков, определить различия. Выявить роль языка в процессе познания.

Второй вопрос предполагает работу над определением сходств и различий знаков и символов, основываясь на знаковой форме языка.

 Третий вопрос продолжает изучение проблемы истины: непротиворечивость (концепция когеренции), подтверждаемость (концепция соответствия), эффективность (концепция прагматичности) высказываний. Далее предполагается раскрытие гносеологических категорий: ложь, заблуждение, интерпретация.

Выявляя причины и следствия заблуждений в процессе познания, переходим к четвёртому вопросу, в котором внимание уделяем ответственности учёных за применение достижение науки. Наука помогает развитию человека как творческой личности. Она способствует прогрессу общества и человека, но иногда служит силам реакции. Приведите примеры.

Список рекомендуемой литературы

1. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов: учебник / В.О. Голубинцев, А.А.Данцев, В.С. Любченко. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.-506с.

2. Родчанин Е.Г. Философия для технических вузов (исторический и систематический курс): учебник/ Е.Г. Родчанин, В.И.Колесников. – М.: Дашков и К; Академцентр, 2010.- 429с.

3. Словарь философских терминов/ Науч. Ред. В.Г.Кузнецова. – М.: Инфра-М, 2005. 731с.

4. Философия: учебник для студ. Вузов/Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной. -;-е изд., стереотип. –М.: Гардарики, 2008.- 828с.

5. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов.- 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Логос, 2002. -344с.

6. Спиркин А.Г. Философия: учебник для технич. вузов. – М.: Гардарики, 2002.- 368с.

7. Алексеев П.В. Философия: Исторический и систематический курс: учебник для вузов. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Логос, 2002.-344с.

Занятие 16. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

Вопросы для общего обсуждения

1. Техника как особая реальность.

2. Роль техники в развитии человеческой цивилизации.

3.Информационное общество: философский анализ процесса становления.

4. Причины и характер научных революций.

Темы сообщений

  1. Информационные революции.
  2. Глобализм и антиглобализм: суть конфликта.
  3. Идеалы науки. Этика учёного.
  4. Возможности и границы человеческого разума.
  5.  Проблема создания искусственного интеллекта.

Методические рекомендации

Для подготовки к первому вопросу необходимо дать определение техники в узком и широком понимании. Раскрыть происхождение и природу техники. Выявить особенности техники как особой реальности, как символическое бытие человека в создаваемых им артефактах.

Второй вопрос предполагает выявление неоднозначной роли техники в развитии человеческой цивилизации. Высокий технический уровень в цивилизационной форме развития общества связать с кризисом духовной культуры, выявить взаимосвязь.

В третьем вопросе раскрывается понятие информационного общества, описывается процесс его становления. Производство, переработка, хранение и распространение информации являются характеристиками инф. общества. Целесообразным считаем описать эти процессы на разных этапах развития общества.

Причины и характер научных революций исследовать в четвёртом вопросе, связав со сменой типов рациональности и сменой научных парадигм: классическая наука, неклассическая наука, постнеклассическая наука.

Список рекомендуемой литературы

8. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов: учебник / В.О. Голубинцев, А.А.Данцев, В.С. Любченко. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.-506с.

9. Родчанин Е.Г. Философия для технических вузов (исторический и систематический курс): учебник/ Е.Г. Родчанин, В.И.Колесников. – М.: Дашков и К; Академцентр, 2010.- 429с.

10. Словарь философских терминов/ Науч. Ред. В.Г.Кузнецова. – М.: Инфра-М, 2005. 731с.

11. Философия: учебник для студ. Вузов/Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной. -;-е изд., стереотип. –М.: Гардарики, 2008.- 828с.

12. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов.- 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Логос, 2002. -344с.

13. Спиркин А.Г. Философия: учебник для технич. вузов. – М.: Гардарики, 2002.- 368с.

14. Алексеев П.В. Философия: Исторический и систематический курс: учебник для вузов. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Логос, 2002.-344с.

15. Шаповалов В. Ф. Философия науки и техники. – М., 2004.

16. Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, тенденции, проблемы развития. – М., 1999.

17.Степин В.С. Теоретическое знание. – М., 2000.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 151.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...