Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Занятие 14. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГНОСЕОЛОГИИ




 

Вопросы для общего обсуждения

1. Субъект и объект познания. Познавательное отношение к миру.

2. Модели познавательного отношения.

3. Проблема истины.

4. Научное познание, его особенности, уровни и методы.

Темы сообщений

1. Роль заблуждений в познании.

2. Знание и вера.

3. Причины и характер научных революций.

4. Информационные революции в истории человечества.

5. Сциентизм и антисциентизм.

6. Проблема моральной ответственности ученого (этика науки).

 

Методические рекомендации

Гносеология – раздел философии, изучающий взаимоотношения человека и мира в процессе познания. Познание – духовная деятельность человека, направленная на систематизацию и хранение воспроизведенного в субъективной форме мира предметов, состояний и процессов.

Познавательное отношение к миру предполагает разделение субъекта познания и объекта познания. Раскрывая содержание первого вопроса, объясните, почему в познавательных концепциях прошлого и настоящего невозможно обнаружить единогласия. Приведите примеры различных познавательных позиций и раскройте их суть (агностицизм, скептицизм, познавательный оптимизм). Обратите внимание, что история гносеологических учений дает нам образцы представлений о субъектах различной степени общности: от концепций, весьма близких к идее индивидуального субъекта, до предельно обобщенных концепций универсального или абсолютного субъекта. При этом можно показать, какие проблемы возникают при отождествлении субъекта познания с отдельным индивидом в ранних философских учениях. В теориях познания, которые развивались в русле традиций английского эмпиризма, субъект понимается как сообщество ученых. Еще более емкой является концепция социально-исторического субъекта, суть которой в том, что человек становится субъектом лишь в процессе освоения им мира идей и предметов, составляющих культурную сторону его жизни. Еще в античности возникает идея трансцендентального субъекта, которая получает развитие в философии И. Канта, а в дальнейшем – в философии Э. Гуссерля. Объект познания также является одной из основных категорий гносеологии. Проблема гносеологического объекта предполагает ответ на два основных вопроса: первое – на что направлена познавательная деятельность субъекта, и второе – каким образом получает субъект знания о внешнем по отношению к нему объекте. Ответы на эти вопросы позволяют выделить ряд основных направлений, по которым развивается осмысление объекта. Наиболее ранняя концепция – объект как сущее. Более поздняя – объект как феномен, т.е. явление, которое получило законченное выражение в учении И. Канта о «вещи в себе». В современной философии объект понимается как «бытие для другого». Особенности этих концепций и следует раскрыть при ответе на первый вопрос.

При ответе на второй вопрос следует раскрыть особенности основных моделей познавательного отношения к миру: рецептивной, характерной для наивного реализма, понимание познания как активной деятельности, познание как отражение объекта и познание как конструирование объекта. Кроме этого, следует обратить внимание на парадигмальную модель Т.Куна, модель «возможных миров» У. Куайна, модель лингвистической относительности Э. Сепира и модель «жизненного мира», которая характеризует сферу гуманитарного знания.

Раскрыв второй вопрос, можно перейти к рассмотрению проблемы истины (третий вопрос). Это чрезвычайно широкое понятие, которое включает в себя следующие аспекты: вопросы о свойствах истины, – объективность и субъективность относительность и абсолютность, конкретность. А также проблему критериев истины в различных познавательных концепциях – практика, согласованность или формальнологическая непротиворечивость, простота и внутреннее изящество и т.д. Кроме этого, следует затронуть проблему соотношения знания, мнения, заблуждения в познании.

Чтобы ответить на четвертый вопрос, следует выделить характерные черты научного знания: систематичность, возможность повторения результата, выводимость, доступность для обобщений и предсказаний, проблемность, возможность проверки, критичность, ориентация на практику. Это позволит соотнести науку с формами ненаучного знания и проследить эволюцию научного знания в истории человеческого общества. Следует также охарактеризовать эмпирический и теоретический уровни исследования и определить методы каждого из них. В эмпирическом – наблюдение, измерение, эксперимент, в теоретическом – анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, абстрагирование и моделирование. Касаясь проблемы методов научного познания, необходимо указать на то, что они могут различаться между собой степенью общности. В этом смысле методы разделяются на частные, научные, всеобщие (философские). Приведите примеры каждого типа данной классификации.

 

Вопросы для самостоятельной работы

1. Чем понимание отличается от объяснения?

2. Как соотносятся понятия «информация» и «знание»?

3. Какое познание является профессиональным видом общественной деятельности, и каковы критерии профессионализма в познании?

4. Какие результаты познания зависят от субъекта, а какие – от объекта познания?

5. Можно ли однозначно оценить роль заблуждений в познании?

6. Какова природа интуиции и совместима ли она с рациональным познанием?

7. В чем отличие религиозной веры от научной?

8. Почему не каждая научная гипотеза становится теорией?

9. Как объяснить факты подтверждения научных предсказаний, сделанных без или до эмпирических исследований?

10. Возможен ли в будущем абсолютный синтез всех видов и форм познания, их слияние в универсальную познавательную форму?

 

Список рекомендуемой литературы

1. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов: учебник / В.О. Голубинцев, А.А.Данцев, В.С. Любченко. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.-506с.

2. Родчанин Е.Г. Философия для технических вузов (исторический и систематический курс): учебник/ Е.Г. Родчанин, В.И.Колесников. – М.: Дашков и К; Академцентр, 2010.- 429с.

3. Словарь философских терминов/ Науч. Ред. В.Г.Кузнецова. – М.: Инфра-М, 2005. 731с.

4. Философия: учебник для студ. Вузов/Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной. -;-е изд., стереотип. –М.: Гардарики, 2008.- 828с.

5. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов.- 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Логос, 2002. -344с.

6. Спиркин А.Г. Философия: учебник для технич. вузов. – М.: Гардарики, 2002.- 368с.

7. Алексеев П.В. Философия: Исторический и систематический курс: учебник для вузов. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Логос, 2002.-344с.

8.  Моисеев, Н.Н. Современный рационализм / Н.Н. Моисеев. – М., 1995.

9. Степин, В.С. Теоретическое знание / В.С. Степин. – М., 2000.

10. Лекторский, Б.А. Субъект, объект. Познание / Б.А. Лекторский. – М., 1980.

11.  Липский, Б.И. Практическая природа истины / Б.И. Липский. – Л., 1988.

12. Рассел, Б. Человеческое познание / Б. Рассел. – Киев, 1997.

13. Руткевич, М.И. Диалектика и теория познания / М.И. Руткевич, И.Я. Лойфман. – М., 1994.

14. Алексеев, П.В. Теория познания и диалектика / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М., 1991.

15. Пуанкаре, А. Наука и гипотеза: наука о науке / А. Пуанкаре. – М., 1983.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 296.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...