Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Занятие 7.  ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ




 

Вопросы для общего обсуждения

1. Сущность философской проблемы бытия.

2. Основные формы бытия.

3. Понимание материи, пространства и времени в различных философских направлениях.

4. Изменение, движение, развитие: соотношение понятий.

 

Темы сообщений

1. Категория «небытие» в философии.

2. Прогресс и регресс: соотношение понятий.

3. Виртуальная реальность.

4. Проблема бесконечности пространства и времени.

5. Техника как особая реальность.

 

Методические рекомендации

Первый вопрос предполагает краткий обзор наиболее значимых философских концепций бытия и выделение основных аспектов проблемы: соотношение понятий «бытие», «реальность», «сущее», «существование», «субстанция».

Во втором вопросе следует выделить различные «слои» реальности, имеющие специфические особенности существования, к примеру: бытие природы, бытие социального, бытие духовного (идеального).

Третий вопрос требует четкого «разведения» понимания материи в материализме и идеализме, пространства и времени в субстанциональных и реляционных концепциях.

Раскрывая четвертый вопрос, обратите особое внимание на то, как соотносятся указанные понятия в различных философских направлениях (особенно на разных стадиях их развития).

 

Вопросы для самостоятельной работы

1. Что включается в понятия «субъективная реальность» и «объективная реальность»?

2. Как различаются духовная и материальная реальности?

3. В чем суть системного подхода к описанию материального мира?

4. Как в философии понимается сущность движения и покоя?

5. Являются ли понятия «развитие» и «прогресс» синонимами?

6. Какое изменение называют развитием?

7. Какую роль в развитии играют количественные и качественные изменения?

8. Применимо ли понятие «прогресс» к процессам, происходящим в природе?

9. Почему синергетику называют наукой о самоорганизации хаоса?

10. В чем отличия диалектического и синергетического подходов к трактовке развития?

 

Список рекомендуемой литературы

1. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов: учебник / В.О. Голубинцев, А.А.Данцев, В.С. Любченко. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.-506с.

2. Родчанин Е.Г. Философия для технических вузов (исторический и систематический курс): учебник/ Е.Г. Родчанин, В.И.Колесников. – М.: Дашков и К; Академцентр, 2010.- 429с.

3. Словарь философских терминов/ Науч. Ред. В.Г.Кузнецова. – М.: Инфра-М, 2005. 731с.

4. Философия: учебник для студ. Вузов/Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной. -;-е изд., стереотип. –М.: Гардарики, 2008.- 828с.

5. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов.- 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Логос, 2002. -344с.

6. Спиркин А.Г. Философия: учебник для технич. вузов. – М.: Гардарики, 2002.- 368с.

7. Алексеев П.В. Философия: Исторический и систематический курс: учебник для вузов. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Логос, 2002.-344с.

8.  Гайденко, П.П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология ХХ века / П.П. Гайденко. – М., 1997.

9. Дульнев, Г.Н. Введение в синергетику / Г.Н. Дульнев. – СПб., 1997.

10. Губин, В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии / В.Д. Гайденко. – М., 1998.

11. Чанышев, А.Н. Трактат о небытии / А.Н. Чанышев // Вопросы философии. – 1990. – № 10.

12.  Доброхотов, А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии / А.Л. Доброхотов. – М., 1986.

 

 

Занятие 8. УЧЕНИЕ О РАЗВИТИИ

Вопросы для общего обсуждения

 

1.Диалектика и метафизика – два подхода к развитию.

2. Принципы, законы и категории материалистической диалектики.

3. Диалектика Гегеля.

 

Темы сообщений

  1. Диалектика и её исторические формы
  2. Сущность и явление, внешнее и внутреннее
  3. Содержание и форма
  4. Противоречие и гармония
  5. Детерминизм и индетерминизм

 

Методические рекомендации

При подготовке к первому вопросу необходимо рассмотреть два подхода к развитию: диалектический и метафизический. Сопоставить понятия «субъективной» (развитие реального; природы и общества) и «объективной» (диалектическое мышление; теория диалектики) диалектики. Раскрыть понятие метафизики (форма мышления и знания), как альтернативы диалектики, исторические формы, выявить значение  метафизики для познания.

В втором вопросе проанализировать: принцип развития и принцип всеобщей связи, принцип единства исторического и логического. При раскрытии законов диалектики основываться на том, что закон взаимного перехода количественных и качественных изменений отвечает на вопрос, как же происходит развитие, вскрывает «механизм» развития. Закон единства и борьбы противоположностей даёт ответ на вопрос, почему происходит развитие, вскрывает источник развития. Закон отрицания отрицания отвечает, какова тенденция развития, вскрывает общую линию развития. В категориях диалектики внимание уделить: целое-часть, необходимость-случайность, сущность-явление, причина-следствие, возможность-действительность.

Третий вопрос предполагает описание концепции идеалистической диалектики Гегеля. Основой мира в представлении философа является Абсолютный Дух в форме понятия, которую он именует Богом. Гегель прослеживает процесс постижения истины не отдельным индивидом, а всем человечеством в целом.

  

Список рекомендуемой литературы

1. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов: учебник / В.О. Голубинцев, А.А.Данцев, В.С. Любченко. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.-506с.

2. Родчанин Е.Г. Философия для технических вузов (исторический и систематический курс): учебник/ Е.Г. Родчанин, В.И.Колесников. – М.: Дашков и К; Академцентр, 2010.- 429с.

3. Словарь философских терминов/ Науч. Ред. В.Г.Кузнецова. – М.: Инфра-М, 2005. 731с.

4. Философия: учебник для студ. Вузов/Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной. -;-е изд., стереотип. –М.: Гардарики, 2008.- 828с.

5. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов.- 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Логос, 2002. -344с.

6. Спиркин А.Г. Философия: учебник для технич. вузов. – М.: Гардарики, 2002.- 368с.

7. Алексеев П.В. Философия: Исторический и систематический курс: учебник для вузов. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Логос, 2002.-344с.

8. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. – М., 1984

9. Поппер К.Р. Что такое диалектика? //Вопросы философии. 1995. № 1.

10. Кумпф Ф., Оруджев З. Материалистическая диалектика: Краткий очерк теории – М., 1985.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 181.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...