Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Занятие 7. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ
Вопросы для общего обсуждения 1. Сущность философской проблемы бытия. 2. Основные формы бытия. 3. Понимание материи, пространства и времени в различных философских направлениях. 4. Изменение, движение, развитие: соотношение понятий.
Темы сообщений 1. Категория «небытие» в философии. 2. Прогресс и регресс: соотношение понятий. 3. Виртуальная реальность. 4. Проблема бесконечности пространства и времени. 5. Техника как особая реальность.
Методические рекомендации Первый вопрос предполагает краткий обзор наиболее значимых философских концепций бытия и выделение основных аспектов проблемы: соотношение понятий «бытие», «реальность», «сущее», «существование», «субстанция». Во втором вопросе следует выделить различные «слои» реальности, имеющие специфические особенности существования, к примеру: бытие природы, бытие социального, бытие духовного (идеального). Третий вопрос требует четкого «разведения» понимания материи в материализме и идеализме, пространства и времени в субстанциональных и реляционных концепциях. Раскрывая четвертый вопрос, обратите особое внимание на то, как соотносятся указанные понятия в различных философских направлениях (особенно на разных стадиях их развития).
Вопросы для самостоятельной работы 1. Что включается в понятия «субъективная реальность» и «объективная реальность»? 2. Как различаются духовная и материальная реальности? 3. В чем суть системного подхода к описанию материального мира? 4. Как в философии понимается сущность движения и покоя? 5. Являются ли понятия «развитие» и «прогресс» синонимами? 6. Какое изменение называют развитием? 7. Какую роль в развитии играют количественные и качественные изменения? 8. Применимо ли понятие «прогресс» к процессам, происходящим в природе? 9. Почему синергетику называют наукой о самоорганизации хаоса? 10. В чем отличия диалектического и синергетического подходов к трактовке развития?
Список рекомендуемой литературы 1. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов: учебник / В.О. Голубинцев, А.А.Данцев, В.С. Любченко. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.-506с. 2. Родчанин Е.Г. Философия для технических вузов (исторический и систематический курс): учебник/ Е.Г. Родчанин, В.И.Колесников. – М.: Дашков и К; Академцентр, 2010.- 429с. 3. Словарь философских терминов/ Науч. Ред. В.Г.Кузнецова. – М.: Инфра-М, 2005. 731с. 4. Философия: учебник для студ. Вузов/Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной. -;-е изд., стереотип. –М.: Гардарики, 2008.- 828с. 5. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов.- 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Логос, 2002. -344с. 6. Спиркин А.Г. Философия: учебник для технич. вузов. – М.: Гардарики, 2002.- 368с. 7. Алексеев П.В. Философия: Исторический и систематический курс: учебник для вузов. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Логос, 2002.-344с. 8. Гайденко, П.П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология ХХ века / П.П. Гайденко. – М., 1997. 9. Дульнев, Г.Н. Введение в синергетику / Г.Н. Дульнев. – СПб., 1997. 10. Губин, В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии / В.Д. Гайденко. – М., 1998. 11. Чанышев, А.Н. Трактат о небытии / А.Н. Чанышев // Вопросы философии. – 1990. – № 10. 12. Доброхотов, А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии / А.Л. Доброхотов. – М., 1986.
Занятие 8. УЧЕНИЕ О РАЗВИТИИ Вопросы для общего обсуждения
1.Диалектика и метафизика – два подхода к развитию. 2. Принципы, законы и категории материалистической диалектики. 3. Диалектика Гегеля.
Темы сообщений
Методические рекомендации При подготовке к первому вопросу необходимо рассмотреть два подхода к развитию: диалектический и метафизический. Сопоставить понятия «субъективной» (развитие реального; природы и общества) и «объективной» (диалектическое мышление; теория диалектики) диалектики. Раскрыть понятие метафизики (форма мышления и знания), как альтернативы диалектики, исторические формы, выявить значение метафизики для познания. В втором вопросе проанализировать: принцип развития и принцип всеобщей связи, принцип единства исторического и логического. При раскрытии законов диалектики основываться на том, что закон взаимного перехода количественных и качественных изменений отвечает на вопрос, как же происходит развитие, вскрывает «механизм» развития. Закон единства и борьбы противоположностей даёт ответ на вопрос, почему происходит развитие, вскрывает источник развития. Закон отрицания отрицания отвечает, какова тенденция развития, вскрывает общую линию развития. В категориях диалектики внимание уделить: целое-часть, необходимость-случайность, сущность-явление, причина-следствие, возможность-действительность. Третий вопрос предполагает описание концепции идеалистической диалектики Гегеля. Основой мира в представлении философа является Абсолютный Дух в форме понятия, которую он именует Богом. Гегель прослеживает процесс постижения истины не отдельным индивидом, а всем человечеством в целом.
Список рекомендуемой литературы 1. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов: учебник / В.О. Голубинцев, А.А.Данцев, В.С. Любченко. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.-506с. 2. Родчанин Е.Г. Философия для технических вузов (исторический и систематический курс): учебник/ Е.Г. Родчанин, В.И.Колесников. – М.: Дашков и К; Академцентр, 2010.- 429с. 3. Словарь философских терминов/ Науч. Ред. В.Г.Кузнецова. – М.: Инфра-М, 2005. 731с. 4. Философия: учебник для студ. Вузов/Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной. -;-е изд., стереотип. –М.: Гардарики, 2008.- 828с. 5. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов.- 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Логос, 2002. -344с. 6. Спиркин А.Г. Философия: учебник для технич. вузов. – М.: Гардарики, 2002.- 368с. 7. Алексеев П.В. Философия: Исторический и систематический курс: учебник для вузов. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Логос, 2002.-344с. 8. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. – М., 1984 9. Поппер К.Р. Что такое диалектика? //Вопросы философии. 1995. № 1. 10. Кумпф Ф., Оруджев З. Материалистическая диалектика: Краткий очерк теории – М., 1985.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 181. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |